По конк. Лишь именем одним я называюсь, ч. 2

http://www.stihi.ru/2018/01/09/5861 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/02/12/4217 - Итоги конкурса

Начало статьи см. http://www.stihi.ru/2018/02/13/3326

Продолжу знакомить вас со стихами конкурса философской поэзии, где авторы так или иначе пытались поэтическим языком изложить свое представление о сути нашего Я.

Я не знаю, чем это можно объяснить, но участники философских конкурсов ТМА - как  данного, так и того, на который в настоящее время  идет прием заявок ("Окамененное нечувствие") очень плохо чувствуют тему своих стихов: то ли не хотят напрягать себя анализом  содержания, предлагая на конкурс ЛЮБЫЕ имеющиеся у них стихи, то ли все мы настолько разно думаем и чувствуем, что наши представления о теме стихов кардинально отличаются.

Еще раз хочу напомнить читателям данной статьи: здесь я не обсуждаю и не оцениваю произведения по их исполнению - качеству поэзии, я всего лишь знакомлю вас с разными мнениями, а мысли стихов, показавшиеся мне наиболее интересными и значимыми, выделяю большими буквами. Рядом с название стихов стоят номера, под которыми участники рассматривались на голосовании Жюри.
_________________________________

   1. Весь мир подвластен мне.  Ольга Альтовская

 Весь мир подвластен мне. Мне всё – не слишком.
 ЧТО ЗАХОЧУ – ТО И ВООБРАЖУ.
 Влюблю себя сегодня я в мальчишку,
 Взаимностью себя вознагражу.

 ВОЗМОЖНОСТЕЙ НЕВЫРАЖЕННЫХ – ВОРОХ!
 И Я ЦАРЮ В КАЛЕЙДОСКОПЕ ИГР:
 Лишь захочу – обиды вспыхнет порох;
 Лишь захочу – во мне проснётся тигр.

 Люблю чужих мужей чужим желаньем,
 Люблю ходить - крестьянкой - по росе.
 Иль Божии во мне открыты тайны?
 Иль в чёртовом кружусь я колесе?

 Как я жила обыденно и пресно:
 В вещах, в делах, в работе и в быту!..
 Сейчас мне даже плакать интересно,
 Когда познала миг и высоту.

 «Держи её!» – вокруг толкутся вещи.
 Враги о форму чешут языки.
 Во мне мой голос – колоколом вещим –
 Разнообразьем топит ярлыки.

 Весёлый РИТМ. ОН МНОЙ ВСЕЛЕННОЙ ЗАДАН.
 Экспромт минуты – сфинкс, хамелеон.
 И льётся, разбивая все преграды,
 БЕСКРАЙНИЙ ДЕНЬ И БЕСКОНЕЧНЫЙ СОН.

Автор, конечно,  поставленную тему не раскрывает, но зато дает интересный подход к многообразию  Я, только не реальных, внутренних, а воображаемых. Сценарии и роли существуют в его воображении - их можно творить и объяснять для себя по своему собственному усмотрению, ибо человек - творец своего бытия, это он задает Вселенной нужный ритм и качество, а не Вселенная ему.

Несколько участников конкурса  пошли путем рассмотрения человека во времени:  наше Я все время меняется ВО ВРЕМЕНИ, и только память хранит образы ребенка-подростка- взрослого- старика, которые хоть и носят одно и то же имя, но по сути становятся другими личностями. Эту точку зрения сложно назвать философской: очевидно, что время меняет  нас, а стихи на эту тему - это стихи для другого конкурса, как бы хороши и глубоки они ни были.
Несколько примеров  такого решения темы:

   11. С годами в нас всё больше фальши. Александр Глубоцкий 

С ГОДАМИ В НАС ВСЕ БОЛЬШЕ ФАЛЬШИ-
Ложь мы улыбкой прикрываем.
Свое дряхлеющее тело
Свободной выкройкой скрываем.

С ГОДАМИ ШАГ У НАС КОРОЧЕ,
Хоть безопаснее маршрут.
Уже, как прежде, среди ночи
Друзья нас в гости не зовут.

С ГОДАМИ ЛЮБИМ МЫ НЕЖНЕЕ,
Но по привычке бытия,-
Нам даже без любви важнее,
Уже становится семья.

С ГОДАМИ ГОРИЗОНТ ВСЁ БЛИЖЕ,
Все ниже, ниже небосвод.
И сердце бьётся тише, тише.
Так вечер жизни настаёт.

А юность быстрокрылой птицей
С альбомов смотрит, нас коря,
За то, что предпочли синицу,
И упустили журавля.

   44. Далеко-далеко. Андрей Кулайшин

     "Далеко-далеко, за туманами где-то
     Начинается день и рождается лето,
     Может, в этой стране распускаются розы,
     Никогда не бывают разлуки и слезы..." -

     ЭТИМ СТРОЧКАМ СТОЛЬКО ЛЕТ-
     НАЧИНАЕШЬ СОМНЕВАТЬСЯ:
     ТВОЙ ЛИ ЭТО ЮНЫЙ БРЕД,
     А ТЕБЕ ВСЕГО ШЕСТНАДЦАТЬ?..
     ............................... 
     Здесь молодость в дали уплыла,
     Умчалась куда-то, смеясь.
     А Время- камнями застыло,
     Впиталось в шершавую грязь...

