Откровение - Глава 3 - Аврелий Таврион - часть 3
Порабощённый сей народ,
Египетских избегнув казней,
Чрез пустынь повторить исход,
На камень истин непреложных
Сойти с зыбучего песка
Стремлений гиблых и ничтожных,
И заповедать на века:
Иметь единственного Бога,
Любя всем сердцем, всей душой;
И соблюдая верность строго,
Не украшать алтарь чужой;
Не поминать Святое всуе;
Для преклоненья не творить
Себе кумира иль статуи;
Отца и матерь свято чтить;
Убийцею не быть и вором;
И зависти покинув плен,
Без лести жить, без наговора,
Без лжи, без блуда, без измен;
Шесть дней недели так трудиться,
Как летом трудится пчела;
В седьмой же к Богу прилепиться,
Мирские отложив дела.
И, наконец, сердец объятья
Простреть, всецело возлюбя
Всех ближних, как сестёр, как братьев,
Как любишь самого себя! (2)
Призвал. Откликнулись. И чудо
Свершилось вмиг на их глазах:
Костей давно истлевших груда
И ветром распылённый прах,
В живые обернувшись члены,
Соединились в тело вновь,
И кровью налила им вены
Животворящая любовь.
Родник, что капал еле-еле,
Вдруг от избытка новых сил
Пустыню, мёртвую доселе,
Потоком бурным оросил
Целебных вод хрустально-сладких,
Эдема воскресив цветник,
И всяк, кто жаждал, без оглядки
Устами душ к нему приник.
Отрекшись ветхих заблуждений
И предрассудков родовых,
Ища духовных наслаждений,
От удовольствий роковых
Стал отходить народ всечасно;
Безделье, лихоимство, блуд,
Насилие, азарт и пьянство
Под нравственный отдали суд.
И разведённые супруги
Скрепляли снова свой союз,
И все семейные недуги
Лечила святость брачных уз;
И лучшей были им оградой
Надежда, вера и любовь.
И беспризорные их чада,
Под отчий возвращаясь кров,
Вниманье встретив и заботу,
В ответ покорность и почёт,
Забыв обиды и невзгоды,
Дарили сквозь сердечный лёд,
И лёд сей трескался и таял,
И жизни новое тепло
Зерном богозаветных правил
В народном сердце проросло.
Считаться стало преступленьем
Нуждальцу не подать руки,
Не поделиться с ним именьем
Иль не простить ему долги.
Собрания людей свободных
Скупали в складчину рабов,
И взмахом воли благородным
Освобождали от оков.
На месте праздного безделья
Вскипел прилежный, честный труд;
Былую мерзость запустенья
Сменил порядок и уют.
Взошли поля в округе Флоры,
И пышно зацвели сады;
И все склады и лавки вскоре
Забили местные плоды.
За дармовым вином и хлебом
Не стало вдруг очередей;
Не осквернял благое небо
Стон истязаемых людей
Над лобной площадью арены,
И кровь бессмысленной борьбы
Её не обагряла стены
Рукоплесканием толпы (3).
Не наживались впредь на росте
Заёмщики и подлецы,
И не проигрывали в кости
Свободу сыновей отцы.
Заброшены и опустели
Амфитеатр и гипподром,
Попины, бани и бордели.
Зато разросся Божий Дом (4),
Возвысившись над прахом Феба (5) -
Внимал чрез жертвенный алтарь
Впредь чистой и бескровной требе (6)
Иной, Единый Бог и Царь.
Так, лопаясь, паучьи нити
Паучий зашатали трон.
Жрецов усердный попечитель
Аврелий Максим Таврион
Тогда на гнусное убийство
Их нечестивый ум склонил (7).
Но план его и их витийство
Господь Всевышний посрамил.
Когда же, в чарах изощренный,
За дело сам взялся Кинопс,
Он пред народом возмущенным
Пал жертвой собственных угроз:
Ушел на дно в одно мгновенье,
Бесследно растворившись ил,
Едва Всевышний дуновеньем
Его водою окропил.
Не вынеся удар сей страшный,
Несокрушимая на вид,
Великая упала башня (8),
И в пыль рассыпался гранит!
