Эта книжка для детей!

             Светлана  Заривняя


Эта книжка для детей,
Познакомься с ней скорей.
Здесь и с шуткой, но всерьёз
Есть ответ на твой вопрос.

Чтобы правила запомнить,
Я могу подсказку дать –
И быстрей, и легче вспомнить,
Если их зарифмовать.
               
             АЛФАВИТ

В алфавите посмотри,
Там все буквы – тридцать три.
Если буквы будем знать,
Мы научимся читать,
А ещё поучимся
И писать научимся.

               
       ЗВУКИ  и БУКВЫ

Как понять, где  ЗВУК, где  БУКВА?
Вы поймёте без труда.
Отличить их друг от друга –
Это просто ерунда:
Говорим  -  мы  звуки слышим,
А  в тетрадке  буквы  пишем.

        ГЛАСНЫЕ БУКВЫ

Десять гласных знаю я:
А,  О,  У,  Ы,  Е,  И, Я.
    Это семь, а где ещё?
    Не забудьте– Э, Ю, Ё.
               

           СЛОГИ

На простой  вопрос  о  слоге,
В правилах ответ таков  –
Сколько гласных в данном слове,
Значит столько и слогов.
    2        2               
Зай-ка,  кош-ка,
        4
зо-ло-тис-тый,
  1        3               
Дом,  по-го-да,
        4
се-реб-рис-тый. 
               
               
      ЖИ  и  ШИ

Лужи,  машина, ежи,  малыши
Сначала подумай, писать не спеши,
Если ты встретил в словах
        ЖИ  и ШИ –
Гласную  И  в этом слоге пиши.               
               

     ЧА,  ЩА  и  ЧУ,  ЩУ

Слова: чайник, роща, щука, чудесно,
      ЧА, ЩА, ЧУ  и  ЩУ
                запомнить полезно,
Часто  встречаемся с ними в словах
И  гласные пишем  У  или  А.
     Есть исключения, вот они тут –
Запомни: брошюра, жюри, парашют.               
               
             КОРЕНЬ СЛОВА

Корень – главная часть слова,
Для родственных слов это основа.
Общие корни, значит родные,
Все эти слова  ОДНОКОРЕННЫЕ.

 Дуб – дубочек  и дубовый,
 Почта – почтальон – почтовый,
 Лес  –  лесистый   и  лесок,
 Голосистый –  голосок.


        ПРИСТАВКА

Приставка перед  корнем  встала,
И новое слово родственным стало:
Вода –  приводниться,
Пить и  напиться.
Купать –  искупаться,
Играть –  наиграться.


        СУФФИКС

Суффикс всегда после корня идёт,
Новую форму словам придаёт.
Было  огонь -  стал огненный шар.
Пожарник  без  суффикса
                – просто пожар.

               
     ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
               
Имя существительное, важное,
                значительное,
На вопросы  КТО? и ЧТО?
                отзывается  оно.
Вот предмет одушевлённый, 
На вопрос ответит  - КТО?
Если не одушевлённый,
То вопросом будет  - ЧТО?
КТО? – ребёнок.  ЧТО? – машина.
КТО? – собака.  ЧТО? – картина. 
               

            ГЛАГОЛ

Глагол любопытен, ему этот стих,
Он очень придирчив в вопросах своих:
Что делал?  Что делаешь?
                – всё расскажи
И  Что будешь делать?  ему доложи.
Что делал? – гулял.
 Что делаешь? – сплю.
 А что будешь делать? – я посмотрю.

                               
           ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное очень любознательное:
На вопрос,  КАКОЙ?  КАКАЯ?
                - Много нового узнаем
 - умный, красивая, быстрый, ленивая.

На  КАКОЕ?  и  КАКИЕ? –
                Все подробности другие:
- сладкое и красные, плохие и прекрасные.

             
       БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ

Как проверить гласную,
                если есть сомнения?
Надо слово изменить,
                поставив ударение.
Например: коса  и  кОсы,
 Леса  -  лЕс,  коза  и  кОзы.

               
    СОГЛАСНЫЕ  В  КОНЦЕ  СЛОВА

 Согласные буквы в конце слова
 Проверить несложно,
                проще простого:
 Слова измени
             на один или много
 И сразу услышишь -
 ДороГ  и  дороГА,
 МороЗ  и  мороЗЫ,
 ОтряД  и  отряДЫ,
 СапоГ  -  сапоГИ,
 НаграД и  награДЫ.

