Нестабильный Мир
И так, поехали. Тема настолько обширна и малопонятна, что будь хоть другой автор, сто раз умнее меня и грамотней, все равно бы испытывал робость при попытке приступить к ней. Лично мне, было бы честнее и мудрее, вообще ее не касаться. Однако, уже в течение многих лет она занимает мои мысли и никак не отстает.
В старинной сказке, некий брадобрей, узнавший страшный секрет – что у падишаха ослиные уши, и молчавший об этом под угрозой смерти, замучился скрывать тайну. В конце концов, он выкопал яму и рассказал этой яме то, что не в силах был уже хранить... Из ямы хлынула вода, ну и последствия...
Короче, когда тема захватывает твои мозги, нужно попытаться избавиться от нее путем передачи ее бумаге.
Тема – борьба стабильности и нестабильности, динамики и статики, и разрушения и объединения, и Бог знает, противостояние еще, чего с чем....
Много, много лет назад, еще, будучи студентом, мне один раз удалось увидеть ледяную шапку Земли в Северном ледовитом океане. Вернее, на маленьком его краешке. До этого я полагал, что «ледяная шапка» - это нечто цельное, монолитное и довольно ровное, покрытое к тому же снегом. Оказалось, что это – небольшие площадки с ровным ледяным покровом, окруженные торосами со всех сторон. И мало того, что встречаются тут и открытые участки с чистой водой... И не только вблизи Архангельска, но так, вплоть до северного полюса. Это мне уже объяснили опытные северяне и объяснили причины. Фактически ледяные поля – это торосы, торосы, торосы. Причины разные, но в основном океанические течения, температурные скачки и так далее.
В то же время, торосы часто бывают спаяны, а когда еще снегом укрыты – они представляют собой, нечто единое целое. Потом они же вновь растрескиваются... Нельзя тут однозначно подходить к вопросу торошения.
Так я впервые услышал про «стабильные участки и зоны нестабильности». Ну, услышал и забыл. Тогда тема проскочила мимо. Забыл, да не совсем забыл; что-то осталось. Много позже оно вернулось ко мне. Более того, тема стала навязчивой, требующей все больше внимания.
Когда приступаешь к работе над темой, сразу встает вопрос – как подойти к ней; или ли постепенно, от Малого к Большому, или, наоборот, от Большого к Малому, постепенно конкретизируя по ходу поднимаемые вопросы... или, как Бог на душу положит. Последнее, мне показалось наиболее верным и далее я решил пойти именно этим путем.
И так, зоны нестабильности.
Разломы и абразия в геологии
Не берусь обозначить точное название явления – это дело специалистов. В моем понятии, это – разрушение Целого на участках силового соприкосновения с такими же Целыми, или постепенное разрушение Целого под воздействием неких сил, особенно, длительно действующих. И необязательно; много еще других причин. Под этот термин можно подвести что угодно, и это я попытаюсь сделать в дальнейшем.
Само явление «Разломы» мне более всего знакомо, как явление в области геологии. Это – процесс механического разрушения, скажем растрескивание каменной оболочки Земли путем растрескивания ее в процессе воздействия неких течений в верхней мантии, под воздействием лунных и солнечных приливов и многих других причин. Ведь Земля находится постоянно в динамически активном состоянии.
Активную роль тут играет и абразия, это - выветривания берегов рек, морей или, коррозионное разрушение под действием камней, растворение и другие виды разрушения. В общей геологии и геоморфологии обычно принято называть абразией все процессы разрушения пород.
И не только. Земная кора не является чем-то монолитным цельным слоем. Она вся разбита на отдельные блоки – плиты, те в свою очередь на более мелкие платформы, которые в свою очередь..., ну и так далее. Эти блоки – плиты не находятся в состоянии покоя, наоборот, они находятся в состоянии движения – то сходятся (сталкиваются), то расходятся. По этой причине они по своим краям окружены раздробленным материалом. Должен отметить здесь и степень раздробленности, а то можно понять «раздробленность» вплоть до щебня. Нет, конечно, все относительно. Тут и острова и горные массивы по границам континентов, плит и платформ, можно рассматривать как «раздробленный материал». Такие зоны разрушенных пород называются в геологии складчатыми. Именно с зонами разрушений связана вся вулканическая деятельность планеты, с зонами разрушений связаны и землетрясения, где сбрасывается энергия напряжения при столкновении плит. Вот тут-то и вспоминается мне первая встреча с «островком стабильности» и торосами. А ведь, какое-то внутреннее чувство зафиксировало в мозгу этот факт. Скажу честно, это наводит на пока еще не продуманные мысли, но об этом здесь промолчу, так как само нуждается в «обдумывании».
