часть первая. Итальянцы в джазе...

Идея сделать материал, посвященный итальянскому джазу, возникла (как это часто и бывает с хорошими идеями) случайно. В беседе о фестивале «Джазовые субботы» я рассказала про итальянского участника, чему удивилась, заметив, что про итальянский джаз прежде слышать не доводилось. Что, собственно, не удивительно; я нашла даже статью с красноречивым заголовком «Итальянский джаз в России почти неизвестен» (я бы выразилась еще более общо: в славянских странах). Так уж вышло, что имена джазменов с Апениннского полуострова не на слуху даже у любителей жанра. Тем не менее, джаз в Италии есть. Посему я, соскучившись по музыкальным исследованиям, решила воспользоваться поводом и познакомить читателей с этим явлением.
Поговорим об известных, вписавших свое имя в историю мирового джаза мэтрах, имеющих итальянские корни. Пускай нетрадиционно на разогреве у нас выступят звезды.

                ***


Итак, начнем с начала. Буквально с самого начала – с одной из первых вех в истории «белого» джаза

Ник Ла Рока

Ник Ла Рока (1889 –1961 гг.) - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы «Original Dixieland Jass Band». Он является автором одной из самых записываемых композиций, джазовой классики всех времен – «Tiger Rag».

Доминик Джеймс «Ник» Ла Рокка родился в Новом Орлеане в семье бедных сицилийских иммигрантов. Еще ребенком Ник начал проявлять огромный интерес к музыке. Нередко родители наблюдали, как зачарованно заглядывался малыш на висящую на стене трубу, предмет гордости отца: Джироламо Ла Рока играл на ней, служа в полку берсальеров генерала Ламарморы во время Третьей итальянской войны за независимость. Ныне же он вместе с друзьями устраивал по воскресеньям концерты в городском парке, и вся семья, наряженная в праздничные одежды, приходила смотреть эти выступления. В отличие от своих старших братьев, Ник был искренне увлечен происходящим на сцене и внимательно вслушивался в мелодии, взятые преимущественно из опер.

Как-то раз, вернувшись домой, Джилорамо застал сынишку старательно дующим в отцовскую трубу. Он отобрал инструмент и запретил трогать его снова: «Музыка – хорошая штука, но она тебя не прокормит. Я хочу, чтобы ты, когда вырастешь, стал доктором!».

Однако запрет не отвадил юного Ника от попыток научиться играть. Однажды Джилорамо, вне себя от гнева, просто расколотил злосчастную трубу. Ник не мог сдержать слез. Но с помощью отца одного из друзей, занимавшегося починкой инструментов, ему удалось восстановить трубу и тайком принести домой, стараясь, чтобы она не попадалась на глаза отцу.

Прячась от сурового главы семьи, Ник упражнялся в заброшенных зданиях на окраине города. Полностью посвятить себя музыке он смог лишь после смерти отца, в 15 лет. Ему нравились марши, и он дни напролет проигрывал пластинки с ними, воспроизводя мелодии на слух. Он услышал ансамбль выступавших на улице черных ребят и был покорен их музыкой, столь непохожей на привычные композиции воскресных концертов. Со временем Ник стал не только хорошим музыкантом, но и весьма предприимчивым молодым человеком: ни одна свадьба или крестины в квартале не обходились без его музыкального сопровождения. Работая днем в магазине, с 1905 г. он начал выступать по вечерам с различными группами, а вскоре собрал и собственный оркестр.

В 1916 г. Ник Ла Рокка был выбран на замену Франку Кристиану для работы в Чикаго с группой Джонни Стейна. Эта группа и стала знаменитым квинтетом Original Dixieland Jass Band (ODJB). (Название затем было испрвлено на «Jazz», поскольку слово «Jass» очень легко адаптировалось в английское «ass», обозначающее… э, филейную часть тела.) Во время выступления ODJB в неком заведении Манхэттена, содержавшимся итало-американцами, как говорится, «сомнительной репутации», Ла рока получил от одного из «боссов» предложение от которого он не смог отказаться записать пластинку. Так в 1917 г. появилась первая коммерчески выпущенная джазовая запись, «Livery Stable Blues», получившая огромный успех и прославившая ODJB. Группа сочинила и/или впервые записала многие джазовые стандарты, сразу ставшие хитами.

После того как группа с участием музыкантов из Нового Орлеана (Олкайд Нуньес, Том Браун и Рэгбэби Стивенс) выиграла состязание у ODJB, барабанщик Рэгбэби позвал Ника возглавить её. С этим коллективом Ла Рокка гастролировал в Англии и Соединенных Штатах в начале 1920-х, после чего перенес нервный срыв. Он вернулся в Новый Орлеан, бросил музыку и занялся строительным бизнесом.

