Постепенное раскрытие цветка
и всем им имена нарицаяй.
Пс. 146, 4.
И всё ж печаль и утомленье
Приносит радостное. Поперёк
Живой строки ложатся тени,
Поверх стремительного – новых строк
Слова и звук пересекая,
Приходит действенное, посреди
Пробела, слога – вкось мазками
Уводит зрение... Один
Останется пробел – в минуте,
Раскрывшейся цветком в печаль
И жажду... Ночь лозою гнутой
Сгущает росы на плечах
Растений медленных. Ночное,
Вот, что рождает. Небо до краёв
Наполнит чашечки иное
Темнот прохладой: ледяное
Расступится опять стеною
В молчанья ослепительный проём.
Август – Ноябрь 2017.
Свидетельство о публикации №118021609656
Конечно, у Вас в стихах встречаются огрехи, но у кого из нас их нет? Тем более, что Вы, как автор, имеете полное право не считать их таковыми и оставить чужое мнение относительно этого на совести критиков.
Паисий, долго не решалась написать Вам о том, что считаю главным, потому что это, как ни говорите, некое непрошенное вторжение в «святая святых» автора. Заранее прошу у Вас прощения и прошу Вас не сердиться и не обижаться, если можете, на то, что я Вам скажу. Вы, безусловно, имеете полное право по прочтении послать меня подальше с моим мнением, и, по всей вероятности, так и сделаете, и всё-таки я не могу промолчать.
На мой взгляд, то, что я хочу Вам сказать, очень важно, потому и решаюсь высказаться. Решаюсь, поскольку мне, как читателю Ваших рифмованных стихов, всё равно приходится делать эту работу в процессе чтения: выуживать смысл из написанных Вами строк и строф. Это, к огромному моему сожалению, очень мешает (возможно, только мне) непосредственному, чистому восприятию как смысла, так и чувств, отражённых Вами в стихах. Конечно, у Вас есть и удачные в этом смысле рифмованные стихотворения, но таких немного.
Что я имею в виду? Видите ли, мне кажется, форма, которую Вы чаще всего выбираете для своих стихов, тесна для Вас. Вашим мыслям и образам необходим простор, свобода, полёт, что очень ярко показывают Ваши верлибры. А жёсткие размеры, в которые Вы их помещаете, по моему мнению, мешают всему этому.
Как пример, я выбрала одно из стихотворений. Ещё раз прошу прощения, что совершу над ним некие действия, но без этого я не смогу донести смысл того, что хочу сказать. По сути, это будет только графическое изображение того, что я вынуждена мысленно проделывать, когда читаю Ваши стихи, подобные этому.
Для примера я выбрала именно это стихотворение. Так уж вышло.
Чтобы пояснить, о чём речь, возьмём только начальные его строки. Что сказано во второй строке: «Приносит радостное. Поперёк»? (Пусть тут даже и точка в строке).
А в третьей: «Живой строки ложатся тени»? Ровно наоборотный смысл тому, что Вы говорите, то есть, не «Поперёк живой строки… ложатся тени», а тени «Живой строки».
И так на протяжении всего стихотворения. Надо, в той или иной мере, напрягаться, чтобы не упускать истинной мысли. А Вы ведь разрываете смыслы не только строками, но и строфами.
Не буду продолжать дальше, а просто покажу то, что, как уже сказала, я вынуждена делать при чтении, мысленно создавая строки и строфы сообразно заложенному в тексте смыслу (исключительно мой вариант!):
@ @ @
И всё ж печаль и утомленье
Приносит радостное.
Поперёк живой строки
Ложатся тени,
Поверх стремительного –
Новых строк слова и звук пересекая,
Приходит действенное,
Посреди
Пробела, слога – вкось мазками
Уводит зрение...
Один
Останется пробел – в минуте,
Раскрывшейся цветком
В печаль и жажду...
Ночь лозою гнутой
Сгущает росы
На плечах растений медленных.
Ночное,
Вот, что рождает.
Небо до краёв
Наполнит чашечки иное
Темнот прохладой:
Ледяное
Расступится опять стеною
В молчанья ослепительный проём.
(Ничего, кроме строк и строфики не изменено. Разве что заглавные буквы кое-где, сообразно тому, как изменены строки).
Паисий, могу себе представить Вашу реакцию на это моё послание, и всё же очень надеюсь на снисхождение и понимание с Вашей стороны.
С глубоким уважением к Вам и самым искренним интересом к Вашему творчеству – Елена.
P.S. Простите, что снова потревожила, но должна уточнить. Когда я говорю о СЛОЖНОСТИ Ваших стихотворений, о которых идёт речь на примере этого, то имею в виду, во-первых, что Вы этим приёмом усложняете только ВОСПРИЯТИЕ, а сами стихи Вы не усложняете, они какими были по сложности, такими и остаются, лишь по форме, на мой взгляд, они становятся менее гармоничными. И, во-вторых, я имею в виду некий ОБЪЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ сложности Ваших стихов, а вовсе не то, что они сложны именно для моего понимания. Безусловно, у меня в отношении их могут быть и наверняка есть свои трактовки, как и у любого другого, что совершенно естественно.
С уважением и пожеланием творческих успехов - Елена.
