надгробие музыканту Скотту Джоплину через 57 лет..

Афроамериканский композитор и пианист, автор 44 регтаймов, наиболее известный из которых — «Артист эстрады». Считается крупнейшим автором рэгтаймов, однако признание получил лишь после смерти. При жизни его музыка воспринималась афроамериканской общиной как «слишком белая», а белыми — напротив, как «слишком чёрная», не отвечавшая классическим канонам. Интерес к творчеству Джоплина возродился в 1970-х годах. В 1977 году о нём был снят биографический фильм «Скотт Джоплин», главную роль в котором сыграл Билли Ди Уильямс.

Предполагается, что Скотт Джоплин родился 24 ноября 1868 года в пригороде Тексарканы, штат Техас. Он был вторым из шести детей в семье Джайлза Джоплина из Северной Каролины (родился около 1842 года) и Флоренс Гивенс из Кентукки (родилась около 1841 года). Старшего брата Скотта звали Монро, а двух младших — Роберт и Уилл, также в семье были две дочери.
фотография Скотт Джоплин
Джоплины долгое время переезжали с места на место в поисках лучших условий для жизни. Побывав в Линдене, а затем в Джефферсоне, семья в конечном итоге обосновалась в Тексаркане, где отец трудился в железнодорожной компании, а мать работала уборщицей.
 
С самого детства Скотт проявлял способности к музыке, что было замечено соседом по дому, чернокожим музыкантом Дж. К. Джонсоном, который согласился научить мальчика нотной грамоте и игре на музыкальных инструментах. Уже в семилетнем возрасте Скотт хорошо играл на фортепиано. К 11 годам он научился с лёгкостью исполнять сложные произведения.
В 1880 году Джайлз Джоплин ушёл из семьи к другой женщине, оставив детей на попечение матери. Биограф Сюзан Кёртис в своей книге «Dictionary of Missouri Biography» придерживается мнения, что возможной причиной расставания родителей Джоплина мог стать тот факт, что Флоренс, которая любила петь и играть на банджо, поддерживала творческие начинания сына. Отец же настаивал на том, чтобы Скотт получал рабочую профессию, которая была бы стабильна и гарантировала хлеб в доме. При этом Джайлз сам когда-то занимался музыкой и играл на скрипке в былые годы рабовладельческого строя.

Джайлз продолжал поддерживать отношения с Флоренс, но никогда больше не жил вместе с бывшей женой и детьми. Финансовое положение матери семейства было отчаянным, ей и детям пришлось спешно переехать в более дешёвый дом, сама она нанялась работницей в дом к зажиточным белым людям. Тем не менее дети продолжали получать образование, а Скотт — и уроки музыки. Старший сын Монро к тому времени уже был достаточно взрослым и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно.
Юный Скотт рос серьёзным и амбициозным мальчиком. Во время учёбы в школе одним из его преподавателей был Джулиус Вайс, профессор музыки, иммигрант из Германии. Вайс был поражён талантом Скотта Джоплина и, понимая отчаянное положение его семьи, занимался с ним бесплатно. В период с 1878 по 1883 год учитель прививал Скотту любовь к народной музыке, классическим произведениям и опере. Вайс помогал оценивать музыку и как развлечение, и как искусство, кроме того он помог семье приобрести подержанное фортепиано. Согласно воспоминаниям жены Скотта Джоплина, он никогда не забывал своего первого учителя, и позднее, будучи уже признанным композитором, оказывал Вайсу финансовую помощь. Вайс оказал большое влияние на Джоплина, как композитора. По словам Сюзан Кёртис, «образованный учитель сумел приоткрыть для юного Джоплина дверь в мир музыки, о которой тот и не подозревал».
Реклама:
 
В возрасте 16 лет Джоплин дебютировал в квартете The Texas Medley Quartette, который также включал его брата Уилла и ещё двух парней из Тексарканы. Их первое выступление состоялось в городке Кларксвилле и имело огромный успех. Тогда же Скотт начал учиться играть на мандолине и гитаре.

