ГришАнька - икОнщик. 3 частЪ
Встречаются люди,
чьи судьбы с первых шагов выходят за грань
пресловутого «здравого смысла».
ПредУзнанным ещё до рождения к сУдьбам,-
Божьим избранникам и избрАнницам,
щедрой рукой отпущен великой веры в дар Свыше !
Жизнь скатертью расстилается перед нИми,
пред Божьими избрАнниками земнЫми,
не нужно ни пробовать, ни искать,
а только идти, не сворачивая в тОнны пОта и ста жил,
и славить за этот путь Того, Кто его проложил,-
Господа БОГа, Коему с детства ГришАнЪка и служИл !
в Пюхтицком женском монастырЕ, под звОны,
мАтушка Ирина, по послушанию экскурсовОд,
покАзывает в Успенском храме небольшую икОнку
святого Георгия Победоносца на коне,
повергающего нАземь грозного змия вне-извнЕ.
Кто автор??,-
безрУкий и безнОгий живописец – иконщик
Журавлёв ГришАнька !
А теперь усмотрим рядом
сосЕдей или проживАльщиков
с руками и ногами, кто обОлтусничают,
как не имЕющие… голОвушек с(т)рАнных………
2 глава
Земский учитель ТрОицкий
обратил внимание на рисунки мальчика убОгого
и поразился, как точно изображает он увИденное!
Стал учитель Троицкий учить грамоте малОго ГрИшенЪку .
Грамоту мальчик одолел быстро, - ум у него был живой,
хваткий, буквы выписывал ловко, одна к одной.
Когда ГришАнЪка -Журавушка подрос,
у него был самый красивый в деревне пОчерк в рост,-
ему даже поручали переписывать протоколы экзАменов,
что считалось особым знаком доверия и уважения знАчимо!
@@===---; Учителям приСЛУШАТЬся !!!
А уж писем написал будущий художник ,- за всю дерЕвню!
Не просто был грамотный,
а выпИсывал, вырисовывал каждую буковку вЕско !
Зубами,- в лист в*микроскопИруясь глазами!!!
А ещё у него была самая большая библиотека в дерЕвне!
Читать любил мнОгажды с интерЕсом !
Вообще к учёбе, всякой, имел склОнность !!!
(Вот минус-и-МИНУСИщЩще ИТ-замено-мОзгу..!!!)
И в Утёвке не остался, уехал в Самару, поступил в гимнАзию.
Ему было двадцать два гОда,
когда он её окончил и вернулся в родную деревню срАзу,
самообразование продолжал мОщьно:
изучил черчение, анатомию человека за рАзом раз
и, только после этого стал писать иконы на заказ.
Ему охотно заказывали нОво-буржУи, -
не диковинка ли без рук, без ног, а рисУет.
СамАра. КнижОнка:
фотокарточка Григория Журавлёва;
на табурете в элегантном костюме, нога-нА-ногу,
сидит его брат,- Журавлёв Афанасий;
а рядом на культ’яшках,
с пустыми рукавами чёрного до полу пиджакА –
он,- ГришАнЪка – икОнщик с дАром сВЫСОКа!
Лицо: с маленькой бородкой и усами, высокий лоб;
смотрит прямо; от всего облика вЕет СИЛой его!
Чувства жалости к несчастному урОдцу нет и в помИне.
Вдумчивость, волевой характер поДВИЖный
не оставляют места для вздохов и состраДАния.
Говорят, что брат его, Афанасий,
после смерти матери ухаживал за ГригОрием,
возил его на базар, в баню, конечно, в ЦерковЪ мнОго!
3 глава
Без церкви Журавлёв свою жизнь не мЫслил !
Он рисовал, стоя на полу на своих культ’яшках
перед маленьким особым столиком нИзким,
держа кисть в зубах не из’ящно.
Рисовал красками и углём.
Был весёлого нрава с дОбрым огоньком;
шутник, умел выделывать разные «штУки»;
например, брал в зубы пастуший кнут хлёсткий,
размахивался им и с оглушительным свистом хлОпал. ..;
или прихватывал зубами стакан и выпивал лОвко.
А расписывался красиво! ,-
очень своей росписью гордИлся, -
мастерски, виртуозно выводил свою фамилию.
Григорий Журавлёв не сидел без дела хлИпко.
Был он лёгонький, деревенские мужики его по Утёвке носИли.
Принесут его в ЦерковЪ, с крАюшку присАживают,
он сидит и на всех зорко посмАтривает.
В 1885 году в Утёвке началось строительство большого Троицкого хрАма.
Безногий, безрукий мастер берётся расписывать его стены трУдо-упр’мо .
Специально для него соорудили подмОстки,
на которых он и работал без ‘устали виртуОзно!
4 глава
После смерти Журавлёва о нём вроде как и забыли...
А потом, в богоборческие годы, храм закрыли…
Священника местного посадили в «воронок»
и увезли «без права переписки» в Красный Холокост…
ЭхХх.., вы красно – Иродо – искариОтовы утопИсты-аферисты,-
а что полЕзного для человечества от ваших кровАво-"чИсток" ??!!!