     ВСЁ МЕНЯЕТ ВРЕМЯ:
     ОБЛИК, ЦВЕТ ВОЛОС...
     Бог "целует в темя",
     Или не срослось...
    
В чем-то смыкаются как с метаморфозами человека во времени, так и с метаморфозами наших "хотелок" стихи на тему воспоминаний о своих прошлых намерениях  следующие стихи -  одни из немногих в пакете, которые были специально подготовлены для данного конкурса:

   30.Лишь именем одним я называюсь. Владимир Курков

Мне имя предрекало быть великим,
однако, любопытство взяло верх.
МАНИЛИ В ДАЛЬ заснеженные пики
и, к югу улетавший, белый стерх.
ПРИТЯГИВАЛИ ТАЙНАМИ глубины,
и ЗВАЛИ В КОСМОС звёзды-маяки.
Геологом - я ШЁЛ ИСКАТЬ рубины.
С Колумбом - ОТКРЫВАЛ материки.
Я БЫЛ ОТВАЖНЫМ капитаном Немо,
вступал в контакт со фторными людьми*.
ВСЕ ЭТИ "Я" - ПРЕКРАСНЫЕ, но мне бы
понять, кто был главой большой семьи
немного раньше...  ДОЛГО ВЫБИРАЯ,
НЕ СТАЛ НИ КЕМ ИЗ НИХ: ушли года.
Пишу стихи (в них жизнь моя вторая),
мечты осуществляя иногда.
Здесь, в каждом "я", как феникс возрождаясь,
коснуться не боюсь глубоких тем.
Я именем одним лишь называюсь -
РОМАНТИК, А В ДУШЕ ЕСТЬ МЕСТО ВСЕМ.
_____________________

Следующая группа стихов  - о ролях, которые мы так или иначе играем в жизни:

   8. Там... Ирина-Сова               

ТАМ, В ЗАКУЛИСЬЕ,
бездумно-роскошный мир.
Где каждый третий -
СВОЮ В НЕМ ИГРАЕТ РОЛЬ.
Глядишь, СЕГОДНЯ
НА СЦЕНЕ ОДИН КУМИР.
А ЗАВТРА УТРОМ 
ВЫХОДИТ ИНОЙ ГЕРОЙ.
Пора настала.
Дорога тебя зовет.
Решись НА ВЫБОР -
КУДА ПОВЕРНЁШЬ СВОЙ ПУТЬ.
В мешок заплечный,
с которым пойдёшь в поход,
затиснуть совесть,
пожалуйста, не забудь.
Пусть нараспашку
душа впереди летит.
Шагни навстречу
остаткам календаря
и делай благо,
чтоб стало легко в пути.
Тогда поймешь ты,
что прожил свой век не зря.

Здесь автор хотя бы  подошел к мысли о множественности наших Я, хотя и понял тему по-своему. По его мнению,  не все мы, а только "каждый третий"  имеет роль, причем, речь в стихах явно идет не о "внутренних  актерах" нашей личности, а о внешних кумирах - о вполне реальных ДРУГИХ, между которыми  человек пытается  сделать выбор, кому из них подражать, за кем следовать. Стихи кончаются достаточно общими хотя и бесспорно правильными фразами: " делай благо, чтоб стало легко в пути" и  четкого раскрытия  предложенной темы  не имеют.

   9. Памятуя о главном. Николай Бошинцев 
         
            Рассеянным зевакой
            Брожу я в тишине:
            ЖИВУТ, КАК КОТ С СОБАКОЙ,
            ДВЕ ПАМЯТИ ВО МНЕ.

            И, ЕСЛИ СТАНЕТ ПАМЯТЬ
            ЗА НОМЕРОМ ОДИН
            НАОТМАШЬ ДУШУ РАНИТЬ, –
            Напьюсь я в габардин

            И без лихих стенаний
            ПРИМЕРЮ НА ЛЕТУ
            ПОТОК ВОСПОМИНАНИЙ
            ИЗ ЖИЗНИ НАМБА ТУ.

            На сердце потеплеет
            От яркого огня,
            И смертца пожалеет
            Двоякого меня.

            И, В ЛИЧНОСТЬ СПРЯТАВ ЛИЦА,
            ШАГРЕНЕВ И ПОКАТ,
            УЙДУ Я В КРАЙ, где длится
            Сиреневый закат,

            Где сон глаза смежает,
            Укрыв тенями их,
            И Бог соображает
            О мире на троих.

Шутовство концовки как шутливый  язык стихов в целом на меня особого впечатления не произвело: любую серьезную тему проще высмеять, чем погрузиться в нее. Но идеи есть интересные. В человеке всегда есть как минимум две личности, два лица, которые совершенно по разному смотрят на происходящее и живут  ("как кот с собакой"). Человек, мечется между ними, стараясь уйти от  того, что "душу ранит",  и  налету перебрасывает себя в другую - более комфортную для новых  конкретных обстоятельств "память". 

   13. Груша. Наталья Зарайская   

ПО СУТИ КТО Я ДЕРЕВО ИЛЬ ПЕНЬ?
Я груша, что весною бредит.
МНЕ ВЕСЕЛО, КОГДА ЛИШЬ СОЛНЦЕ СВЕТИТ.
НЕТ, ВРУ! МИЛА МНЕ ЛЕТОМ ТЕНЬ.
И старый скошенный плетень
Мне друг, хоть сер и не приметен.

Нет ничего скучней на свете,
Когда нет связи у причин...
Спеть песню что ли на почин.
Ее летящий ветер встретит -
Сюрприз от дерева в секрете,
Причуды грушиных личин...

"НЕ ПЕНЬ Я!"- ВСЕ ВО МНЕ КРИЧИТ.
Я буйно цвет выбрасываю белый.
И ПТИЦ КОРМЛЮ СОБОЮ СМЕЛЫХ:
Как запах меда их влечет!
И я уж среди диких пчел.
Плод мой зерном наполнен зрелым.

И стрелы солнечных лучей
Душе навстречу жадно светят,
А ДУХ БЛАЖЕННО В НЕБО МЕТИТ,
И ТЕЛУ ДЕРЕВА ЛОВЧЕЙ
РАСТИ ПОД СОЛНЦЕМ из свечей.
Там деревом меня заметят.

Жила-была на белом свете
Такая странная одна-
Быть грушей выбрала она...

Стихи написаны как аллегория. У персонажа стихов  две ипостаси - Дерева, которое любит солнце, кормит птиц, чей плод "зерном наполнен спелым",  и Пня, который любит тень, и чей друг - плетень, несмотря на то, что он "и сер и неприметен". Стихи о духовном выборе и попытке понять, кто же человек  - дерево или пень? А такое  размышление о сути нашего я и есть   верное приближение к раскрытию заданной темы .

   23. В храм приду. Ольга Иванычева 
 
В ХРАМ ПРИДУ. ПЛАТОЧЕК... ЧЕСТЬ ПО ЧЕСТИ.
ОПУЩУ ГЛАЗА СМИРЕННО ДОЛУ.
БЛАГОЧИННО ТАК... со всеми вместе...
Не хватает только ореола...

А В МИРУ ВСЁ ТАК - ВЛЕЗАЮ В БРЮКИ,
К КУЗЬКИНОЙ МОГУ ОТПРАВИТЬ МАМЕ.
ВСЕМ ПРЕПОДАЮ СВОИ НАУКИ,
ОСУЖДАЮ ВСЕХ (так ведь не в храме).

За перенесённые обиды
Строятся коварно планы мщенья.
НО НА РАЙСКИЙ САД ИМЕЮ ВИДЫ
И РАСЧЁТ ИМЕЮ НА ПРОЩЕНЬЕ.

Не помочь мне сирым и убогим,
Тут моя квартира как-то с краю...
Не способна к подвигам я многим.
НЕУЖЕЛЬ ПРЕД БОГОМ РОЛЬ ИГРАЮ?

Очень сильные и честные стихи, где  тема о множественности наших Я затронута предельно доходчиво и убедительно. Здесь  поднята тема наших ролей - масок, которые каждый из нас, часто совершенно этого не осознавая , надевает на себя в разных обстоятельствах. Надевают их все, а вот наблюдают это в себе - единицы. !!!!!

   27. Кто я есть? Огурцова Татьяна

ЗВУКИ ИМЕНИ СЗЫВАЮТ СОТНИ «Я»,
ЧТО ВО МНЕ ЮТЯТСЯ. ИХ МИРОК НЕДРУЖЕН.
ДАЖЕ ВЫБРАННАЯ МНОЮ КОЛЕЯ –
ЭТО ПУТЬ ВСЕГО ОДНОЙ МЕНЯ ИЗ ДЮЖИН.

И ВО МНЕ ИДУТ ГОРЯЧИЕ БОИ!
Кто главнее, кто важнее, кто реальней -
ИПОСТАСИ СОРЕВНУЮТСЯ МОИ
НА РАБОТЕ, ДОМА, В ТРАНСПОРТЕ И В СПАЛЬНЕ.

КТО Я ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ? Кто я есть?
Но вопрос и не нуждается в ответе…
Я - обычный человек, сейчас и здесь.
Я - галактика на маленькой планете.

Прекрасные стихи, особенно первая строфа, где увидено все самое главное: в нас - "сотни Я" и "их мирок недружен". Автор считает, что эти ипостаси в нас постоянно "соревнуются", идут бои "кто важней".  То есть,  ипостаси как будто бы  знают о существовании друг друга и борются за право управления нашим умом и чувствами.  Концовка стихов , к сожалению,  ни о чем. Ничем не подтверждаемое  и известное утверждение о себе, как о " галактике на маленькой планете". Хорошо начатое развитие мысли до ясного осмысления темы не дошло: "Но вопрос и не нуждается в ответе…" - считает автор. Еще как нуждается! Может быть, именно этот вопрос - самый главный, на который мы призваны дать ответ в течение своей жизни.

