Городской стиль
«Город в художественном произведении - это всегда особое пространство. Городская культура предполагает два важных момента: связанность быта множества людей и одиночество человека, как следствие суеты городской жизни. Кроме того, города всегда являются культурными центрами, средоточием интеллигенции, следовательно, ее реакций, рождающих художественные образы.
Поэт часто противопоставляет себя толпе не только в романтической традиции, но и в силу своей «отстраненности»: он создает свое личное, особое видение окружающего. В городе человек наиболее остро соответствует сам себе - одинокий среди множества. Все сказанное – типичные темы городской лирики».
Появился городской стиль ближе к двадцатому веку, когда пришёл индустриальный век, и Япония познакомилась с западной цивилизацией.
Наиболее яркий пример, но уже из нашего времени
Сугита Хисадзё
читаю драму,
посуда осталась в раковине,
зимняя ночь.
Мы видим, что ЛГ коротает время за драмой, (Ромео и Джульетта, Гамлет) мы не знаем, что это за драма, но посуда, грязная посуда после бурной вечеринки осталась в раковине не вымотай. Для героини ближе драмы, чем повседневный быт, она может мечтать о путешествиях в летнее время, встречах и о многом другом. Всё это укладывается в эти три строчки.
Ямогути Сэйси
Замерзший порт.
Бывший русский городок –
вот такой, как есть…
Хайка посвящается городу Корсаков, маленький городок на берегу Сахалина. Написана хайку в начале 20 столетия, когда Япония захватила остров, так же мы знаем что когда-то давно он был основан японцами.
Ткавахигаси Хэгигодо
торговец рассадой,
разложив в переулке товар
зазывает на голоса...
***
В Нара вернулся
А там ждёт цветущий подбел
Уезжал любоваться цветами.
Основная деятельность города торговля и эта хайка хорошо отражает жизнь современного базара. Попробуйте пройтись по рынку большого города. Каждый торговец кричит вам вслед о достоинствах своего товара. Лучшая рассада. Наши помидоры растут размером с дом, сливы. Сливы! Яблоки!
Нара столица японской империи в восьмом веке, подбел, низкорослый вечнозеленый кустарник, уезжал любоваться цветами – древний обычай уезжать любоваться цветами весной (ханами) в специально освящённые традицией загородные места. Сохранился обычай до наших дней. Поэт уехал любоваться, а в это время всё зацвело у него дома. Типа едет за тридевять марей, а что под носом происходить не заметил.
Акутагава Рюноскэ
Мирно спит малыш
С ног до головы обсыпан
Мучною пылью
***
Копоть и сажа
С рассветного неба летят
Симоносэки
Поэт умер в 1927 году и это хайка имеет много уровней с одной стороны город, семья, мама готовит пирог, и ее маленький ребенок помогает печь пирог. В конце концов вся мука была высыпана на себя и грязный, но довольный собой маленький помощник лег спать.
С другой стороны, это может быть деревня, семья мельника и вся жизнь вертеться вокруг мельницы. Вторая хайку того же автора говорит о рыболовецком городе на острове Хонсю, еще одна хайку отражает гражданский/городской стиль
Зимние дожди
В «чайном домике» у канала
Одинокий гость
Чайными домиками называли заведения для взрослых мужчин.
Токи Дзэммаро
Громче греми, печатный станок!
Вот она радость!
Кончаем печатать токийский выпуск -
А тут и свет пошёл…
Поэт работал наборщиком в типографии и в своём стихе он говорит о своей работе. Таким образом мы видим, что японские поэты писали не только о лягушках, улитках и прочих братьях меньших, но и о банальной человеческой жизнедеятельности.
Еще один интересный пример слияния природного стиля и гражданского/городского.
Печальное зрелище – рабочий с белыми руками
Слез не утирая,
Читает запрещенную книгу
Известно, что речь идёт о книге Кропоткина.
Свидетельство о публикации №118022304693