Часть 1 Уроки добра
Присев на камень у дороги,
старик сказал ученику:
– Передохнём. Наш путь был долгим,
но он подобен ручейку,
с которого берёт начало
подчас великая река.
И, что б судьба нам не послала,
во всём есть Господа рука.
Родник в кустах сверкал игриво,
ласкал весенний ветерок,
ворчал обиженно-шутливо
на угли чёрный котелок.
Достав лепёшку из котомки,
ломая с хрустом пополам,
дед протянул кусок мальчонке,
второй неспешно стал есть сам.
Когда костёр уже несмело
лизал древесные бока,
от кипятка душа сомлела.
Малец спросил у старика:
– Ответьте, мудрый мой учитель,
скажите, правду не тая,
где на земле добра обитель?
И для чего на свете я?
Почтенный старец молвил нежно:
– Совсем ты взрослым стал, сынок, –
и, улыбаясь безмятежно,
оборотился на восток.
–Там, на тропинке, видишь, – странник?
Поговорить бы надо с ним.
Возможно, он – судьбы посланник,
чей опыт нам неоценим.
К ним приближался по отрогу
мужчина пеший средних лет.
Учитель, выйдя на дорогу,
спросил в надежде на ответ:
– Скажи, любезный незнакомец,
откуда путь ты держишь свой?
Нашёл ли там любви колодец,
наполнив сердце теплотой?
Пусть благодать с тобой пребудет,
добром приумножая дни!
Какие в этом месте люди?
Как встретили тебя они?
– Я тороплюсь. Но, уважая
седины на твоём челе,
отвечу, правду обнажая,
что люди там живут во зле.
Я по делам был в Асланба'ре,
приюте грешников земных.
Меня избили на базаре
за горстку фиников гнилых.
Там каждый встречный алчет злата
и обирает чужаков.
Ножи торчат из-под халатов,
убьют за пару медяков!
Народ там грубый и опасный.
Теперь хочу идти в Хазрам.
Сказал наставник:
– Труд напрасный.
Приём такой же встретишь там.
Но странник тот, не вняв совету,
решил продолжить дальше путь.
Ребёнок, жаждущий ответа,
спросил недоумённо чуть:
– Скажите, добрый мой учитель,
как вы узнали про Хазрам?
Живёт ли зла там повелитель?
Иль Вы уже бывали там?
– Не довелось. Но знаю точно:
что в людях видишь – есть в тебе.
И, если мнится всяк порочным,
должно быть, судишь по себе.
Но нам открылось лишь немного.
Ты терпеливым будь пока.
Пусть дальше нас ведёт дорога
туда, где дремлют облака,
где гор безмолвные вершины
укрыты дымкой голубой,
где воздух свежий и долины
зелёной выстланы травой.
2
Раскинулось широко небо,
между камней вилась река.
Тропинкой, что мудрёней крепа1,
шли дед с юнцом, в руке рука.
Спускался сумеречный вечер,
и у подножия холмов
дым от костра стелился млечный,
означив точку овчаров2.
Отара блеяла в кошаре,
шёл аромат из казана.
Старик с мальцом гостями стали
у пожилого чабана,
который жил здесь вместе с сыном
да парой преданных собак.
Он очень рад был пилигримам,
к ним заглянувшим, - добрый знак.
Так, разделив нехитрый ужин,
вели неспешный разговор.
Дрова потрескивали дружно,
плясали искры, грел костёр.
- Вы в Асланба'ре не бывали? –
спросил паломник старика, –
Знакомы с кем-то иль встречали
гостившего там ходока?
- Благословенный это город! –
промолвил тот, прикрыв глаза, –
не очень стар, не слишком молод,
в нём небосвода бирюза
под стать мечети с минаретом,
что описать не хватит фраз!
Там муэдзи'н3 уже с рассветом
всех призывает на нама'з4.
Базар, каких вы не видали:
от пряностей и овощей,
ковров, клинков дамасской стали
до столь изысканных вещей,
что сердце стынет от восторга!
Там времени теряешь счёт!
Где много шума, мало торга.
Но там-то и снуёт народ,
который падок до диковин.
И ухо здесь держи востро.
Воришка скор и хладнокровен,
когда приметит серебро.
Но всё равно мне люб тот город.
В нём радость связана с тоской.
Он выковал меня, как молот,
и дружбой наградил мужской.
Коль побывать там доведётся,
друзьям нижайший мой поклон.
Они заботой, как ведётся,
радушием возьмут в полон.
- Спасибо, – вымолвил учитель, –
и, если Бог дарует сил,
как духовенства представитель
я б этот город посетил.