В общем, повсюду можно встретить зоны разрушений. И решил я, объединю-ка все зоны нестабильности под единым названием «ЗОНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ», чтоб самому не путаться и читателей не запутать.
Можно привести еще другие формы зон нестабильности из той же геологии. Однако, в нашем случае это не научно-популярная статья. И по этой причине, оставлю в покое другие зоны, раз тема у меня несколько иная.
Разрушенные области зачастую испытывают, также объединение в единое целое (глобализацию), происходит это тоже далеко небезболезненно. Например, когда-то раздельные, русская и сибирская платформы, прочно соединились по линии уральских гор и ныне представляют единую Евразийскую плиту.
Понятие нестабильности в других отраслях науки.
Зоны нестабильности есть и в медицине, других областях науки.. Однако, в эту специфическую область я по доброй воле не хочу «соваться». Тем более, подобных специфических областей множество, где я практически ничего не соображаю, и постараюсь обойти их.
Зоны нестабильности в жизни людей
В качестве зоны нестабильности можно рассматривать и всю Землю – она же вся «ходуном ходит»! «Покой нам только снится»... почему-то тут вспомнился А. Блок, хотя он и не мыслил о нестабильности в момент написания этих строк. Просто, тогда сам он попал в «зону нестабильности» во Времени. Да, да! Я полагаю, что и Время не так плавно протекает, тут тоже есть стабильные участки и бурлящие потоки. Но не хочется здесь об «совершенно неизученном», и фантазировать боюсь. Так что, пусть Время останется в покое. Но люди, люди... Вот, в настоящее время в Сирии идет настоящая война. Совершенно ненужная никому война. Вроде, все готовы остановиться, да не получается. И не получится, пока не прекратится столкновение между областями господства «взглядов на мироустройство» сильных мира сего. Тут, с одной стороны противостоят взгляды религиозного уклада, которые имеют свои противоречия с глубокой древности, с другой – претензии «Американской демократии, прикрывающие как фиговый листок, претензии на мировое господство. Да еще с третьей (четвертой, пятой и т.д.) – силы, борющиеся за «многополярный» мир.... Противоречия названных сил, никогда не кончаются, даже в мирное время сохраняются в постоянно тлеющем состоянии и всегда готовы разгореться ярким пламенем... Не будет Сирии, будут Другирии. А Сирия тут, только эпизод в нескончаемом противостоянии; ибо религиозные противоречия имеют свойство сохраняться тысячелетия, Претензии на мировое господство сидят в мозгах у тех, кто в данный момент Времени почувствует себя самым сильным в мире. И такие поползновения были всегда в жизни человечества. Ну, и найдутся силы, которые способны противостоять этому. Так что, борьба продолжается и продолжится. Это – зона нестабильности в жизни человеческого сообщества.
Меня лично удивляет, что зоны нестабильности в человеческом сообществе, в целом, совпадает с нестабильными областями в геотектонике.. Я говорю «в целом», а не точно в границах. Зоны нестабильности имеют свойство меняться во Времени. «Тектонические» – в течение тысячелетий, а то и в течение миллионов лет. А в жизни сообщества людского – в течение десятков-сотен лет. Однако, повторюсь, совпадение в целом просматривается. Этот фактор я объясняю тем, что в зонах складчатости земной коры ощущается повышенная энергетика Земли, здесь выше рождаемость, острее, энергичнее проходят в таких условиях различные виды взаимоотношений, как в дружбе, так и в разногласиях. Здесь выше рождаемость, но выше и смертность. Здесь чаще происходят различные природные катаклизмы. Здесь гораздо многочисленнее и разнороднее населяющие территорию племена. В общем, разнообразия гораздо больше, чем в краях с более спокойными природными условиями.