Действительно ли наши разные внутренние Я знают о существовании друг друга? Чаще всего - нет. Каждая из множества  наших мелких и крупных, сиюминутных и относительно постоянных личностей - наших Я- чаще всего даже не подозревают о существовании соперниц,  более того, каждая заведомо убеждена, что она - единственная и при этом еще и  СОЗНАТЕЛЬНАЯ И СОЗНАЮЩАЯ...  За примерами далеко ходить не надо - они видны в многочисленных стихах наших участников!  Кто когда-либо ЧЕСТНО наблюдал за собой, тот приходил к наличию этого типичного заблуждения в нас. Но  человеку не свойственно наблюдать за собой (это  слишком  болезненно для самолюбия!), он даже наедине с собой не хочет потерять своего  лица, согласиться с подверженностью внешним влияниям. Гораздо проще и приятнее наблюдать за другими:

    20. Контрастная женщина. Евгений Аксельрод 

Хоть мы живём давно бок о бок гладко,
Ты для меня по-прежнему загадка,
В тебе не только гамма разных красок,  –
Ты состоишь из бликов и контрастов.

То ты как лёд, то сразу же  –  как пламень,
То обожжёшь губами, то словами,
То хорошо с тобой, а то опасно,
То любишь ты меня, а то  –  неясно…

Ты тихая, хотя порой взорвёшься,
Несмелая, хотя порой прорвёшься,
Приветлива, хотя порой колюча,
Общительна, хотя порой  –  как туча..

Ты светлая, но не всегда мне светишь,
Спокойная, но иногда  –  как ветер!
Покорная, но иногда  –  нет сладу!
И всё ж другой мне спутницы не надо.

С женой контрастной жить трудней... и легче  –
Я САМ ВЕСЬ СОТКАН ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ.

Ценность стихов - в их последней строчке, она дорогого стоит!

    28. Был романтиком... Мурашко Андрей

БЫЛ РОМАНТИКОМ, может быть даже,
он ПИСАЛ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ СТИХИ
и носил из ручной тёплой пряжи
мамой связанные свитерки.

Он СМОТРЕЛ НА ЗАКАТ И НА ЗВЁЗДЫ
сквозь стекло, что размером с пятак –
мир, казалось, устроен так просто,
как обычный под крышей чердак.

Он встречал молча тихую зорьку,
замирал неподвижно зрачок...
ОСТАВАЛОСЬ ЧУТЬ СДВИНУТЬ ВИНТОВКУ
И ЧТОБ ВЫШЕЛ КЛИЕНТ НА ПОРОГ.

Стихи, которые не объясняют, а иллюстрируют. Это непростой для поспешного понимания  рассказ в стихах о двойственности наших Я, об их полнейшей изолированности друг от друга, о возможности их параллельного существования.

   42. Лицедей.  Георгий Булычев 

Как соратник Творца,
             я был тоже творцом.
Я МЕНЯЛСЯ, КАК МИР,
             И СУДЬБОЙ, И ЛИЦОМ.
    *     *     *
Говорят: лицедей -
Это, в общем, порок.
У меня же весь мир
Простирался у ног.

Я в набаты гремел,
Я вещал, как пророк,
КАК Я МНОГО УМЕЛ!
КАК Я МНОГОЕ МОГ!

ЧЕРЕДОЮ РОЛЕЙ
ЗАПОЛНЯЛСЯ МОЙ СВЕТ -
Был я шут королей,
И король, и поэт.

Я работал, как вол,
Я наград не искал,
И построил народ,
Для меня пьедестал.

Но сменились вожди
И упал пьедестал.
Я, себя потеряв,
Горьким пьяницей стал.

ЧТО Ж ОСТАЛОСЬ ТЕПЕРЬ? -
ПЬЯНЫЙ БРЕД И ГУЛЬБА.
Говорят: ЛИЦЕДЕЙ -
ЭТО, В ОБЩЕМ, СУДЬБА.

Еще одни стихи с  анализом  нашей сути, о переменчивости наших Я во времени и в зависимости от влияния окружения. Так кто же это - Я? Реально ли оно, самостоятельно  или продукт случайных воздействий извне? Действительно ли наше "лицедейство" - это "судьба"? А может быть вызов, который нужно увидеть и начать собирать себя в единое и сознающее?

   32. Спектакли. Vyacheslav

Жизнь, как МНИМАЯ ЕДИНИЦА,
НЕ ЖИВЕТСЯ, А ПРОСТО СНИТСЯ.
От рождения и до тризны
МЫ ИГРАЕМ СПЕКТАКЛИ ЖИЗНИ.

Только кажется чистым поле,
Но расписаны строго роли,
А ПРЕДЕЛЫ ДЛЯ НАШИХ ИГР
УСТАНОВИТ СВОБОДЫ ВЫБОР.

Шаг налево и вспышка слева,
Пешка может стать королевой
И получит свою корону,
Если знает дорогу к трону.

ВЫБИРАЮТСЯ НАМИ РОЛИ,
И не скажет никто – доколе?
Мы герои, подонки, гады,
Но для каждого здесь награда…

Просто в мире межзвездных песен
Путь волшебника интересен…

По мнению данного автора, жизнь - это сон, жизнь - это спектакли, которые мы играем. Спорное (на мой взгляд)  авторское мнение, что "роли выбираются нами", и здесь же - противоречащая первой туманная фраза: " Только кажется чистым поле, но расписаны строго роли, а пределы для наших игр установит свободы выбор". Словом, к концу стихов я немного запуталась в  миропонимании автора. А заключение  и вовсе разочаровало: что это за "путь волшебника"?  Что за "мир межзвездных песен"?

