Куколка обращается в мотылька
Тот, для кого вы живы,
смотрит на вас из темноты.
Ф. Пессоа, Разрозненные страницы.
Умаление слова. Лето.
Тишина заливных лугов
В ослеплённой странице. Клетью
Травяною уловлен зов
Бесконечных цикад. Всё то же
Серебристое, как вода
На изломе лучей, под кожей
Неподвижного ветра вдаль
Уходящая рябь... Молчанье.
Ограничен собой простор.
А глубины журчат ключами,
Высотой переполнен створ
Сокращённого зренья. Полдень
Изумляет слова. Пустой
Остаётся страница. Полным –
Путевой оборот, листок,
Травяные пути... Случится
Что угодно, ведь эту нить
Золотистые вяжут спицы
На изломе дневной тени,
И тогда путевые жесты
Перескажут, скупые, так,
Что позволят услышать: в месте
Тишины – обращенье тайн.
Январь 2018.
Свидетельство о публикации №118022005988
Многое мне нравится в Ваших стихах. Это и владение словом, и тонкие, пристальные наблюдения за жизнью, прежде всего, за жизнью природы, и стремление через жизненные наблюдения донести мысль о красоте и постоянной, непрерывной изменчивости Божьего Мира, о присутствии Бога в каждом дереве, цветке, в каждой мельчайшей капле и пылинке. Ваши поэтические пейзажи очень живописны, при этом, как акварели, мягки и текучи.
Мы говорили с Вами о том, что для Вас основным является смысл стихов, и именно мысль Вы ставите во главу угла при написании стихов. Это заметно. Наверное, в принципе, в этом нет ничего плохого. Но мне показалось, что именно в этом Вы совершаете определённое насилие над своим даром… да, в конечном счёте, и над собой. Мне видится совершенно очевидным, что Вы человек, воспринимающий мир именно чувственно, причём не только зрением, слухом и так далее, а душой и сердцем. Простите, но, мне кажется, когда Вы ИЗНАЧАЛЬНО ставите перед собой задачу провести определённую идею, то лишь после отдаётесь потоку своих переживаний, но ведь именно они, а не идея, влекут Вас дальше и дальше. Всё равно – это очень хорошо чувствуется! – Вы пишете, часто не зная о том, куда выведет Вас этот поток. Именно так рождаются вдохновенные строки. Но Вы всё время помните о первоначальной идее и, в итоге, становитесь её заложником. Даже тогда, когда это явно вредит стихам, Вы не идёте на то, чтобы что-то исправить, и не исправляете только потому, что это внесёт некоторые коррективы в смысл стихотворения – далеко не обязательно в худшую сторону, как мне кажется. По крайней мере, Вы, как автор, можете этого не допустить.
Это с одной стороны. С другой стороны, мысль, идея требует точного и, по возможности, краткого изложения. И при этом, конечно, непременно через поэтический образ. В более коротких Ваших стихотворениях, как, например, это, мне кажется, Вам удаётся это гораздо лучше.
По сути, часто получается так, что на камень идеи Вы накидываете тонкие кружева чувств и переживаний, и они существуют как бы каждый сам по себе. И, в итоге, идея тонет в этих кружевах, а кружева кое-где рвутся острыми углами камня.
Безусловно, у Вас есть стихи, гармонично соединяющие мысль и чувство. Но, как мне показалось, слишком часто этой гармонии – естественного, неразрывного слияния, когда уже всё равно, «кто тут главный», не наступает, по крайней мере, настолько, насколько этого хотелось бы. Я думаю, если бы Вы освободили себя от ОБЯЗАННОСТИ нести некую идею, она сама рождалась бы из Ваших чувств, переживаний, Ваших эмоций, рождалась бы спонтанно, естественно, гармонично и очень искренно.
Вот такие впечатления. Конечно, я могу заблуждаться, Вы в полном праве не принимать того, что я Вам сказала. Но не высказать всего этого я не могла, хотя бы потому, что не могу быть равнодушной к Вашему поэтическому дару и отношусь к Вам с глубоким уважением.
Ещё раз примите мою искреннюю благодарность за Ваши стихи! Творческих успехов Вам! С уважением – Елена.
Елена Зернова 24.02.2018 11:44 Заявить о нарушении
и то, что касается смысла стихотворения... это одно
а идея - всё ж другое )
да, заданность, заранее выставленная идея, как менторство и тенденциозность, должны быть превзойдены, соглашусь
но смысл... это иное - это то, что как раз даёт направление потоку образов, единит их; отдаваться потоку сознания вот просто так - не получится, потому что наше сердце, наш ум не пусты и бессмысленны - они всегда одушевлены, всегда имеют определённую атмосферу - ту или иную, но имеют
если же собственная атмосфера не определяется... если человек словно не знает, какого он духа, где он находится... о чём может говорить?
это не заданность темы, потому что фиксируется глубже, чем умом
хорошо сказал прп. Силуан: "благодать распознаётся по вкусу"
и это - от опыта, длительного опыта радости и ошибок...
есть поэты, которые, к чему бы ни прикоснулись - всегда пишут о любви
есть такие, которые всегда - о печали
а есть такие, которые всегда говорят о Боге, даже если не говорят о нём, и таков был, например, Райнер Рильке
и тогда Бог - не идея, не заданность, не схема
это Живая Жизнь - как можно забыть о ней?
как можно перестать чувствовать эту жизнь, если человек чувствует? насильно отключить? ради чего? ради какой свободы?
вот в этом случае как раз попытка освободиться будет заданностью и той самой "идеей", о которой Вы говорите...
так что... да будет поэтический голос естествен, не натужен! - да!
с этим соглашусь )
прп. Серафим как-то сказал: "от внутренней радости человек сделает всё, от внутренней натуги - ничего" ))
Игумен Паисий Савосин 24.02.2018 12:07 Заявить о нарушении
От души желаю Вам творческих успехов! С уважением - Елена.
Елена Зернова 24.02.2018 19:10 Заявить о нарушении