черный и белый джаз

Хоть джаз и «музыка темнокожих», разумеется, там можно было встретить и белых. Относились к ним двояко. С одной стороны, основоположникам джаза нравилось, что их творчество интересует белых музыкантов. С другой – белый в среде джаза заранее обречен на косые взгляды. И не только со стороны темнокожих, рассматривавших этот интерес как вторжение в их культуру, но и среди других белых, полагавших, что джаз – это музыка другой расы.

Волну недовольства темнокожих  подстегивало то, что белые музыканты были более востребованы и коммерчески успешны.

Джаз, конечно, музыка темнокожих, но нельзя не сказать, что белые музыканты воспринимали его иначе. Многие, кстати, не знали, что играют негритянскую музыку. Иные же знали и безуспешно пытались копировать манеру темнокожих музыкантов.

В XX веке в США осознали то, что повлияло и на музыку в целом и на джаз в частности, а именно: искусство может стать источником дохода. Кто знает, может, при ином раскладе белых джазменов было бы намного меньше. Осваивая джаз, американцы не только приобщались к новой культуре, но и получали возможность хорошо заработать на этом. Естественно, это не могло не сказаться на финансовом положении темнокожих после Первой Мировой Войны.

Белые джазмены – это отдельная субкультура, в которой действовали свои правила, были в ходу свои приемы. И у них было иное восприятие джаза. Среди темнокожих джазмен сразу становился чем-то недосягаемым. Белый же музыкант – это изгой, близкие этих людей были вовсе не в восторге от того, что ребенок увлекается недостойной музыкой.

Отверженность объединяла молодых белых джазменов, то и дело образовывались коллективы, они довольно успешно выступали в кабаре в 20-х годах.

Отличия белого джаза

От музыки темнокожих джаз белых отличался в первую очередь подбором песен. Он был более танцевальным и включал в себя хиты. А темнокожие исполняли прославившие впоследствии джаз песни. Белые практически не играли блюзовые мелодии, и вовсе не потому, что они не годились для танцполов. Дело в том, что они не могли их освоить, хотя выучивали теорию. Что до темнокожих музыкантов, то в большинстве случаев они понятия не имели о теоретической составляющей, но исполняли блюзы бесподобно.

Белые джазмены были учениками на поприще джаза, который темнокожие знали от рождения. Оттого им недоставало формы, уверенности в себе, что делало их музыку несколько хаотичной. И они пытались компенсировать этот пробел своими знаниями.

Несмотря на это, стоит отметить, что темнокожих подстегнуло наличие белых музыкантов. Они все же принялись работать над своим мастерством и стали экспериментировать с аранжировкой.

И, естественно, нельзя не сказать, что именно белые сделали джаз одним из основных элементов американской культуры. Очарованные магией джаза музыканты впоследствии сделали его популярным и престижным. Но это уже совсем другая история…

                ***

                белый и черный
                джазмен
                надолго и насовсем
                входят они во вкус
                невольники вечных уз...
               
               


Рецензии