    43. Кто я? Елена Долгих

ДЛЯ КОГО-ТО Я – БАБУШКА, МАМА,
ДЛЯ ДРУЗЕЙ – ОЗОРНАЯ ДУША,
Иногда – разноцветная гамма,
Что стихами умеет дышать.
ЕСТЬ ВО МНЕ ОЗОРНАЯ ДЕВЧОНКА,
УМУДРЁННАЯ ЖИЗНЬЮ ЖЕНА,
Под кудрявой пушистою чёлкой
АНГЕЛОЧЕК И САМ… САТАНА.

Обернусь и котом и собакой,
Тенью дома.
           Кто я?
                ...Имярек.
МИР БУШУЮЩИЙ НЕ ОДИНАКОВ
ПОД НАЗВАНЬЕМ ПРОСТЫМ – ЧЕЛОВЕК.

Очень конкретные стихи, где четко подмечено, что одно и то же Я имеет разный лик и поведение в общении с разными людьми. Что человек - и ангел, и сатана, которые могут проснуться в нас совершенно неожиданно, когда не ждешь. Что любой человек - это "мир бушующий".

    46. В союзе Ангела с Подлецом... Ольга Погорелова

В СОЮЗЕ АНГЕЛА С ПОДЛЕЦОМ –
Один несчастлив, другой – не рад!
Но ЭТО, В ОБЩЕМ, ОДНО ЛИЦО,
КОГДА ОНИ ОБА СПЯТ.

Но ЕСЛИ БОДРСТВУЮТ – ТО ВОЙНА!
Миры, взрываясь, горят в огне!
И нет спасения! Я одна!
А ЭТИ ОБА – ВО МНЕ!

А впрочем, неважно, кто из них спит,
Откуда придет  беда! –
ПОКА ЕСТЬ ТРЕТИЙ  ВО МНЕ – АРБИТР,
НЕ ДРЕМЛЮЩИЙ НИКОГДА.

Стихи,  похожие  по способу раскрытия темы на предыдущие. Человек - это "союз ангела с подлецом", между которыми идет война, но только в том случае, когда "оба бодрствуют". Когда "они спят, это, в общем, одно лицо". Интересное уточнение! А еще здесь появляется новая мысль в концовке:  в  человеке есть третий - "арбитр, не дремлющий никогда". Для меня последнее  - это сомнительное предположение, но - сколько людей, столько и мнений. Потрясающе интересно!

    17. Меняя облик. Николай Сыромятников

СОВЕТЧИК СЛЕВА – шепчет: «Помогу!
ты - целен, только противоречив...»,
а ТОТ, ЧТО СПРАВА – «...ты у всех в долгу,
твоя харизма цельности перечит
ты весь разрознен... стоит огорчить
твою гордыню – ноет и ворчит -
ты – застарелый ком противоречий...»

ИХ ТЫСЯЧИ - СОВЕТЧИКОВ, - ПОНЯТЬ
ВСЕХ НЕВОЗМОЖНО, - как и новых лиц, -
ПОД МАСКАМИ УДОБНО ИЗМЕНЯТЬ
СВОЙ ВЕШНИЙ ВИД, но некая КОНСТАНТА -
конгломерат гордыни небылиц, -
ослиц и белогрудых голубиц
СОБЛАЗНЫ ГАСИТ, - прелести контакта

тускнеют... Амальгамы, зеркала
теряют главное – своё стекло.
СУДЬБА СЕБЯ МЕНТАЛЬНО ИЗРЕКЛА,
КОНТЕКСТЫ РАЗБИВАЯ НА ОСКОЛКИ, -
всё видоизменилось, истекло,
привыкли мы, нам кажется светло, -
при лунном свете не видны иголки...

Стыдись пустот, - НЕ ЗНАЯ КТО ТЫ ЕСТЬ,
ИСКАТЬ ТОГО, ЧЕГО В ПОМИНЕ НЕТ,
меняя облик, оторопь на спесь -
БЕССМЫСЛЕННО... Какой ты несуразный! -
пылинка малая среди планет
игрушка случая, шальной билет -
и потому, - ТЫ ОБРЕЧЁН БЫТЬ РАЗНЫМ...

Здесь попытка раскрыть тему сути нашего Я сделана более досконально. Сначала автор сообщает, что в нас есть двое - справа и слева - которые нашептывают нам противоположные советы, то есть, по сути нас искушают. Более того, их даже не двое, а "тысячи советчиков - понять всех невозможно".  И не только понять, но и узнать, потому что все  они под масками. Уже интересно! Потом мы узнаем, что есть некая "константа" , которая гасит эти соблазны. Кто она?  Это " судьба",  которая "себя ментально изрекла,  контексты разбивая на осколки". Фраза, над которой хочется и нужно поразмышлять, понять ее смысл.  К сожалению,  автор дальше не идет, ничего не поясняет, зато предлагает великолепную мысль в концовке: бессмысленно " не зная, кто ты есть, искать того, чего в помине нет". То есть, прежде, чем решать, что делать, надо разобраться, кто мы и какие. А с этим невозможно не согласиться!

