О творческом начале
Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3619/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/emsg/
______________________________
Мы настолько ленимся и отвыкаем самостоятельно мыслить и чувствовать, что предпочитаем читать книги и смотреть телевизор - жить чужой, кем-то прожитой жизнью, а не делать свою. Мы боимся? Мы не способны? Кто же после этого мы?!..
Как мертвецы, высовывающиеся из замшелых могил, чтобы подглядывать за живыми, смотрим мы из наших убогих убежищ в окна книг, телевизоров, радио, чтобы бесконечную скуку и пустоту, которые уже само естество наше, разнообразить, украсить жизнью чужою, пусть даже вымыслом… Мы уже не способны сами не только активно жить, но даже и фантазировать.
Где же подлинное?.. В этом замкнутом круговороте неизвестно кем и когда начатых жизней, к которым с течением времени прибавляется так мало нового, мы - пресытившиеся своей ролью статисты, пересказывающие друг другу давным-давно поставленный, кажется на вечные времена, нехитрый спектакль, и мы же - равнодушные его зрители. Как мало людей пытаются изменить этот сценарий! Как мало тех, кто ищет себя и находит!
Тем не менее, иного, кроме как нас самих и того, что нас окружает, нам не дано. Рассчитывать мы можем только на собственное творчество, творческое начало в мире искать только через себя.
Все, что вокруг нас, - среда, в которой мы себя проявляем. И, если сами мы будем мертвыми, вокруг нас все будет мертвое. Если же мы будем жить своей, особенной жизнью, - весь мир для нас будет живой. Своим творчеством мы оживляем весь мир! И, когда новое мы открываем для всех, оживляем его не только лишь для себя, для других тоже.
Чем мы меньше творим, тем слабее ощущаем полноту жизни. Что может узреть камень, неодушевленное тело? Растения и животные в какой-то мере творят, и, соответственно, в этой же мере осознают окружающий мир, сами его создают, как бы его проявляют, осознавая в меру творческих потенций своих. И всех глубже, сложнее, многообразнее видит мир человек, больше всех - творческий!
Поэтому, человеку обыкновенному, безынициативному жизнь представляется скучным театром марионеток. Для гения и творца Вселенная и все, что в ней есть, - бесконечный и драгоценный мир, открытый к познанию и сотворчеству.
Зверю мир видится таким, как мир его создал; человеку - таким, каким он сам создал себя.
В нашей Вселенной материя (или Бог) проходила ряд последовательных ступеней в совершенствовании своего творчества:
- детерминированное физическими и химическими взаимодействиями образование галактик, звезд, планет, всего неорганического мира;
- биологическая эволюция жизни до человека, естественный отбор;
- разумное, развитие человеческой цивилизации.
Следующая ступень: космическое сознание - целенаправленное строительство Вселенной человеком или другим активным, разумным мировым началом.
Мир творит сам себя, случайностно (однако же, в рамках физико-химических, биологических или разумных взаимодействий) создавая все большее количество для себя жизненно важных необходимостей. Человеческое, разумное творчество - это тоже творение необходимостей. И тоже, по сути, случайностное.
Разум - накопленная миром определенная мера сущих необходимостей, в рамках которых идет все быстрее процесс появления новых необходимостей, и где случайность находит все больше пространства и все больше измерений своих, каждое из которых, однако, имеет очерченные границы, именно - границы необходимостей. Разум - пересечение, средоточие сущих, прошлых и будущих необходимостей. Он отвечает уровню развития мира.
Все формы материи, обладающие «я» или нет, имеют в себе возможности к совершенствованию. Этими возможностями обладает абсолютно все сущее, все, что хоть на краткий миг задержало образ свой во Вселенной. Если б это было не так, развитие мира, Вселенной было бы невозможно. Естественно, более простые формы материи имеют и меньшие непосредственные возможности к совершенствованию.
Есть два пути совершенствования: внешний и внутренний.
Неорганический мир и простейшие формы жизни совершенствуются, как правило, только в результате каких-то случайных стечений внешних к ним обстоятельств, т.е. при взаимодействии с другими объектами. Хотя, скажем, кристаллы и некоторые органические образования без «я» развиваются и, в этом смысле, можно сказать, совершенствуются как бы и изнутри, благодаря заложенным в них «программам». Кристаллы растут, органические структуры усложняются по вполне определенному внутреннему плану.
Формы жизни, обладающие «я», совершенствуются в основном изнутри и, поэтому, можно сказать, что они самосовершенствуются. Чем сложнее форма жизни, тем проводится большая внутренняя работа. Высшие животные развивают свой идеальный мир практически от нуля при рождении - до тех ступеней, куда определено им дойти. Крайне редко продвигаются они дальше в сравнении со своими собратьями.
Далее всех в самосовершенствовании идет человек. Он имеет к этому наибольшие склонности и возможности. И это естественно, потому как человек - наивысшая форма материи на сегодня.