В 1950-е годы Ла Рокка написал множество яростных писем в газеты, на радио и телевизионные шоу, заявив, что он был истинным и единственным изобретателем джаза. Естественно, это спровоцировало негативную реакцию и сильно повредило его репутации и карьере.

Однако, взвесив все факты, следует признать, что Ник Ла Рокка был важной фигурой на этапе обретения джазом международной популярности, лидером самой влиятельной джаз-группы в период с 1917 по 1921 гг., и хорошим музыкантом в ранних джазовых записях. Его работа оказала влияние на более поздних джазовых трубачей, таких как Рэд Николс, Бикс Байдербек и Фил Наполеон.

Полный вариант интереснейшей статьи про Ника Ла Рокка (правда, текст на итальянском).
Читаем подробнее про «ODJB»
Вспоминаем «ODJB» в посте «Повторение пройденного»

Гастроли успешного «ODJB» способствовали популяризации джаза и распространению его за пределы Америки – в том числе, в Великобританию.

Братья Старита

Рэй (Ренато), Эл (Арманд) и Руди Старита (был в семье и четвертый брат, Джулио, он играл, но, судя по всему, не записывался) были одними из американских джазменов, приехавших (в 1923 г.) выступать на площадках Туманного Альбиона.

Кларнетист и альт-саксофонист Эл Старита руководил оркестром популярного ночного клуба «Kit-Cat Band», в 1925 г. они сделали первую английскую джазовую запись, выпустив пластинку с модной тогда композицией Кармайкла «Riverboat Shuffle».

C 1934 г. Эл Старита играл уже в США, выступал с различными коллективами, включая оркестр Томми Дорси. С 1944 по 1960 гг. руководил разными группами, принимал участие в благотворительных концертах.

Кларнетист и тенор-саксофонист Рэй Старита руководил танцевальным оркестром «Piccadilly Revels Band» при отеле «Пикадилли», славившимся техничным составом. Позднее он перевел оркестр в клуб «Амбассадор», но еще полгода они записывались под своим прежним именем.

Дочь Рэя говорила о нем: «Мой отец был любящим родителем, очень одаренным музыкантом, он прекрасно разбирался в лошадях, любил кататься на лодке, был бизнесменом, антрепренером, а еще он был очень веселым, заботливым и щедро дарил свои время и деньги бедным. Ему нравилась любая музыка, и он умел играть на нескольких инструментах. Много ночей я засыпала под чудесные звуки его органа».

Вспоминаем братьев Старита и танцевальные оркестры в посте о «Ever so goosey»
Смотрим коллекцию чудесных старых фотографий братьев Старита

Говоря о танцевальных оркестрах и свинге, можно упомянуть также бэнд Гая Ломбардо.

Гай Ломбардо

Гай Ломбардо (1902 –1977 гг.) - канадско-американский бэндлидер, аранжировщик и композитор.

Происходит из музыкально образованной семьи эмигрантов-итальянцев, проживавшей в Канаде (четверо его братьев стали музыкантами). С детства Гай Ломбардо получал уроки музыки, освоил игру на скрипке.

На заре своей профессиональной карьеры подвизался на местном радио и телевидении, затем получил ангажемент в Кливленде, в 1927 г. обосновался в Чикаго с собственным ансамблем «ROYAL CANADIANS» (вначале это был нонет, затем состав возрос до 16 человек), с 1930 г. — выступал в нью-йоркских дансингах, отелях и клубах.

Гай Ломбардо, в сущности, лишь косвенно связан с джазом, как и его оркестр, ориентировавшийся главным образом на исполнении танцевально-развлекательной музыки (сентиментальных.баллад и шлягеров, фокстротов и танго, обработок классических и фольклорных мелодий, рэгтаймов, коммерческих псевдо-блюзов, песен из мюзиклов и т. п.).

Тем не менее, этот оркестр пользовался сенсационным успехом у поклонников свинга, имел немало почитателей даже среди джазменов (среди них — Луи Армстронг, «Затти» Синглтон, Дэйв Пейтон и пр.) — благодаря ясно выраженному джазовому колориту, пластичному, упругому свинговому ритму (правда, довольно упрощенному и облегченному), яркому мелодизму, оригинальному оркестровому саунду (характерный прием — использование вставленных в саксофоновые трости бумажных мембран для изменения и смягчения общего звучания рид-секции, типично также усиленное, «дрожащее» вибрато духовых, частое применение засурдиненной меди, фортепианное сопровождение в духе страйд-пиано). Оркестровый стиль, созданный им, — одна из вершин в области коммерциализированного свит-свинга 1930-х гг.

