2. особенности джазовой культуры

Становление джаза бурно воспринималось теоретиками и исследователями, считающими, что высоким достоинствам джаза вредят интеллигентность и цивилизованность. Его называли с оттенком похвалы и «примитивом», и «варварским», хотя в действительности джаз создавался, главным образом, негритянским народом в условиях рабской жизни. Еще одним заблуждением была теория о том, что высокий уровень инструментальной техники или искусство написания музыки вредны для настоящего джаза. Также было принято считать джаз «завершенным прорывом» среди всей предыдущей, или, точнее, всей западной музыки.

Среди исследователей джаза распространена точка зрения, что от джаза к африканской музыке прочерчивается след. Многие из тех, кто наслушался записей африканских барабанов и песнопений, видят в них сходство с джазом и выстраивают различные теории, не замечая разницы. Так можно сказать, что и европейская музыка ведет назад к грегорианским хоралам, которые, в свою очередь, корнями уходят в азиатскую, греческую и древнееврейскую музыку.

«Джаз - не африканская музыка», и это может сказать любой, кому знакомы «Joe Turner Blues» Джонни Додса, «Knocking a Jug» Луи Армстронга или «High Society» Кида Ори, и как эти пьесы соотносятся с африканскими барабанами или негритянскими вокальными представлениями?

Термин «афро-американский» - особенно популярен среди джазовых теоретиков. Использовать такой гибридный термин, значит подразумевать, что существуют две Америки. Помимо афро-американцев есть англо-американцы, ирландские-, еврейские-, итальянские-американцы и еще другие. В джазовой музыке соединяются элементы, заимствованные из других культур: европейские гимны, французские народные песни, испанские песни и танцы, горские песни и танцы. И в результате объединения - родилось новое, свежее музыкальное искусство, отражающее эмоциональную, социальную жизнь, печали и гнев народа, переселенного на американский континент в качестве рабов. После отмены рабства негры были ограничены в получении основных профессий, в образовании, свободе передвижений и гражданских правах, «заработав» низкую оплату труда и переселение в гетто. В процессе борьбы за свободу создавалась история, традиции и культура народа. Музыка, созданная негритянским народом (спиричуэлсы, блюзы и джаз) широко распространилась как самобытная. Теория о том, что джаз - «примитивная» музыка, столь распространенная в 40-х годах, сегодня не может быть принята не только слушателями, но и музыкантами. Слово «примитивный» в большинстве случаев неверно трактуется исследователями как синоним первобытного общества. Первобытный человек был созидателем в силу обстоятельств, благодаря чему мы получили основы языкового общения, зачатки музыкальных и художественных коммуникаций, первые орудия труда [140, р. 16].

Необычны и некоторые произведения 20-х годов, например, «История солдата» И. Стравинского, написанная в годы войны. В этом произведении, как и в других, послевоенных, проявляется сознательная настойчивость добиться «примитивного» сходства с африканскими барабанами. В итоге, композитору удается быть ближе к «биту» первоисточника, чем это делается в джазе [140, р. 16].

Теория «подсознательности» - еще один постулат, вводящий в заблуждение. Джаз не является продуктом лишь одного ума. «Джаз - произрастание эмоций в музыкальном путешествии осознанного умения, вкуса, артистизма и интеллекта. Однако джаз нельзя называть и чистой импровизацией, только потому, что в ряде исключений он создавался музыкантами, которые не могли читать нот. Процесс импровизации - основной в джазе и не так разительно отличается от процессов, которые идут в сознании композитора. Написание музыки имеет важное место в истории джаза, в становлении джазовых музыкантов, раскрытии их творческих способностей. Достижение высокого мастерства в этом искусстве сегодня значительно прогрессирует».

Джаз на протяжении своей истории постоянно изменяется. И в каждый период развития он продолжает оставаться выдающейся музыкой. Когда на пути творца джаза появлялись новые жизненные проблемы и препятствия, то это вызывало и изменения в музыке. Но процесс развития, изменения, исследования новых материалов и эмоций есть основа не только джаза, но и всей существующей музыки.

«Находясь под прессом множества запретов и ограничений, негритянский народ сумел создать искусство, которое, прежде всего, было отвлечением от тягот жизни, искусством «для себя». Неожиданно это искусство оказалось готовым развлечением и «для всех». Народ создал музыку феноменальной необычности и красоты. Этой музыкой стали восхищаться многие люди в мире». Джаз следует считать большим вкладом в мировое культурное наследие.

Одной из особенностей джаза является его необычное звучание. Негритянская музыка XIX столетия была незрелой. Негритянского музыканта, создателя замечательных американских форм музыки, почти всегда заброшенного и одинокого, не придававшего много значения обвинениям, сыпавшимся на его голову, называли распутным «гением его расы». После Гражданской войны, новые инструменты были приспособлены к новому качеству музыки. Инструменты из армии конфедератов: трубы, корнеты, тромбоны, кларнеты, тубы, контрабасы, банджо (позже гитара), барабаны появились в уличных оркестрах. Фортепиано стали использовать в варьете благодаря ритмически-ударному свойству этого инструмента. Появилась общая музыка для танцев и парадов, в которой каждый инструмент имел свой «голос», но все они вместе переплетались мелодическими линиями и позже это стали называть «новоорлеанской музыкой"

                ***

                отдушина от стресса
                уход из рабской доли
                хотя бы на мгновенье
                джаз это  символ воли...
               
               

                продолжение следует


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.