Елена Зернова 16.03.2018 13:26 Заявить о нарушении
ум у меня сейчас с недосыпу и вечному сверлежу соседа (уже год ремонт производит, да всё с дрелью) болит, чтоб как-то реагировать ))
вначале скажу по поводу приведённых Вами "запутанных" строк
Вы верно подметили путанность... а не попробовали Вы понять, какой в этом смысл? Вы, верно, решили, что это просто недосмотр или что-то подобное... а ведь этот смысл есть, и строки такими сложены и оставлены намеренно
люблю в общем, когда в глазах двоится ))
может, лучше и не строить "садов расходящихся троп", может, и без этих усложнений эти стихи трудно понимаются... но часто не могу удержаться )
верлибр, безусловно, освобождён от этой возможности, там поёт смысл (хотя и ритм свой обязателен тоже, и он тоже поёт); но то, что в верлибрах обнажена поэтическая суть - это да
да только вот не всегда же (простите за каламбур) человеку ходить обнажённым )
ино и скрыться надо
да ведь и Писание (кажется, вот где-где, а там надо бы - прямо смыслом; ан нет, ещё и большие запутанности бывают... требуется поучаствовать, потрудиться в усвоении; синергия типа))
менять мои стихи - воля Ваша ) считаю это одним из (одним из!) толкований )
безусловно, они могут быть, толкования
так или иначе, бесконечно рад и благодарен Вашему вниманию и таким глубоким и конструктивным отзывам!
кланяюсь Вам )
Игумен Паисий Савосин 13.03.2018 17:38 Заявить о нарушении
если есть что хорошего в моих стихах - благодарим Господа! )
ну, а несовершенства... я тружусь, внимаю )
может, дорасту когда до простоты Рилькевской "поэзии вещей" и до "простоты" японских хокку...
Игумен Паисий Савосин 13.03.2018 17:40 Заявить о нарушении
Игумен Паисий Савосин 13.03.2018 17:43 Заявить о нарушении
Ну, что Вам сказать? Конечно пробовала, пыталась разобраться, какой в этом смысл, более того, прекрасно поняла и очень рада, что правильно догадалась, судя по Вашему нынешнему ответу. Хотя, не скрою, были и другие варианты ответов на этот вопрос, но я, как всегда, предпочитала лучшее худшему, когда строила всевозможные предположения на этот счёт. Кстати, я уже дважды, насколько помню, задавала Вам этот вопрос (в несколько иной форме), но Вы мне на него тогда так и не ответили.
И тем не менее, душа моя жаждет не продираться сквозь искусственные дебри и заросли бурьяна Ваших таинственных садов, а просит полёта в высшие смыслы и светлейшие чувства, спрятанные в их потайных уголках. Ведь Ваши стихи и так достаточно глубоки и многозначны, чтобы ещё более затруднять их восприятие.
Что ж, в очередной раз смиренно склоняю голову перед волей Автора. :)
Обязательно пойду читать Ваши верлибры! Спасибо за указание направления поиска! :) Безусловно, и верлибр имеет свои ритмы, акценты и прочее. Иначе и быть не может.
И, конечно же, вслед за Вами говорю - благодарим Господа за всё!
Что же касается сверления у Вас за стеной - с содроганием и ужасом выражаю Вам глубочайшее сочувствие! Только год назад пережила то же самое в течение десяти месяцев, ремонт у соседей сверху, прямо надо мной. А ещё к тому они и стены ломали, и огромные куски бетона падали с чудовищным грохотом и сотрясением всего дома. Не один раз думала, что вот-вот наш старый дом не выдержит, и всё рухнет мне на голову. Но Бог милостив, всё обошлось в тот раз. Дай и Вам Бог терпения в этом чудовищном испытании!
Паисий, ещё раз благодарю Вас и желаю Вам вдохновения в творчестве! С уважением и пожеланием всего наилучшего - Елена.
Елена Зернова 13.03.2018 18:25 Заявить о нарушении
Но это так, к слову.
Всего самого доброго Вам, Паисий! С уважением - Елена.
Елена Зернова 13.03.2018 19:39 Заявить о нарушении
и если я даже понимаю, как должно быть, как хотел бы, чтоб было... всё ж не достигаю (помните, как Пастернак говорил о тирании рифм, что именно они задают направление стихам...)
но так-то - да, я ищу предметности, фактичности... и да, простоты... но какой? такой, какая у Рильке )
что чувств... эти рифмованные сложные стихи всё ж тоже не одна мысленная эквилибристика - а яркости чувства такой, как в верлибрах, нет отчего... привык умолкать, искать ровности интонации в жизни, бежать слишком сильных эмоций - может, поэтому?
а верлибр - ну, я уже говорил, это некое обнажение поэтической сути
и всё ж всё время орать не возможно, ино и приглушённым голосом сказать хочется (и даже большинство раз)
Игумен Паисий Савосин 13.03.2018 21:09 Заявить о нарушении
Игумен Паисий Савосин 13.03.2018 21:11 Заявить о нарушении
Елена Зернова 13.03.2018 21:26 Заявить о нарушении
В Ваших рифмованных стихах чувств и эмоций не меньше, чем в верлибрах. Я, собственно, говорила о том только, что излишне сложно, как бы случайно и даже небрежно "нарезанные" строки мешают - пусть только мне - воспринимать как смысл, так и чувства, в них заложенные. И мой вопрос состоял в том, по какой причине так сделано: намеренно, случайно или по невозможности справиться со всем этим... да мало ли может быть субъективных или вполне объективных причин.
Другое дело, что именно таким способом, как я поняла, Вы пытаетесь приглушить эмоциональность Ваших стихов. Но громкость звука зависит совсем не от этого, как мне видится. Но желаю Вам успехов во всех Ваших поисках!
И я совершенно с Вами согласна, что созерцательность и желание вслушаться совсем не исключает чувств, эмоций, переживаний, чему ярчайшим примером могут служить Ваши стихи.
Елена Зернова 13.03.2018 21:54 Заявить о нарушении