Что же касается биг-бэндов, невозможно не отметить человека, написавшего одну из самых известных джазовых композиций. Да, он тоже был итальянцем :) И мы о нем однажды уже говорили.

Гарри Уоррен

Гарри Уоррена (1893-1981 гг.) зачастую описывают как человека, в наибольшей степени ответственного за «звук» в 30-е, и «самого успешного автора песен в истории кинолент».

Получивший при рождении имя Сальваторе Антонио Гуаранья, он был одиннадцатым ребенком в семье итальянского эмигранта, сапожника. Мальчик рос, слушая классическую музыку, и с детства боготворил Пуччини. Хотя родители не могли себе позволить уроки музыки для юного Сальваторе, тот с ранних лет начал проявлять к музыке интерес и сам научился играть на отцовском аккордеоне. В 16 Уоррен бросил школу, чтобы выступать на представлениях передвижного карнавала в оркестре своего крестного.

В 1918 г. Уоррен вступил в ряды военно-морского флота, где и начал писать песни.

В 1932 г. он начал работать на Warner Brothers – его наняли для сочинения музыки к мюзиклу «42 улица», получившего совершенно ошеломительный успех. После этого Уоррен протрудился там еще 6 лет, написав партитуры к 33 мюзиклам.

За свою 40-летнюю карьеру Гарри Уоррен написал свыше 800 песен (в период между 1918 и 1981 гг.), опубликовав 500 из них. Все они были изначально написаны в основном для 56 фильмов. В общем итоге его песни звучали более чем в 300 фильмах и 112 мультфильмах

Именно из-под пера Гарри Уоррена в 1942 г. великолепная «Chattanooga Choo-Choo» выехала на свой 29-й путь и с тех пор уверенно не сходит с него, как и со страниц репертуара множества исполнителей.

Вспоминаем Гарри Уоррена в посте о «Нагасаки»

Многие джазовые стандарты исполнялись крунерами (надлежащего русского аналога этого термина, пожалуй, не существует), которые первоначально выступали в сопровождении биг-бэндов. И в ряду этих исполнителей, бесспорно, выделяется имя еще одного итальянца:

Фрэнк Синатра

«Он был уникален во всем: в том, как он носил шляпу, как выбирал галстуки, как женился и разводился и вновь женился, как заказывал мартини и как опохмелялся. Он был уникален в том, как пел баллады – он их рассказывал! Каждое слово имело смысл, и в поздние годы он предварял почти каждую песню рассказом о том, что она для него значит, что в ней текст, а что подтекст… Он быстро стал миллионером, но возле ворот его виллы часто стоял привратник, который каждому желающему выдавал доллар. Он был королем шоубизнеса, он был любимцем миллионов фанов на этой планете, но он боялся одиночества и засиживался с друзьями в клубах и ресторанах до рассвета. «Наверное, я – говорил он, - встретил больше рассветов, чем кто-либо на этой планете». Его звали «Голубые глаза», его звали «Голос» - он был Фрэнком Синатрой».

«Синатра излучал мысленные образы и неразбавленные чистые чувства, в то время как остальные певцы в лучшем случае работали с мелодией и словами. Казалось, он отправлял в глубокий транс слушателей без помощи композиторов, аранжировщиков и музыкантов. Он был настолько уверен в своих отношениях с аудиторией, что он часто рассказывал публике обо всех, кто участвовал в создании песни. Но в итоге это не имело никакого значения: неважно, кто процарапал ноты на бумаге, кто написал слова, потому что лишь он сам, он один был способен придать всему этому смысл…»

Конечно, в полном смысле слова «джазовым» исполнителем Синатру не назовешь. И все же он выступал с ведущими джазменами, а записи с оркестром Каунта Бейси являются одними из лучших работ во всей его дискографии.

«Этот вопрос всплывал часто - джазовый ли певец Фрэнки? По-настоящему Синатра начинал не как «поющий официант» в ресторане (через это прошла и Билли Холидей), а у Харри Джеймса, а затем у Томми Дорси. Оркестры эти были лидирующими свинговыми оркестрами, а юный Фрэнк был звездой-солистом. Синатра был солистом оркестра Каунта Бейси; он пел и у Бенни Гудмена, и у Дюка Эллингтона. Но себя он не заносил, в какую либо определенную категорию. Критики писали – крунер популярной музыки, поп-музыки. Он не умещался в это понятие».