Зоны нестабильности в лингвистике
К зонам нестабильности хочется отнести и взаимоотношение языков населяющих территории народностей. Тут, имеются в виду противоречия между «раздроблением» и «глобализацией». Когда-то, на заре возникновения человека, наверное, все люди понимали друг друга, говорили на одном, первобытном языке. Потом же, осваивая все новые и новые земли, люди разделялись и разделялись на группы и племена, все дальше отдаляясь друг от друга. Соответственно, языки их все дальше отличаясь, отдалялись. Да и Библия говорит об этом, правда, как об одномоментном мероприятии, для прекращения строительства вавилонской башни:
Бытие 11: 5 Господь сошёл вниз посмотреть на город и на огромной высоты башню, которую строили люди, 6 и сказал: "Все эти люди говорят на одном языке и объединились, чтобы сделать эту работу. И это лишь начало их дел; скоро они смогут делать всё, что задумают.
7 Сойдём же вниз и смешаем их язык, тогда они перестанут понимать друг друга".
8 И Господь рассеял людей по всей земле, так что они не закончили строительство города. 9 Там Господь смешал язык всей земли, и поэтому город этот называют Вавилон. Господь рассеял оттуда людей по всей земле.
Теперь вот, мы уже живем в эпоху глобализации. Ныне глобализации подвержены все стороны жизни человека, в том числе и в области лингвистики. Языки малых народностей постепенно исчезают; языки, обретшие достаточное распространение, продолжают захватывать все новые «территории». Все идет к тому, что в мире «живых» языков, останется не более десятка. Процесс происходит отнюдь не гладко. «Нестабильность», сама по себе, слово означающее столкновение, конфликт..., и всякое другое подобное. Однако, любое из значений, далекое от состояния покоя. «Покой нам только снится...», ну вот, опять!
Здесь я вынужден обратиться к конкретному примеру. Конкретно, под угрозой исчезновения находится наш чувашский язык. В этом отношении мы находимся в активной «зоне абразии». И не скажу, что процесс проходит в спокойной обстановке. За тему взялись местные так называемые либералы, они же вдруг оказались яростными защитниками чувашского языка, быстро нашли и виновников, Оказалось, что это - козни Москвы, это Москва настроила чувашское население против своего языка, особенно в городах. Родители чуваши не стараются привить своим чадам любовь к родному языку. И правда, можно годами прожить в Чебоксарах и не услышать чувашской речи. Даже между собой мои земляки предпочитают общаться на плохом русском, хотя прекрасно владеют родным языком... Подобная картина наблюдается не только у нас, но и во многих регионах проживания малых народностей. Тенденция очевидна, вряд ли мои земляки, с небрежением относящиеся к родному языку, привьют любовь к нему своим детям.
Процесс имеет «исторически объективный» характер, более того, он неизбежен. Мне, как «националу», конечно, немного обидно. Однако, здесь просматривается и наша собственная вина... На Кавказе встречаются племена, сохраняющие свой язык с библейских времен и к тому же, безо всякой письменности. Цыгане, рассеянные по всему миру, ухитряются сохранять свой язык, тоже не имея письменности. Просто они уважают и стараются сохранить свои древние традиции. Увы, мы ведем себя иначе.
Вот и местные либералы – защитники «святого для нас» языка, для его сохранения, требуют обязать в школах изучать чувашский язык наравне с русским языком, включая всех лиц, проживающих на территории республики, вне зависимости от их национальности.
Сравнительно недавнее выступление В.В. Путина в Йошкар–Оле по вопросам изучения национальных языков в национальных республиках наделала много шума среди националистически настроенных представителей разных народностей Чувашия – не исключение. Тут же с протестом в виде Открытого письма В. В. Путину обратилось националистское общество «Иреклех» (в переводе «свобода»), и некоторые другие окололитературные деятели. Один из них – главный редактор, «Чувашского народного сайта», Асьтахар Плотников. Приведу часть собственной переписки с ним и с некоторыми другими читателями, под его статьей: «В чем суть национального языкового вопроса» от 8.11.2017 г. Саму статью я оставил в покое – кому надо, адрес есть. (орфография сохранена). Тут Владимир – это я.
