О морали
Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2017. –230 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3619/
Листалка. Читать:
http://pubhtml5.com/eail/emsg/
______________________________
Нормы морали - это некоторые осредненные правила поведения, выработанные обществом. Они хороши в обыкновенных, типовых ситуациях, на которые, собственно, и рассчитаны. Причем, кроме типовой ситуации, они рассчитаны на типового, осредненного человека.
Кто же такой человек осредненный? Может быть, это мертвяк, не человек - манекен человека?
Кто не может отказаться от норм морали, даже если испытывает сильное таковое желание, имеет много меньше шансов исполнить мировое свое назначение. Зато средне статистически он имеет, наверное, более шансов выжить…
Иногда говорят, что я толстокожий… А кажется, на мне кожи вообще нет. Не хочу лгать. Не ощущаю в этом внутренней необходимости… Но ведь это против всяких приличий. И потому, мне приходится их нарушать - по крайней мере, часто хочется их нарушить, а иногда - совсем мочи нет удержаться!..
Я аморален. Не понимаю, что такое мораль, зачем она мне нужна. Чувствую, что умираю, когда лгу. Во мне глубоко заложена, внутренне мне присуща невозможность лжи. Но, тем не менее, в жизни так часто приходится лгать! Другим… Однако надо быть честным, хотя бы, перед собою!
Ощущаю всеми своими чувствами преобладающую, тотальную ложь в человеческих отношениях. Искренность практически исключена! Даже если человек не лжет, это не означает, что он говорит правду. Он просто не говорит ничего. Или же произносит пустые, незначащие слова, чтобы отделаться от других, «приличия соблюсти». Это происходит почти везде и всегда, в любых ситуациях.
Мы все вовлечены в порочный круг лжи. Что это? Кому это нужно?!..
Легко заметить, что люди, которые так или иначе выделяются из общей массы, к кому невольно тянутся все, это – те, кто хоть в какой-то степени, тоже, конечно, мало и редко, но все же бывают более искренними, открытыми и, значит, - талантливыми! Именно они интересны всем и именно этим, в какой бы сфере не являли себя: в искусстве, политике, на телевидении, просто в быту… Вождь, заводила, душа компании – тот, кто более искренен, в чувствах и мыслях смелее и откровеннее. Пусть даже искренность перемежается с ложью, она узнается и ценится выше всего в любом, даже урезанном, исковерканном виде!
Казалось бы, это так очевидно, что должно быть понятно всем. Все, вроде, должны бы стремиться к искренности, максимальному развитию и проявлению своего «я» по всем направлениям.
Однако же, ничего подобного не происходит в действительности. Наоборот! Абсолютное большинство чуть ли не больше смерти боится выделиться из массы сверх общепринятой меры. И, чем талантливей человек, тем в общении с другими людьми больше он умеряет талант свой!..
Почему же на живые чувства и мысли надевается мертвая маска морали? Да потому, что иначе в одну секунду они сожгутся, как серною кислотой, «мнением общества». Но под маской не видно лица, а часто и вообще уже нет человека! Люди действуют, как механические манекены по общепринятому сценарию, сами называя себя игроками, а жизнь – театром марионеток! Того же, кто в сценарий не вписывается, - прогоняют со сцены. Над такими чудаками смеются, их всячески унижают… Но, тем не менее, именно эти немногие люди развивают и изменяют сценарий!
Таков поэт, не ждущий рукоплесканий, сочиняющий для себя и читающий звездам; философ, не ищущий денег, званий и сонма учеников, но всю жизнь свою прозревающий истину; политик, не рвущийся к власти любыми путями, но искренне стремящийся улучшить жизнь собственного народа… Именно они остаются! Потому, что идут от внутреннего своего убеждения, определяемого интеллектом и интуицией, а не от общепринятых схем, лишь грубо отвечающих конкретным реалиям.
Почему же искренних людей все же так мало? Это естественный закон мира? Или, боясь непрерывной боли, когда каждый миг бьют по живому, мы сами ограничиваем себя, обрезая все то, что не помещается в прокрустово ложе «морали»? Лучше делать так, как делал всегда, тысячи раз, чем отпустить на свободу нежданное чувство, свежую мысль. С годами к этому привыкают, и новых мыслей и чувств больше не возникает…
Да, я уверен, среди детей мертвяков очень немного, а скорее всего, и вообще нет. В каждое «я» вложена живая искра Создателя. Но слишком многие гасят ее, сами превращая себя из «живых» в «мертвые», желая скорее стать «взрослыми».
