4. 6 Период практический. Оригинальные сюжеты
Терпеливо прочти пятикратно намаз.
Может быть ты заметишь, что блеск твоих мыслей -
Лишь оправа звучавшего тысячу раз.
© Сергей Мезенцев [m], «Блистательные рубаи», 2019 [4]
Золотой сюжет
Из беседы Михаила Гуськова [u] и Натальи Кучурка Сбитневой [e] а апреле шестнадцатого года в теме её стихотворной притчи:
— Так ясно выразить глубокую мысль непросто. Это Вы сами придумали сюжет или зарифмовали чью-то старинную притчу? — пишет с теплом Михаил.
— Здравствуйте, Михаил, Вы правы, допустив эту мысль, я действительно взяла сюжет из старинной притчи о старике и стеклянных игрушках. Но писала я её под впечатлением рассказа о ней (сама ещё тогда её не читала). И лишь Ваш вопрос побудил искать первоисточник. Спасибо за отклик и всего Вам наилучшего! С уважением, Наталья.
— Такие сюжеты входят в золотые книги человечества. Таких книг – единицы. Можно сказать, я читал их все. Придумать такой сюжет самостоятельно неимоверно трудно. Даже красиво, просто, понятно изложить стихами – уже огромная заслуга. За это, от имени Правительства, я бы давал медали, а за десять притч такого уровня в стихах – орден.
Мудрые игрушки [2]
Наталья Кучурка Сбитнева [e]
В одном селенье небольшом жил старичок чудак, Игрушки детям делал он и раздавал за так. И умилялись все вокруг, смеялась детвора. Игрушка – самый верный друг, С ней веселей игра!.. И всё бы было хорошо, и меньше детских слёз, только ломались так легко игрушки – вот курьёз... Были хрупки, как тонкий лёд, Недолгою игра... Кто ж того мастера поймёт? Нет худа без добра. Пришли родители к нему Так, говорят, и так... Они сломались, почему? Что сделал ты, чудак? Он молча слушал и качал седою головой, на палку, оперевшись, встал, и дал ответ простой... Пройдут года и станет сын красивый и большой, и дочь, как в поле, расцветёт цветочек полевой. Незримо время пролетит, взойдёт любви заря, сердечко кто-то им вручит нежнее хрусталя... Его так трудно не сломать, И словом не разбить, так с детства нужно привыкать игрушкой дорожить. Пускай игрушки так хрупки и их не долог век, но просыпается внутри Ребёнка – Человек… Учиться будет он беречь, владея, всё ж любить, чтобы тепло грядущих встреч надолго сохранить.
© Наталья Кучурка Сбитнева, 2016
Я ему нравлюсь!
Из бесед с Дмитрием Додоновым [d] в июне шестнадцатого:
— Ирин, я пытался всё прочитать, но даже Барбара уснула бы уловив суть, пожалуйста не теряя откровений, будь краче.
— Краче, краше, кроче, эх, мужчина, всё тебе Красоту и Кроткость подавай... Дим, разуй глаза, ты что, свалку от красоты не отличаешь? Чего, вообще, залез на мой мусорник? Пойми, у меня не произведение, не стих, не эссе и т.п., а контейнер, носитель информации, уже написанной, переработанной. Я их не читаю, просто, любуюсь... Понимаешь, завод для переработки и утилизации этой макулатуры, ещё не построен... Вот родится ещё раз Гений! Он всё переработает, переосмыслит и напишет очень кратко и красиво, как Шекспир, как Пушкин...
Ой, мужская кошачья натура... Выпусти откормленного холёного котика погулять во двор... А он - на свалку, на помойку!.. А кто это, Барбара? Кукла? Небось импортная... Иностранцы представляют кукол из высококачественных материалов, они прекрасно изготовлены, красиво одеты и имеют нежный ванильный аромат... Хотя, я помню немецкие куклы моего детства... Это качество и красоту – не забыть.
— "Сколько разных мыслей!" я не хочу брать это в расчёт. Ты чего, Шекспира начиталась, или мороженого объелась? Как бы там не было, мне нравится!" — пишет Димка. — Надеюсь я не слишком высокомерен.
— Шекспира, вообще, не читала, а морожъное давно не ела... Не заморачивай мне голову, Дмитрий, "мне нравится", с этого бы и начинал. Ура, я емууууууууууу нравлюуууууусь!!!
Людское Шапито
Всегда и всюду объяснения объёмом больше в много раз оригинала. И об этом пойдёт сегодня мой рассказ. Талмуд (2) намного больше Торы (1), И оба больше, чем скрижали. Любая формула Ньютона компактней, чем о ней писали. Христа учение очень просто, А сколько писано о нём? И если подлинник вам сложен, как много кормятся на том?
(1) Торой называют всю совокупность иудейского традиционного закона.
(2) Талмуд - многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма
© Оскар Хуторянский [o] «Оригинал и пояснения», 2016 [3]
Читаю стихотворение М.П. Гуськова [u] «Весь мир вокруг – людское Шапито» [1]…
— Никогда не любила клоунов, за редким исключением. И цирк не очень люблю. Но понимаю, это очень тяжёлый труд. Здесь нет быстрой смены репертуара, так как к каждому номеру надо долго готовиться и тренироваться. «Весь мир вокруг – людское Шапито». Да нет, современный мир требует быстрой смены разнообразного нового репертуара…
— В том-то и дело, что идут сплошные ремейки и никакого нового репертуара давно уже не создается, а современные компьютерные технологии вообще убивают в людях творческие импульсы, заставляя в интернете искать ответы на любые вопросы, и предлагая набор банальных решений, которые лишь кажутся новым,. — ответил мне Михаил Гуськов.
— «Современные компьютерные технологии»: «набор одних и тех же заигранных пьес и сюжетов», «набор банальных решений», «ответы на любые вопросы». А что тут плохого? Раньше единицы перебирали эти наборы, создавали за счёт их себе творческие импульсы – именные пульсы, Имя, Великое Имя. А теперь шик с пира исчез, такая информация стала доступной большой массе людей. Они также перебирают эти наборы, создавая своё творчество. Да и любое творчество на ровном месте не возникает, а ищет на каком фундаменте закрепиться… Набор цифр, набор букв, а как много слов, чисел, бесконечное множество!
Братья Гримм, Шарль Перро, Дж.Базиле, Шекспир, Гёте, Пушкин и т.п. сюжеты не придумывали, а переписывали народные предания для последующих поколений. Николай Носов, Алексей Толстой, Лазарь Лагин, Александр Волков также заимствовали сюжеты у других писателей… К тому же в минувшие века было другое отношение к авторским правам – идею одного подхватывали другие и переписывали.
Вот думаю, почему ж многие книги были так популярны в той или иной стране в своё время или вошли в мировую классику? Дело видимо в творческой адаптации литературного материала и языке написания, то есть в художественной обработке. Николай Носов написал Незнайку великолепным детским языком в отличии от скучной книжки Анны Хвольсон, сюжеты которой он заимствовал. А Шекспир? Никто не знал бы историй о Ромео и Джульетте, Гамлете, Отелло. Возможно, Шекспир не обладал способностью изобретать новые сюжеты. Но как он их обрабатывал! Как раскрывал характеры людей, стороны жизни, богатство и выразительность языка! Он обладал способностью видеть и слышать, различать и выбирать, оживлять увиденное и услышанное собственным духом, передавать это другим. В этом заслуга и Пушкина. Как хороши народные сказки в стихотворной форме, в его художественной обработке. Такими качествами, как и большим трудолюбием и волей обладает не каждый.
А чего я снова пишу не по теме, о писателях, поэтах, Шекспире? Где Шекспир, там театр, там слова, история... А цирк – это БЕЗ СЛОВ (минимум слов)! Это чувства! Это под круглым куполом. Ярко. С музыкой. С представлением. С ловкостью тренированного тела… И цирк – это одна семья, у каждого своё место, свой номер…
— Обнимаю талантливого АВТОРА. Очень яркое ПРОИЗВЕДЕНИЕ! Мудрое, сочное и с глубокой МЫСЛЬЮ. СЧАСТЬЯ Вам, Михаил!! — читаю в соседней рецензии.
— Стихира – это полигон, где оттачиваются новые мысли и решения, — последовал ответ Михаила. — Только этим важна поэзия, что она дает остальным людям готовые формулы и образцы верного и неверного. Я не обмолвился, ведь ложь тоже готовит свои образцы, которые от правды почти неотличимы. А на Стихире работают две непримиримых команды. И обе утверждают, что они от Бога и ненавидят ложь.
__________________________
Авторские страницы:
[d] Дмитрий Додонов http://www.stihi.ru/avtor/dodonovdima
[u] Михаил Гуськов http://www.stihi.ru/avtor/uluba
[e] Наталья Кучурка Сбитнева http://www.stihi.ru/avtor/evoliusiymail
[o] Оскар Хуторянский http://www.stihi.ru/avtor/okhutor
[m] Сергей Мезенцев http://www.stihi.ru/avtor/millionsl
[pl] Сергей Серафимкин http://www.stihi.ru/avtor/planetaserp66
Информационные ресурсы:
[1] Михаил Гуськов «Весь мир вокруг – людское Шапито» http://www.stihi.ru/2017/01/31/4057
[2] Наталья Кучурка Сбитнева «Мудрые игрушки» http://www.stihi.ru/2016/04/19/4223
[3] Оскар Хуторянский «Оригинал и пояснения» http://www.stihi.ru/2016/12/13/8164
[4] Сергей Мезенцев «Блистательные рубаи» http://stihi.ru/2019/02/08/3104
Свидетельство о публикации №118022004751
Конечно, все разделы дают у Вас пищу уму.
Краткое резюме в стихах
http://www.stihi.ru/2019/02/08/3104
С уважением к кропотливому труду,
Сергей Мезенцев 10.02.2019 23:30 Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, понравилось Ваше стихо (стырила себе на прозу.ру). Мне нравятся Ваши произведения. Вы мыслитель :))
Ирина Петал 11.02.2019 08:21 Заявить о нарушении