Ребёнок слушал удивлённо,
но ничего не произнёс,
а переждав, уединённо
спросил наставника всерьёз:
- Прошу, скажите мне по чести,
как получиться так могло,
чтоб об одном и том же месте
два мнения так развело?
Чьему теперь поверить слову?
Кто достоверный дал ответ?
Спросить кого-то нужно снова,
чтобы узнать, кто прав, кто – нет?
- Не торопись, ведь дело к ночи, –
сказал учитель, – спать пора.
Коль разобраться в чём-то хочешь,
так лучше всё начать с утра.
3
Лишь солнце тронуло долины,
чабан расправил дастархан5
и, проводив с отарой сына,
отведать предложил махан6.
Пока мужчины чинно ели,
ведя беседы о былом,
малец, увлёкшись птичьей трелью,
забрёл в ближайший ветролом,
набрал там хвороста охапку
и осторожно вдоль реки
нёс, меж камней ступая шатких.
Им умилялись старики.
Воздав хвалу порывам чистым,
позвали мальчика к столу.
Хозяин чай ему душистый
налил в цветную пиалу,
урюк насыпал щедро в плошку,
вознаграждая за труды,
и всякой снеди понемножку
собрал им в путь без суеты.
Смакуя сладость абрикосов,
гостинец уложив в суму,
не удержавшись от вопросов,
малец спросил:
– А почему
Вы встретили нас так радушно,
к себе пустили на ночлег,
снабдили всем, что было нужно,
хоть сами – бедный человек?
– Законы жизни неизменны
с тех пор, как создан белый Свет:
деянья наши непременно
к нам возвращаются в ответ.
Сегодня ты помог кому-то,
приняв участие в судьбе,
а завтра, если будет худо,
поможет кто-нибудь тебе.
Твори добро! Оно, как птицы,
не зная языков и рас,
преодолеет все границы, –
такой давал чабан наказ.
4
Ласкало солнце зелень склонов.
Тепло простившись с чабаном,
под звуки вешних перезвонов
ручьёв в потоке ледяном,
бегущих с кручи первозданной,
чтоб стать единою рекой
в краю земли обетованной,
шли пилигримы в порт морской.
– Вы рассказать мне обещали,
где скрыто зло, а где добро, –
присев, мальчонка на привале
сказал, прищурившись хитро.
– Хотел, чтоб сам искал ответы.
А не нашел, так вот мой сказ:
добро и зло живут не где-то,
они родятся только в нас.
Коль сердцем чист и щедр душою
и каждому помочь готов, –
я правды от тебя не скрою, –
друзей отыщешь без трудов.
Но, если ненависть, как завязь,
образовалась изнутри
иль сердце червем гложет зависть,
для лжи курятся алтари,
тогда не жди добра ответно.
Призренье – будет твой удел.
Всё ускользнёт из рук бесследно,
ты не получишь, что хотел.
Жизнь не даёт советов лишних.
Решать придётся самому:
желаешь ли помочь всем ближним
или кому-то одному;
к науке ли проявишь рвенье
иль ремесло найдёшь своё,
отдав все силы и уменье,
и Богом данное чутьё;
захочешь ли служить отчизне,
и защищать ее в бою,
или Господь к духовной жизни
направит будущность твою.
А может, ты построишь домик
там, где покой и тишина,
с дорожкой средь цветов во дворик,
где виноградник у окна
одарит гроздью ягод спелых,
когда тому настанет срок,
и словом шелест листьев прелых
вплетёшь в чудесных виршей слог.
Не важно, в чём твоё призванье,
но, свято следуя ему
и проявляя состраданье,
согласно сердцу своему,
ты делаешь весь Мир добрее.
Пускай на маленький шажок,
но сам становишься мудрее,
усвоив правильно урок.
Любовь, что всех морей безбрежней,
убережёт тебя от бед
и станет парусом надежды,
залогом будущих побед.
Так говорил старик ребёнку,
который мудрости внимал
и крепко тонкую ручонку
к его ладони прижимал.
И, не взирая на погоду,
деля заботы пополам,
в пути в любое время года
шли ходоки из Храма в Храм.
14.02.2014г.
Редакция: ноябрь 2019 - январь 2020гг.
Креп1 — группа тканей, главным образом шёлковых, вырабатываемых из нитей с очень большой (креповой) круткой или специальными (креповыми) переплетениями.
Овчар2 - работник по уходу за овцами.
Муэдзи;н3— в исламе служитель мечети, призывающий мусульман на обязательную молитву (намаз4).
Дастархан5 — в Средней Азии, а также у некоторых других народов Востока: скатерть, используемая во время трапез
Махан6 - сыровяленая колбаса из конины.
Свидетельство о публикации №118022710102
Кудрявцев Александр 16.01.2022 10:50 Заявить о нарушении