Жизнь на юге. Чикаго

Успев проявить себя во многих местных музыкальных событиях, в конце 1880-х годов Скотт бросил идею стать железнодорожным рабочим, и решил зарабатывать на жизнь в качестве гастролирующего музыканта. Отчасти это решение было связано со смертью матери в 1882 году. Об этом периоде его жизни известно мало. В июле 1891 года он числился одним из членов ансамбля «Менестрели Тексарканы» (англ. Texarkana Minstrels). Коллектив принимал участие в концерте, полученные средства от которого должны были пойти на установку памятника Джефферсону Дэвису. Возможностей чернокожему пианисту заявить о себе было мало. По большей части, такие музыканты играли в церквях и борделях. По данным некоторых исследователей, в то время Скотт Джоплин именно в таких заведениях Сент-Луиса и играл.
На Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, Скотт Джоплин собрал свой первый полноценный бенд, который исполнял музыку на корнетах. Чикагскую выставку в том году посетило более 27 миллионов человек, что в немалой степени отразилось на всей американской культуре и, в частности, способствовало популяризации регтайма. К 1897 году этот музыкальный жанр был настолько распространён, что тогдашние издания описывали его как «зов дикой природы; музыка, которая взволновала и ускорила ритм жизни людей, выросших в городе».
Жизнь в Седалии, Миссури
После выставки, в 1894 году, Скотт Джоплин приехал в город Седалия, округ Петтис, штат Миссури. Первое время ему пришлось жить с семьёй Маршаллов. Артур Маршалл, в то время 13-летний мальчик, стал впоследствии учеником Джоплина и композитором регтаймов.
В Седалии Скотт Джоплин работал музыкальным репетитором, его учениками были ставшие в дальнейшем признанными композиторами Бран Кемпбэлл и Скотт Хэйден. По некоторым данным, Джоплин посещал колледж имени Джорджа Р. Смита, где мог изучать композицию. Однако биограф Эдвард Берлин пишет о том, что архивные записи колледжа сгорели в пожаре 1925 года, и нет никаких данных, свидетельствующих о том, что Джоплин действительно проходил там обучение. Кроме того, сомнителен тот факт, что маленький колледж для афроамериканцев мог предоставить курс музыкальных лекций.
Почти 10 лет Скотт Джоплин не имел постоянного места жительства. Он зарабатывал на жизнь выступлениями по всей округе и постоянно переезжал с места на место. Известно, что он играл в таких заведениях, как «Блэк 400» (англ. Black 400) и «Клуб кленового листа» (англ. Maple Leaf Club), сольно и в качестве лидера секстета, исполнявшего танцевальную музыку. Небольшой концертный тур с The Texas Medley Quartette дал возможность Джоплину накопить достаточно денег, чтобы издать в 1895 году свои первые сочинения: песни «Пожалуйста, скажи, ты будешь» (англ. Please Say You Will) и «Её портрет» (англ. A Picture of Her Face). В 1896 поездка в Темпл, штат Техас, дала возможность выпустить ноты ещё нескольких композиций, включая «Crush Collision March». Этот марш приурочен к событию, свидетелем которого Джоплин вполне мог быть — инсценировке столкновения поездов в вымышленном городе Краш 15 сентября.
Первый полноценный регтайм «Original Rags» был издан Джоплином в 1897 году. Композиция «Регтайм кленового листа» (англ. «Maple Leaf Rag») была опубликована в 1899 году, хотя есть сведения, что композиция была известна до этого. 10 августа 1899 года Джоплин подписал контракт с Джоном Стиллвеллом Старком, продавцом музыкальных инструментов, который позже стал его главным издателем. В контракте прописано, что Джоплину полагался один процент авторских отчислений с продажи «Регтайма кленового листа» по минимальной цене в 25 центов. В том же году Скотт Джоплин женился на Белль, свояченице Скотта Хэйдена.
Некоторые биографы Джоплина сходятся на том, что «Регтайм кленового листа» являлся выдающейся для своего времени композицией. По одной из версий Джоплин стал первым композитором, продавшим миллион бумажных копий регтайма. Руди Блеш писал, что за первые 6 месяцев было распродано 75 тысяч копий и композиция стала первым инструментальным хитом Америки. Эдвард Берлин, напротив, считает, что изначально выпущенные 400 копий расходились в течение целого года и никакого дохода автору поначалу не приносили. Тем не менее «Регтайм кленового листа» стал своеобразным музыкальным столпом, на который равнялись все последующие композиторы этого жанра.
После переезда в начале 1900 года в Сент-Луис у Скотта и Белль родилась дочь. Ребёнок, однако, скончался спустя несколько месяцев. Взаимоотношения с женой усугублялись отсутствием интереса с её стороны к музыке. В конечном итоге пара рассталась и оформила развод. Несмотря на разрыв отношений, композитору удалось в этот период написать одни из своих самых знаменитых композиций: «Артист эстрады» (англ. The Entertainer), «Величественный марш» (англ. March Majestic), «Танец регтайм» (англ. The Ragtime Dance).
В июне 1904 супругой Джоплина стала Фредди Александр из Арканзаса, 19-летняя девушка, которой он посвятил композицию «Хризантема» (англ. The Chrysanthemum). Фредди умерла 10 сентября 1904 года из-за осложнения после простуды. Первой работой Скотта после потери любимой стало сочинение «Бетина», с подзаголовком «Концертный вальс» (англ. Bethena, A Concert Waltz), который критики называют «очаровательным и прекрасным сочинением, по праву входящим в список лучших регтайм-вальсов».
Чуть позже Джоплину удалось собрать команду из 30 музыкантов и создать свою первую регтайм-оперу «Почётный гость». Данных о количестве постановок и отзывах аудитории не сохранилось.

