Стихотворение месяца-60 - Обзор Ланы Юриной

Здравствуйте, уважаемые авторы!
Я заранее приношу всем свои извинения за оценки и комментарии, но не буду при этом просить вас не обижаться – знаю, что все равно обидитесь ;
Когда на мои стихи пишут что-то подобное, что я написала здесь многим авторам – я расстраиваюсь, обижаюсь, думаю «сам дурак» и «кто ты такой, чтобы мне такое говорить».
Чуть больше года назад подобных замечаний у меня было много, и обижалась я долго. Сейчас я обижаюсь в пределах 10 минут, а потом начинаю искать рациональное зерно, смотреть, как у других (признанных авторов или авторов, чьи стихи мне нравятся) – и править, править, править. Теперь мне вроде меньше такое пишут ;
Я могла бы всем поставить 4 и 5, но хочу верить – а вдруг кому-то будет важнее увидеть стих глазами постороннего читателя.
Ну и если что – смело кидайтесь в меня тапками: а вдруг я придралась несправедливо, может у меня день тяжелый был? Тогда будем смотреть вместе…


Стих № – т/х

№1 – 3/2
Техника: некая не согласованность действий (что делали? – слетали, не
разбирал, приобретали, но тут же – что делает? – звенит), не самые
интересные рифмы (задор-простор, суета-красота), не хватило запятых в
сравнительных оборотах (перед «как»), многовато усечений «нье» на
короткий стих.
Художественность: «красота спасет мир» сказали уже давно и до нас ;

№2 – 3/2
Техника: «чуть-чуточку» - прочитать нельзя (чучуточку – у меня иначе не
произносится), неудачное, а кое-где и просто неверное построение фраз
(«он всего лишь туман и безвкусен», «наверху так давно и за нас целиком
расписали» – здесь, например, может исправить ситуацию замена «и» на
«всё»:  «наверху так давно всё за нас целиком расписали»), не самые
звучащие рифмы (раньше-неудачи).
Художественность: о несчастной любви в различных вариациях писал,
наверное, каждый – поэтому, чтобы зацепить, здесь нужно что-то
особенное, может, более образное и менее личное (не до конца еще пережитое)…

№3 – 3/2
Техника: непонятно, зачем здесь задвоение 1-й строки, когда читаешь,
думаешь, что в первый раз это было название, или случайно скопировалось,
начинаешь дальше ждать рифму, а её и нет; не самые интересные рифмы
(беседку-клетку, пьёт-поёт).
Художественность: стих о любви к свободе, или о дружбе/верности, или о
любви к птицам? Если честно, я не уловила и не очень поняла, почему в
итоге птицы падают ниц (а главное, как и перед кем они это делают). Да и
если птица давным-давно приручена, с чего б ей перемен захотелось?
Но согласна с автором– птице лучше на воле.

№4 – 4/4
Техника: сделано вполне мастеровито (кроме «сорок три-жигули» и
«пасть-страсть»)
Художественность:  просто потому, что… просто. Понятно, о чём речь и
почему написан стих, и автору сочувствуешь, но стих именно так и
воспринимается – как выплеск эмоций, и всё. Ну, я сама люблю собак –
поэтому 4.
Кстати, а жигули принадлежали ненавистной блондинке? ; (так считывается)

№5 – 3/3
Техника: простовато, или даже бедновато  (повторы: душистая-душистая, не
интересные рифмы: полосками-березками, ручья-соловья, красное-прекрасное)
Художественность: о родных просторах написано много и… красочней. Здесь
слишком похоже на знаменитых авторов прошлого. Ну и патриотизм (почти
пафос), конечно, приветствуется, но на пользу стиху не пошёл, как мне
кажется.

№6 – 3/2
Техника: не стала считать кол-во слогов по строкам, но, скорее всего,
оно разное  –т.к. читается не очень ровно, с вынужденными паузами, чтобы
выдержать ритм; стыки букв («об быт»), «дороге-девяносто» - рифма?
Художественность: как и заявлено – это рифмованное поздравление, без
каких-либо открытий при прочтении.

№7 – 4/4
Техника: всё ровно, без падений и взлётов; мне кажется, неудачно
использование предлога по-над (по-над пнями – только если предположить,
что пни вытянулись в длинную линию после вырубки леса)
Художественность: начало заманивало и обещало что-то
интересно-воздушно-снежное, а свелось к материальному – старой машине ;

№8 – 5/4
Техника: всё вполне на уровне
Художественность: тема с годами легче не становится… балл снизила за 1-й
катрен – начало слишком в лоб, сразу ясно, что и о чём, тем более, что и
название говорящее (вот дальше есть про «исхудал ты» – само по себе
вызывает эмоции… автор, может, 1-ю строку более вводной сделать?)


