Шуторизмы 12. Крестильно - конструктивные

                СВЕТЛОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

 
       Меня крестили в шесть лет после войны по моей просьбе, после возвращения из эвакуации на Урале к бабушке на Брянщину, которая два года была под немецкой оккупацией всеми родами войск от румын до карателей и гестапо.

     Было веселое послевоенное лето. Зеленая, провинциальная, почти деревенская улица. Все дети бегают и хвастаются крестиками  (особенно девчонки), крестики были тоненькие, маленькие, иногда с изображением маленького человека на кресте,а у меня крестика нет.
    Стал спрашивать о боге. Объяснили. Говорили много ерунды (особенно девочки), но понял главное: что креститься надо в церкви, очень интересно, ничего страшного, тем более, что веришь ты в бога или не веришь, никто не спрашивает. Так мне захотелось быть крещеным и, как другие, иметь крестик.
       Упросил маму, чтобы крестили. Мама была очень удивлена: в эвакуации как-то было не до бога,  но бабушка решила мудро: если сам захотел, то надо крестить, не смотря на возраст. А там разберется.

       Крестного выбирать не пришлось: из четверых бабушкиных сыновей трое навсегда остались на фронте: Петр, Павел и старший Василий; четвертый, дядя Миша выживший, потому что был в эвакуации вместе с ремесленным училищем и не воевал по возрасту, стал крестным отцом. Крестную мать выбрал из трех бабушкиных дочерей, переживших оккупацию, склонившихся надо мной с улыбкой (семейная традиция). Я выбрал красивую, молодую, всегда веселую, в золотых кудряшках Клавдию. 
    Четвертой была моя мать.
    Было светлое солнечное воскресенье. Помыли, одели в белую косоворотку, вышитую зеленым крестиком, и короткие штанишки (других к моему огорчению мне еще не сшили), и повели по улицам в церковь на кладбище. Большую, каменную, выстроенную еще в прошлом веке при Мальцевых, превращенную немцами в склад, взорвали партизаны вместе с содержимым. Но на кладбище осталась тоже очень красивая: бревенчатая, восьмигранная, крашеная зеленой краской под окружающую листву и с большими окнами.
       Когда пришли, церковь была почти пуста, тиха и наполнена солнцем. 

     Священник был довольно молод, в желтом облачении, высок, толст, рыж, с одутловатым лицом и реденькой бородкой. Глаза были голубые, но мутноватые, а сам - чем-то недовольный, словно его рано разбудили. Детишек было человек семь, и священник всех детишек, начиная от грудных, только что родившихся, велел распеленать и по очереди совал попой в медную с остатками серебра на выпуклых боках купель (сохранили от немцев). Детишки кричали, а поп, не обращая внимания на их крики, бормотал свое, обливал детишкам головы, зачерпывая из купели прямо ладонью и обрызгивал всех водой. Я, как старший, стоял последним, но на меня тоже попадало.
      Дошла очередь до меня. "Что, он и меня собирается посадить в этот  таз, - подумал я, - прямо в штанах, или надо снять?" -  и начал спускать штанишки. Поп подошел,  выпучил глаза и открыл рот. Что-то быстро и сердито начал говорить крестному, тот спохватился, одернул меня и я подтянул штаны. Поп, все еще сердясь, косясь на меня круглым мутно-голубым глазом, подвел меня к купели и властно, словно в наказание,согнув мне голову вниз рукой, сунул лицом в купель, ворча при этом весьма не благостно.
      Я утерся молча; мои сопровождающие (все тети и дядя)с облегчением вздохнули. Мать по церковной традиции в церковь не взяли.
       Когда вышли из церкви, я на их вопросы стал объясять, что хотел помочь попу, чтобы не он меня раздевал, а он не понял и рассердился.
      - А поп-то был с перепоя,- резонно подытожил молодой крестный, - еще не опохмелился.