И тут, победно торжествуя
Рассказчик вдруг осек свой глас,
Застыв как бледная статуя;
Погасли угли жгучих глаз;
И, тяжесть выдохнув глубоко,
Главою Иоанн поник.
Но бичевателем порока,
Перетерпев весомый миг,
Восстал он в неизбывных силах,
И изострив и взор, и речь,
Во тьму кромешную вонзил их,
Как правды раскалённый меч:
- Но, выползя из-под руины
В агонии предсмертных мук,
Плевок последний паутины
Ты для меня припас, паук!" -
Тут старец встал, расправил плечи
И вдвое будто-бы возрос.
Как бури грозовой предтеча,
Взор, полон праведных угроз,
Навис над нежеланным гостем.
Тот от испуга задрожал,
Весь съёжился, теряя в росте.
А обличитель продолжал:
"Моё поправ уединенье,
Ты тщишься и меня оплесть,
Чтоб дело Божьего спасенья
Не дать здесь до конца довесть!"
И, подобрав свой посох ветхий
Во укрепление руки,
К ловцу, что сам попался в клетку,
Он грозно устремил шаги.
"Ты мнишь, исчадие Маммона (9),
Через богатство, ложь и лесть
В вершины отнятого трона,
Как по ступеням, вновь залезть.
И в неуёмной жажде власти
Столь дерзок стал и столь свиреп,
Что посягнул в безумстве страсти
Дом Божий превратить в вертеп (10)!
Но, образцу вторя святому,
Не дрогнет дряхлая рука
Взбешённому быку златому
Сломить отросшие рога!"
Гость не успел моргнуть и глазом,
Как Иоанн средь гневных гроз
Допрыгнул до него и разом
Свой посох над главой занёс.
Злодей, бежа возмездья в страхе,
Стократ созвучного вине,
Успел главу отнять от плахи,
Всю почесть предложив спине,
Зажмуривши до боли веки.
Удар и боли дикий рев
Слились в многоголосом эхе.
По мощному хребту огрев
Быка, пастух не унимался:
На нерадивого тельца
Уж посох снова поднимался
Довесть острастку до конца.
Златой свой выронив светильник,
Аврелий Максим Таврион,
Спеша покинуть сей могильник,
Рванул что было прыти вон,
О стены раздирая тогу
В метаньи жалком и слепом,
И ощупью гадал дорогу,
Все своды собирая лбом.
И было вырвавшись на волю,
Оставив позади порог
Пещеры, всё ж не знал покою,
Всё нёсся, не жалея ног,
В пылу побега не заметив
Что, спотыкаясь, мчит вперёд
Уже давно при лунном свете,
Что скрылся злополучный грот.
Что не слыхать шагов погони
За ноющей его спиной -
Он всё бежал, забыв о троне,
Пока не сгинул в тьме ночной.
(1) - Край Обетованный - обещанная богом Яхве Моисею, который, следуя этому предсказанию, увел свой народ от угнетавшего его египетского фараона (Исход), наслав на египтян так называемые казни (десять египетских казней);
(2) - десять ветхозаветных заповедей, приведённых в стихотворный вид;
(3) - имеется ввиду римский обычай бесплатной раздачи хлеба плебсу Рима, и устроение им гладиаторских боёв, лаконично сформулированный выражением из 10-й сатиры древнеримского поэта-сатирика Ювенала: "Хлеба и зрелищ!"
(4) - имеется ввиду церковь;
(5) - он же Аполлон;
(6) - Жертва бескровная – одно из названий в православной церкви таинства Евхаристии (Причастие);
(7) - эпизод из жития апостола, в котором после нападения на Иоанна зложелателей он остался цел и невредим;
(8) - аллюзия на Вавилонскую башню, как символ гордыни;
Вавилонская башня - сооружение, о котором в Книге Бытия говорится: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню высотой до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли»;
(9) - Маммон - в христианской демонологии демон сребролюбия, корысти, ненасытности. В переводе с греческого "богатство" - в Новом Завете служит олицетворением богатства, от служения которому предостерегаются верующие: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.» (Мф. 6:24, Лук. 16:13);
(10) - перефразирование слов Иисуса Христа при изгнании им торгующих из храма: "И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников."(Мф. 21:12-13)
Свидетельство о публикации №118022611791