№9 – 3/4
Техника: искать ритм и рифмы было интересно (вполне может быть, что я
просто не так всё прочитала, да и вообще я больше склонна к классике –
здесь для меня что-то вроде смеси белого стиха с обычным), и некая
несогласованность присутствует («не вспоминай» – и тут же следом «не
вспоминать»). А рифмы – там, где они есть – хорошие.
Честно сказать, я в раздумьях – ведь читается же, хоть и своеобразно…
Автор, если поясните Вашу задумку, или скажете, чего я не вижу, как
читать надо (особенно в начале, дальше рифмы есть) – добавлю балл.
Художественность: убеждаю себя, что я все поняла (но не факт, что если
бы не было названия, я была бы так же уверена). 4-ку поставила за
интерес и желание поразбираться, да и на контрасте с темами первых
стихов лонга. Но, если лично для меня, то – немного перестарались,
автор, с нарочитой обрывистостью.

№10 – 2/2
Прочитав во второй, а потом и в третий раз, снизила обе оценки на балл –
потому что возникло ощущение, что автор зарифмовал то, что рифмуется, а
вот в то, как это соотносится друг с другом, вникать не стал.
Здесь даже разделить не могу, поэтому сразу по технике/художественности:
читается сходу и легко (правда, сразу заминка возникла на разрыве «чаще
– сосновой»), но как только захотелось вчитаться – стало намного хуже.
Мешанина образов, непроработанных, чтобы быть убедительными: в сосновой
чаще пожарная борозда? Инверсии: «в чашах бродит цветов»; «в тень грибов
лукошко» - в тень от грибов лукошко поставил, или в тень поставил грибов
лукошко? Далее: «из зорек» - стык «з» плохо произносится;  «с нечётных
лепестков» - почему нечётных, что случилось с чётными лепестками?
«ласкает теплый ветер травы, стрекоз, кузнечиков и птиц» – равноценный
ряд объектов? «передохну…. в кругу ромашек, как девиц» - с девицами,
наверно, и правда хорошо отдыхать, но куда до них ромашкам? ;
И под конец всего этого многоцветия – аналогия «о, луг – ты храм божий
на селе».
Как мне кажется, это уже перебор.
Автор, я приношу свои извинения за низкие оценки и комментарии, но у
меня впечатление, что Вас захлестнули чувства и эмоции, и Вы это все
легко срифмовали, при этом – если поработать немного и над логикой
образов, то стих только выиграет.

№11 – 4/4
Техника: и ритм, и часть рифм вполне себе, при этом есть некоторые
нелогичные фразы:
«Если землю сковало льдом,
Здесь несложно представить лето» - связь между если и здесь? Да и
утверждение сомнительное – т.е. лето несложно представить именно тогда,
когда земля скованна льдом?
«Шаловливо, и всё равно
Улетаешь опять весною…» - что шаловливо? Шаловливо улетаешь? Тогда
почему «и всё равно»?
Художественность: первые 3 строки обещали что-то лирично-нежное, не знаю
почему, но уже на «прельщая» все закончилось… И чьи тела остаются, когда
девушка уходит? (даже задумалась о наклонностях ЛГ ;)
В принципе 4 поставила за то, что строки с рифмой «вьюги-другу»
напомнили красивейшую песню и я ее с удовольствием послушала:
«А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга» (В. Тушнова)

№12 – 4/3
Техника: не особо интересные рифмы, но ровно, ритм вполне (хотя, может,
без привлечения дактилической рифмы в 1,4 катренах было бы лучше)
Художественность:  задает тон не очень внятная первая строка «Что
женщину расстроило – дела.» что – дела? И какие дела? (сравните:
Расстраивают женщину дела). Мне кажется, здесь как минимум надо изменить
пунктуацию, поставив запятую (чтобы читалось «что расстроило? – дела, с
утра испортили настроение и т.д.», т.е. чтобы было перечисление в ответ
на вопрос «что?»), пока же для меня такое начальное утверждающее
предложение оказалось неудачным.
«Но для пока неясной миру цели
Хранила тушь на веках ручейки.» - очень странный образ, хоть и понятно о
чем, но… странный.
А то, что не верится, что молодость прошла – это правильно! Молодость не
прошла, она всего лишь укрылась от чужих глаз, внутри ;

№13 – 3/2
Техника: встречаются интересные рифмы (пророчили-сорочьими,
голограммами-упрямыми), но больше обычных грамматических. «Порой бывает
криво, даже ямово» - понравилось неожиданное «ямово».
Художественность: да простит меня автор – интуитивно я вроде что-то
поняла, но «тычинки в виде бесконечности», «девчонки – единицы
измерения» оказались для меня слишком сложными образами, как и весь
стих. Может быть, просто не моя тема…

№14 – 5/4
Техника: лёгкий ритм, в большинстве интересные рифмы
Художественность: как-то не сложились у меня слова в связке «кряхтит» и
«любовница» ;  Последняя строка очень понравилась.