    18. Так много лиц во мне одной. Екатерина Падукова   

Казалось, это не со мной
живёт, вздыхает, происходит,
ложится памятью на дно
прожитых лет… Сменяя годы,
СМЕШАЛИСЬ, БЬЮТСЯ ГОЛОСА
ВО МНЕ И ПРОСЯТСЯ НАРУЖУ,
БЕРУТ МЕНЯ, ВЕДУТ, БАСЯТ –   
Я СПОРЮ, СОГЛАШАЮСЬ, РУШУ.
ТАК МНОГО ЛИЦ ВО МНЕ ОДНОЙ – 
смешных, печальных, сумасбродных:
я ангел, демон, черт с Ягой,
бываю пылкой, то холодной –
пушистый шмель, пчела, змея –
ВСЁ ЭТО Я.

Стихи по теме конкурса - самое главное в них сказано: я - это "много лиц во мне одной", которые находятся в борьбе и движении. Все абсолютно четко и точно, но дальше - что со всем этим делать ? -  авторская мысль обрывается.

    19. Мои метаморфозы. Ирина Журавка   
 
ОГОНЬ В ПЕЧИ то легче и живее,
То теплится едва и тяжелеет...
Меняется: зелёный, синий, красный...
То льнёт к дровам, то вмиг взрывоопасным
Становится, пугая резким треском –
ТАК Я В ДУШЕ МЕНЯЮСЬ... и бурлеском
Мне видятся серьёзные надежды,
Желания и чувства.  ВИСНУ МЕЖДУ
РЕШИМОСТЬЮ И ТЯГОСТНЫМ СОМНЕНЬЕМ,
Теряя  разом нити вдохновенья –               
И шаг мой по земле предельно скован,
И сердцу  поздно биться без страховок.
УЛИТКОЙ ПРЯЧУСЬ В РАКОВИНУ БЫСТРО...
А ИНОГДА БЫВАЮ, СЛОВНО ИСКРА:               
Зажгу мечту...  и вот оно – мгновенье! –               
Во взгляде озорном –  преображенье.
Горю  – огонь!  Звенит  победно медь!
И некогда, отчаявшись, стареть.
РАЗНООБРАЗНЫХ «Я» В ДУШЕ  ТАК МНОГО,
И  КАЖДОЕ ПОДАРЕНО МНЕ  БОГОМ.

Стихи начинаются метафорой Я: Я- это "огонь в печи - ...так я меняюсь". С самого начала становится интересно. Дальше та же мысль иллюстрируется: "висну между решимостью и тягостным сомненьем", "улиткой прячусь в раковину быстро...
а иногда бываю, словно искра"... В концовке стихов автор снова возвращается  к той же метафоре (профессиональный прием!): "Горю – огонь!". А вот вывода особо интересного здесь нет, просто констатация факта, какие мы: "Разнообразных «я» в душе так много, и  каждое подарено мне Богом". То есть, эти Я - не мы сами породили и выпестовали в себе, а они нам подарены, а  что подарено - с тем и живи, ничего с этим делать не надо! ))) Вряд ли мне хочется с этим согласиться.

   33. Сонет о смысле бытия. Лилия Белоконева

В "ЗЕРКАЛЬНОМ ЛАБИРИНТЕ" суета:
Мелькание теней в стеклянной глади.
И ДЕЛА НЕТ, ПРИШЕДШИМ СКУКИ РАДИ,
Что прячет зазеркалья темнота!?

Уже я не один среди зеркал.
Хочу, страшусь и жду преображенья,
И КАЖДЫМ ВЗДОХОМ МНОЖУ ОТРАЖЕНЬЯ,
ГДЕ В КАЖДОМ НОВОЙ МАСКИ ЗРЮ ОСКАЛ.

ПО ЗАМЫСЛУ И ВОЛЕ ВЫСШИХ СФЕР
МЕНЯЮ СУТЬ И ЛИЦА как наряды.
Во мне для лицедейства нет преграды,
Ведь человек с рожденья ЛИЦЕмер.

И мнится мне, что СМЫСЛ БЫТИЯ -
ПОНЯТЬ, ПОЗНАТЬ - ГДЕ НАСТОЯЩИЙ Я!

На приеме заявок я очень настороженно отреагировала на сонет: "очередная  игра с формой, старания наполнить жесткую форму связным содержанием...". К счастью, я ошиблась: форма сонета здесь абсолютно не сковывает, содержание стихов -  четко по теме и очень глубоко и  логично, и плотность текста большая (Напомню, "плотность текста" - это  количество мыслей, возникающих в голове читателя после прочтения единицы текста ).  Использована метафора человека - зеркальный лабиринт, куда другие приходят "скуки ради", не пытаясь его разгадать. В этом лабиринте множатся отражения и маски. И повинен в том не сам человек, это происходит " по замыслу и воле высших сфер". Человек  "меняет суть и лица как наряды", но при этом - это не грех, а его природа: " человек с рожденья ЛИЦЕмер".  Отличная концовка: " смысл бытия - понять, познать - где настоящий я".