А иконы, кому не лень,
при начАлии РСФСР и далее – СССР,
уносили из собора на хозяйские нужды………
Они и горят хорошо – «дрУжно»,
и дыру в заборе залатать ими очень даже можно………….
И контро-бАндить красно-чинУшкам совсем не слОжно……….
Но Господь открыл имя забытого художника-иконопИсца,
открыл чудесным образом России и миру жИво:
один югославский искусствовед Здравко КайманОвич
в 1963 году в сербском селении Пурачиц обнаружил необычную икОну:
святые равноапОстольные Кирилл и МефОдий
во весь рост, в руках свИтки.
Работа удивительно тонкая, особо тщАтельная.
Сначала Здравко подумал бЫло,
что это труд иконописца с академическим образовАнием,
но прочитал подпись на обороте и АХнул:
«Сию икону писал зубами крестьянин
Григорий Журавлев
села Утёвка Самарской губернии, безрукий и безногий, года 1885, 2 июля».
Югославский искусствовед обратился с запросом
в РоссИю и вскоре получил ответ из Государственного архива,
подтверждАющи авторство Журавлёва ГрИши.
Как попала икона в далёкую Сербию, удивляться не приХОДится.
Работы Григория
увозились в разные концы и покупАлись охОтно.
5 глава.
...Местный батюшка Анатолий Копач
находит в большой связке ключей ключ от хрАма
и мы входим с ним в притихшей церкви прохлАду.
Иконы Григория Журавлева справа от Царских врат.
«Спаситель»,- крОтко сложенные на груди руки, в аккурАт
длинные волосы по плечам, опущенные долу глазА.
Во всём облике Спасителя - тишина и смирЕние.
Эти тишина и смирение «кричат» с иконы всё врЕмя
и..,- о нашем несмирении и нашей нетишинЕ.
Икона дышит, молиться перед ней легко, плакать радостно.
Какой талант надо иметь от Господа,
чтобы создать душевную грАцию ?
И забывается, что написал икону калЕка.
Слово «калека» не принимается сЕрдцем,
оно кажется рядом с этой икОной
инородным, бранным, грубым, сОным…
Не калека, а мастер.
А вот ещё одна икона - «Спаситель Благословляющий»,
с десницей благословляющей,
в расшитых одеждах, с глазАми,
в кОих неземнЫе печАли.
Смотреть в эти глазА –
значит каяться и молить о прощЕнии.
Хотя они совсем не обличают, они скорбят жжЕнием
и жалеют, и тревОжатся.
Нет, нет, написать такое невозмОжно.
И опять вспоминаю - зубами ГришАнЪка журАвлил икОны !!!
6 глава
Отец Анатолий стоИт в сторОнке,
ему понятны минуты встречи с журавлёвскими икОнами.
РасскАзывает батюшка открЫто,
что после открытия храма собирали иконы с миру по нитке.
Какая-то старушка принесла икону «Господь Саваоф»,
ничего не сказала, оставила в храме, и всё…
Из села Мало-Малышевка прибыли три икОны –
«Жены-мироносицы», «Крещение Господне», «Воскресение ХристОво».
А икону «Спаситель Благословл’яющий »
подарила храму Мария ПестимЕнина не-кресть’янка,
а попечителя храма правнучка.
Но иконы — это ещё не всё наследие Журавлёва.
В Троицком соборе стараниями отца АнатОлия
удалось сохранить несколько расписанных Григорием фрЕсок.
Их трудно разглядеть, но всматриваться с интерЕсно
до боли в глазах в настенную роспись, и вИдим рУку,
поднятую над ковчежцем,- целитель Пантелеймон в дУхе!,
такой знакомый всем во Православии,
о чём Хорошо бы знали и помнили в любом хрАме.
А вот ещё одна настенная роспись,-
Епископ Черниговский ФеодОсий.
А вот ещё одна — святой Симеон ВерхотУрский.
Лики святых смотрят со стен Троицкого собора грУстно,
напоминая о человеке,
который оставил нам не только удивительные фрески и иконы,
но ещё и препоДАЛ на собственном примере науку жить с БОГом!
7 глава
Как жить?
Конечно, с Господом в сЕрдце.
Иная жизнь не оставила бы после себя Архи-‘яркости слЕда.
Удивительно: человек пришёл в мир уродцем.
Первое осмысленное понимание этого породить мОжет
в душе естественный «почему я..??» рОпот-РОПот…
Зависть к здорОвым, злобу к благополУчным,
тоску о завтрашнем дне не лучшим и ЛУЧшим.
А он выползает на культях на Божий свет
из сумрака крестьянской избы с мИром тет-а тет,
берёт в зубы прУтик... РисУет - рисуУует!!
Он славит Господа каждым своим новым рисУнком,
каждой иконой, каждой фрЕской.
И купол Троицкого храма расписывал он веско !
Иконы ГришАньки, - будто нерукотвОрные.
Говорят, рукотворно всё, что человеком сОздано.
А, оказывается, нет,- Господь по особой мИлости
посылает верным чадам Своим дар нерукотворной жИмолости.
