Колыбельная песня поэта А. Блока. Позитивизм
Поэт А.Блок
Композитор В.Косенко
Баюшки, баю.
Песенку пою
Про заморский край,
Если будешь пай.
Расскажу я сказочку
Про звезду - алмазочку,
Про улиточку рогатую
И про белочку хвостатую.
Ты же засыпай,
Баюшки, бай, бай…
И. Зеленецкая. Поют дети. 2003.
Читатель приглашает юных музыкантов написать новую музыку до мажор, новый клавир к стихотворению «Баюшки, баю» Александра Блока,великого поэта.Читатель обожает композитора В.Косенко и поэта А.Блока, сочинителей ласковой песни «Колыбельная». Уважаемые школьники и Ваши родители! А Вы сами можете дописать к стихотворению «Баюшки, баю» Александра Блока простенькие ноты при скрипичном ключе – и переделать музыку В. Косенко в народном, фольклорном стиле, для балалайки и домры, до диез? Философия позитивизма отражает также "метафизическую стадию" со звездочетами, мечтателями.
«Позитивизм возникает в 30 –40 годах ХІХ века во Франции. Родоначальником этого философского течения является Огюст Конт (1798 –1857).
Идеи Конта заимствовали и развивали в Англии Герберт Спенсер и Джон Стюарт
Милль, в России – П.Лавров. Н.Михайловский и др. Огюст Конт, в определенной мере, является продолжателем идей французского Просвещения. Вслед за Сен-Симоном и Даламбером, он сформировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека, которые свойственны ему как в филогеническом, так и в онтогеническом развитии: теологической, метафизической и позитивной (научной). Первая, теологическая стадия все явления объясняет на основе религиозных представлений, вторая стадия – метафизическая, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Задача этой стадии критическая: разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию – позитивную, научную. Позитивизм понимает свое предназначение как критику ненаучного знания, основное острие этой критики направлено против метафизического подхода. В данном случае под словом «метафизика» понимается традиционный, философский подход («Метафизика» Аристотеля). История «тяжбы» философии с наукой, считает Огюст Конт, показала, что всякие попытки приспособить метафизическую проблематику к духу научности заведомо обречены на провал. Огюст Конт утверждал, что наука не объясняет действительность, а лишь описывает явления. Она не отвечает на вопрос «почему?», а отвечает на вопрос: “Как?” Радугин А. Философия. М.:Центр. 2004. С.240, 241.
Сочинители «Колыбельной» В.Косенко и А.Блок, вероятно, использовали философию позитивизма Западной Европы, совершают «метод элиминации» К.Поппера - метод проб и ошибок в американском позитивизме.Композитор В.Косенко «сладким голосом поёт». В партитуре при скрипичном ключе написаны: музыкальный размер 4/4, три диеза: фа диез, до диез, соль диез. Зато в обширном клавире часто возникают многочисленные указания отмены вышеуказанных «диезов» (бекар):
«РАССКАЖУ Я СКАЗОЧКУ».
Нота МИ 1 октавы (-РАС-)
МИ 1 октавы (- СКА -);
ДО бекар (- ЖУ), 1 октава; нота МИ (Я);
СОЛЬ бекар (СКА -), нота МИ (- ЗОЧ -); нота МИ (- КУ),
«ПРО ЗВЕЗДУ-АЛМАЗОЧКУ».
(Поэт А.Блок).
Метафизическая стадия авторов-мечтателей видна.
В нотах к этим стихам прибавлены бекары – знаки отмены диезов при скрипичном ключе:
Нота ЛЯ -1 октавы, (ПРО), ЛЯ-1 октавы (ЗВЕЗ -), ФА бекар (- ДУ -), нота ЛЯ -1 октавы ( - АЛ -),
ДО - бекар (- МА -) 2 октава,
СОЛЬ бекар -1 октава (- ЗОЧ -), СОЛЬ бекар (- КУ).
В метафизической стадии мечтателей поставлены диезы при скрипичном ключе, а в клавирах рабочие диезы отклоняются (не нравятся композитору-мечтателю В.Косенко).
ЛЯ диез (1 октавы) и ЛЯ бекар композитора В.Косенко являются к стихотворным строчкам поэта Александра Блока:
«И про белочку хвостатую».
Си 1 октавы) (И), си 1 октавы (ПРО), ре бекар 2 октавы) (БЕ-); ЛЯ диез 1 октавы (- ЛОЧ-); ЛЯ диез
(-КУ); ЛЯ диез (- ХВО -);
Новый такт:
ДО диез 2 октавы ( -СТА-); ЛЯ бекар 1 октавы (-ТУ-);
Нота ЛЯ бекар (- Ю).
Читатель начал «записывать» рецензию за двумя взволнованными композиторами, отягчающими поэтический текст: дополнительно выписал Арию Полины из оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского, либретто М.Чайковского.
Петр Чайковский при скрипичном ключе записал знак ФА диез, динамические оттенки, а в партитуре отменяет ФА диез (пишет ФА бекар): Фа бекар в первой октаве и ФА бекар во второй октаве.
Поэту Александру Блоку упало с неба огромное творческое счастье, композитор В.Косенко сочинил весьма сложную партитуру, и украсил жизнь поэта А.Блока. Колыбельная необходима самым маленьким, вступающим в жизнь. Малышам и начинающим музыкантам эту «Колыбельную» с диезами и бекарами трудно запомнить, должны играть ноты взрослые родители. Уважаемые школьники и Ваши педагоги! Будьте добры, вместе с преподавателем музыки и пения обновите музыку к стихотворению «Баюшки, баю» Александра Блока. Будьте добры, пожалуйста, на уроках пения тихим, нежным голосом исполняйте чудесное светлое произведение «Баюшки, баю» поэта А.Блока на струнах, на балалайке, на арфе, на мандолине, – всем на удачу.
Свидетельство о публикации №118022400141
Адонис Ситник 15.03.2024 11:54 Заявить о нарушении