       У калитки кладбища двое потертых, но бойких мужика (явно приезжие) продавали крестики. Одни были из дешевой пластмассы, красные, как послевоенные леденцы, и легкие, как безделушки, а другие - серые, литые, свинцовые. Третьих не было, - война недавно кончилась.
     Мужики, поняв мое недовольство, тут же сообразили, что можно заработать,   заговорили, что найдут, что привезут в следующее воскресенье, что у них кое что осталось с мирного времени, просто уже раскупили...
    Родственники тоже уговаривали купить позже, но прийти на улицу после крещения и без крестика, да и вгонять маму в расходы не хотелось... И я выбрал свинцовый, все же - металл.
       Но свинцовый был толстым, тяжелым, вовсе не таким изящным, как виденные мною серебряные и медные, и я подумал, что пожалуй могу его сплющить, сделать плоским, как  серебряные, и  всю дорогу домой обдумывал, как это сделать.
     Пришли домой, все разошлись, я попытался отыскать молоток, но не нашел. Увидел у бабушки в "зале" мраморное пресс-папье на подоконнике и решил, что подойдет. Положил крестик на подоконник изображением вниз, чтобы не очень смять изображение, и тяжелым пресс-папье ударил сверху. Вбежала бабушка, схватила за руку и  отругала меня, крестясь. Крестик же не столько расплющился сколько вмялся в подоконник, и след от него остался, видимо, навсегда.
       Водил ли тогда Бог моей рукой, не знаю...
       Так у меня начались отношения с религией и церковью.
      Религию я не обожал, но и не обижал, изучал с большим интересом , хотя относился критически - для меня это была давняя традиция и культура моих предков.  Она меня - тоже не обижала , хотя и не помню, чтобы очень-то жаловала.    
    Жаль только, что свои ожидания получить удовольствие от изящного крестика я сам же испортил своим мальчишеским нетерпением и стремлением к улучшению всего, что попадало мне в руки; видимо во мне зарождался будущий конструктор и реформатор. Судьба тоже обходилась со мной вполне по моим заслугам: то помогала творить, то спасала в критических ситуациях, то совала носом в купель, а порою жестоко в грязь, - за торопливые стремления и желание все проверять на своем опыте и все улучшать.
     И поэтому теперь я говорю родителям: крестите детей, особенно, если они сами просят: многое узнают в жизни, многое поймут. Но почаще объясняйте, что им свой крест всю жизнь носить.

       Мой был свинцовым, кустарным, переплавленным из военных пуль.
       Светлого всем воскресенья...             

               


Рецензии
Ох, уважаемый Тёзка, меня тоже однакось крестили. И тоже история была курьёзная. Сам-то я был от роду год или два, очень тревожный и неспокойный, транспорт и вообще все "чужие места" не переносил, орал благим матом. Ну и попав в эту самую церквушку, не замедлил устроить какофонию. Поп был хоть и трезвый, но я его изрядно достал своими воплями за время ентой процедуры. Под конец он не выдержал, злобно зыркнул на мамА и папА и прорычал: "Это бесы в нём орут! Ваши грехи и бесы!".
Крестик где-то лежит, но я его не носил толком... я вообще не люблю никакие такие внешние приблуды: кольца, цепочки и проч. надеваемое на фаланги и вешаемое на конечности. Иногда красиво бывает, но мешает страшно.
Я даже после развода со своей первой оручальное кольцо продал (и пропил). Счастью не было предела. Такие вот у нас шуторизмы ))

Понравилась Ваша история, исходящяя из будней наших грешных и смешных, и восходящая к флософском осмыслению их событий и символов - и своей роли в них!

С приветом,

Вячеслав Карижинский   19.02.2018 15:34     Заявить о нарушении
Спасибо, Слава, за отзыв и воспоминания. Удивительно, что в каждом запомнившемся эпизоде жизни есть своя символика и философское зерно. Видимо такое и запоминается в первую очередь, это, наверное, и писать надо. Нет сюжетов интереснее, чем придуманные самой жизнью.
Своего крестика я тоже не носил, куда задевался не знаю. А крест тащу по сей день. Что повесил на себя, то и тащишь.
Удачи всем нам!

Вячеслав Панкратов   19.02.2018 18:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.