О сверхживотном и сверхчеловеке

Единая этика. Трактат. Эссе. Афоризмы / Виталий
 Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3619/

Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/emsg/
  __________________________________


Человек – сверхобезьяна. Каков же должен быть сверхчеловек? Нам его представить невозможно так же, как сверхреальность. Однако человек в ходе эволюции появился. Теперь надо ждать появления сверхреальности. Люди, к сожалению, в ней поймут столько же, сколько обезьяна понимает в цивилизации.
Для того, чтобы этого не произошло, сверхлюдей надо создавать через совершенствование людей, самосовершенствование, а не отдельно и параллельно, независимо от человека, типа «искусственного интеллекта».
То есть процесс превращения человека в сверхчеловека нельзя пускать на самотек, аналогичный появлению человека из обезьяны. Пропасти между человеком и сверхчеловеком не должно быть.

Весь вопрос в том, насколько «сверх»? Если немного – талант, больше – гений. А дальше – что? Иное качество, нам неизвестное. Думаю, - искусственный интеллект.
Самое страшное, что все нарождающееся новое не сразу приходит к мысли о необходимости в сущем мире всех ступеней лестницы эволюции. Человек не может жить в пустоте - без природы, мира неорганического. Каждый заполняет нишу свою, и этика отношений должна быть для всех одинакова, в том числе и для тех, кто нас ниже. На каком-то этапе люди забыли об этом, и вот результат…
Все худшее происходит оттого, что кто-то начинает считать себя «сверх». Люди – сверхживотные, и вот - ужасы цивилизации. Если бы мы не считали себя чем-то отдельным от мира, этого не было бы. Пусть выше, но вместе со всеми!
Не хотелось бы, чтоб сверхчеловек – а он возникнет однажды – повел бы себя, как сверхживотное.

Человека можно назвать сверхживотным.
Сверхживотное способно преобразовывать мир, несоизмеримо в большей степени, чем просто животное, в качественно иной степени. Но, чтобы это было не случайное изменение и не вредное, необходима внутренняя потребность духовного роста - осознание ответственности, соразмерной масштабам деятельности. Без нее сверхживотное вымрет.
Некоторые говорят о сверхчеловеке. Тогда отчего же не сверхживотное? Представим себе какого-нибудь сверхкомара! Сверхчеловек - наверное, уже все-таки не человек, как сверхкомар, может быть, уже не комар, а «птица» какая-нибудь.
Прежде чем стремиться стать «сверхчеловеками», очень многим надо бы научиться быть просто людьми, дабы не перепрыгивать через ступеньки развития. Человек по отношению к обезьяне - такая же сверхобезьяна, как «сверхчеловек» по отношению к человеку.
Посмотрим на обезьяну, сравним с собою ее... И попробуем представить себе «человека» далекого будущего!
Сверхсебя трудно представить… Но, думаю, развитие будет идти в направлении все больших масштабов целенаправленного воздействия «я» на среду, возможно, качественно иного воздействия. Оно будет считать сферой своего бытия все большие количества все более сложного материального и идеального.

Чтобы корова давала молока больше, ей надо для этого создать оптимальные биологические условия. Но чтобы человек проявлял себя максимально, по высшему своему назначению, нужны условия совершенно другие, вряд ли биологически оптимальные.
Чем больше человек неудовлетворен миром, тем сильнее желание изменений. Неудовлетворенность - высшее мироощущение человека, позволившее подняться ему над царством животным.

Человек пользуется всем, что ниже его – животными, миром неорганическим, по своему усмотрению. Точно так же и сверхчеловек, возможно, будет использовать человека, как мы животных для получения мяса, молока или шерсти. Возможно, он будет даже улучшать породу людей с целью добывать с помощью нас, конечно, не молоко и не шерсть, а интеллектуальные наработки и сильные чувства.

Сверхчеловек, видимо, не может возникнуть чисто биологически, путем отбора в среде случайных мутаций. В его создании должен участвовать Разум. Это сознательное участие человека-Творца в строительстве единого мира, в высшем, полном слиянии человека и мира и развитии этого Целого.
Человечество само себя развивает, развивает весь мир и находит между собою и миром все больше точек соприкосновения интересов, смыслов и целей и все меньше различий.


Рецензии