   34. Тайна личности. Алексей Бекорюков

Как часто люди, ПРИМЕРЯЯ ЧЬЮ-ТО РОЛЬ,
Бредут сквозь дебри череды расхожих мнений,
СМЕНЯЯ МАСКИ ДЕНЬ ЗА ДНЁМ… Не оттого ль
Скорбит душа в плену обманов и прельщений?

ПРИХОДЯТ ПОМЫСЛЫ, МЕЛЬКАЯ ВРАЗНОБОЙ:
От чистой веры – до надменного господства…
НО ЧЕЛОВЕКУ НАДО СТАТЬ САМИМ СОБОЙ,
Не отдавая за похлёбку первородства*.

ОСТАЛОСЬ МАЛОЕ: ПОНЯТЬ, КТО ЭТОТ «Я» –
Перед начальством лицемерно лебезящий?
А может, ищущий основы бытия,
Иль Божьей милости у паперти просящий?

Тот, кто на жертву ради ближнего готов,
Превозмогая силой духа немощь плоти?
А может, тот, в ком много пафоса и слов –
Беспечно млеющий в насиженном болоте?

«Самим собой»… Ах, как ПРЕКРАСНО СОЗНАВАТЬ
И ЦЕЛЬНОСТЬ ДУХА, И ГАРМОНИЮ ЖЕЛАНИЙ!
НО ДАЙ НАМ, БОЖЕ, РАНЫ СЕРДЦА ЗАЛАТАТЬ,
Очистив душу от мучительных терзаний!

ПОЗНАЙ, КТО ТЫ – И БЫТЬ «СОБОЮ» НЕ СПЕШИ:
Постигни ценность СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНЬЯ –
Так, погружаясь в тайники своей души,
Увидишь мир, что полон дивного свеченья.

И в этом свете прозревая дар Творца,
Прильнёшь к стопам Его с блаженною мольбою –
По Божьей милости, которой нет конца,
Ты вдруг поймёшь, что значит быть «самим собою»…

В этих стихах плотность текста  меньше, чем в предыдущих - автор очень подробен и многоречив, но мыслит красиво и интересно. Люди меняют маски, потому что примеряют чужие роли, а человеку нужно быть самим собой. Проблема множественности внутренних я здесь совсем не стоит - человек примеряет на себя чужие ВНЕШНИЕ роли.  Но прежде, чем  стать самим собой, нужно понять свое личное предназначение, данное ему  от Бога... Вот так, в трех предложениях я пересказала эти красивые стихи из 28 строк, объемом в   два сонета!!!
      
   50. Ты разрываешь цепь. Елена Александровна Коровина
 
Не храм, ПОКА ЕЩЕ БАРАК
СО МНОЖЕСТВОМ ЖИЛЬЦОВ.
Не справлюсь с ними я никак,
Ах, СТОЛЬКО ЗДЕСЬ БЫВАЕТ ДРАК,
И ПОПАДАЛА Я ВПРОСАК,
НА ИХ ПОДДАВШИСЬ ЗОВ.

КОГДА В НЕМ УПРАВДОМ ПИЛАТ –
КАК МНЕ ПРОТИВЕН ДОМ!
Имею я надменный взгляд,
А тяжесть власти и наград
Сгибают спину. Да, не рад,
Но я же ни при чем.

КОГДА БУШУЕТ В НЕМ НАРОД,
Власть в руки захватив,
Тогда волною гнев идет,
Захлестывая небосвод,
«Варавву!», - я кричу - и вот
Я СНОВА БЕЗ ПУТИ.

В НЕМ ИРОД ЦАРСТВОВАЛ НЕ РАЗ,
ГРЕХА ВПЛЕТАЯ НИТЬ,
Ему плясала напоказ,
Чтоб он, поддавшись блеску глаз,
И вновь, и вновь давал приказ
Крестителя казнить.

НО ТАМ ЕЩЕ ЖИВЕТ ЗАКХЕЙ.
История проста:
Чтоб не пропасть в толпе людей,
ОН ВЫШЕ ВЛЕЗ в один из дней,
И СО СМОКОВНИЦЫ СВОЕЙ
УВИДЕЛ ВДРУГ ХРИСТА.

И ВОТ ТОГДА в тиши ночной,
Оставив свой вертеп,
Глаза в глаза перед Тобой,
Я обретаю Твой покой,
И СТАНОВЛЮСЬ САМОЙ СОБОЙ -
Ты разрываешь цепь.

Одно из лучших по содержанию стихов пакета. Очень талантливо написано - сразу несколько планов работает. Дана  многоступенчатая аллегория - иносказание о душе человека в разных ее состояниях: всё зависит от того, кто правит в этой душе,  которая "пока не храм, а барак со множеством жильцов".  Здесь же  умные, точные аллюзии на евангельский текст, использованные как нельзя к месту, здесь интересное -  авторское решение поставленной темы: для того, чтобы человек стал самим собой - единым, а не множеством, нужно присутствие в доме-  в нашей  душе -  хозяина, а конкретно -  Христа. Хорошие, проработанные стихи,  как по смыслу, так и по исполнению. Может быть, не идеальные с точки зрения лексики, но очень достойные.

