4. 6 Период практический. Оригинальные сюжеты

                Прежде, чем воспевать рубаи, как алмаз,
                Терпеливо прочти пятикратно намаз.
                Может быть ты заметишь, что блеск твоих мыслей -
                Лишь оправа звучавшего тысячу раз.
                © Сергей Мезенцев [m], «Блистательные рубаи», 2019 [4]
 

Золотой сюжет


   Из беседы Михаила Гуськова [u]  и  Натальи Кучурка Сбитневой [e] а апреле шестнадцатого года в теме  её стихотворной притчи:

—  Так ясно выразить глубокую мысль непросто. Это Вы сами придумали сюжет или зарифмовали чью-то старинную притчу? — пишет с теплом Михаил.
 
—  Здравствуйте, Михаил, Вы правы, допустив эту мысль, я действительно взяла сюжет из старинной притчи о старике и стеклянных игрушках. Но писала я её под впечатлением рассказа о ней (сама ещё тогда её не читала). И лишь Ваш вопрос побудил искать первоисточник. Спасибо за отклик и всего Вам наилучшего! С уважением, Наталья.
 
— Такие сюжеты входят в золотые книги человечества. Таких книг – единицы. Можно сказать, я читал их все. Придумать такой сюжет самостоятельно неимоверно трудно. Даже красиво, просто, понятно изложить стихами – уже огромная заслуга. За это, от имени Правительства, я бы давал медали, а за десять притч такого уровня в стихах – орден.


Мудрые игрушки [2]
Наталья Кучурка Сбитнева [e]

      
   В одном селенье небольшом  жил старичок чудак,   Игрушки детям делал он и раздавал за так. И умилялись все вокруг, смеялась детвора. Игрушка – самый верный друг,  С ней веселей игра!..  И всё бы было хорошо, и меньше детских слёз, только ломались так легко игрушки – вот курьёз...  Были хрупки, как тонкий лёд, Недолгою игра... Кто ж того мастера поймёт?  Нет худа без добра. Пришли родители к нему  Так, говорят, и так...  Они сломались, почему?   Что сделал ты, чудак? Он молча слушал и качал  седою головой, на палку, оперевшись, встал, и дал ответ простой...  Пройдут года и станет сын  красивый и большой,  и дочь, как в поле, расцветёт цветочек полевой.  Незримо время пролетит, взойдёт любви заря, сердечко кто-то им вручит нежнее хрусталя...  Его так трудно не сломать, И словом не разбить, так с детства нужно привыкать  игрушкой дорожить.  Пускай игрушки так хрупки  и их не долог век,  но просыпается внутри  Ребёнка – Человек…  Учиться будет он беречь, владея, всё ж  любить, чтобы тепло грядущих встреч  надолго сохранить.
© Наталья Кучурка Сбитнева, 2016


Я ему нравлюсь!


   Из бесед с Дмитрием Додоновым [d] в июне шестнадцатого:

—  Ирин, я пытался всё прочитать, но даже Барбара уснула бы уловив суть, пожалуйста не теряя откровений, будь краче.

— Краче, краше, кроче, эх, мужчина, всё тебе Красоту и Кроткость подавай... Дим, разуй глаза, ты что, свалку от красоты не отличаешь? Чего, вообще, залез на мой мусорник? Пойми, у меня не произведение, не стих, не эссе и т.п., а контейнер, носитель информации, уже написанной, переработанной. Я их не читаю, просто, любуюсь... Понимаешь, завод для переработки и утилизации этой макулатуры, ещё не построен... Вот родится ещё раз Гений! Он всё переработает, переосмыслит и напишет очень кратко и красиво, как Шекспир, как Пушкин...

   Ой, мужская кошачья натура... Выпусти откормленного холёного котика погулять во двор... А он - на свалку, на помойку!..  А кто это, Барбара? Кукла? Небось импортная... Иностранцы представляют кукол из высококачественных материалов, они прекрасно изготовлены, красиво одеты и имеют нежный ванильный аромат... Хотя, я помню немецкие куклы моего детства... Это качество и красоту – не забыть.
 
— "Сколько разных мыслей!" я не хочу брать это в расчёт. Ты чего, Шекспира начиталась, или мороженого объелась? Как бы там не было, мне нравится!" — пишет Димка. — Надеюсь я не слишком высокомерен.

— Шекспира, вообще, не читала, а морожъное давно не ела... Не заморачивай мне голову, Дмитрий, "мне нравится", с этого бы и начинал. Ура, я емууууууууууу нравлюуууууусь!!!



Людское  Шапито


   Всегда и всюду объяснения  объёмом больше в много раз оригинала.   И об этом пойдёт сегодня мой рассказ. Талмуд (2) намного больше Торы (1), И оба больше, чем скрижали. Любая формула Ньютона компактней, чем о ней писали. Христа учение очень просто, А сколько писано о нём? И если подлинник вам сложен, как много кормятся на том?
   (1) Торой называют всю совокупность иудейского традиционного закона.
   (2) Талмуд - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма
© Оскар Хуторянский [o] «Оригинал и пояснения», 2016 [3]

   Читаю стихотворение  М.П. Гуськова [u] «Весь мир вокруг – людское Шапито» [1]…

—  Никогда не любила клоунов, за редким исключением. И цирк не очень люблю. Но понимаю, это очень тяжёлый труд. Здесь нет быстрой смены репертуара, так как к каждому номеру надо долго готовиться и тренироваться.  «Весь мир вокруг – людское Шапито». Да нет, современный мир требует быстрой смены разнообразного нового репертуара…

—  В том-то и дело, что идут сплошные ремейки и никакого нового репертуара давно уже не создается, а современные компьютерные технологии вообще убивают в людях творческие импульсы, заставляя в интернете искать ответы на любые вопросы, и предлагая набор банальных решений, которые лишь кажутся новым,. — ответил мне Михаил Гуськов.

—  «Современные компьютерные технологии»:  «набор одних и тех же заигранных пьес и сюжетов», «набор банальных решений», «ответы на любые вопросы». А что тут плохого? Раньше единицы перебирали эти наборы, создавали за счёт их себе творческие импульсы – именные пульсы, Имя, Великое Имя. А теперь шик с пира исчез, такая информация стала доступной большой массе людей. Они также перебирают эти наборы, создавая своё творчество. Да и любое творчество на ровном месте не возникает, а ищет на каком фундаменте закрепиться… Набор цифр, набор букв, а как много слов, чисел, бесконечное множество!

   Братья Гримм, Шарль Перро, Дж.Базиле, Шекспир, Гёте, Пушкин и т.п. сюжеты не придумывали, а переписывали народные предания для последующих поколений. Николай Носов, Алексей Толстой, Лазарь Лагин, Александр Волков также заимствовали сюжеты у других писателей… К тому же в минувшие века было другое отношение к авторским правам – идею одного подхватывали другие и переписывали.

   Вот думаю, почему ж многие книги были так популярны в той или иной стране в своё время или вошли в мировую классику? Дело видимо в творческой адаптации литературного материала и языке написания, то есть в художественной обработке. Николай Носов написал Незнайку великолепным детским языком в отличии от скучной книжки Анны Хвольсон, сюжеты которой он заимствовал. А Шекспир? Никто не знал бы историй о Ромео и Джульетте, Гамлете, Отелло. Возможно, Шекспир не обладал способностью изобретать новые сюжеты. Но как он их обрабатывал! Как раскрывал характеры людей, стороны жизни, богатство и выразительность языка! Он обладал способностью видеть и слышать, различать и выбирать, оживлять увиденное и услышанное собственным духом, передавать это другим. В этом заслуга и Пушкина. Как хороши народные сказки в стихотворной форме, в его художественной обработке. Такими качествами, как и большим трудолюбием и волей обладает не каждый.

   А чего я снова пишу не по теме, о писателях, поэтах, Шекспире? Где Шекспир, там театр, там слова, история... А цирк – это БЕЗ СЛОВ (минимум слов)! Это чувства! Это под круглым куполом. Ярко. С музыкой. С представлением. С ловкостью тренированного тела… И цирк – это одна семья, у каждого своё место, свой номер…

—  Обнимаю талантливого АВТОРА. Очень яркое ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Мудрое, сочное и с глубокой МЫСЛЬЮ. СЧАСТЬЯ Вам, Михаил!! —  читаю в соседней рецензии.
 
—  Стихира – это полигон, где оттачиваются новые мысли и решения, —  последовал ответ Михаила. —  Только этим важна поэзия, что она дает остальным людям готовые формулы и образцы верного и неверного. Я не обмолвился, ведь ложь тоже готовит свои образцы, которые от правды почти неотличимы. А на Стихире работают две непримиримых команды. И обе утверждают, что они от Бога и ненавидят ложь.





__________________________
Авторские страницы:
[d]  Дмитрий Додонов   http://www.stihi.ru/avtor/dodonovdima
[u]  Михаил Гуськов   http://www.stihi.ru/avtor/uluba
[e]  Наталья Кучурка Сбитнева   http://www.stihi.ru/avtor/evoliusiymail
[o]  Оскар Хуторянский   http://www.stihi.ru/avtor/okhutor
[m]  Сергей Мезенцев   http://www.stihi.ru/avtor/millionsl
[pl] Сергей Серафимкин   http://www.stihi.ru/avtor/planetaserp66

Информационные ресурсы:
[1]  Михаил Гуськов «Весь мир вокруг – людское Шапито»  http://www.stihi.ru/2017/01/31/4057
[2]  Наталья Кучурка Сбитнева «Мудрые игрушки»   http://www.stihi.ru/2016/04/19/4223
[3]  Оскар   Хуторянский «Оригинал   и   пояснения»    http://www.stihi.ru/2016/12/13/8164
[4]  Сергей Мезенцев «Блистательные рубаи» http://stihi.ru/2019/02/08/3104


Рецензии
Здравствуйте, Ирина!
Конечно, все разделы дают у Вас пищу уму.
Краткое резюме в стихах
http://www.stihi.ru/2019/02/08/3104
С уважением к кропотливому труду,

Сергей Мезенцев   10.02.2019 23:30     Заявить о нарушении
Да какой там труд, пища... Попала в незнакомый, для меня, мир поэзии, наблюдаю со стороны, пытаюсь понять что есть что, кто есть кто... Можно ли что из поэтического кушать...

Спасибо, Сергей, понравилось Ваше стихо (стырила себе на прозу.ру). Мне нравятся Ваши произведения. Вы мыслитель :))

Ирина Петал   11.02.2019 08:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.