уникальная особенность польского джаза...
Уникальная особенность польского джаза, который отпраздновал свое столетие, заключается в его роли в борьбе за демократию и политические свободы в коммунистической Польше и в укорененности в польской традиционной культуре. В Польше ХХ века джаз находился в авангарде демократических процессов и поддерживал тесную связь со всеми видами независимого искусства.
Для начала выберите свой профиль:
Я археолог джаза и хочу отыскать следы первых польских джазменов
Я люблю тех, кто с помощью музыки борется со злом
У меня есть все последние пластинки лейбла ECM. Меня интересует только открытый, лиричный джаз
Существует ли польская реинкарнация Джона Колтрейна?
Я люблю Джеймса Дина, но хотелось бы узнать о ком-то, кто сумел пережить годы бурной молодости и успешно продолжить свою карьеру
Хард-боп – моя религия, а Jazz Messengers – мои боги
Я не трачу свое время на тех, кто никогда не сотрудничал с Майлсом
Джаз вполне сойдет, но вообще я предпочитаю Sex Pistols. Существует ли что-то среднее?
История польского джаза впечатляет, но как насчет XXI века?
До Второй мировой войны
Сразу же после Первой мировой войны новая американская музыка — джаз — начала свое победное шествие по Европе, покорив весь континент с запада на восток и с севера на юг. В 1923 году возник первый польский джаз-бэнд — джазовый оркестр Карасинского и Каташека. Выступая в популярных ночных клубах и театрах ревю Варшавы, он стал самым популярным танцевальным оркестром польской столицы, а в 1934–35 годах даже гастролировал по Европе и Ближнему Востоку.
Среди других известных ансамблей той эпохи стоит назвать оркестр Лофки Ильговского, испытавший сильнейшее влияние стиля Бенни Гудмана, и танцевальный оркестр Ежи Петерсбурского (фортепиано) и Артура Голда (скрипка). Под конец 1920-х — «декады джаза» – оркестр Петерсбурского и Голда был признан самым популярным танцевальным оркестром Варшавы и выступал в любимом ресторане столичной публики «Adria».
Все эти джаз-бэнды не только давали обычные концерты, но и сотрудничали с кинематографом, участвуя в многочисленных фильмах, снятых в Польше в 1920–1930-е. Первый польский звукозаписывающий лейбл Syrena Records (основанный в 1904 году) стал выпускать грампластинки с записями польского джаза.
Расцвет польского джаза в начале 1930-х обусловлен прежде всего тем, что после прихода к власти фашистов в соседней Германии в 1933 году многие музыканты еврейского происхождения перебрались в Польшу. Так Польша получила возможность наслаждаться звуками трубы Эдди Рознера, саксофона Эрвина Вохеллера и свингового ансамбля Аркадия Флато.
Выступление оркестра Эдди Рознера на советском телевидении
Трубач Эдди Рознер вскоре стал лучшим и популярнейшим джазовым музыкантом в Польше. Он создал свинговый оркестр из польских музыкантов, очаровав слушателей и завоевав признание критиков. Вокалиста оркестра Людвига Лампеля критики провозгласили «сенсационным исполнителем европейского джаза». Ансамбли Рознера добились успеха не только в Польше, но и за рубежом. Рознер гастролировал по Латвии, Дании, Венгрии, Нидерландах, Франции, где записал три альбома для французского отделения Columbia Records. В 1939 году, когда нацистская Германия напала на Польшу, Рознер эмигрировал в Советский Союз, где ему были уготованы невероятные испытания: он был самым высокооплачиваемым музыкантом в СССР, затем узником ГУЛАГа, а после смерти Сталина — движущей силой джаза в Советском Союзе. Рознер эмигрировал из СССР в 1973 году, умер в Берлине в 1976 году. Его вклад в становление польского (и русского) джаза не подлежит сомнению, и с ним не сравнится ни один другой музыкант того времени. Многие иcполняли танцевальную музыку, но биг-бэнды Рознера отличало виртуозное мастерство и упор на свинг. В Польше Эдди прозвали «королем джазовых виртуозов». Один польский критик писал о нем: «Эдди Рознер — сенсация джаза!», а британский музыкальный еженедельник «Melody Maker» назвал его «польским Армстронгом!».
