ГришАнька - икОнщик. 3 частЪ

                1 глава

                Встречаются люди,
чьи судьбы с первых шагов выходят за грань
         пресловутого «здравого смысла».
ПредУзнанным ещё  до рождения к сУдьбам,-
    Божьим  избранникам и избрАнницам,
щедрой рукой отпущен великой веры в дар Свыше !

     Жизнь скатертью расстилается перед нИми,
        пред Божьими избрАнниками земнЫми,
             не нужно ни пробовать, ни искать,
а только идти, не сворачивая в тОнны пОта и ста жил,
    и  славить за этот путь Того, Кто его проложил,-
  Господа БОГа, Коему с детства ГришАнЪка и служИл !
 
        в Пюхтицком женском монастырЕ,  под звОны,
        мАтушка Ирина, по послушанию экскурсовОд,
   покАзывает  в Успенском храме небольшую икОнку
           святого Георгия Победоносца на коне,
    повергающего нАземь грозного змия вне-извнЕ.

                Кто автор??,-
   безрУкий и безнОгий живописец – иконщик
                Журавлёв  ГришАнька  !

                А теперь усмотрим рядом
             сосЕдей или проживАльщиков
    с руками и ногами, кто обОлтусничают,
как не имЕющие… голОвушек с(т)рАнных………

                2 глава

                Земский учитель ТрОицкий
    обратил внимание на рисунки мальчика  убОгого
   и поразился, как точно изображает он увИденное!
 Стал  учитель Троицкий учить грамоте малОго ГрИшенЪку .
    Грамоту мальчик одолел быстро, - ум у него был живой,
        хваткий, буквы выписывал ловко, одна к одной.
                Когда ГришАнЪка -Журавушка подрос,
    у него был самый красивый в деревне пОчерк в рост,-
   ему даже поручали переписывать протоколы экзАменов,
что считалось особым знаком доверия и уважения знАчимо!

        @@===---;    Учителям приСЛУШАТЬся !!!

 А уж писем написал будущий художник ,-  за всю дерЕвню!
                Не просто был грамотный,
    а выпИсывал,  вырисовывал каждую буковку вЕско !
         Зубами,- в лист в*микроскопИруясь глазами!!!

  А ещё у него была самая большая библиотека в дерЕвне!
                Читать любил мнОгажды с интерЕсом !
             Вообще к учёбе, всякой, имел склОнность !!!
    (Вот минус-и-МИНУСИщЩще ИТ-замено-мОзгу..!!!)

И в Утёвке не остался, уехал в Самару, поступил в гимнАзию.
                Ему было двадцать два гОда,
    когда он  её окончил и вернулся в родную деревню срАзу,
       самообразование продолжал мОщьно:
  изучил черчение, анатомию человека за рАзом раз
   и, только после этого стал писать иконы на заказ.
           Ему охотно заказывали нОво-буржУи, -
         не диковинка ли без рук, без ног, а рисУет.

                СамАра. КнижОнка:
          фотокарточка Григория Журавлёва;
 на табурете в элегантном костюме, нога-нА-ногу,
           сидит его брат,- Журавлёв Афанасий;
                а  рядом на культ’яшках,
 с пустыми рукавами чёрного до полу пиджакА –
   он,- ГришАнЪка – икОнщик с дАром сВЫСОКа!

  Лицо:  с маленькой бородкой и усами, высокий лоб;
   смотрит прямо;  от всего облика вЕет  СИЛой  его!
Чувства жалости к несчастному урОдцу нет и в помИне.
     Вдумчивость, волевой характер  поДВИЖный
     не оставляют места для вздохов и состраДАния.
                Говорят, что брат его,  Афанасий,
    после смерти матери ухаживал за ГригОрием,
возил его на базар, в баню, конечно, в ЦерковЪ  мнОго!