С Бейси Синатра записал 3 альбома:
Sinatra–Basie: An Historic Musical First (1962),
It Might as Well Be Swing (1964)
и Sinatra at the Sands (1966), последний можно послушать полностью на YT

«Билли Мэй, дирижер оркестра, с которым Синатра работал весьма часто с 40-х и до 80-х, считал Фрэнка джазовым певцом. Он говорил: «Если определение джазового певца имеет в виду вокалиста, чей подход к песне точно такой же, как у инструменталистов, то есть если он верен нотам и тексту мелодии, но способен импровизировать, причем по-разному при каждом новом исполнении, он джазовый певец. А Фрэнк – именно такой."
Тромбонист Милт Бёрнхарт уточнял: «Если вы спросите Синатру, считает ли он себя джазовым певцом, он ответит весьма просто: - Эй, ты о чем? Я – певец…»


Еще одним известным певцом и музыкантом итальянского происхождения, связанным с джазом, является

                Луи Прима

Луи Прима (1910 –1978 гг.) – итало-американский певец, музыкант, композитор и поэт-песенник, киноактёр. Оказал большое влияние на американскую и мировую популярную музыку в 1930—1950-х годах. В 1993 году имя Луи Примы было включено в Зал Славы джаза и Зал Славы биг-бэндов.

Еще мальчишкой Прима любил заглядывать в окна негритянских церквей, которых было много по соседству с их домом, и наблюдать за тем, с каким азартом проходила служба. В детстве он брал уроки скрипки, но в пятнадцатилетнем возрасте переключился на трубу, услышав записи Кинга Оливера и Луи Армстронга. Несколько месяцев играл в местном оркестре вместе с братом Леоном. В 17 лет начал играть в театре Нового Орлеана, но вскоре был уволен, так как его посчитали негодным для сцены из-за хриплого и резкого голоса.

В 1939 г. Прима создал свой биг-бэнд, The Gleeby Rhythm Orchestra, где наконец нашел свой собственный стиль: крепкие свинговые аранжировки, взрывная смесь из английских, итальянских фраз и скэтового пения, и здоровая доля юмора. К их хитам относятся «Bell-Bottom Trousers», «Civilization (Bongo, Bongo, Bongo)», «Robin Hood», достигшие американского топ-10, и, конечно же, «Angelina» (1944), открывшая дорогу для «итальянских» песен».

С завершением эпохи биг-бэндов для Gleeby Rhythm Orchestra сцен становилось всё меньше и меньше. Прима застолбил ангажемент в отеле Sahara в Лас-Вегасе и присоединился к малому ансамблю во главе с популярным в Новом Орлеане тенор-саксофонистом Сэмом Бьютерой. Их первое выступление состоялось на Рождество, и группа, экспромтом названная Бьютерой «The Witnesses» («Свидетели»), сразу же стала сенсацией; их месячный ангажемент превратился в постоянное шоу, афишированное как «Безумнейшее шоу в Вегасе». Шоу зачастую шло по пять раз за ночь, и каждое выступление не было похоже на предыдущее. Луи прыгал по сцене, гримасничал, шутил, задирал своих партнёров и зрителей. Популярность Примы была предельно велика.

В 1960-х — начале 1970-х годов Прима и ансамбль продолжали выступать в казино и отелях Лас-Вегаса, но привлекали всё меньше публики, и они с Бьютерой вернулись в Новый Орлеан, где играли во французских кварталах для толп туристов.

Президент Джон Кеннеди, горячий поклонник таланта Луи, пригласил музыканта выступить на собственной инаугурации. А Уолт Дисней специально «под Приму» придумал образ обезьяньего вожака Луи в мультфильме «Книга джунглей». Прима с радостью озвучил мохнатого тезку, а записанная им для мультфильма песня «I Wanna Be Like You», естественно, стала суперхитом.

Кстати, собирая информацию, наткнулась на любопытную фразу одной из жен Примы: «Французский квартал Нового Орлеана в начале ХХ в. был скорее итальянским, чем французским».

Безусловно, творчество Луи Примы нельзя отнести к джазу в чистом виде. Зачастую это скорее приджазованная музыка, в которой было много из того, что станет потом рок-н-роллом, и всего прочего… Однако одно его произведение уж точно можно назвать классическим джазовым стандартом. В 1936 г. Прима сочинил песню «Sing, Sing, Sing», которая была записана оркестром Бенни Гудмена и стала поистине гимном эпохи свинга.

                ***

                о,этот белый джаз,
                как ты заводишь нас
                ты на века, а не на час
                о,этот белый джаз...


