Триграмма. Авторский твёрдый размер. Предложение

Навеяно красотой японских хокку и желанием создать твёрдую форму для трёхстиший на русском. Названо в честь элемента китайской философии багуа (см. восемь триграмм гуа).

# Как ещё могла или может называться эта форма:

У меня была идея использоать вместо строгого слова «триграмма» более родное и архаичное «средоточие». Идея и сейчас актуальна как альтернативное основному название.

# Коротко. Что такое стихотворная триграмма:

Данная форма представляет из себя трёхстишие с двумя рифмующимися стихами и одним нерифмующимся. Всего три варианта:

    1) B-A-A.

    2) A-B-A

    3) A-A-B

    ( A — рифма ; B — без рифмы ).

Также возможен такой формат как антитриграмма, где либо не рифмуется ни один из стихов, либо рифмуются все, что, впрочем, не оригинально, но допустимо как вариант.

Пример в шуточной форме:

    1) B-A-A:

    Вон там стоит
    Китаец с палкой —
    За раздевалкой.

    2) A-B-A:

    Китаец с палкой
    Вон там стоит:
    За раздевалкой.

    3) A-A-B:

    Китаец с палкой
    За раздевалкой.
    Вон там стоит.

Как видно из примеров, в зависимости от расположения нерифмованного слога может меняться акцент внутри фразы, её оттенок и — при старательном подходе — смысл, если задаться такой целью. В дополнение могу предложить писать триграммы без знаков препинания, т.к. это может расширить границы понимания текста или придать ему особую фактуру.

# Триграмма малая и большая:

Большая стихотворная триграмма представляет собой три строфы из трёх триграмм с неповторяющейся схемой расположения в каждой, например: A-A-B / B-A-A / A-B-A и т.д. Содержательно это могут быть как три универсальных строки, сменяющих друг друга внутри трёхстишия, создавая разные картины и оттенки с помощью одних и тех же слов, так и разные в каждой строфе.

# Триграмма и сцепленные строфы:

Меня увлекли также японские рэнга и их более народные формы «хайкай» — этакие поэтические диалоги между двумя/несколькими поэтами, их ещё называют сцепленными строфами. Этим жанрам обязан своим появлением и самый ныне популярный — хайку. Мне бы хотелось предложить аналог, вдохновлённый этой традицией. Сцепленные строфы на основе триграмм, или написание большой триграммы тремя разными людьми. Вариантов для применения много: от игры с написанием триграмм на заданные темы, до сочинения экспромтов во время творческих встреч.

# Внутренняя составляющая:

Я не хочу выдумывать и диктовать строгую философию или область применения для этого авторского субжанра. Здесь я даю лишь форму, которую можно использовать как угодно и с любыми побуждениями

(Артём Гарин, 2018)


Рецензии