После Второй мировой войны: период катакомб
Польша, как и остальные страны Восточной и Центральной Европы, оказалась в сфере советского влияния, а свинг в Советском Союзе не приветствовали. Дозволялись лишь определенные музыкальные жанры, особенно с народными корнями, и никаких синкоп. Это было время музыкального единообразия и расцвета военных оркестров.
В сталинской Польше джазовая музыка была под запретом наряду с современным искусством, качественной туалетной бумагой и поездками за границу. Культурная политика правительства требовала от всех без исключения художников следовать мантре «соцреализма».
К счастью, заветам Сталина и линии партии повиновались не все. Польская молодежь, не питавшая любви к советскому порядку, музыке и политической доктрине, но зато мечтавшая о свободе, заново открыла для себя джаз. Запрещенный джаз ушел в подполье или, как говорили, в «катакомбы». Его играли только на частных квартирах или частных вечеринках. С конца 1940-х польский джаз, которого официально не существовало, воплощал собой идею независимости, нонконформизма и космополитизма.
Вскоре на польской подпольной джазовой сцене появился бесспорный лидер — джаз-бэнд Melomani. В состав группы, возникшей в 1947 году, в разное время входили выдающиеся музыканты, включая «отцов-основателей польского джаза» Ежи «Дудуся» Матушкевича (бэнд-лидер, саксофоны, кларнет), Анджея Тшасковского (фортепиано) и Кшиштофа Комеду (фортепиано).
Многие из них учились в знаменитой Лодзинской киношколе, где зародилось одно из ведущих направлений в европейском кино — «польская школа кино». Музыканты группы Melomani вращались в среде лодзинского отделения YMCA [англ. Young Men’s Christian Association — Юношеская христианская организация — прим. перев.], одном из немногих оазисов нонконформистов и независимых мыслителей в Польше конца 1940-х. Не имея возможности следить за развитием западного джаза, Melomani играли ту музыку, которую они сами считали джазом, например, Джелли Ролла Мортона и Уильяма Кристофера Хэнди. Критик Эллиотт Саймон так писал о них:
«Melomani играли стандартный набор с невероятным энтузиазмом, который превосходило лишь обожание их поклонников… Однако таковы были исторические обстоятельства — джаз служил предохранительным клапаном для творческой энергии в обществе, в котором культура находилась под жесточайшим давлением»
Естественно, на польском радио не звучал джаз, а в магазинах не было джазовых пластинок, нот и книг о джазе. Зато был интерес, энтузиазм и «Голос Америки». Вместо того, чтобы слушать отчеты об успехах Советского Союза в строительстве рая на земле, фанаты джаза и начинающие джазовые музыканты настраивали свои радиоприемники на передачи Уиллиса Коновера. Для польских поклонников джаза в конце 1940-х — начале 1950-х Уиллис Коновер был музыкальным мессией: его передачи открывали желанный доступ в мир правильной музыки. Вклад Коновера в историю польского джаза сложно переоценить.
Оттепель: 1950–1960-е годы
Несмотря на политические сложности, на эти два десятилетия пришелся расцвет культурной и интеллектуальной жизни в Польше. В 1960-е польский джаз закономерно стал одним из важнейших элементов культурного возрождения. Зрелый польский джаз стал более разнообразным, более утонченным, выработал свой стиль. Применительно к 1960-м можно говорить о трех основных направлениях в джазе: диксиленд (традиционный), straight-ahead джаз (мейнстрим) и авангардный джаз (фри-джаз).
Интерес к джазу постоянно возрастал, и в моду входили более сложные стили. Довольно трудно провести четкую границу между мейнстримом и авангардом в польском джазе 1960–1970-х, слишком уж многие музыканты играли на пограничье двух направлений. Возможно, лучший способ рассказать о польском джазе — это сосредоточиться на его ведущих представителях.
Кшиштоф Комеда
Самый известный джазмен 1960-х, да, впрочем, и всей истории польского джаза – Кшиштоф Комеда (настоящее имя Кшиштоф Тшчиньский) — родился 27 апреля 1931 года в Познани. На фортепиано он начал играть в возрасте семи лет, но война помешала ему стать профессиональным пианистом.
Комеда поступил на медицинский факультет в Познани и собирался стать отоларингологом. В качестве сценического псевдонима он выбрал свою детскую кличку «Комеда», ведь в 1950-е в Польше уважаемому выпускнику университета немыслимо было играть «упадническую музыку Запада» — джаз. Комеда был одним из основателей легендарной группы Melomani. Слава джазового пианиста пришла к нему во время Первого джазового фестиваля в Сопоте в 1956 году, на котором он выступал с группой Януша Гжевинского Dixieland и собственным «Секстетом». На протяжении последующих 12 лет он играл джаз в Польше и в Скандинавии со своими ансамблями (Combo, Trio, Quartet, Quintet, Sextet), господствовавшими на польской джазовой сцене.