                атериал, посвященный итальянскому джазу, возникла (как это часто и бывает с хорошими идеями) случайно. В беседе о фестивале «Джазовые субботы» я рассказала про итальянского участника, чему удивилась, заметив, что про итальянский джаз прежде слышать не доводилось. Что, собственно, не удивительно; я нашла даже статью с красноречивым заголовком «Итальянский джаз в России почти неизвестен» (я бы выразилась еще более общо: в славянских странах). Так уж вышло, что имена джазменов с Апениннского полуострова не на слуху даже у любителей жанра. Тем не менее, джаз в Италии есть. Посему я, соскучившись по музыкальным исследованиям, решила воспользоваться поводом и познакомить читателей с этим явлением.
Поговорим об известных, вписавших свое имя в историю мирового джаза мэтрах, имеющих итальянские корни. Пускай нетрадиционно на разогреве у нас выступят звезды.

                ***


Итак, начнем с начала. Буквально с самого начала – с одной из первых вех в истории «белого» джаза

Ник Ла Рока

Ник Ла Рока (1889 –1961 гг.) - один из первых джазовых корнетистов и трубачей, лидер группы «Original Dixieland Jass Band». Он является автором одной из самых записываемых композиций, джазовой классики всех времен – «Tiger Rag».

Доминик Джеймс «Ник» Ла Рокка родился в Новом Орлеане в семье бедных сицилийских иммигрантов. Еще ребенком Ник начал проявлять огромный интерес к музыке. Нередко родители наблюдали, как зачарованно заглядывался малыш на висящую на стене трубу, предмет гордости отца: Джироламо Ла Рока играл на ней, служа в полку берсальеров генерала Ламарморы во время Третьей итальянской войны за независимость. Ныне же он вместе с друзьями устраивал по воскресеньям концерты в городском парке, и вся семья, наряженная в праздничные одежды, приходила смотреть эти выступления. В отличие от своих старших братьев, Ник был искренне увлечен происходящим на сцене и внимательно вслушивался в мелодии, взятые преимущественно из опер.

Как-то раз, вернувшись домой, Джилорамо застал сынишку старательно дующим в отцовскую трубу. Он отобрал инструмент и запретил трогать его снова: «Музыка – хорошая штука, но она тебя не прокормит. Я хочу, чтобы ты, когда вырастешь, стал доктором!».

Однако запрет не отвадил юного Ника от попыток научиться играть. Однажды Джилорамо, вне себя от гнева, просто расколотил злосчастную трубу. Ник не мог сдержать слез. Но с помощью отца одного из друзей, занимавшегося починкой инструментов, ему удалось восстановить трубу и тайком принести домой, стараясь, чтобы она не попадалась на глаза отцу.

Прячась от сурового главы семьи, Ник упражнялся в заброшенных зданиях на окраине города. Полностью посвятить себя музыке он смог лишь после смерти отца, в 15 лет. Ему нравились марши, и он дни напролет проигрывал пластинки с ними, воспроизводя мелодии на слух. Он услышал ансамбль выступавших на улице черных ребят и был покорен их музыкой, столь непохожей на привычные композиции воскресных концертов. Со временем Ник стал не только хорошим музыкантом, но и весьма предприимчивым молодым человеком: ни одна свадьба или крестины в квартале не обходились без его музыкального сопровождения. Работая днем в магазине, с 1905 г. он начал выступать по вечерам с различными группами, а вскоре собрал и собственный оркестр.

В 1916 г. Ник Ла Рокка был выбран на замену Франку Кристиану для работы в Чикаго с группой Джонни Стейна. Эта группа и стала знаменитым квинтетом Original Dixieland Jass Band (ODJB). (Название затем было испрвлено на «Jazz», поскольку слово «Jass» очень легко адаптировалось в английское «ass», обозначающее… э, филейную часть тела.) Во время выступления ODJB в неком заведении Манхэттена, содержавшимся итало-американцами, как говорится, «сомнительной репутации», Ла рока получил от одного из «боссов» предложение от которого он не смог отказаться записать пластинку. Так в 1917 г. появилась первая коммерчески выпущенная джазовая запись, «Livery Stable Blues», получившая огромный успех и прославившая ODJB. Группа сочинила и/или впервые записала многие джазовые стандарты, сразу ставшие хитами.

После того как группа с участием музыкантов из Нового Орлеана (Олкайд Нуньес, Том Браун и Рэгбэби Стивенс) выиграла состязание у ODJB, барабанщик Рэгбэби позвал Ника возглавить её. С этим коллективом Ла Рокка гастролировал в Англии и Соединенных Штатах в начале 1920-х, после чего перенес нервный срыв. Он вернулся в Новый Орлеан, бросил музыку и занялся строительным бизнесом.

В 1950-е годы Ла Рокка написал множество яростных писем в газеты, на радио и телевизионные шоу, заявив, что он был истинным и единственным изобретателем джаза. Естественно, это спровоцировало негативную реакцию и сильно повредило его репутации и карьере.