                3 глава

       Без церкви Журавлёв свою жизнь не мЫслил !
      Он рисовал, стоя на полу на своих культ’яшках
         перед маленьким особым столиком нИзким,
                держа кисть в зубах не из’ящно.
                Рисовал красками и углём.
               Был весёлого нрава с дОбрым огоньком;
             шутник, умел выделывать разные  «штУки»;
         например, брал в зубы пастуший кнут хлёсткий,
размахивался им и с оглушительным свистом хлОпал. ..;
   или прихватывал зубами стакан и выпивал лОвко.
                А расписывался красиво! ,-
            очень своей росписью гордИлся, -
  мастерски, виртуозно выводил свою фамилию.

          Григорий Журавлёв не сидел без дела хлИпко.
Был он лёгонький, деревенские мужики его по Утёвке носИли.
     Принесут его в ЦерковЪ,  с крАюшку присАживают,
             он сидит и на всех зорко посмАтривает.

В 1885 году в Утёвке началось строительство большого Троицкого хрАма.
Безногий, безрукий мастер берётся расписывать его стены трУдо-упр’мо .
                Специально для него соорудили подмОстки,
             на которых он и работал  без  ‘устали виртуОзно!
    
                4 глава

           После смерти Журавлёва о нём вроде как и забыли...
            А потом, в богоборческие годы, храм закрыли…
              Священника местного посадили в «воронок»
         и увезли «без права переписки» в Красный Холокост…
    ЭхХх.., вы красно – Иродо – искариОтовы утопИсты-аферисты,-
 а что полЕзного для человечества от ваших кровАво-"чИсток" ??!!!

                А иконы, кому не лень,
                при  начАлии РСФСР и  далее – СССР,
                уносили из собора на хозяйские нужды………
                Они и горят хорошо – «дрУжно»,
          и дыру в заборе залатать ими очень даже можно………….
    И контро-бАндить  красно-чинУшкам  совсем не слОжно……….

     Но Господь открыл имя забытого художника-иконопИсца,
             открыл чудесным образом России и миру жИво:

             один югославский искусствовед Здравко КайманОвич
в 1963 году в сербском селении Пурачиц обнаружил необычную икОну:
              святые равноапОстольные Кирилл и МефОдий
                во весь рост, в руках свИтки.
                Работа удивительно тонкая, особо тщАтельная.
                Сначала Здравко подумал бЫло,
  что это труд иконописца с академическим образовАнием,
               но прочитал подпись на обороте и АХнул:
                «Сию икону писал зубами крестьянин
                Григорий Журавлев
 села Утёвка Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885,  2 июля».

            Югославский искусствовед обратился с запросом
в РоссИю и вскоре получил ответ из Государственного архива,
             подтверждАющи  авторство Журавлёва ГрИши.
Как попала икона в далёкую Сербию, удивляться не приХОДится.
                Работы Григория
          увозились в разные концы и покупАлись охОтно.

                5 глава.

                ...Местный батюшка Анатолий Копач
       находит в большой связке ключей ключ от хрАма
    и мы входим с ним в притихшей церкви  прохлАду.
    Иконы Григория Журавлева справа от Царских врат.
  «Спаситель»,-  крОтко сложенные на груди руки, в аккурАт
        длинные волосы по плечам, опущенные долу глазА.
        Во всём облике Спасителя - тишина и смирЕние.
   Эти тишина и смирение «кричат» с иконы всё врЕмя
         и..,- о нашем несмирении и нашей нетишинЕ.
Икона дышит, молиться перед ней легко, плакать радостно.
                Какой талант надо иметь от Господа,
                чтобы создать душевную грАцию ?

            И забывается, что написал икону калЕка.
            Слово «калека» не принимается сЕрдцем,
                оно кажется рядом с этой икОной
        инородным, бранным, грубым, сОным…
                Не калека, а мастер.

 А вот ещё одна икона - «Спаситель Благословляющий»,
                с десницей благословляющей,
                в расшитых одеждах, с глазАми,
                в кОих  неземнЫе  печАли.
                Смотреть в эти глазА –
            значит каяться и молить о прощЕнии.
Хотя они совсем не обличают, они скорбят жжЕнием
                и жалеют, и тревОжатся.
     Нет, нет, написать такое невозмОжно.
И опять вспоминаю - зубами  ГришАнЪка журАвлил икОны  !!!

