Напрасно я бегу к сионским высотам
Чем далее уходит время, тем ярче вырисовывается облик поэта, имя которого Александр Сергеевич Пушкин. Кажется, всё читано и перечитано, и строчки на слуху, а возьмёшь книгу в руки - и всё иначе, по-новому видится. Образы становятся ближе, чётче, понятнее. А иногда за ними таится настоящее открытие.Так случилось с Каменноостровским циклом – стихами, написанными поэтом в лето 1836 года на Каменноостровской даче. Пушкин приехал на дачу из Москвы, где он провёл почти три недели. Жизнь как будто снова улыбнулась ему – московские встречи с родными, со старыми друзьями, договор о распространении его журнала, знакомство с описями документов для «Истории Петра» словно вдохнули живительную силу, и он обрёл покинувшее его состояние духа и почувствовал близость вдохновения. Тяжелая зима, когда поэт особенно ощутил сгустившуюся атмосферу всеобщей травли: три февральских дуэльных инцидента, смерть и похороны матери, огромные долги – всё это вызвало невыносимую усталость и депрессию. И вот – проблеск, что-то уладилось, сложилось, поверилось в удачу. Семья была в сборе, родился четвёртый ребёнок – дочка Наталья. И Муза, его Муза вернулась к поэту. Он был окрылён надеждами. Лето было ненастным, сырым, как в октябре, а Пушкин радовался – он мог работать почти не покидая кабинет. Завершена «Капитанская дочка», написана масса статей для третьего тома « Современника»…Каждая минута отдана вдохновению, потому что там, глубоко внутри. он знает – у него мало времени, у него его практически нет, круг замкнулся и разорвать его может только Провидение. Но оно и так сделало для него слишком много, открыв ему тайну владения Словом и одарив величайшим даром Пророка.А пророкам никогда не было легко на свете. И Пушкин очень хорошо это понимал. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли. Исполнись волею моей. И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Он исполнил эту волю с лихвой, приняв на себя все тяготы, выпавшие на его долю, пройдя нелёгкие испытания талантом и честью, отдавая назначенной ему работе свои, казалось бы неуёмные силы. Но они иссякали. Подступало время осмысления собственного пути, исповеди, в которой он нуждался – достойно ли прожил жизнь, тем ли путём шёл и верно ли использовал свой дар…Так рождаются строки:
Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
Мне думается, что эти строки имеют глубокий подтекст. Под сионскими высотами понимается высота иная, высшая, та, где человек свободен и чист, и близок к Всевышнему. Поэт, которого с детства старались оторвать от Бога, воспитывая в духе его отрицания, протаскивая сквозь железные клещи масонства, пытаясь воспитать атеиста-революционера, сумел пройти и через это испытание, доказав свою неоспоримую любовь к родному отечеству. Сионские высоты - место Бога, и там , в его обители –покой, в коем можно чувствовать себя защищённым, не надо бороться, а быть собой. Но почему « напрасно»? Отчего это утверждение? От огромного чувства ответственности, понимания того, что на этих высотах надо быть честным и чистым – а всё ли ты делал правильно, нет ли за тобой того самого греха. Он в пути – «оленя бег пахучий», но добраться невозможно - «голодный лев следит».Силы неравные – усталый, измотанный олень и голодный лев, готовый на всё, чтобы схватить долгожданную добычу. Пройдёт совсем немного времени и «олень» падёт, разорванный страшными «львиными» клыками. Поэт предчувствует это, хотя надеется отдалить развязку. Он успевает сделать главное - подобно блудному сыну вернуться в дом Отца своего, обращаясь к молитве преподобного Ефрема Сирина, которая особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Великого поста. Он пишет:
Отцы- пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлететь во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всё чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой.
И далее – перекладывает слова молитвы на поэтический язык:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей,
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Почему же именно эта молитва Пушкину милее других? Великого поэта и великого молитвенника Ефрема Сирина, учителя покаяния, роднит то, что в ранней молодости у них обоих было много безудержного и бурного. « В молодые годы был я злоязычен,- вспоминал преподобный о себе,- бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям». В юности преподобный чудом спасается от очень серьёзного, несправедливого обвинения, и это сыграло решающее действие на перемену всей его жизни. За свои великие подвиги и великую глубину покаяния он получает от Бога различные дары. Один из них – дар необыкновенной премудрости и учительства. К нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на душу, потому что он начинал их с обличения себя. « В огненной купели покаяния,-писал преподобный,- сам себя переплавляешь, ты, грешник, сам себя воскрешаешь из мёртвых». Близко поэту было и другое – просьба оградить человека, уберечь от четырёх самых страшных духов зла: праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Каждый из них – путь к уничтожению личности и того совершенства, ради которого и сотворено человеческое существо. Праздность - не просто один из грехов, а корень всех грехов, потому как плод ее – уныние, величайшая опасность для души, ибо попавший в плен уныния видит всё в черном свете, где всё берётся под сомнение и отрицается. Уныние – самоубийство души, и находящийся в этой тьме не способен видеть свет и стремиться к нему. Третий грех – любоначалие. Поэт усиливает этот грех - «любоначалия, змеи сокрытой сей». Любоначалие – это любовь к власти, желание – возвысить себя над другими, управлять, командовать, подчинять, унижать, насмехаться… Сколько можно найти ещё слов, чтобы понять: любоначалие - страшнейший демон хитрости, лжи, разрушения. Власть делит людей на сословия, на нужных и ненужных, хороших и плохих, угодных и неугодных. Кто, как не поэт знал об этом по своему горькому опыту. Не случайно потому и появляется стихотворение « Не дорого ценю я громкие права» ( из Пиндемонти»):
Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
И далее:
Для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.