Однако, взвесив все факты, следует признать, что Ник Ла Рокка был важной фигурой на этапе обретения джазом международной популярности, лидером самой влиятельной джаз-группы в период с 1917 по 1921 гг., и хорошим музыкантом в ранних джазовых записях. Его работа оказала влияние на более поздних джазовых трубачей, таких как Рэд Николс, Бикс Байдербек и Фил Наполеон.

Полный вариант интереснейшей статьи про Ника Ла Рокка (правда, текст на итальянском).
Читаем подробнее про «ODJB»
Вспоминаем «ODJB» в посте «Повторение пройденного»

Гастроли успешного «ODJB» способствовали популяризации джаза и распространению его за пределы Америки – в том числе, в Великобританию.

Братья Старита

Рэй (Ренато), Эл (Арманд) и Руди Старита (был в семье и четвертый брат, Джулио, он играл, но, судя по всему, не записывался) были одними из американских джазменов, приехавших (в 1923 г.) выступать на площадках Туманного Альбиона.

Кларнетист и альт-саксофонист Эл Старита руководил оркестром популярного ночного клуба «Kit-Cat Band», в 1925 г. они сделали первую английскую джазовую запись, выпустив пластинку с модной тогда композицией Кармайкла «Riverboat Shuffle».

C 1934 г. Эл Старита играл уже в США, выступал с различными коллективами, включая оркестр Томми Дорси. С 1944 по 1960 гг. руководил разными группами, принимал участие в благотворительных концертах.

Кларнетист и тенор-саксофонист Рэй Старита руководил танцевальным оркестром «Piccadilly Revels Band» при отеле «Пикадилли», славившимся техничным составом. Позднее он перевел оркестр в клуб «Амбассадор», но еще полгода они записывались под своим прежним именем.

Дочь Рэя говорила о нем: «Мой отец был любящим родителем, очень одаренным музыкантом, он прекрасно разбирался в лошадях, любил кататься на лодке, был бизнесменом, антрепренером, а еще он был очень веселым, заботливым и щедро дарил свои время и деньги бедным. Ему нравилась любая музыка, и он умел играть на нескольких инструментах. Много ночей я засыпала под чудесные звуки его органа».

Вспоминаем братьев Старита и танцевальные оркестры в посте о «Ever so goosey»
Смотрим коллекцию чудесных старых фотографий братьев Старита

Говоря о танцевальных оркестрах и свинге, можно упомянуть также бэнд Гая Ломбардо.

Гай Ломбардо

Гай Ломбардо (1902 –1977 гг.) - канадско-американский бэндлидер, аранжировщик и композитор.

Происходит из музыкально образованной семьи эмигрантов-итальянцев, проживавшей в Канаде (четверо его братьев стали музыкантами). С детства Гай Ломбардо получал уроки музыки, освоил игру на скрипке.

На заре своей профессиональной карьеры подвизался на местном радио и телевидении, затем получил ангажемент в Кливленде, в 1927 г. обосновался в Чикаго с собственным ансамблем «ROYAL CANADIANS» (вначале это был нонет, затем состав возрос до 16 человек), с 1930 г. — выступал в нью-йоркских дансингах, отелях и клубах.

Гай Ломбардо, в сущности, лишь косвенно связан с джазом, как и его оркестр, ориентировавшийся главным образом на исполнении танцевально-развлекательной музыки (сентиментальных.баллад и шлягеров, фокстротов и танго, обработок классических и фольклорных мелодий, рэгтаймов, коммерческих псевдо-блюзов, песен из мюзиклов и т. п.).

Тем не менее, этот оркестр пользовался сенсационным успехом у поклонников свинга, имел немало почитателей даже среди джазменов (среди них — Луи Армстронг, «Затти» Синглтон, Дэйв Пейтон и пр.) — благодаря ясно выраженному джазовому колориту, пластичному, упругому свинговому ритму (правда, довольно упрощенному и облегченному), яркому мелодизму, оригинальному оркестровому саунду (характерный прием — использование вставленных в саксофоновые трости бумажных мембран для изменения и смягчения общего звучания рид-секции, типично также усиленное, «дрожащее» вибрато духовых, частое применение засурдиненной меди, фортепианное сопровождение в духе страйд-пиано). Оркестровый стиль, созданный им, — одна из вершин в области коммерциализированного свит-свинга 1930-х гг.

Что же касается биг-бэндов, невозможно не отметить человека, написавшего одну из самых известных джазовых композиций. Да, он тоже был итальянцем :) И мы о нем однажды уже говорили.