Владимир Болгарский // 1156.48.1408
2017-11-09 00:30
Ничего они хорошего не добьются. Все это выдумки С.В. Кириенко. Он решил видимо показать себя перед Путиным на новом поприще. Он является Первым замом Главы Администрации Президента, отвечающий за внутреннюю политику в стране. Он тогда в Йошкар-Оле сидел рядом с Путиным. Кстати нарезка федеральных округов тоже его идея. Правда он взял это у Жириновского. В фед. округах ничего плохого нет, да и толку никакого. Лишь дополнительная нагрузка на бюджет. Зачем Путин идет на поводу у них, непонятно. Конечно надо довести все мысли и переживания народа до Путина. 60 писателей Татарстана уже написали по поводу притеснений языка после йошкар-олинских высказываний, Путину письмо
Владимир.
Не живется вам спокойно, обязательно вам нужны конфликты. Что плохого в том, если скажем, армянин не захочет изучать чувашский язык? Он знает "русский", один из двух государственных языков. Ему этого достаточно, чтобы объясниться с окружающими. Ему говорят: - "Нет, ты обязан изучать "чувашский". Не там вы ищете беды чувашского языка. Чтобы сохранить родной язык, прежде всего надо, чтобы своя элита уважала наш язык. Недавно я случайно встретился в кабинете М. Юхмы с внучкой Чапаева. Ни одного чувашского слова не знает. Именитые чуваши, переехав в Москву, тут же забывают свой язык, я уж не говорю про их детей и внуков - те, даже презирают свой язык... Разве при таких условиях можно сохранить язык? Для этого надо уважать своих предков, свои древние традиции. Возьму тех же цыган. Рассеянные по миру, они ухитряются сохранять свой родной язык, для этого им не требуется ни Указов, ни правил обучения в школах. Просто они УВАЖАЮТ свои традиции!
Агабазар
Знакомьтесь: перед вами профессиональный (в смысле: делающий с умом, по "науке") провокатор во всей красе! (Я это насчёт предыдущего оратора). Видите ли, "защитник" армян и "поклонник" цыган нарисовался.
Вот так и живём.....
Асьтахар Плотников
«Не живется спокойно, обязательно вам нужны конфликты.»
Кому нужны конфликты? Москве или нам, чувашам? Кто поднял-то тему? Не нужно перекладывать проблему с больной головы на здоровую.
«Что плохого в том, если скажем, армянин не захочет изучать чувашский язык?»
При чем тут армяне? Разве они выступают против чувашского? Или может быть я что-то пропустил и армяне теперь занимают больше 60% населения нашей республики?
Владимир
Ну, с Агабазаром все понятно. Ему ничего не докажешь, как говорится, "хоть кол на голове теши". Простительно ему. Вы, Асьтахар, меня удивили, не попытавшись вникнуть в суть моих высказываний. Да разве я против изучения родного языка моими земляками? А "двуличный" Путин говорил о добровольности изучения языка лицами, для которых один из государственных языков в республиках не является родным! Из-за чего сыр-бор? Националистические группировки в республиках Поволжья подняли шумиху "о преследовании языков" при полном отсутствии этого. Вы тоже сравнили добровольность изучения чувашского языка представителями нечувашских национальностей с тюремной камерой. А обязательность изучения тогда с чем сравнивать?
Немного на другую тему. Несколько лет назад, я к Вам обратился с вопросом, нельзя ли и на русской части этого сайта размещать стихи русскоязычных авторов, проживающих на территории нашей Республики, как на чувашскоязычной половине этого же сайта. Вы тогда ответили, что данный вопрос находится в плане... С тех пор не было никаких попыток в этом направлении. План не х**, может стоять долго?
Асьтахар Плотников
«Путин говорил о добровольности изучения языка лицами, для которых один из государственных языков в республиках не является родным!»