ГришАньке Журавлёву этот талант был послан с избытком.
Конечно, имя его вышло за пределы Утёвки быстро.
В 1892 году в Самаре был освящён храм Христа СпасИтеля.
Иконы для его иконостаса были заказаны в Петербурге,
в мастерской Сидорского - попечИтеля .
Все, кроме одной,- икону покровителя СамАры,
святителя АлексИя – 1го, МитрополИта Московского,
губернатор заказал ГригОрию.
И он эту икону написал архи-пОтно.
К сожалению, сообщение об этом осталось только
в небольшой книге, посвящённой созданию храма.
Но самого храма уже нет.., - истОрии капрИзная дама-дрАма,-
взорвали красно-холокосто-геноцИдные богоборческие годы,
наверное, вместе с иконостАсом. ..КрАсные урОды..!!!
8 глава
Не только в Самаре почитали иконописца-самоУчку.
Сам царь не обошёл своим вниманием ГригОрия.
Да, да, было в жизни Журавлёва событие и такое.
Слух о необычном мастере дошёл и до царствующего дома.
Император Николай АлексАндрович
пригласил его к себе во дворец и заказал ему по-цАрски
групповой портрет царской семьи слАвный.
Целый год жил художник в Петербурге и работал над портрЕтом.
Журавлёв Государю угодил живописным свЕтом.
25 рублей зОлотом
ежемесячно назначил он пожизненную пенсию художнику.
Но и это ещё не всё.
Самарскому губернатору было приказано выдать
Журавлёву «инохОдца с зимним и летним вЫездом».
То-то радость для утёвских мужиков кресть’янских,-
‘ездили они тем выездом на рыбалку и в баню.
В иконной лавке Троицкого собора
я очень хотела купить открыточки — иконки Григория Журавлёва.
Но отец Анатолий только руками развёл:
- Нет их. Не в продаже нет, а вообще. Ноль..!!
Какая жАлость!
Каждый паломник купил бы с рАдостью,
подарил бы родным и знакомым .
Но тираж стоит больших денег «буржУе-гОнору»..,
а отец Анатолий еле успевает латать дЫры.
С Божьей помощью сделал вокруг церкви забОрчик,
поставил крест на могиле Журавлёва.
9 глава
- А едут к вам, бАтюшка?
- Приезжают всё больше свои, самАрские;
далеко, глубИнка и молодые и стАренькие ...
Как жаль, что эти иконы, эти фрески видят так мало людей.
СокрушАешься об этом в Утёвке изо-дня-в-день,
Перед икОнами, писанными безруким худОжником,
очищается душа и даруются слёзы благодАти.
К ним должны ехать, их должны видеть люди БОГа рАди,
стоять перед ними и молиться ХристА рАди.
Иконы утёвского мастера хранятся и в СамАре.
В Петропавловской церкви — икона святого князя
Александра Невского, в музее Самарской епАрхии
-«Млекопитательница», «Смоленская» в святой узорец,
в художественном музее - «Николай Чудотворец».
Но всё-таки родина Журавлёва - это особо.
Пройтись по земле, постоять у дОма,
в котором иконописец жил, войти в храм
и помолиться среди его икон и фресок душЕ в лад, –
это нельзя сравнить ни с чем,- сестра и брат.
Мы ещё постояли на могилке
Григория Журавлева перед обратной дорОгой.
Пошёл дождь, мелкий, незлобный, тёплый.
Отец Анатолий отслужил панихИду.
Стояли долго. Уезжать не хотелось .
И вот в последний раз прикладываясь к металлическому кресту,
благословение у отца Анатолия.
Обратная дорога в Самару.
Там тоже есть иконы Журавлёва ГришАньки.
Жду с ними встречи.
Ждём и с ГришАнЪкой – икОнщиком встречи.
((((((((((((((((( ^^*^^ ))))))))))))))))))
БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ*
*ДНР – НовоРОСсия*
П\с – 1:
ГришАнЪка - икОнщик. 1 частЪ: http://www.stihi.ru/2018/01/07/11526
ГришАнЪка - икОнщик. 2 частЪ: http://stihi.ru/2018/01/08/10812
ГришАнЪка - икОнщик. 3 частЪ: http://www.stihi.ru/2018/02/12/1128
ГришАнЪка - икОнщик. 4 частЪ: http://www.stihi.ru/2018/02/12/10588
Свидетельство о публикации №118021201128
4 глава
После смерти Журавлёва о нём вроде как и забыли. ..
А потом, в богоборческие годы, храм закрыли…
Священника местного посадили в «воронок»
и увезли «без права переписки» в Красный Холокост…
ЭхХх.., вы красно – Иродо – искариотовы утописты!!!
Что полЕзного для человечества от ваших кровАво-чисток??!!!
А это момент - просто супер!!! действительно, что полезного для человечества от этих зверств и чисток было?
С уважением Адам!
Адам Саутиев 12.02.2018 18:57 Заявить о нарушении
а и от многих миллионов невИнно пострадАвших от Красного Холокоста в РоссИи*
Серж Фико 12.02.2018 19:06 Заявить о нарушении