               
     МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЕ

Когда в глаголе  Ь
              нам надо написать?
Глаголу для ответа
           должны вопрос задать.
И на вопрос  Что делать?
                мы  Ь  напишем,
А на вопрос  Что делает?
             мы ничего не пишем.

 Маша не хочет(что делать?)
                делиться,
 Кукла (что сделает ?)
                ей пригодится.   

               
 МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
   
Для всех существительных
                женского рода
Правило есть и звучит оно так:
Если   Ж,  Ч,  Ш  и  Щ  в конце слова
То после шипящих стоит  Ь.
 Рожь и немощь,  ночь  и  течь,
 Блажь  и  помощь, мышь  и  печь.
               
Если же слово рода мужского,
Мягкого знака нет в конце слова:
          Овощ, меч, палач, стеллаж,
          Сторож, ёрш, камыш, этаж,

  ОНА:  мышь, рожь,  печь, помощь.
   
  ОН:  камыш,   этаж,   мяч,  овощ.               
               
               
                               
             ПРЕДЛОГИ

Предлоги связали слова в предложения,
Чем заслужили к себе уважение,
Хотя  всё связали  разумно и цельно,
Но пишем  мы  их со словами раздельно.

  Вышла  из  дома.  Приехал  в  село.
  Сел под сосной. Опустился  на  дно.
               
               
          СИНОНИМЫ

 Слова эти разные, ну и что же,
 Они означают  одно и то же.
 Приведу пример я вам:
        Бегемот – гиппопотам.

 Два  разных  слова, но  всё это мы,
 Так легче запомнить -  СИНОНИМЫ.
               
 Яд  и отрава, забавный – смешной
 Прыгать – скакать, 
               огромный – большой.

               
         АНТОНИМЫ

Холод – жара,  плоский  и круглый
Как будто бы спорят: «А это не мы»,
Противоречат по смыслу друг другу –
Такие слова называют  АНТОНИМЫ.
               

         ОМОНИМЫ

Они одинаковы по написанию,      
Они одинаковы и по звучанию,
Слово одно, но заметили мы,
По смыслу другие – это
                ОМОНИМЫ.
А чтобы легче усвоить  это:
ЗЕМЛЯ -  и почва,  и планета.
               
               
      
         ОТДОХНЁМ


               
       ЗАГАДКИ

        ***
Посмотрите, что случилось?
Что за чудо получилось?
Все деревья и кусты
Стали дивной красоты.
    
 Все они как будто ёлки
 На них выросли иголки,
 Только не зелёные,
 Только не колючие,
 А иголки белые,
 Снежные, сыпучие.
                ( Иней)


          ***
  Мягкие лапки, чуткие ушки,
  Любит мурлыкать
         и спать на подушке.
                (Котёнок)
               
               
          ***
Бусинки – глазки!
            Кнопочкой нос,
На спинке колючей
           грибочки принёс.
                (Ёжик)


          ***               
 Он знает, какой у нас завтра урок.
 Он знает, когда просигналит звонок.
 Напомнит, какое на завтра задание
 И даже покажет оценку за знания.
                (Дневник)


          ***
 Она точно знает все наши ошибки,
 Все наши печали и наши улыбки.
 Она  учит нас  читать и писать,
 Кто это? Попробуйте хором сказать.
                (Учительница)
      
               
               
          ***
Пожалуй, никому не будет лишним
Напомнить или просто подсказать:
- заботу о родных и близких
Старайтесь вы  почаще проявлять.
          ***

         Содержание:
 - Алфавит…
 - Звуки и буквы…
 - Гласные буквы…
 - Слоги…
 - ЖИ и ШИ…
 - ЧА, ЩА и ЧУ, ЩУ…
 - Корень слова…
 - Приставка…
 - Суффикс…
 - Имя существительное…
 - Имя прилагательное…
 - Глагол…
 - Безударные гласные…
 - Согласные в конце слова…
 - Мягкий знак в глаголе…
  - Мягкий знак после шипящих…
  - Предлоги…
  - Синонимы…
  - Антонимы…
  - Омонимы…
   -    Загадки


           2004 год.



               

               
 
   


Рецензии