Власть – унижение других в попытке сломать, уничтожить живущий в человеке свободный Дух, что, к сожалению, так часто ей удаётся. О любоначалии и стихотворение «Мирская власть», написанное полуторами месяцами раньше Великопостной молитвы. Стихотворение построено на контрасте власти божественной и власти людей, осмелившихся судить Христа. Людская власть – жестока, агрессивна и безжалостна. Божественная – милосердна. Принять милосердие власть не в силах, потому что властвует она от своей слабости. Отсюда – ненависть, террор…Истинная сила – Любовь, но власть всеми средствами убивает её. И неостановима эта извечная борьба, в которой гибнут миллионы людей.
Празднословие – четвёртый грех духа зла. И это особенно важно, ибо высший дар- дар Слова – дал Бог человеку. Для чего? Для Созидания, Творения. Владение Словом - как владение волшебным средством. Оно способно или излечить, или умертвить, поднять на высоту или бросить в бездну. Уже давно доказано - слово материально. «Доброе слово –лечит, недоброе - калечит» , «худое слово – страшнее пистолета». Какая же мера ответственности должна быть в каждом из нас, когда мы готовы произнести то или иное слово!!! Дед мой Константин Михалыч, помню выговаривал моей тёте: «Добро и зло на языке живут. Вдруг с твоим упрёком к человеку хворь привяжется?». Вот ведь как…Пушкин, как никто другой владел тайной и силой слова, но понимал, что и ему не удалось избежать греха празднословия, ибо «глаголом жечь сердца людей»– значит очищать их души, вести их к свету, поднимая на ту горнюю высоту, с которой они когда-то спустились. Не всегда это получалось, хотя он сделал для этого более, чем кто другой, используя свой божественный дар.
Движение от Бога похоже на скольжение с горы - легко спускаться. Но движение назад, к Богу – это всё время путь в гору, по ухабам, через глыбы нагромождения наших деяний, поступков. Поэтому первая часть этой молитвы – крик из глубины души о своей беспомощности. И мольба о том, что так необходимо на этом пути.
Четыре добродетели, которые как ангелы на крылах своих поднимают на вершину:
дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи
Четыре составляющих Жизнетворения. Целомудрие, от слова – цельный, целостный, полный, находящийся в равновесии, а значит в гармонии. Отсюда – смирение и терпение, то есть принятие полноты жизни без суждения и оценок, и наконец – любовь. Без любви нет жизни. Можно выжить на малом количестве любви, но не жить. Наполненный любовью человек - светел, от него исходит тепло, его окружает защитная сила. И потому
Великопостная молитва для поэта – словно прикосновение к материнской груди Благодати.
Она его «падшего», то есть уставшего и обессиленного, « крепит неведомою силой». Принимая эту молитву, как формулу праведной жизни, он просит:. «Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья», то есть видеть их, понимать и исправлять. Они настолько велики? Пушкин был человеком не только просвещённым, но и Посвящённым, и мне думается, здесь просьба не только о прощении тех ошибок, которые он совершил, но и будущих, которые может совершить, и он просит уберечь его от них. Покаяние его глубоко искренне и высоко ответственно.
Последние стихи, написанные Пушкиным летом 1836 года, по мнению литературоведа В.П. Старка составляют тематический цикл «Страстная неделя». Пушкин как бы заново переживает предпасхальные дни, и словно сам проходит весь путь на Голгофу, осмысливая воскресение Христа. В завершение этого пути он пишет пророческое стихотворение – завещание.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа…
В этом стихотворении, как на Судном дне - отчёт перед собой и перед Создателем о выполнении своей миссии на земле, о том труде, который поэт вершил во благо Слова. Всё – суета сует: власть, слава, почести, всё – тщета и потому:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца.
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Здесь сошлись те самые четыре добродетели, которые есть движущая сила человека – целомудрие, смирение, терпение и любовь. Именно они дают возможность человеку не только приблизиться к Сионским высотам, но и подняться на их вершину.
10 февраля отмечается день памяти преподобного Ефрема Сирина. На Руси он пользовался особой любовью. Его называли «запечником» и « сверчковым заступником», покровителем домового. А его учение о покаянии переделали в поговорку – « не согрешишь - не покаешься, не покаешься- не спасёшься».
10 февраля – и день памяти великого русского поэта Александра Пушкина. Ничто на свете не случайно. Дерзну предположить, что двух эти людей в человеческой, и не только, истории связывает слишком много, и вполне возможно, что дух преподобного через полторы тысячи лет воплотился в великого поэта – Пушкина. Преподобный, хотя и носил сан дъякона, который его заставили принять, не был священником, а был музыкантом, писателем и поэтом, а более всего – молитвенником за мир. Это была пламенная душа, огненный человек, горячий проповедник, который и сам умел каяться и других заряжал истинным покаянным чувством. Ему, как и Пушкину, Бог даровал самый величайший дар – дар Слова. И потому никакая другая молитва не стала поэту ближе той, которую сотворил преподобный Ефрем Сирин:
Господи и Владыко живота моего!
Дух праздности, уныния, любоначалия
и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия,
терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя
прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословенен еси во веки веков.
Аминь.
Прикоснувшись в очередной раз к поэзии великого русского поэта, мне удалось открыть для себя ещё одно имя – величайшего подвижника человечества Ефрема Сирина. Отныне два этих имени связаны для меня в единое целое.
С любовью и благодарностью.
Свидетельство о публикации №118020911496