Значение Комеды для польского джаза невозможно объяснить за несколько секунд. Таких слов, как «гений, композитор, визионер и лидер» недостаточно, чтобы дать ему исчерпывающую характеристику. Как мог этот талантливый, но отнюдь не виртуозный пианист с медицинским образованием оказать такое влияние на польский джаз? Почему все музыканты, когда-либо игравшие с ним, подчеркивали ошеломляющее воздействие его музыки и личности? Многолетний соратник Комеды Томаш Станько рассказывал:
«Комеда был очень тихим человеком. На репетициях он нам ничего, ничего не говорил. Он давал нам ноты, и мы играли, а тишина была невероятная и очень насыщенная. Он не говорил, правильно ли мы все делаем или ошибаемся. Он просто улыбался. В нем чувствовалась огромная сила, музыка была очень оригинальной, и он всегда оставлял мне много пространства для самовыражения и интерпретации… Он показал мне, как важна простота, как играть самое существенное. Показал разные подходы, используя разные гармонии, асимметрию, множество деталей. Я счастлив, что начинал с ним (…)».
Уникальный звук Комеды был обусловлен не столько привычным ритмом джаза, сколько славянским лиризмом и традицией польской романтической музыки XIX века. Его считают одним из отцов-основателей уникального европейского джазового стиля.
За свою жизнь Комеда выпустил только один альбом «Astigmatic» (варшавский звукозаписывающий лейбл Polskie Nagrania Muza), который «The Penguin Guide to Jazz» назвал «Simply — Essential!» («Просто — основа основ!»). По степени влияния на польский джаз мало что может сравниться с этой пластинкой. Кроме того, Комеда добился мирового успеха в области кино. Он написал музыку к более чем 40 фильмам, включая такие польские шедевры, как «Невинные чародеи» Анджея Вайды. Помимо Вайды Комеда сотрудничал и с другими польскими режиссерами: Ежи Пассендорфером, Ежи Сколимовским, Янушем Моргенштерном, Ежи Гофманом, Леонардом Бучковским, Янушем Насфетером и известным датским кинорежиссером Хеннингом Карлсеном. Особенно плодотворным было его сотрудничество с Романом Поланским, в результате которого возникли саундтреки к таким фильмам, как «Двое мужчин со шкафом», «Тупик», «Нож в воде», «Бесстрашные убийцы вампиров» и «Ребенок Розмари».
В декабре 1968 года в Лос-Анджелесе во время съемок фильма «Ребенок Розмари» произошел загадочный несчастный случай, в результате которого Комеда скончался от черепно-мозговой травмы.
Комеда умер в возрасте 38 лет. С момента гибели прошли десятилетия, но его музыка все еще жива, все еще вдохновляет музыкантов и завоевывает новых поклонников. Польские джазмены изучают наследие Комеды, а «джазовый факел» подхватили Томаш Станько и Лешек Можджер.
Томаш Станько
В 1962 году двадцатилетний трубач Томаш Станько и пианист Адам Макович создали группу Jazz Darings, которую впоследствии джазовый критик Й. Э. Берндт назвал «первым комбо-составом в истории европейского фри-джаза». В 1963 году Станько заканчивал Краковскую музыкальную академию, когда Кшиштоф Комеда предложил ему присоединиться к группе. Музыка Комеды произвела сильнейшее впечатление на молодого Станько, и их сотрудничество продолжалось вплоть до трагической смерти Комеды.