                6 глава

                Отец Анатолий стоИт в сторОнке,
ему понятны минуты встречи с журавлёвскими икОнами.
             РасскАзывает батюшка открЫто,
что после открытия храма собирали иконы с миру по нитке.
     Какая-то старушка принесла икону «Господь Саваоф»,
             ничего не сказала, оставила в храме, и всё…
 
             Из села Мало-Малышевка прибыли три икОны –
«Жены-мироносицы», «Крещение Господне», «Воскресение ХристОво».
                А икону «Спаситель Благословл’яющий »
        подарила храму Мария ПестимЕнина не-кресть’янка,
                а попечителя храма  правнучка.

       Но иконы — это ещё не всё наследие Журавлёва.
         В Троицком соборе стараниями отца АнатОлия
удалось сохранить несколько расписанных Григорием фрЕсок.
     Их трудно разглядеть, но  всматриваться с интерЕсно
     до боли в глазах в настенную роспись,  и вИдим  рУку,
поднятую над ковчежцем,-  целитель Пантелеймон в дУхе!,
                такой знакомый всем во Православии,
     о чём Хорошо бы знали и помнили в любом хрАме.      

                А вот ещё одна настенная роспись,-
                Епископ Черниговский ФеодОсий.
            А вот ещё одна — святой Симеон ВерхотУрский.
     Лики святых смотрят со стен Троицкого собора грУстно,
                напоминая о человеке,
   который оставил нам не только удивительные фрески и иконы,
но ещё и препоДАЛ  на собственном примере науку жить с БОГом!

                7 глава

                Как жить?
                Конечно, с Господом в сЕрдце.
Иная жизнь не оставила бы после себя Архи-‘яркости слЕда.
         Удивительно: человек пришёл в мир уродцем.
  Первое осмысленное понимание этого породить мОжет
      в душе естественный «почему я..??» рОпот-РОПот…

  Зависть к здорОвым, злобу к благополУчным,
 тоску о завтрашнем дне не лучшим и ЛУЧшим.
  А он выползает на культях на Божий свет
из сумрака крестьянской избы с мИром тет-а тет,
берёт в зубы прУтик... РисУет - рисуУует!!
Он славит Господа каждым своим новым рисУнком,
      каждой иконой, каждой фрЕской.
И купол Троицкого храма расписывал он веско !

       Иконы ГришАньки, -  будто нерукотвОрные.
    Говорят, рукотворно всё, что человеком сОздано.
   А, оказывается, нет,-  Господь по особой мИлости
посылает верным чадам Своим дар нерукотворной жИмолости.
ГришАньке  Журавлёву этот талант был послан с избытком.
  Конечно, имя его вышло за пределы Утёвки  быстро.

В 1892 году в Самаре был освящён храм Христа СпасИтеля.
Иконы для его иконостаса были заказаны в Петербурге,
    в мастерской Сидорского - попечИтеля .
  Все, кроме одной,-  икону покровителя СамАры,
святителя АлексИя – 1го,   МитрополИта  Московского,
         губернатор заказал ГригОрию.
      И он эту икону написал архи-пОтно.
   К сожалению, сообщение об этом осталось только
   в небольшой книге, посвящённой созданию храма.
Но самого храма уже нет.., - истОрии  капрИзная дама-дрАма,-
взорвали  красно-холокосто-геноцИдные богоборческие годы,
  наверное, вместе с иконостАсом. ..КрАсные урОды..!!!

                8  глава

     Не только в Самаре почитали иконописца-самоУчку.
      Сам царь не обошёл своим вниманием ГригОрия.
   Да, да, было в жизни Журавлёва событие и такое.
Слух о необычном мастере дошёл и до царствующего дома.
                Император Николай АлексАндрович
пригласил его к себе во дворец и заказал ему по-цАрски
            групповой портрет царской семьи слАвный.
Целый год жил художник в Петербурге и работал над портрЕтом.
             Журавлёв Государю угодил  живописным свЕтом.
                25 рублей зОлотом
     ежемесячно назначил он пожизненную пенсию художнику.
                Но и это ещё не всё.
      Самарскому губернатору было приказано выдать
       Журавлёву «инохОдца с зимним и летним вЫездом».
      То-то радость для утёвских мужиков  кресть’янских,-
          ‘ездили они тем выездом на рыбалку и в баню.