Гарри Уоррен

Гарри Уоррена (1893-1981 гг.) зачастую описывают как человека, в наибольшей степени ответственного за «звук» в 30-е, и «самого успешного автора песен в истории кинолент».

Получивший при рождении имя Сальваторе Антонио Гуаранья, он был одиннадцатым ребенком в семье итальянского эмигранта, сапожника. Мальчик рос, слушая классическую музыку, и с детства боготворил Пуччини. Хотя родители не могли себе позволить уроки музыки для юного Сальваторе, тот с ранних лет начал проявлять к музыке интерес и сам научился играть на отцовском аккордеоне. В 16 Уоррен бросил школу, чтобы выступать на представлениях передвижного карнавала в оркестре своего крестного.

В 1918 г. Уоррен вступил в ряды военно-морского флота, где и начал писать песни.

В 1932 г. он начал работать на Warner Brothers – его наняли для сочинения музыки к мюзиклу «42 улица», получившего совершенно ошеломительный успех. После этого Уоррен протрудился там еще 6 лет, написав партитуры к 33 мюзиклам.

За свою 40-летнюю карьеру Гарри Уоррен написал свыше 800 песен (в период между 1918 и 1981 гг.), опубликовав 500 из них. Все они были изначально написаны в основном для 56 фильмов. В общем итоге его песни звучали более чем в 300 фильмах и 112 мультфильмах

Именно из-под пера Гарри Уоррена в 1942 г. великолепная «Chattanooga Choo-Choo» выехала на свой 29-й путь и с тех пор уверенно не сходит с него, как и со страниц репертуара множества исполнителей.

Вспоминаем Гарри Уоррена в посте о «Нагасаки»

Многие джазовые стандарты исполнялись крунерами (надлежащего русского аналога этого термина, пожалуй, не существует), которые первоначально выступали в сопровождении биг-бэндов. И в ряду этих исполнителей, бесспорно, выделяется имя еще одного итальянца:

Фрэнк Синатра

«Он был уникален во всем: в том, как он носил шляпу, как выбирал галстуки, как женился и разводился и вновь женился, как заказывал мартини и как опохмелялся. Он был уникален в том, как пел баллады – он их рассказывал! Каждое слово имело смысл, и в поздние годы он предварял почти каждую песню рассказом о том, что она для него значит, что в ней текст, а что подтекст… Он быстро стал миллионером, но возле ворот его виллы часто стоял привратник, который каждому желающему выдавал доллар. Он был королем шоубизнеса, он был любимцем миллионов фанов на этой планете, но он боялся одиночества и засиживался с друзьями в клубах и ресторанах до рассвета. «Наверное, я – говорил он, - встретил больше рассветов, чем кто-либо на этой планете». Его звали «Голубые глаза», его звали «Голос» - он был Фрэнком Синатрой».

«Синатра излучал мысленные образы и неразбавленные чистые чувства, в то время как остальные певцы в лучшем случае работали с мелодией и словами. Казалось, он отправлял в глубокий транс слушателей без помощи композиторов, аранжировщиков и музыкантов. Он был настолько уверен в своих отношениях с аудиторией, что он часто рассказывал публике обо всех, кто участвовал в создании песни. Но в итоге это не имело никакого значения: неважно, кто процарапал ноты на бумаге, кто написал слова, потому что лишь он сам, он один был способен придать всему этому смысл…»

Конечно, в полном смысле слова «джазовым» исполнителем Синатру не назовешь. И все же он выступал с ведущими джазменами, а записи с оркестром Каунта Бейси являются одними из лучших работ во всей его дискографии.

«Этот вопрос всплывал часто - джазовый ли певец Фрэнки? По-настоящему Синатра начинал не как «поющий официант» в ресторане (через это прошла и Билли Холидей), а у Харри Джеймса, а затем у Томми Дорси. Оркестры эти были лидирующими свинговыми оркестрами, а юный Фрэнк был звездой-солистом. Синатра был солистом оркестра Каунта Бейси; он пел и у Бенни Гудмена, и у Дюка Эллингтона. Но себя он не заносил, в какую либо определенную категорию. Критики писали – крунер популярной музыки, поп-музыки. Он не умещался в это понятие».