Логично предположить, что в развитии собственном человечество будет все больше стремиться к совершенствованию себя и всего окружающего. И, если возникнут какие-то новые, высшие формы материи, они будут иметь еще большую тягу и возможности к совершенствованию.
Большинство известных религий и философий нацеливают человека на познание мира, путем его созерцания, через отрешение от всего личного. Но почему же только познание?!.. И почему отстраненное и пассивное? Кто и каким образом будет развивать мир?
Охрану и развитие сущего может и должен осуществлять человек!
Высшим судьею, не может быть только чувство - сердце, пусть даже несущее в себе любовь к миру. Но им не может быть и чисто рациональный ум, опирающийся на голый анализ. Поступки наши определять должен разум, объединяющий в себе любовь к миру, сострадание к слабым и преходящим его элементам и рациональное, осознанное стремление к познанию, развитию, преобразованию мира. Вместе, чувство и ум, рождают одухотворенность и вдохновение. Любовь, сама по себе, в чистом, идеальном виде своем вынуждает нас быть пассивными свидетелями, запрещает нам действовать, предпринимать какие-либо шаги.
И, действительно, каждое действие неизбежно ведет к изменению, а значит, и к разрушенью чего-то. Под разрушением можно ведь понимать абсолютно любое изменение мира. Именно так надобно понимать, если быть последовательным в идеальной любви до конца. Любое действие - изменение, совершая его, мы изменяем среду, которую мы считаем данной нам свыше. Зачем же изменять то, что мы любим? Вдруг получится хуже?..
Если идти еще дальше, легко уяснить себе, что мы изменяем мир даже тем, что живем, сами живем. В нашем организме непрерывно идут необратимые процессы, даже если мы вовсе не движемся, не едим, не пьем, дышим через салфетку, не убиваем даже букашек, - все равно в нас происходит бесконечное число физических, химических, биологических изменений. Какое имеем мы право на них, если любим наш мир?! Какое право имеем его изменять, даже изменяясь внутри своего организма, независимо от собственного желания? Значит, если мы так любим мир, надо нам умереть, дабы было меньше его изменений… Но ведь смертью своею - мы еще более изменяем его!
Еще раз. Если я люблю этот мир и не хочу причинять страдания никому, я должен не есть, не пить, не дышать, вообще никаких не делать движений. В пределе, я должен не жить. Потому что, если я люблю этот мир, я не должен желать его изменений, а, пока я живу, я его изменяю, хотя бы за счет неизбежных процессов внутри своего организма. Но даже смертью своею - разве можно остановить, например, внутриатомное движение?! А ведь оно - тоже суть изменение мира, любимого мною мира!
Что же, тогда надо остановить и внутриатомное движение?!.. Но без движения мир рассыплется в прах! Этого мы не хотим. Однако, это - логический предел позиции пассивной любви к непрерывно меняющемуся, динамичному миру!..
Можно ли вообще всегда любить то, что непрерывно меняется, иногда меняется непредсказуемо и не в лучшую сторону, т.е. не так, как нам хочется? Если же нам ничего не хочется, разве это любовь? Что это за любовь этакая - статичного к динамичному? И разве могут быть высшие формы статичны?
Странная получается логика… Если только любить, быть свидетелем, созерцателем, ничего не менять, значит, по сути, надо не жить; но тогда невозможно быть вообще, в том числе, конечно, и созерцателем. Думаю, какие-то промежуточные, компромиссные варианты созерцательной философии говорят лишь о непоследовательности ее сторонников. Единственный неоспоримый по этой логике вариант - это не быть изначально. Если же мы все-таки явлены в мир и осознали, что любим его, мы не можем просто так выйти из мира или быть в нем только свидетелями. Одной любви мало! Необходимо неудовольствие. И, слава богу, оно всегда есть!
От любви к динамичному Целому и неудовлетворения преходящими его частностями возникает мечта совершенствования и желание действия. Действия не случайного и не только рационального, но разумного, направленного на украшение, познание и развитие любимого нами мира. Это уже не пассивное отношение наблюдателя, но активная позиция творца и хозяина, который в своем саду сажает цветы, вырывает в нем сорняки, т.е. активно одним дарит добро, другим делает зло. Он любит сад свой и хочет, чтобы все в нем было красиво, разумно, чтобы радовались и сердце, и ум. Что было бы с садом, если наблюдали за ним только со стороны, деятельно не вмешиваясь? Так же и все в нашем мире, внешнем и внутреннем по отношению к бренной оболочке нашего «я».
Нет, непротивление злу, достижение нирваны, избегание страданий, христианское всепрощение и смирение - все не то, все пути ложные, ведущие в никуда. Человек - деятельное начало, а не пассивное. Разумная деятельность наша должна направляться на познание и развитие мира!..
Еще Платон в «Филебе» отмечал, что существа при разрушении чувствуют боль, при восстановлении (росте, развитии) - удовольствие. Это - разрушение и созидание своего организма, своего материального и идеального.
