Свой эпохи дают эталон
К осознанию действий, событий.
Мир с трудом перешел Рубикон
Гениальных, внезапных открытий.
На прошедшее глядя с тоской,
Разбираем причины и следствия,
Как дошли мы до жизни такой,
Впереди ждут тревоги и бедствия.
Нам бы только понять - "почему?",
Разбирая завалы истории,
А "зачем?" - не познать никому,
Погружаясь в пучины теории.
Свидетельство о публикации №118022307457
Думаю, если мы поймём "почему", то понятно будет "зачем"!
Одно из другого вытекает, образно говоря.
С уважением,
Людмила Акбаровна Комарова 25.02.2018 00:50 Заявить о нарушении
"...он (Кант) считал, что для понимания истории достаточно найти ответ на вопрос "почему?", не утруждая себя вопросом "для чего?".
Мы не можем мерками одной эпохи судить о поступках и мотивах поведения людей иного времени, иного психологического, личностного, идейного контекста взаимоотношений между современниками, нередко соперниками и конкурентами. Это не отменяет, разумеется, общих для всех времён десяти заповедей".
Эти представления Канта о целесообразности вопросов к истории близки мне и в вопросах возможности понимания искусства и творчества прошлого, а также устройства общества.
Например, как утверждают специалисты, мы не имеем представления о Шекспире елизаветинской эпохи - он для нас совсем иной (глядя с нашей колокольни).
Мы можем себе задать вопрос: почему Пушкин дрался на дуэли и вёл себя так с Керн,
но вопрос зачем даже не приходит мне в голову, потому что для большинства из нас понятие честь и порядочность во взаимоотношениях между людьми - анахронизм.
Вопрос зачем, для меня более глубокий и сложный, что для понимания истории и её современников нам не актуален.
С уважением
Владимир.
Владимир Салтанов 25.02.2018 19:20 Заявить о нарушении