В 1968 году членом недавно созданного Sta;ko Quintet стал Збигнев Сейферт. Вскоре он переключился с альтового саксофона на электрическую скрипку, и началась новая глава в европейской истории джаза. Помимо Станько и Сейферта в квинтете играли Януш Муняк (саксофон, флейта), Ян Гончарчик/Бронислав Суханек (бас-гитара) и Януш Стефаньский (ударные). Квинтет записал три пластинки «Music for K» (1970), «Jazz Message from Poland» (1972) и «Purple Sun» (1973), но записи не обладали удивительной магией живых выступлений квинтета. Успевший стать культовым в Европе, Sta;ko Quintet распался в 1973 году на пике своих творческих возможностей. Станько, который всегда двигался вперед, сотрудничал с блестящими музыкантами и музыкальными коллективами, включая Алекса фон Шлиппенбаха, The Globe Unity Orchestra, Кшиштофа Пендерецкого, Дона Черри, Стю Мартина, Дейва Холланда, Гэри Пикока и Яна Гарбарека. Станько много экспериментировал с электро-акустическим звуком и играл соло-концерты на трубе в таких неожиданных местах, как Тадж-Махал в Индии. В 1970-е Станько работал с финским ударником Эдвардом Весалой. Их совместные альбомы «Balladyna» и «TWET» задали новое направление импровизационной музыке в последующие десятилетия.
Томаш Станько и Эдвард Весала исполняют «First Song»
В начале 1980-х Станько непродолжительное время сотрудничал с inFormation — трио Маккоя Тайнера, сыгравшего важную роль в карьере Станько. Трио оказало сильное влияние на пианиста Славомира Кульповича, одного из самых смелых европейских бас-гитаристов Витольда Река и легендарного ударника Чеслава «Малого» Бартковского. В составе квартета они записали два альбома в Польше в начале 1980-х: «A i J» и «Music 81», передав дух военного положения, политического хаоса и общественной несвободы.
Сотрудничество Станько с inFormation — это интереснейшее свидетельство художественной раскрепощенности и творческой независимости. В музыкальном отношении это был шаг вперед к еще одному из квартетов Станько начала XXI века (Марцин Василевский, Михал Мищкевич, Славомир Куркевич). В 1984 году Станько недолгое время входил в состав биг-бэнда Сесиля Тэйлора. Вскоре после этого он создал другую группу — Freelectronic, записав во многом экспериментальные альбомы «Lady Gone», «Chameleon» и «C.O.C.X.». Его всегда вдохновляло творчество таких писателей, как Уильям Фолкнер, Уильям Берроуз и Джеймс Джойс, известных своим «импровизационным повествованием». В 1980-е Станько уделял много времени изучению наследия польского писателя Станислава Игнация Виткевича (Виткация), с которым его роднил интерес к влиянию наркотиков на творческий процесс. «Период увлечения Виткацием» принес его фанатам альбом «Peyotl — Witkacy». Позже, комментируя свое увлечение наркотиками, Станько признался:
«Как сказал однажды Джимми Хендрикс: “Наркотики — это для подростков”. Возможно, у меня на это ушло много времени, но я больше не ребенок».
Начало 1990-х отмечено окончательным становлением зрелого стиля Станько. Его первый альбом десятилетия «Bluish» выпустил лейбл Кшиштофа Попека Power Bros. Вслед за этим прорывным альбомом Станько возобновил сотрудничество с лейблом ECM Records, выпустившим некоторые самые знаменитые его альбомы, включая «Matka Joanna», «Leosia» (с участием пианиста Бобо Стенсона); «Litania» (дань памяти Комеде), «From the Green Hill» и серию альбомов, записанных с Марцином Василевским (фортепиано), Славомиром Куркевичем (бас-гитара) и Михалом Мищкевичем (ударные), которые единодушно приняли как критики, так и фанаты джаза по всему миру. В 2002 году Станько стал первым обладателем Европейской джазовой премии (European Jazz Award), которую присуждают выдающимся мастерам европейского джаза. На сегодняшний день Станько тесно сотрудничает с ECM records и выпускает превосходные альбомы с самыми талантливыми молодыми музыкантами из Скандинавии и США.
Збигнев Сейферт
Блестящая карьера Збигнева Сейферта началась в конце 1960-х. Бывший участник квартета Томаша Станько, Сейферт вскоре стал первым голосом европейского джаза и первым скрипачом, способным передать дух музыки Колтрейна. Он родился 6 июня 1946 года, на скрипке начал играть в возрасте шести лет, а десять лет спустя взял в руки саксофон. Игре на скрипке учился в Краковской музыкальной академии, а заодно играл на альт-саксофоне в собственной джазовой группе. На творчество Сейферта сильнейшее влияние оказала музыка Джона Колтрейна. Как заметил джазовый критик Скотт Янов:
«Збигнев Сейферт для скрипки был тем, чем Джон Колтрейн для саксофона».