Но на деле-то происходит другое: из преподавания изымается предмет чувашского языка. Может вы ответите, почему для изучения английского языка одобрение со стороны родителей не требуется, а для чувашского — почему-то нужно. В чем же его особенность? Чем, к примеру, чувашский государственный отличается от русского государственного? Если судить по вашим репликам, вы, видимо, не против, чтобы чувашский исключили из перечня государственных языков. Мол мы, чуваши, не ровня русским, чтобы иметь свой государственный язык.
Если бы не было притеснения для чувашского языка, сейчас у нас и физика и математика были бы на нашем языке. И наука была бы. Не только лингвистика, но и другие отрасли.
/Для реализации русскоязычной библиотеки острая нехватка времени. У меня, не десять рук и времени в сутки как у всех только 24 часа. От планов отказа не было. Оно нужно не только вам, но и другим тоже. Пока же реализуются другие более важные вещи.
Владимир
Асьтахару Плотникову:
"Если судить по вашим репликам, вы, видимо, не против, чтобы чувашский исключили из перечня государственных языков. Мол мы, чуваши, не ровня русским, чтобы иметь свой государственный язык".
Не приписывайте мне того, чего я не говорил. Это первое. Второе. Что-то я не встречал, чтобы Вы, хоть как-то протестовали, когда в Республике отказались от вирьяльского наречия и оно сейчас практически исчезает. Оно ведь тоже историческая ценность, и сохранялась нашими предками в течение сотен лет.
Асьтахар Плотников
Теперь тему пытаетесь перевезти на другую тему, на виръялский диалект. Никуда он не пропал. Если вирьялцы будут разговаривать на своем диалекте, то никуда он не пропадет. Я сам вирьял. И никто меня не сможет заставить говорить на литературном языке. Как о-кал так и буду о-кать.
«Не приписывайте мне того, чего я не говорил.»
Из ваших слов я вижу только то, что вы очень даже одобряете запрет на преподавание чувашского языка в республике. И всячески защищаете высказывание Путина. Проблема не в преподавании чувашского языка, а в том, что запрещают преподавать государственный язык. Вы разницу не видите и пишете, что мол местные поднимают бурю, а не московские «царьки».
Владимир
Уважаемый Асьтахар!
Терминологию: - "Московские царьки", "Двуличный Путин" и т.д. не принимаю. Это из арсенала мелких националистов, которым так и хочется заварить грязную возню, замутить воду. Которым почему-то плохо становится, когда в стране устанавливается стабильность.
Никто не запрещает изучение родного языка в Чувашии. Речь идет только о добровольности изучения языка лицами иных национальностей. Кому надо, тот будет изучать. Насчет запрета преподавания чувашского языка; я не то, что не одобряю, я даже не слышал о подобном.
Только могу повторить - "не приписывайте и т.д."
Порой просто удивляешься. Вот фраза А. Плотникова о вирьяльском диалекте: «Никуда он не пропал. Если вирьяльцы будут разговаривать на своем диалекте, то никуда он не пропадет. Я сам вирьял. И никто не сможет меня заставить на литературном языке. Как о-кал, так и буду о-кать".
Если бы только в «о-канье» было дело, вопросов бы не было. Вопрос, похоже, куда глубже. Многие исследователи полагают, что этнически, вирьяльцы скорее относятся к угро-финской группе, позже были подвержены тюркизации. В языке вирьяла много слов, совершенно несовпадающих со словами «литературного» чувашского, скажем; армути – сапорпи (полынь), салакайак – серьси (воробей), ну и т.д. И еще. У вирьяльцев принято называть дедушек бабушек по отцовской линии «мазяк, мамак», по материнской линии – «кокам, кокась» а у низовых, они не различаются и называют одинаково – «асатте, асанне». Чувашский просветитель И. Яковлев, автор чувашской письменности, создал литературный чувашский язык беря в основу язык низовых чуваш (анатри). Позже он это объяснял тем, что при едином литературном языке, чуваши будут единой народностью, это в будущем поможет избежать внутренних конфликтов, если бы сохранили языки групп и создали два алфавита, для «вирьял» и «анатри». До сих пор у нас сохраняется такая убежденность. По меньшей мере, мои попытки «реабилитировать» вирьяльское наречие, неоднократно пресекались под лозунгом «руки прочь от единства чувашского народа!». Ну, да Бог с ним. Но ведь, «логика», какая! «Раз вирьяльцы будут разговаривать на своем диалекте, он никуда не денется, то никуда он не пропадет»
А ведь, пропадает. Автор этих строк, проживший почти полвека в другой языковой среде, сохранил в памяти вирьяльский язык, который приобрел в своем детстве, уже устарел в своей же родной деревне. Ныне язык стал более литературизованным. А что будет еще через полсотни лет? Ведь вирьяльское наречие так и осталось «вне закона».