                В иконной лавке Троицкого собора
я очень хотела купить открыточки — иконки Григория Журавлёва.
                Но отец Анатолий только руками развёл:
          -  Нет их. Не в продаже нет, а вообще. Ноль..!!

Какая жАлость!
Каждый паломник купил бы с рАдостью,
подарил бы родным и знакомым .
Но тираж стоит больших денег «буржУе-гОнору»..,
а отец Анатолий еле успевает латать дЫры.
С Божьей помощью сделал вокруг церкви забОрчик,
поставил крест на могиле Журавлёва.

                9 глава

-  А едут к вам, бАтюшка?
-  Приезжают всё больше свои, самАрские;
  далеко, глубИнка и молодые  и стАренькие ...
Как жаль, что эти иконы, эти фрески видят так мало людей.
СокрушАешься об этом в Утёвке изо-дня-в-день,
Перед икОнами, писанными безруким худОжником,
очищается душа и даруются слёзы благодАти.
К ним должны ехать, их должны видеть люди БОГа рАди,
стоять перед ними и молиться ХристА рАди.

Иконы утёвского мастера хранятся и в СамАре.
В Петропавловской церкви — икона святого князя
Александра Невского,  в музее Самарской епАрхии
-«Млекопитательница», «Смоленская» в святой узорец,
в художественном музее - «Николай Чудотворец».

Но всё-таки родина Журавлёва - это особо.
Пройтись по земле, постоять у дОма,
в котором иконописец жил, войти в храм
и помолиться среди его икон и фресок  душЕ в лад, –
это нельзя сравнить ни с чем,- сестра и брат.

Мы ещё постояли на могилке
Григория Журавлева перед обратной дорОгой.
Пошёл дождь, мелкий, незлобный, тёплый.
Отец Анатолий отслужил панихИду.
 Стояли долго. Уезжать не хотелось .
И вот в последний раз прикладываясь к металлическому кресту,
благословение у отца Анатолия.
Обратная дорога в Самару.
Там тоже есть иконы Журавлёва ГришАньки.
Жду с ними встречи.
Ждём и с ГришАнЪкой – икОнщиком встречи.

                (((((((((((((((((  ^^*^^  ))))))))))))))))))
         БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ*
                *ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
ГришАнЪка - икОнщик. 1 частЪ:  http://www.stihi.ru/2018/01/07/11526
ГришАнЪка - икОнщик. 2 частЪ:  http://stihi.ru/2018/01/08/10812
ГришАнЪка - икОнщик. 3 частЪ:  http://www.stihi.ru/2018/02/12/1128
ГришАнЪка - икОнщик. 4 частЪ:  http://www.stihi.ru/2018/02/12/10588


Рецензии
Очень сильно, Серж!!! И почему всегда так происходит, особенно в истории нашей необъятной? Не понимаю!!! очень сильно Вы написали!

4 глава

После смерти Журавлёва о нём вроде как и забыли. ..
А потом, в богоборческие годы, храм закрыли…
Священника местного посадили в «воронок»
и увезли «без права переписки» в Красный Холокост…
ЭхХх.., вы красно – Иродо – искариотовы утописты!!!
Что полЕзного для человечества от ваших кровАво-чисток??!!!

А это момент - просто супер!!! действительно, что полезного для человечества от этих зверств и чисток было?

С уважением Адам!

Адам Саутиев   12.02.2018 18:57     Заявить о нарушении
БлагоДАРю Адам и не лишь от себя,
а и от многих миллионов невИнно пострадАвших от Красного Холокоста в РоссИи*

Серж Фико   12.02.2018 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.