Уже в юном возрасте и позже, будучи членом Sta;ko's Quintet, (1969–1973), он сделал себе имя в Европе. Сейферт (ласково прозванный Збигги) играл разную музыку от джаза до фьюжн. За свою короткую жизнь он имел счастье сотрудничать с ярчайшими звездами как американского, так и европейского джаза, включая Ханса Коллера, Йоахима Куна, Билли Харта, Майкла Брекера, Джона Скофилда, Эдди Гомеса, Чарли Мариано, Джека ДеДжонетта и группу Oregon, с которой он записал альбом-шедевр «Violin». В середине-конце 1970-х Сейферт записал несколько альбомов, которые принесли ему славу одного из самых уникальных джазовых голосов и одного из самых тонких импровизаторов-скрипачей. Збигнев Сейферт умер от лейкемии в 1979 году на взлете своей американской и мировой карьеры.
Уиллис Коновер как-то сказал о Намысловском:
«Когда я впервые посетил Польшу, я совсем не ожидал услышать игру польских музыкантов на таком высоком уровне. Намысловский был бесспорно лучшим. Международное голосование подтвердило, что европейские слушатели считают польского музыканта лучшим в мире. Он чтит три традиции: джазовую, польскую и свою собственную. Тот, кто не слышал Намысловского, не слышал уникального источника творческой энергии ХХ века. Намысловский — гигант!»
Збигнев Намысловский
Намысловский — мастер игры на многих инструментах. С четырех лет он играл на пианино, в двенадцать освоил виолончель, а затем изучал теорию музыки в Варшаве. В 1950-е играл на тромбоне в польской группе Dixieland, а в 1960-е взял в руки альтовый саксофон и отважился играть современный джаз с хард-боп группой Анджея Тшасковского The Jazz Wreckers. В 1963 году Намысловский собрал свой первый квартет, с которым записал прорывной альбом «Lola» для британского Decca label. Среди своих любимых музыкантов Намысловский называет Джона Колтрейна, Сонни Роллинза, Уэйна Шортера и Джо Хендерсона. Кроме того, он черпает вдохновение и в других источниках, включая блюз, рок и традиционную польскую, балканскую и индийскую музыку. Намысловский не только блестящий исполнитель, но и талантливый композитор. Он пишет музыку как в стиле джаз, так и в других жанрах: от польской версии фанка до утонченного попа. Намысловский-композитор создал свой собственный уникальный и легко узнаваемый язык: гармоничное звучание, свинг, выходящий за рамки джазовой традиции, неизменная любовь к польскому музыкальному фольклору. Он был не только визионером польского джаза (его вклад в польский джаз можно сравнить разве что с влиянием группы Арта Блейки Jazz Messengers на историю джаза), но стал еще и признанным наставником молодых музыкантов. Сегодня Намысловский по-прежнему верен себе и продолжает оттачивать свой музыкальный язык. По словам самого маэстро Намысловского:
«Чтобы быть успешным, уже недостаточно просто играть Хораса Сильвера. Не стоит играть чужой материал (…) я создал собственный квартет и создал свою музыку, чтобы играть, что я хочу и как я хочу».
Адам Макович
Адам Макович — еще один гений польского джаза. Уже не одно десятилетие он неизменно поражает фанатов джаза своим мастерством. С 1974 года Макович в основном выступает соло. Он виртуозный пианист и композитор с собственным ярко выраженным стилем, сочетающим элементы американской традиции, заложенной Артуром Тейтумом и Джорджем Гершвином, с традициями европейской музыки, отсылающей к романтизму. Сегодня Макович уделяет все больше времени интерпретациям классических сочинений таких композиторов, как Джером Керн, Ирвинг Берлин, Коул Портер и Джордж Гершвин. Его концерты адресованы прежде всего аудитории филармоний. Сам музыкант говорит, что его музыка сегодня «ближе к классической, чем к джазу». Это также касается его произведений для фортепиано и камерных ансамблей. Как однажды о Маковиче написал критик Джим Фузилли из The Wall Street Journal:
«Адама Маковича хвалил Бенни Гудман, его сравнивали с Артом Тейтумом, Эрролом Гарнером и Тедди Уилсоном, воспевали джазовые критики и признали гением по всей Европе. Пламенный стиль Маковича, его уверенная игра и фразировка в стиле Тейтума, безусловно, заслуживают всех этих восторженных похвал».