С Бейси Синатра записал 3 альбома:
Sinatra–Basie: An Historic Musical First (1962),
It Might as Well Be Swing (1964)
и Sinatra at the Sands (1966), последний можно послушать полностью на YT

«Билли Мэй, дирижер оркестра, с которым Синатра работал весьма часто с 40-х и до 80-х, считал Фрэнка джазовым певцом. Он говорил: «Если определение джазового певца имеет в виду вокалиста, чей подход к песне точно такой же, как у инструменталистов, то есть если он верен нотам и тексту мелодии, но способен импровизировать, причем по-разному при каждом новом исполнении, он джазовый певец. А Фрэнк – именно такой."
Тромбонист Милт Бёрнхарт уточнял: «Если вы спросите Синатру, считает ли он себя джазовым певцом, он ответит весьма просто: - Эй, ты о чем? Я – певец…»


Еще одним известным певцом и музыкантом итальянского происхождения, связанным с джазом, является

                Луи Прима

Луи Прима (1910 –1978 гг.) – итало-американский певец, музыкант, композитор и поэт-песенник, киноактёр. Оказал большое влияние на американскую и мировую популярную музыку в 1930—1950-х годах. В 1993 году имя Луи Примы было включено в Зал Славы джаза и Зал Славы биг-бэндов.

Еще мальчишкой Прима любил заглядывать в окна негритянских церквей, которых было много по соседству с их домом, и наблюдать за тем, с каким азартом проходила служба. В детстве он брал уроки скрипки, но в пятнадцатилетнем возрасте переключился на трубу, услышав записи Кинга Оливера и Луи Армстронга. Несколько месяцев играл в местном оркестре вместе с братом Леоном. В 17 лет начал играть в театре Нового Орлеана, но вскоре был уволен, так как его посчитали негодным для сцены из-за хриплого и резкого голоса.

В 1939 г. Прима создал свой биг-бэнд, The Gleeby Rhythm Orchestra, где наконец нашел свой собственный стиль: крепкие свинговые аранжировки, взрывная смесь из английских, итальянских фраз и скэтового пения, и здоровая доля юмора. К их хитам относятся «Bell-Bottom Trousers», «Civilization (Bongo, Bongo, Bongo)», «Robin Hood», достигшие американского топ-10, и, конечно же, «Angelina» (1944), открывшая дорогу для «итальянских» песен».

С завершением эпохи биг-бэндов для Gleeby Rhythm Orchestra сцен становилось всё меньше и меньше. Прима застолбил ангажемент в отеле Sahara в Лас-Вегасе и присоединился к малому ансамблю во главе с популярным в Новом Орлеане тенор-саксофонистом Сэмом Бьютерой. Их первое выступление состоялось на Рождество, и группа, экспромтом названная Бьютерой «The Witnesses» («Свидетели»), сразу же стала сенсацией; их месячный ангажемент превратился в постоянное шоу, афишированное как «Безумнейшее шоу в Вегасе». Шоу зачастую шло по пять раз за ночь, и каждое выступление не было похоже на предыдущее. Луи прыгал по сцене, гримасничал, шутил, задирал своих партнёров и зрителей. Популярность Примы была предельно велика.

В 1960-х — начале 1970-х годов Прима и ансамбль продолжали выступать в казино и отелях Лас-Вегаса, но привлекали всё меньше публики, и они с Бьютерой вернулись в Новый Орлеан, где играли во французских кварталах для толп туристов.

Президент Джон Кеннеди, горячий поклонник таланта Луи, пригласил музыканта выступить на собственной инаугурации. А Уолт Дисней специально «под Приму» придумал образ обезьяньего вожака Луи в мультфильме «Книга джунглей». Прима с радостью озвучил мохнатого тезку, а записанная им для мультфильма песня «I Wanna Be Like You», естественно, стала суперхитом.

Кстати, собирая информацию, наткнулась на любопытную фразу одной из жен Примы: «Французский квартал Нового Орлеана в начале ХХ в. был скорее итальянским, чем французским».

Безусловно, творчество Луи Примы нельзя отнести к джазу в чистом виде. Зачастую это скорее приджазованная музыка, в которой было много из того, что станет потом рок-н-роллом, и всего прочего… Однако одно его произведение уж точно можно назвать классическим джазовым стандартом. В 1936 г. Прима сочинил песню «Sing, Sing, Sing», которая была записана оркестром Бенни Гудмена и стала поистине гимном эпохи свинга.

                ***

                о,этот белый джаз,
                как ты заводишь нас
                ты на века, а не на час
                о,этот белый джаз...

               
                Хокку в ответ автору гибридной публикации


                как итальянский
                джаз ты заводишь мужчин
                о Эллен Бали)

                Янис Гриммс   07.03.2018 13:29   

               


Рецензии
Хокку в ответ автору гибридной публикации

как итальянский
джаз ты заводишь мужчин
о Эллен Бали)

Янис Гриммс   07.03.2018 13:29     Заявить о нарушении
С праздником Вас, Эллен!

Янис Гриммс   08.03.2018 11:53   Заявить о нарушении
ваши флюиды поймала...

Эллен Бали   13.03.2018 14:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.