Заметьте, этот же Асьтахар Плотников настаивает на том, чтобы чувашский язык изучали в школах, да и во всех образовательных учреждениях в обязательном порядке. Иначе, мол, чувашскому языку грозит исчезновение... Неплохо бы ему вникнуть в свои же высказывания.
Добавлю к этому. В замечаниях под другими статьями, я спрашиваю у своих оппонентов, как быть, если в регионе несколько «равноправных государственных языков», скажем, в той же Мордовии к примеру языки «эрьзя» и «мокша», а если в Дагестане, так там, что ни ущелье – там отдельная народность. Как там быть, если ввести обязательное изучение местного «государственного» языка как им там разобраться, в каких районах обязательно изучать тот или иной язык. У моих оппонентов аргументация:: - «Не лезь туда, куда не просят, без тебя разберутся»! Вот такие аргументы у сторонников внедрения обязаловки по изучению чувашского языка в республике. Раз я не согласен с ними – то я конечно же предатель по отношению к своим землякам. А там недалеко и до «Врага народа». Как говорится, «Комар не против коровы вообще, он только против ее хвоста. Вот и я, не против своего родного языка, я только против бестолковщины вокруг этого вопроса. Не мешало бы подумать, прежде чем поднимать националистическую шумиху.
Всеобъемлющая нестабильность.
Предположу, что все Мироздание держится на взаимоотношении стабильности и нестабильности. При этом как абсолютная стабильность, так и абсолютная нестабильность друг без друга невозможны – это явилось бы концом жизни мироздания.
И тут присутствует фактор времени. Еще великий античный философ Зенон Элейский заметил, что во Времени стабильность отмечается в кратчайшие промежутки а в длительном протяжении нестабильно все. То есть, стабильное состояние материи и нестабильность его, являются функцией Времени. Разрушение Целого и объединение разрушенного в Единое Целое по ходу процесса происходит постоянно, но прежнее Единое уже не повторяется, а возникает другое Нечто, определяя поступательное развитие (изменение) самой материи. Это – жизнь материи, это – «Стабильность Нестабильности» или «Стабильная Нестабильность». Мы - Человеки стремимся к прожить в стабильной обстановке свою короткую жизнь, чтобы мы могли быть в уверены в своем «Завтра». Это – перспектива стабильности для нас и только для нас, а «для седых пирамид» из известной песни, перспектива уже другая. Все относительно.
Возвращаясь к «нестабильности в геологии», обращаешь внимание, что, если снять слой осадочных пород, и вод морей и океанов, то есть «очистить» от них так называемую каменную оболочку земного шара, окажется, что он весь разломан и искорежен. Это говорит о том, что в разные периоды жизни Земли, все участки побывали и в стабильном и в нестабильном состоянии. Эти состояния возникли и постоянно присутствовали в течение всей жизни планеты; и будут присутствовать, пока она жива.
Абсолютно стабильная планета – глыба камня, мертвая планета. Абсолютно нестабильная планета – разрушенный и рассеянный обломочный материал, уже не планета, а какой-то метеорный поток и он живет уже по другим законам.
Короче говоря, это лишний раз говорит, что стабильное и нестабильное состояние не существуют друг без друга.
Да и сама Жизнь на земле не смогла бы возникнуть без присутствия обоих состояний одновременно. Это явилось обязательным условием (конечно, наряду с тысячами, других специфических условий, необходимых для этого).
Продолжение Жизни, как и возникновение, опять же продукция процесса взаимодействия Стабильности и Нестабильности и его различных форм.
Однако, это уже другая тема и уже не хочется все опять начинать сначала.
Свидетельство о публикации №118022405713