Символы славянской жизни. Часть 4
Я продолжаю свои размышления о священных символах нашего народа. Сегодня мы рассмотрим с вами два священных символа: Богач и Спарыш. Для расскрытия этих символов я буду прибегать к двум языкам,- беларусскому и русскому.
Першы сiмвал: Багач.
Багачом называлi апохнi дажынкавы сноп са зжатай нiвы, якi перавязвалi стужкай, гаварылi замову i урачыста неслi дамоу, каб паставiць на покуцi. Так называлася вынiковая свята, якое адзначалася 21 верасня. [ 1 ]
Варыянтау адлюстравання Багача шмат, аднак часцей ён мае выгляд разеткi з чатырох моцна стылiзаваных каласоу, якiя крыжападобна адыходзяць ад яе. [ 1 ]
Богачом называли дожиночный сноп с сжатой нивы, который перевязывали лентой, говорили заговор и торжественно несли домой, чтобы поставить на покути. Так назывался итоговый праздник, который происходил 21 сентября.
Вариантов изображения Богача очень много, но чаще всего он имеет образ розетки из четырёх сильно стилизованных колосьев, которые крестообразно отходят от неё.
Другi сiмвал: Спарыш.
Спарыш [ ад слова "спорны" ( здвоены ), напрыклад- колас ] бог урадливасцi i дастатку. Часам яго супастаулялi са змеем. Ён прыносiу багаты ураджай i дабрабыт у гаспадарку. [ 1 ]
Узор Спарыша з чатырох моцна стылiзаваных лicтоу- каласоу, якiя крыху аддалены ад цэнтральной разеткi. Яго лёгка зблытаць з зоркай- сiмвалам чалавека, аднак у зорцы лiсты- каласы цесна змыкаюцца у цэнтры. [ 1 ]
Cпорыш [ от слова "спорны" ( здвоенный ), например, колос] - бог урожайности и достатка. Иногда его сопоставляли со змеем. Он прыносил богатый урожай и достаток в хозяйство.
Рисунок Спорыша имеет вид розетки из четырёх сильно стилизованных листов- колосьев, которые чуть отдалены от центральной розетки. Его легко перепутать со звездой- символом человека, однако у звезды листья- колосья тесно соединяются в центре...
Славянский смысл праздника Спорыша и Богача.
Праздник приходится на пору года, которую славяне называли осенью. Название времени года ( "осень" )созвучно именам славянского божества: Авсень, Овсень, Баусень, Таусень, Усень, Святовид, то есть Бога Перемен для подуставшей Земли- Матушки.
В этот период времени человек завершал летние труды и укладывал урожай на хранение, подновлял дом и починял снасти.
День Авсеня- это день осеннего равноденствия. Авсень- воплощение Солнца в осеннем виде, которое связано с движением светила по Коло Сварге. В этот день Бог Летнего Солнца Купала отдавал власть над природой задумчивому Богу Авсеню.
В праздник Авсеня истончались границы между мирами и на землю приходили Боги, переходя из одного состояния в другое. Об этом прекрасно знали древние славяне и использовали осенний переход для поддержания тонкой связи со своими предками и получения от них помощи и поддержки. Они в праздник урожая воздавали почести предкам обрядами поминовения, возносили благодарность Богам за урожай, встречали Авсеня и ожидали спокойного периода до Колядок...
Как отмечать семьёй праздник Авсеня?
Праздник Авсеня стоит отпраздновать так. Перво-наперво напечь пирогов – с сочной капустой, сладких, с яркой брусникой. Собрать семейное застолье в чистой комнате, попить ароматного чайку, поблагодарить Богов за милую весну, хорошее лето. Вспомнить дедушек-бабушек добрым словом. Устроить пир, отмечая славянский праздник урожая! [ 2 ]
Потом, согласно языческим представлениям древних славян, пойти дружной теплой семьей на улицу. Собрать опавшие листья, сжечь в ритуальном костре. С каждым листом, кидаемым в костер, горит всё ненужное. Смотрите внимательно – сгорел лист ; значит, уйдёт нежеланное, подхватило нагретым воздухом, понесло ; значит, потерпеть придётся, рано ещё. [ 2 ]
Погуляйте в поисках рябинки – красавицы. Собирали в день Авсеня рябиновые кисти, развешивали на окнах, чтобы хранила яркая ягодка дом от сил тьмы, что будут заглядывать в окна все чаще, пользуясь слабостью Солнца. Верили раньше древние славяне — навьи мучают, спать, например, не дают — надо взять ветку рябины, очертить круг. Полезна будет рябинка на окнах дома! [ 2 ]
Схлынет дневная суета, ночь упадёт на землю ; завершите славянский праздник урожая ; посидите тихо-спокойно, наблюдая, как горит свеча и что-то меняется в мире. Подумайте, что случилось после весеннего равноденствия до сегодняшнего дня, отпустите из жизни отжившее.
Отпустите старое, пусть оно, как желтый лист, тихонько упадет и скроется с глаз. Поблагодарите высшие тонкие силы за помощь в том, что происходило, и за защиту. Вдохните поглубже уходящий свет лета, удержите внутри... Подготовьтесь к приходу тёмных дней, сделав большой внутренний запас добра и счастья. Хорошее время для защитной славянской магии, нацеленной на удержание достигнутого. Забросить мысль вперед, попробовать представить то, что хотелось получить к празднику Коляды. Так мы стали свободны для нового, время перехода свершилось! [ 2 ]
Песни зов.
Кто в трудах благопристойных
На земле своей достойной
Дожинает Богача
Тот "не рубит муз с плеча".
Он на поле золотистом
Звуком серпа серебристом
Режет стебли по росе,
В поле, у колосьев все.
Лентой их соединяет,
Слово Богу повторяет,
Обращаясь к небесам
И созвездьям- голосам:
Авсень! Бог осенней дрёмы,
Бог растеленной соломы,
Бог Великих Перемен
Дарит сноп наш Род взамен
Будущих снопов на поле,
На созревшей в поле доле,
В благодарственых речах,
При созревших куличах.
Здравствуй Авсень в спящем лете!
Здравствуй солнышко в куплете!
Здравствуй зёрнышко в огне
Радуг, что поют во мне!
Песня ввысь легко стремится,
Словно взмах лебяжьей птицы,
К Солнцу, к свету, к небесам,
К Богу, что блистает там!
Лучик Бога муз истока
Дарит счастье сердцу многа,
Свет сердечка рода слов
Дарит музе песни зов.
Кто же песню принимает,
Сердцем слово заключает
И в безумной тишине
Повторяет тайно мне.
1. Источник: [ 1 ] Источник текста взят из книги Коршак А.М. "Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, старонка 15;
2. Источник: [ 2 ] Праздник урожая у славян, эектронный адрес:
https://www.liveinternet.ru/users/3469412/post3377861..
3. Источник фотографии: сама фотография славянских Богача и Спорыша взята из той же книги Коршака А.М. "Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, старонка 15.
Свидетельство о публикации №118022508473