Михал Урбаняк
В 1970–1980-е Михал Урбаняк был, пожалуй, самым известным в мире польским джазовым музыкантом. Он играл в различных группах Комеды, с конца 1960-х возглавлял собственный коллектив, а в 1973 году началась его мировая карьера, когда Columbia выпустила его первый нашумевший альбом. С тех пор карьера Урбаняка развивалась с переменным успехом, но на протяжении многих лет он оставался верен себе: его отличала экспрессия в сочетании со славянской непосредственностью, музыкальная эклектика, современное звучание и влияние польской народной музыки – и все это вплетено в традиции американского джаза. С 1975 по 1989 год Урбаняк возглавлял Michal Urbaniak Fusion, знаменитую группу, выступавшую в лучших концертных залах и клубах США (Village Vanguard, Village Gate, Carnegie Hall, New York Jazz Festival, Newport, Washington). Ему посчастливилось играть с величайшими легендами джаза всех времен: Джорджем Бенсоном, Ленни Уайтом, Уэйном Шортером, Маркусом Миллером, Билли Кобэмом, Джо Завинулом, Роном Картером, Стефаном Грапелли и Майлсом Дэвисом. Играть с Майлсом значило больше, чем любые престижные награды. Дэвис якобы сказал по этому поводу:
«Дайте мне этого чертова польского скрипача, вот у кого есть звук!»
На начало 1990-х пришлась кульминация его карьеры: имя Урбаняка не раз входило в различные джазовые опросы и рейтинги, включая опросы престижного джазового журнала «Down Beat». В своих произведениях Урбаняк всегда стремился сочетать новейшие тренды мирового джаза с элементами собственного стиля. В непрестанном поиске новых источников вдохновения и нового звучания Михал Урбаняк, вероятно, ближе по духу к Майлсу Дэвису, чем любой другой польский джазовый музыкант.
В 1990-е зародилось музыкальное течение, которое хотело стереть в порошок существующее положение вещей. Это новое течение называлось «ясс». Критиковать устоявшийся порядок и сбросить прежних мастеров с пьедестала – вот рецепт художественной революции. Однако ясс вывел эту борьбу на совершенно другой уровень, восстав против всего: авторитетов, унылого общества, СМИ, потребительства эпохи раннего капитализма, канона, нехватки цвета, языка и даже погоды.
10 важнейших имен современного польского джаза
На сегодняшний день польский джаз представлен двумя поколениями выдающихся музыкантов. С одной стороны, это всеми почитаемые маститые ветераны. С другой, есть множество талантливых молодых музыкантов, зачастую выпускников джазовых отделений лучших музыкальных учебных заведений в мире. Чтобы написать обо всех, потребовалась бы отдельная статья, но чтобы как-то сориентировать читателей, мы подготовили список из 10 самых выдающихся польских джазовых мастеров современности:
(в алфавитном порядке)
Lado ABC — варшавский музыкальный лейбл, основанный в 2004 году сообществом музыкантов. Самые яркие представители импровизационной музыки в наши дни.
Марчин Масецкий — пианист, композитор и продюсер, чей стиль колеблется между джазом, классической и экспериментальной музыкой. Услышав его хоть раз, вы уже никогда не спутаете его ни с кем другим.
Mikrokolektyw — дуэт, который продолжает исследовать границы джаза, пост-джаза и свободной импровизации и сотрудничает со знаменитым лейблом Delmark Records.
Лешек Можджер — пианист, композитор и аранжировщик, считается крупнейшим открытием польского джаза последнего десятилетия.
Мацей Обара — молодой блестящий джазовый саксофонист. Настоящий виртуоз с сердцем и душой!
Влодзимеж Павлик — недавний победитель Polish Grammy Music Award. Признанный пианист, композитор, аранжировщик и просветитель.
Pink Freud — джаз/панк/авангард группа, которая заставит отплясывать даже самых уравновешенных слушателей.
Томаш Станько — джазовый трубач и композитор, один из самых оригинальных джазовых музыкантов в Европе и самых известных джазовых музыкантов в Польше.
Доминик Ваня — популярный пианист, невероятно одаренный ученик Данило Переса. Участник звездного Noise Trio.
Трио Марчина Василевского (Marcin Wasilewski Trio) — славится своим талантом сочетать традицию с современным звучанием. Бывшие коллеги Томаша Станько.
***
толк поляки в джазе
знают
они нас просто зажигают
и мы танцуем кто как хочет
а саксофон нам вслед хохочет...
Свидетельство о публикации №118021209737