Не страшно ли?.. Вам не страшно?!..
Зачем мы все это делаем?!
Все выгоды от убивания себя эфемерны.
Можно подумать, что искренность, развитие и свободное проявление «я» ведет к возрастающему одиночеству. – Да, это так, если вы один среди мертвяков. Но и тогда открыта вам вся Вселенная!.. На самом же деле, везде есть живое, только, к сожалению, слишком часто оно подавляется, и ему надо помочь.
Если же все, или, по крайней мере, многие люди будут более искренними, - в самом деле, это окажется благом для мира и настанет рай для людей!..
Отсутствие лжи означает не вседозволенность, наоборот. Это – отсутствие какого-либо насилия, ибо насилие – неизбежная ложь в отношениях между людьми.
Это отсутствие таких зол, как пьянство и наркомания, потому что они противоестественны для человека, они – ложь, попытка ухода от лжи через другую, не меньшую ложь.
Искренность – высшая мера свободы, непрерывное творчество, развитие себя и всего мира. Естественное стремление человека к творчеству, радость от творчества совпадает здесь самым естественным образом с космическим предназначением человека, внутренними потребностями материи и желанием Бога, если Он есть!
Теперь спросим себя, что такое «мораль»? – Удобное самоограничение для трусливых людей, желающих провести жизнь в коллективной тюрьме, под охраною псов «общественных мнений». Но ведь и самое скрупулезное соблюденье морали никому не гарантирует спокойной жизни до старости. Зато обеспечивает пустоту и бессмысленность существования, не имеющего реальной цены для самого индивида или для общества.
Навязывание коллективной морали не эффективно, потому что она не только не развивает, но гасит даже заложенные от природы возможности, а у некоторых людей вызывает протест, разрастающийся до полного отрицания всяких ограничений, даже и личностных, что ведет уже к отрицанию ценности самой человеческой жизни и вообще каких-либо прав отдельного человека.
Эффективно самоопределение «я» в мире и выработка им самим некоторых личных правил, естественно, используя при этом накопленный опыт всех поколений и всех народов. Свободное «я» во взаимосвязанном мире не употребит свою свободу против других, потому что не может не понимать, что любое совершенное зло – зло против всех. В том числе, и себя.
Мораль – накопленная за многие поколения совокупность осредненных поведенческих правил для индивидов, предназначенная служить благу рассматриваемой общности.
Я «аморален» только в том смысле, что поступки свои определяю не этой общей моралью, но естественными движениями сердца и разума, идущими изнутри меня. Но это не означает, конечно, что я восстал против всех. Ведь в главном внутренние мои побуждения совпадают с общепринятою моралью. И в этом нет ничего удивительного. Я человек, а она результат опыта именно человеческого, в основном искреннего и верного.
Конечно, в сферу коллективной морали попадают всяческие передержки и перебарщивания. Но эти случайные отклонения кратковременны, преходящи, это пробы материи. Из многотысячелетней практики миллиардов людей выбирается и остается лишь то, что помогает выжить человеческой общности. И это, безусловно, необходимо и хорошо. Но в частностях, в бесконечном мире реальных явлений, которые никогда нельзя будет охватить никакою моралью, у каждого человека есть свое видение блага для Целого, и в этих частностях должно властвовать наше свободное «я»!
Развитие мира происходит посредством творчества свободного человека – в том числе, свободного и от передержек морали.
Свидетельство о публикации №118021202467
Сирожа Боцманков 12.02.2018 09:43 Заявить о нарушении
Она подразумевает добрую волю, конечно.
А она у меня везде в сочинениях.
В тотальном мире лжи мораль не всегда является благом. Тут можно рассуждать – а что за мораль? Чья мораль? Кто навязывает нам эту «мораль»? А искренность – понятие абсолютное. Сильных и добрых людей.)
Если в этой главке я этого не досказал, это очевидно из трактата в целом - «Единая этика».
Виталий Иванов Публикации 12.02.2018 12:18 Заявить о нарушении