Учитель старославянского языка
« А, ты знаешь как я попал на Кавказ?»,- наливая вино в стаканы, начал свой рассказ Анатолий….
« Когда я закончил исторический факультет Харьковского университета…» ,- смакуя вино продолжал он , - «После окончания – послали меня по распределению в Казахстан, в какой-то аул, работать учителем истории.
Завхоз, не высокий, пожилой казах, показал мне моё жилище. Это была, недалеко от школы глинобитная хата, один стул, тумбочка да ржавая кровать, вот и все пожитки. Посмотрев на меня, он сказал, почти без акцента: « Придёшь ко мне на склад, я выдам тебе : матрац, подушку, одеяло и две простыни. Это пока на первое время, а к зиме , что-нибудь по лучше подыщем…»
Меня такая тоска взяла - кругом пустыня, с водой туго, не умыться, не побриться, а чтобы душ принять, об этом и речи не может быть.
Я почти пять лет жил в общежитии, и привык к спартанским условиям, но там хотя бы была холодная вода , а здесь – полный «капец».
Делать нечего устраиваюсь, готовлюсь к началу учебного года, а сам думаю: « Как бы мне улизнуть, да так, чтобы всё было по согласию.»
Начался учебный год, познакомился я учителями, их было не много – человек шесть вместе с директором и все ведут по два или три предмета.
И мне тоже предложили…
Директор, Иван Иваныч Петухов , вызывает, меня как-то и говорит :
« Анатолий , история это конечно, хорошо, но как ты будишь им рассказывать события и даты, если они толком русского языка не знают, поэтому будешь вести ещё и русский язык.»
А я ему: « Ну, русский, допустим, я знаю. А как я буду литературу преподавать?»
А Иван Иванович парирует: « А она им, и на фиг не нужна, я вот не знаю , и ничего, целый директор…»
Делать не чего – согласился…
Прошло недели полторы, приходит ко мне в выходной, наш единственный мужчина, учитель химии, и приносит колбу, на которой было написано С2Н5ОН, и говорит: « Я с дружеским визитом, что бы познакомится по ближе, меня зовут Николай.»
Я спрашиваю: « Это что спирт?». А он, поднял в верх палец, видно пока шёл, пригубил немного, и говорит: « Бери выше , химреактив, чистый как слеза девственницы - ректификат!»
« Нет! ,- сопротивляюсь, - Давай разбавим!»
Он согласился: « Давай!»
Взял я бутылку, налил половину воды и половину спирта, пошла реакция, даже бутылка немного нагрелась, а мы закусочки нарезали, сыр, помидоры, перць, дыньку.
Налили в стаканы и выпили.
Химик и говорит: « Не правильно ты градус сделал. Вот Менделеев, когда водку изобрёл, то написал, что она должна быть сорок градусов…»
И опять наливает - выпили , а я говорю: « Это миф, ничего такого Менделеев не писал, и водку не изобретал…».
А он за своё: « Изобретал и всё тут!».
А я то, точно знаю , потому, что даже реферат на эту тему писал, и продолжаю: « Тридцать первого января тысяча восемь сот шестьдесят пятого года в Санкт-Петербурге , известный ученый Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию "О соединении спирта с водою", а водку сорокоградусную, тогдашнее правительство придумало для удобства подсчета объемов произведенного напитка, а первая водка, которая называлась «Московская особая», поступила в продажу в тысяча восемь сот девяносто четвёртом году.»
Он , как услышал, рот открыл и даже протрезвел немного.
« Вот голова», - говорит ,- « Академик, с такими знаниями, энцо…, энцоклап…» ,- так и не выговоривши до конца, продолжал: « Такой, учённый, должен погибать в пустыне…
Сослали тебя, Анатоличь, как Шевченко, ну прямо как крепостного…
Это ж, за какие такие грехи!», - пустил слезу химик.
Разлили мы остатки реактива в стаканы, выпили за Менделеева и за Шевченко…
Николай говорит : « Анатоличь, я знаю, что делать, ты, так работай, чтобы они тебя сами уволили или перевели, куда-нибудь, уж лучше к медведям на север, чем здесь!»
На этой мажорной ноте мы и закончили наше застолье, и преподаватель химии пошёл в соседнюю хату…
На утро, просыпаюсь, голова, как переспелый арбуз, а на занятия надо идти…
Выпил воды, и вспомнил вчерашний разговор, подумал: « Чтобы такого придумать?». Думал-думал и придумал. Шевченко в ссылке тут был и даже вирши писал, я чем хуже?
И то ли от воды, то ли от мыслей, в голове у меня опять веселье вчерашнее проснулось ,захожу в класс и говорю: « Здоровэньки булы…».
В классе все ученики-казахи , они на меня смотрит, да так, как мне показалось, удивились, что у них глаза из узких щёлочек в «пятаки» превратились…
А я, продолжаю : « Хлопцы ! С этого дня, будем учить, древне славянский язык.» .
А им , что славянский, что русский, разница не большая.
Тогда я беру полотенце и говорю: « Ось, хлопы, це рушнык, запамьятайте, а це», - и показываю на рядом стоящий кувшин, говорю, - « Глечик.».
Так целый урок и проговорил на украинском языке…
Последующие уроки я показывал, разные предметы на картинках в учебниках и продолжал: « Це, рушныця, а це – стеля та пидлога, а це - чёбит та панчёха…»
Ученики у меня старательные, запоминали быстро старославянские слова и даже начали «розмовляти на ридний мови».
Да я сам втянулся, вспомнил Украину, родной Харьков, прихожу в класс, слышу родную речь, и настальгия не так мучает…
Прошло почти пол года , заканчивается четвёртая четверть , и тут из райцентра приехала комиссия из ГОРАНО .
Когда они пришли на занятия, и услышали, на каком языке « балакалы хлопци-казахи», то сами чуть не лишились дара речи, благо среди них был один хохол, который всё понял…
Вызвают меня к директору, и давай ругать.
А я «дурака включил» и говорю: « Меня направляли как учителя истории, к истории есть претензии?» .
Они говорят : « Нет!».
«Так, в чём же справа ?» ,- спрашиваю, - « Значит, я ничёго не нарушив.
А русский, чи украинськый – я и сам в ных плутаюсь!»
Посмотрели на меня члены комиссии, а крыть нечем…
И от греха подальше, перевели в Грузию …
Свидетельство о публикации №118022804372