Но то же самое относится к разрушению и созиданию целого мира, только шире охват. Это - естественный закон мироздания. Боль, которую мы ощущаем, видя бедствия и разор, подъем, что мы чувствуем в минуты высшего вдохновения, радость, охватывающая нас, когда мы видим благие результаты труда, все это – живущее внутри нас подтверждение творческого предназначения человека!..
Две задачи искусства: фиксировать идеальные миры, свой и общественный, и развивать их. Через идеальное развивается и материальное.
Уровни творчества человека и человечества:
- копирование отдельных сторон некоторых объектов действительности - начало творческой деятельности;
- поиск «идеи» вещи, попытка ее определения и выражения;
- поиск идеи реальной Вселенной, реалистическое изображение мира;
- создание новой, не существовавшей никогда ранее в мире идеи; реализация этой идеи в мире материальном;
- создание нового гармоничного мира идей, не существовавшей никогда ранее идеальной Вселенной; строительство новой материальной Вселенной по прототипу созданной идеальной.
Недалек тот, кто считает: лучше там, где нас нет. Нас нет на небе, мы - на Земле. Если бы мы жили «на небе», в каком-то «мире ином» и не могли пребывать на Земле, - мы мечтали бы о Земле. Надо жить и строиться там, где мы есть, и будет там хорошо. Иначе, будет плохо везде.
Пустые люди думают, что все лучшее в дальнем - там, где их нет. И они правы, в том смысле, что для других - они не лучший из объектов внимания. Но, все же, и с ними может быть интересно. Творческому человеку интересно везде. Мир создает человека, человек - творит окружающий мир.
Самое драгоценное - рядом. Подарите ему себя, оживите собою, - и оно вернет вам!..
Человек ограничен не телом своим, а сферой, количественной и качественной, распознанной и деятельно осваиваемой Вселенной.
Нехитрая штука делать то, что дано от природы: есть, спать, заниматься любовью, наконец, - умирать… Попробуйте сделать это особенно, придумать что-то еще!..
Кто достигает «полноты бытия», в смысле полной удовлетворенности самим собою и миром, - не желает уже каким-либо образом себя выразить. Он вообще ничего не желает и, соответственно, ничего больше не делает. Действует, творит тот, кто страдает, кто неудовлетворен миром. Нравственное страдание - высшее мироощущение человека, позволившее подняться ему над царством животным.
В любом статус-кво, в некоторых циклических, гармонических изменениях даже очень сложного мира можно, путем нравственного слияния с миром (что-то развив в себе, что-то урезав) достичь полного удовлетворения окружающим. Обрезается в сознании то, что соединить с миром невозможно или не слишком легко.
Такое слияние, скажем, с природой, опускание на ее уровень вполне возможно для отдельного человека и теоретически (по-моему, все-таки сие невозможно) для человечества. Можно искусственно приостановить собственное развитие и даже развитие цивилизации, удовольствоваться темпами саморазвития мира природы, для человека практически незаметными. Но что же будет тогда представлять из себя человечество? - Видимо, одну из разновидностей обезьян, может быть, самую умную.
Лично меня подобная перспектива не вдохновляет. В принятии статус-кво, какого бы ни было, даже и «рая», в остановке процесса развития - гибель для человечества.
Нельзя обрезать желания. Надо желать, проявлять собственные желания, разыскивать их! И последовательно удовлетворять, снимая их актуальность. Не только желания типа вобрать в себя что-то материальное - воздух, пищу и прочее или, наоборот, что-то вывести из себя; но желания сотворить нечто руками и разумом!
Что означает: избавиться от желаний? Наиболее сложные желания из существующих в мире и есть - главное отличие человека. Можно даже говорить о развитии желаний, проявляемых различными «я», параллельно эволюции мира. У человека - вершины эволюции всей природы, самые сложные и разнообразные желания. И они будут все развиваться. Это естественно и нормально.
Желайте! Но не только пищи и выделений материальных, но пищи духовной и творений ума. Творите дух и материю! В творчестве - весь смысл нашей жизни. Без него мы ничто. Без него на нас никто всерьез не обращает внимания, никто не вспоминает о нас после смерти. Лишь в творениях собственных мы остаемся. Как боги, творившие мир, остались в творении, так и мы, продолжая творить, останемся в творении собственном. Так мы сливаемся со Вселенной. Но не бесследно растворяемся в ней, а расширяем ее собою!..
Путь к единению с миром, исполнению мировых целей Вселенной не в отказе вообще от желаний, а в отказе от личных желаний. Нами хочет весь мир! В нас проявляет он желание необходимых ему целенаправленных изменений к лучшему, к большему разнообразию, накоплению исчерпывающей информации… Давайте же делать то, что подсказывает нам наша природа, проявляя через себя мировое творческое начало. В этом - смысл жизни и счастье!..
Свидетельство о публикации №118021705548