   51. Колесо бытия. Вита Осенняя

Как-то странно устроена ПАМЯТЬ МОЯ,
СЛОВНО ЖИЗНЬЮ ИЗРЫТАЯ СПЛОШЬ КОЛЕЯ,
тонет прошлое в ней, превращается в пыль.
Вроде, ПРОЖИТО ВРЕМЯ ДОСТОЙНО – НЕ ЗРЯ,
НО УЧАСТНИК СОБЫТИЙ, КАК БУДТО, НЕ Я,
и уже непонятно, где сказка, где быль.

НЕ РАССТРОЕНА ЭТИМ УСТРОЙСТВОМ ДУША –
смысла нет за ушедшим вагоном бежать,
в нём, возможно, таится галимая ложь.
В КОЛЕЕ ЕСТЬ САКРАЛЬНОЕ МЕСТО – МЕЖА,
ТАМ ГРЯДУЩЕЕ СКРЫТО, хранится скрижаль...
ИНОГДА В ЭТУ ТАЙНУЮ ЗОНУ Я ВХОЖ.

И тогда подсознание мне выдаёт –
время икс наступает, готовься на взлёт ,
перед Богом и ближним покайся в грехах.
Я НЕ ЗНАЮ, КОГДА СОВЕРШИТСЯ ПОЛЁТ,
НО ВЕРНУСЬ – ВЕДЬ "ПРИРОДА БОИТСЯ ПУСТОТ",
И "Я ЗНАЮ, ЧТО МЫ ПОВТОРИМСЯ В ДРУЗЬЯХ".

Иль вернёмся ромашкой, зелёной травой,
или вновь человеком с похожей судьбой –
КРУТИТ КТО-ТО, ТРУДЯСЬ, КОЛЕСО БЫТИЯ.
ГРЕШНЫЙ ПУТЬ ИЛЬ СВЯТОЙ, НО ВСЕГДА ОН – ДОМОЙ,
с возвращеньем к себе и в конфликтах с собой...
Вновь запретным плодом искушает змея...

А в этих стихах знакомая и типичная для нашего времени  эклектика разных миропониманий: и христианского ("запретным плодом искушает змея"), и буддийского ("крутит кто-то, трудясь, колесо бытия") , и современных эзотерических фантазий ("в колее есть сакральное место – межа, там грядущее скрыто, хранится скрижаль"). Изложено путано, но интересно, а тема множественности Я  сведена  к идее  вращения колеса кармы и перерождении человека  в образе  то " ромашки", то  "зелёной травы", то "вновь человека с похожей судьбой". Сделана попытка  раскрыть тему конкурса, и она реализована. Получилось интересно.

   52. В неудержимой гонке бытия. Наталья Деточкина

В неудержимой гонке бытия,
К чужой мечте карабкаясь упрямо,
Я поняла вдруг, БЛИЖЕ ПРОЧИХ «Я»
МНЕ «Я», ОБОЗНАЧАЮЩЕЕ «МАМА».

ПРИШЛОСЬ, КОНЕЧНО, ЧТО-ТО НЕ СЫГРАТЬ,
И РЯД РОЛЕЙ ИГРАТЬ НАПОЛОВИНУ,
Чтоб «я», обозначающее «мать»,
Жизнь подарило дочери и сыну.

Не устаёт обиженная рать,
Меня терзать, надеясь на пощаду,
НО ЕСТЬ ЛИ ЧТО-ТО ЗНАЧИМЕЙ, ЧЕМ СТАТЬ
ЛЮБИМОЙ МАМОЙ КРОХОТНОМУ ЧАДУ?

Убедительно  изложена простая, но очень разумная женская философия  множественности Я, которые автор  сводит к социальным ролям человека.  За свою жизнь каждый  может сыграть множество разных ролей, но лучшая  и самая важная (по мнению автора стихов) - это роль матери. Трудно не согласиться. ..
____________________________________

На этом, все. Не все стихи участников привела, но излишние подробности только утомляют. Надеюсь, что конкурс вам понравился, а читать мой разбор было интересно.

С теплом, Ваша Алкора. 14.02.18


Рецензии
Алла, спасибо за высокопрофессиональный разбор стихотворений.
А ещё - я хочу поделиться своей радостью: моё стихотворение "Зимний
вальс" в конкурсе "Новый год уже в пути" МФ ВСМ занял 3 место, я получила
звание Лауреата конкурса, Магистра МФ. И всё это - благодаря Вам.
В творческой Мастерской Алкоры я (впервые!) изучила такие, казалось бы элементарные понятия: ритм, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; рифма,
строфа. Более того, я научилась их применять в своём творчестве.
От всей души желаю Вам крепкого здоровья и вдохновения!
БЛАГОДАРЮ!


Галина Ленкова 2   22.02.2018 16:52     Заявить о нарушении
Поздравляю, Галочка! Уверена, что будут и другие победы!

Творческая Мастерская Алкоры   23.02.2018 09:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Алла.

Галина Ленкова 2   23.02.2018 10:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.