Эта книжка для детей!
Эта книжка для детей,
Познакомься с ней скорей.
Здесь и с шуткой, но всерьёз
Есть ответ на твой вопрос.
Чтобы правила запомнить,
Я могу подсказку дать –
И быстрей, и легче вспомнить,
Если их зарифмовать.
АЛФАВИТ
В алфавите посмотри,
Там все буквы – тридцать три.
Если буквы будем знать,
Мы научимся читать,
А ещё поучимся
И писать научимся.
ЗВУКИ и БУКВЫ
Как понять, где ЗВУК, где БУКВА?
Вы поймёте без труда.
Отличить их друг от друга –
Это просто ерунда:
Говорим - мы звуки слышим,
А в тетрадке буквы пишем.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ
Десять гласных знаю я:
А, О, У, Ы, Е, И, Я.
Это семь, а где ещё?
Не забудьте– Э, Ю, Ё.
СЛОГИ
На простой вопрос о слоге,
В правилах ответ таков –
Сколько гласных в данном слове,
Значит столько и слогов.
2 2
Зай-ка, кош-ка,
4
зо-ло-тис-тый,
1 3
Дом, по-го-да,
4
се-реб-рис-тый.
ЖИ и ШИ
Лужи, машина, ежи, малыши
Сначала подумай, писать не спеши,
Если ты встретил в словах
ЖИ и ШИ –
Гласную И в этом слоге пиши.
ЧА, ЩА и ЧУ, ЩУ
Слова: чайник, роща, щука, чудесно,
ЧА, ЩА, ЧУ и ЩУ
запомнить полезно,
Часто встречаемся с ними в словах
И гласные пишем У или А.
Есть исключения, вот они тут –
Запомни: брошюра, жюри, парашют.
КОРЕНЬ СЛОВА
Корень – главная часть слова,
Для родственных слов это основа.
Общие корни, значит родные,
Все эти слова ОДНОКОРЕННЫЕ.
Дуб – дубочек и дубовый,
Почта – почтальон – почтовый,
Лес – лесистый и лесок,
Голосистый – голосок.
ПРИСТАВКА
Приставка перед корнем встала,
И новое слово родственным стало:
Вода – приводниться,
Пить и напиться.
Купать – искупаться,
Играть – наиграться.
СУФФИКС
Суффикс всегда после корня идёт,
Новую форму словам придаёт.
Было огонь - стал огненный шар.
Пожарник без суффикса
– просто пожар.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное, важное,
значительное,
На вопросы КТО? и ЧТО?
отзывается оно.
Вот предмет одушевлённый,
На вопрос ответит - КТО?
Если не одушевлённый,
То вопросом будет - ЧТО?
КТО? – ребёнок. ЧТО? – машина.
КТО? – собака. ЧТО? – картина.
ГЛАГОЛ
Глагол любопытен, ему этот стих,
Он очень придирчив в вопросах своих:
Что делал? Что делаешь?
– всё расскажи
И Что будешь делать? ему доложи.
Что делал? – гулял.
Что делаешь? – сплю.
А что будешь делать? – я посмотрю.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное очень любознательное:
На вопрос, КАКОЙ? КАКАЯ?
- Много нового узнаем
- умный, красивая, быстрый, ленивая.
На КАКОЕ? и КАКИЕ? –
Все подробности другие:
- сладкое и красные, плохие и прекрасные.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
Как проверить гласную,
если есть сомнения?
Надо слово изменить,
поставив ударение.
Например: коса и кОсы,
Леса - лЕс, коза и кОзы.
СОГЛАСНЫЕ В КОНЦЕ СЛОВА
Согласные буквы в конце слова
Проверить несложно,
проще простого:
Слова измени
на один или много
И сразу услышишь -
ДороГ и дороГА,
МороЗ и мороЗЫ,
ОтряД и отряДЫ,
СапоГ - сапоГИ,
НаграД и награДЫ.
МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЕ
Когда в глаголе Ь
нам надо написать?
Глаголу для ответа
должны вопрос задать.
И на вопрос Что делать?
мы Ь напишем,
А на вопрос Что делает?
мы ничего не пишем.
Маша не хочет(что делать?)
делиться,
Кукла (что сделает ?)
ей пригодится.
МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Для всех существительных
женского рода
Правило есть и звучит оно так:
Если Ж, Ч, Ш и Щ в конце слова
То после шипящих стоит Ь.
Рожь и немощь, ночь и течь,
Блажь и помощь, мышь и печь.
Если же слово рода мужского,
Мягкого знака нет в конце слова:
Овощ, меч, палач, стеллаж,
Сторож, ёрш, камыш, этаж,
ОНА: мышь, рожь, печь, помощь.
ОН: камыш, этаж, мяч, овощ.
ПРЕДЛОГИ
Предлоги связали слова в предложения,
Чем заслужили к себе уважение,
Хотя всё связали разумно и цельно,
Но пишем мы их со словами раздельно.
Вышла из дома. Приехал в село.
Сел под сосной. Опустился на дно.
СИНОНИМЫ
Слова эти разные, ну и что же,
Они означают одно и то же.
Приведу пример я вам:
Бегемот – гиппопотам.
Два разных слова, но всё это мы,
Так легче запомнить - СИНОНИМЫ.
Яд и отрава, забавный – смешной
Прыгать – скакать,
огромный – большой.
АНТОНИМЫ
Холод – жара, плоский и круглый
Как будто бы спорят: «А это не мы»,
Противоречат по смыслу друг другу –
Такие слова называют АНТОНИМЫ.
ОМОНИМЫ
Они одинаковы по написанию,
Они одинаковы и по звучанию,
Слово одно, но заметили мы,
По смыслу другие – это
ОМОНИМЫ.
А чтобы легче усвоить это:
ЗЕМЛЯ - и почва, и планета.
ОТДОХНЁМ
ЗАГАДКИ
***
Посмотрите, что случилось?
Что за чудо получилось?
Все деревья и кусты
Стали дивной красоты.
Все они как будто ёлки
На них выросли иголки,
Только не зелёные,
Только не колючие,
А иголки белые,
Снежные, сыпучие.
( Иней)
***
Мягкие лапки, чуткие ушки,
Любит мурлыкать
и спать на подушке.
(Котёнок)
***
Бусинки – глазки!
Кнопочкой нос,
На спинке колючей
грибочки принёс.
(Ёжик)
***
Он знает, какой у нас завтра урок.
Он знает, когда просигналит звонок.
Напомнит, какое на завтра задание
И даже покажет оценку за знания.
(Дневник)
***
Она точно знает все наши ошибки,
Все наши печали и наши улыбки.
Она учит нас читать и писать,
Кто это? Попробуйте хором сказать.
(Учительница)
***
Пожалуй, никому не будет лишним
Напомнить или просто подсказать:
- заботу о родных и близких
Старайтесь вы почаще проявлять.
***
Содержание:
- Алфавит…
- Звуки и буквы…
- Гласные буквы…
- Слоги…
- ЖИ и ШИ…
- ЧА, ЩА и ЧУ, ЩУ…
- Корень слова…
- Приставка…
- Суффикс…
- Имя существительное…
- Имя прилагательное…
- Глагол…
- Безударные гласные…
- Согласные в конце слова…
- Мягкий знак в глаголе…
- Мягкий знак после шипящих…
- Предлоги…
- Синонимы…
- Антонимы…
- Омонимы…
- Загадки
2004 год.
Свидетельство о публикации №118021500728