Поздние годы

Переехав в 1907 году в Нью-Йорк, где, как ему казалось, он мог бы найти продюсера для своей новой оперы «Тримониша», Скотт Джоплин познакомился с Лотти Стоукс, на которой женился в 1909 году. В 1911 году, так и не найдя издателя, Джоплин был вынужден сам финансировать постановку «Тримониши» в упрощённом варианте — фортепиано и вокал. В 1915 году, в бесконечных попытках донести свою оперу до зрителя, он организовал выступление в репетиционном зале Гарлема. Публика, избалованная грандиозными европейскими оперными представлениями, холодно восприняла скромное творение Джоплина. Многие из аудитории просто вставали и уходили посреди музыкального номера. После такого провала Джоплин оказался банкротом. По мнению его биографов, он пожертвовал коммерческой составляющей в пользу искусства, но на тот момент эта сторона музыки почти не воспринималась чернокожим населением. «Тримониша» была успешно поставлена в самых именитых театрах США лишь 60 лет спустя.
В 1914 году Скотт и Лотти самостоятельно издали композицию «Притягательный регтайм» (англ. Magnetic Rag). Биограф Вера Лоуренс пишет, что Джоплин уже тогда знал о своей прогрессирующей болезни — сифилисе. Не щадя здоровья, он денно и нощно записывал оркестровые партии для «Тримониши», пока вся опера не была переложена на бумагу.
Смерть
К 1916 году у Джоплина была хроническая стадия сифилиса, а также появились признаки слабоумия. В январе 1917 года его доставили в психиатрическую клинику Манхэттена. Композитор умер 1 апреля 1917 года в результате сифилитической энцефалопатии — деменции. Его похоронили на кладбище для бедняков, где могила оставалась необозначенной в течение 57 лет. Лишь в 1974 году на кладбище Святого Майкла в Восточном Элмхёрсте было установлено надгробие с именем Скотта Джоплина.

                ***

                при жизни ни гу-гу
                обычный музыкант
                а умер, все признали
                а Скотт-то был талант...
 


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →