Самое страшное стихотворение - 4

                - 4 -

Спустя какое-то время — год или вечность, я обнаружил себя в мягком режиссёрском кресле, с большим пластиковым стаканом в руке. Франц отпаивал меня минералкой.   

- Оставь, Брюс... пустое. Как я понял из твоих же слов, найдено интересное решение для вашей... ну, не совсем завершённой на данный момент программы? Ты хотел арт-бомбу? Она у тебя есть! Это ещё никто не исполнял. Творите!

- Спонсор с вокалом хотел...

- Никакого теперь вокала! Слушай арт-менеджера, он тебе и спонсор, и худсовет в одном лице. Господи, как она выла... Ладно, это концовка. Музыка на военную тему? На военную. Программа выдерживается? Выдерживается. И вообще — в наше время, когда столько открылось... Сегодня о войне, о войнах —  либо молча, либо никак. Что тут скажешь, нет таких слов... А эта песня... её больше никогда не споют. Пусть, наконец, прозвучит просто музыка. Кстати, фамилия композитора  обязывает. И каждый задумается о своем. Как раз под конец программы. Будет современно. И своевременно — говорю, как бывший политработник.

В этот день я уже ничему не удивлялся.

- Да-да, представь... Давно было, в прошлой жизни... в одной из них. С военно-дирижёрского взяли. Вызвали... В те времена не отказывались. Ну вот и служил...
- Где же?
- В одном... оркестре.
- Концерты давали?
- Концерты? Не-е-ет... Репетировали... А до концерта как-то не доходило. Хотя несколько раз собирались... Оно и к лучшему... Представь, ведь только один залп... тьфу, увлекся... Только, говорю, один зал был на всю округу, да и тот недостроенный... короче, «на бис» бы точно не получилось... Не то, что сейчас! Да ладно о прошлом...

-Нет, надо же понять характер... в какой форме подать. Ну, чтобы и вспомнить о прошлом, и оттолкнуться от него, а главное — как это сейчас понимать. Фильм-то, похоже, всё и объясняет, но он, кажется, шестьдесят...

- ...восьмого, правильно. Могу даже точнее вспомнить — начало июля. Совпало тогда два крупных события, политических — в хронике было. Первого — договор о нераспространении... долго этого ждали. А буквально на следующий день, второго — всесоюзный съезд учителей. Уровень просто вселенский — делегации со всего Варшавского... ну, от соцстран разных, выступление генерального секретаря — шутка ли! И тут же фильм этот, про школу... Государственная премия, триумф! Культовая, как сейчас говорят, картина. Показ, конечно, закрытый, но, думаю, кто хотел увидеть — увидел.

- Послушай, Франц... ты действительно думаешь, что фильм — «про школу»? Эта песня... а ворон, тишина, атомы?... англичанка Горелова, ученица Огарышева... она ещё там спрашивает — если не будет войны?... а витамин бэ-двенадцать?.. да и странная какая-то прическа у завуча, или как там её... А витрина с надписью «синтетика», журавлик... Это про школу?

- А про что же ещё? Конечно, про школу, то есть — про учителей. Про то, что надо правильно понимать уроки истории. А то получится: «Я давала урок. И вдруг — летит...». Не должно ничего лететь, если урок убедителен! Но не всегда всё можно сказать прямо... В общем, счастье, когда тебя понимают... — для тех, кто тебя понимает. Судя по всему — поняли.

- Значит, экзистенциальное?

- Точно. Но интерпретация должна быть... оптимистичной! Пойми, с тех пор многое, очень многое изменилось. Сегодня нет ни мрачных предчувствий того времени, когда появились эти стихи, ни безумной самонадеянности того времени, когда появилась песня и фильм... Поэтому... Да, эта ваша электроника... Сюда бы медь, да врезать ударными... по-оркестровому. С сочувствием, но без жалости... И к себе тоже.

- Это ты говоришь, как политработник?

- Бывший, Брюс, бывший...

Подумалось, по какой-то всплывшей ассоциации — бывших не бывает... Нет, это вроде не о политработниках... А эта  жёсткость, уверенность?

Франц... нет, сейчас, без сомнения — майор Савелий Томбак, тот, «из прошлой жизни», знающий, видимо, что-то невероятное про оркестры и про всё остальное, стоял силуэтом в лучах сценических фонарей...

Наваждение было прервано резким щелчком рубильника. Сцена погасла, прожекторы вернулись в нейтральное положение. Савелий Томбак исчез. Передо мной стоял, поправляя золотую заколку в виде изогнувшегося, готового к прыжку кота, арт-менеджер Франц. Зал наполнялся голосами и звуком шагов — начиналась вечерняя оркестровая репетиция.

Мы остановились у выхода из студии.

- Кажется, я понял, Франц... Экзистенциально, но оптимистично... фолия или марш, ре-минор... и понизить, темп девяносто, голоса поддержат. Медь... будет медь! И ударные... Без жалости. Макс, слышал? За тобой —  анализ текста, стиль — в мелотрон, Ямаха ведет, Корг — на ударные, тимпан —  четыре... нет, восемь тактов между строфами... Пусть знают!.. В последней строфе — запредел... там, где «встанет солнце...»

Макс размышлял. Секунда, другая... Мягко включилась акустика, проснулась и завозилась в углу автоматическая ударная установка, подал голос мелотрон, готовясь к загрузке стилей... начиналась работа!

- Эй, эй! Вы не очень-то увлекайтесь! Хотя... всё правильно. Хорошо. Если успеем, будет небольшой военный оркестр — уговорю на концовку, сыграетесь. Итак, в студии в восемь, площадка в пятнадцать. До понедельника!

- До понедельника.

Франц удалился, доставая на ходу ключи. Шаги стихли, где-то неподалёку отозвалась сигнализация, щёлкнула дверца.

До понедельника... Что ж, времени немного. Но я медлил... Что-то мешало, что-то осталось недосказанным, тревожной нотой звучал какой-то недостающий элемент... я лихорадочно соображал, пытаясь выхватить из глубин памяти что-то... что-то, связанное с этим злым гением, как его... постой, постой!..

В прилегающем сквере, за рядами кустарника, читался угловатый силуэт джипа, зажглись огни. Других машин поблизости не было.

Франц устраивался в кабине, и как будто не слишком удивился, когда я возник из темноты. За приоткрытой дверцей виднелась часть салона, несколько ребристых транспортных кейсов защитного цвета, бутыли с водой, висящий сбоку светлый костюм с двумя рядами блестящих пуговиц.

Он перехватил мой взгляд, притянул дверцу и опустил стекло.

- Кажется, знаю, о чём ты хочешь спросить... Какой день был тогда... шестого?

- Да... Нет. Пожалуй, нет.

И так было понятно.

Вспыхнули фары, властно заурчал мотор, машина тронулась.

В отражённых бликах коротко сверкнули золотом плечи костюма, притиснутого к окну салона... Мимо меня проплыла корма джипа, вся в огнях, и подсвеченная эмблема — изогнувшийся в прыжке кот... Нет, не кот — кто-то другой из кошачьих...


Рецензии
НЕ ХВАТАЕТ СЛОВ, ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ

ВСЮ ГАММУ ЧУВСТВ И МЫСЛЕЙ, КОТОРЫЕ

НЕИЗМЕННО ВЫЗЫВАЕТ ЭТО

ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЧТОБЫ ПОЛНОСТЬЮ

ЕГО ПРОЧУВСТВОВАТЬ И ПОНЯТЬ,

НУЖНО НЕ ЕДИНОЖДЫ ЕГО

ПРОЧИТАТЬ.

МАСТЕРСКИ НАПИСАНО.

Ирина Лерова   06.03.2018 17:17     Заявить о нарушении
Это и моя самая любимая часть. Кульминация, разгадка секретов. Следующая, короткая часть - катарсис.
Рад, что понравилось... такая оценка! Да, этот текст для думающих самостоятельно и наделённых даром наблюдательности, чутких к деталям и понимающих их значение в контексте избранного направления анализа. Когда не было интернета, фильмы выступали важным средством коммуникации между серьёзными партнёрами и оппонентами. Не всё можно сказать прямо, ведь есть очень чувствительные темы, когда любое, даже осторожное слово, будучи произнесено официально, может быть расценено, как непосредственная угроза или объявление войны. Поэтому существуют более мягкие формы общения, дающие возможность разобраться во взаимных устремлениях и договориться. В данном случае это блестяще удалось.

Брюс Штриттер   06.03.2018 18:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.