№15 – 4/4
Техника: есть очень интересные рифмы, в т.ч. составные, при этом есть и
совсем простые (тучи-лучик, спор-двор)
Художественность: не понравилось начало, 2 первые строки – слишком
вычурно (субъективно), слишком плотно: много красок и образов в стихе –
мне кажется, не все сочетаются («дождь – грозы – в небе чернеют птицы» -
а птицы в грозу летают?)

№16 – 3/3
Техника: для такого короткого стиха явно пляшет количество слогов в
большинстве строк.
Художественность: задумка интересная (сравнение себя с январем), но…
мало и не очень выразительно.

№17 – 3/2
Техника: простые и несколько небрежные рифмы, как-то сложилось
впечатление, что автор так, понакидал, как говорится.
«Куда, когда-то, я стремился в детстве» –  здесь не надо запятых
Художественность: «Мне скалит зубы Мира людоедство» – что это???
Вообще, надо будет потом посмотреть в каком разделе автор разместит стих
– сдается мне, что в «юмористические» стихи (или как там он называется),
вот кажется мне (или надеюсь?), что автор юморнул чуток…

№18 – 3/3
Техника: и здесь не обошлось без страсти с пастью ; по большому счёту,
вполне хорошие рифмы испортило для меня (пусть даже составное) «во
спасенье – вознесенье» (усеченье «нье» здесь совсем неудачно звучит, а
добавив еще «в гореньи»…)
Художественность: уже упомянутое « в гореньи – вознесенье»,
непродуманные образы («Майолики стеклянные следы» - откуда стеклянные
следы, если майолика –это вроде бы керамика), неудачное построение фраз
(«Как сладок даже боли едкий дым» - слово «даже» явно лишнее, и само
построение не очень. Но даже в таком построение – сравните: как сладок
боли едковатый дым. А ещё «как» можно заменить на союз «и»).

№19 – 2/2
Техника: Всё средне: частые и довольно внушительные разрывы строк (след
– на небосклоне, но так – и не было), рифмы (след-плед, тишина-вышина и
тд, пейзаж – жар вообще не особо рифма)
Художественность: Как может что-либо окутать в небе – землю («в небе
ясном окутал землю…»)? Вообще странное построение фраз («… жадно ещё
томила пекла теплота…» Что это? И я сомневаюсь, что глаза могут в
принципе хоть что-то объять… Да простит меня автор, но слишком благостно
и слишком косноязычно.


№20 – 5/4
Техника: хороший уровень
Художественность: интересно читать стих, интересная тема, но
повествование несколько путанное (мне кажется, линия начальника и линия
контуженного как-то должны отделяться… и первая строка не очень внятная
– у кого передёрнуло бровь и заело перепонку? Или пунктуацию надо
менять, или исправить начало фразы (можно сделать обычную прямую речь,
что-то вроде «он кричал и кричал, надрываясь от злости: «Контуженный!
Тогда и в конце получится закольцовка в сюжете («он пришел…»)
«Языками горячими алыми
разлетались коробки до неба, пылая в вине» - всё-таки «языками
разлетаться» не очень хороший образ, могло быть «языками… полыхали
коробки», но есть уже «пылая в вине» - в общем, автор, здесь бы подумать
и изменить концовку (менять или «языками» - «фейерверками» и то больше
подходит, или «разлетались»)

№21 – 5/5
Техника: отлично (к концу списка уже так хочется кайфануть от качества,
что оставлю на своей совести не очень рифмующееся при моём прочтении
«Libre-нимбе» ; может там «р» не произносится?)
Художественность: наконец-то!

№22 – 3/3
Техника: в длинных строках это, конечно, легче спрятать, но и кол-во
слогов, и ударения пляшут по всему стиху. Неудачное построение фраз,
инверсии, стыки букв («состязался с судьбой самой», «уже чуть-чуть, но
всё же»)
Художественность: понравилась мысль «Боги тратят людей, а потом к новым
войнам копят», остальное как-то мимо.


Рецензии
№ 19.

2/2 Поэтому имею право спросить: за что?)

Лана, не увидела в Вашем обзоре логики: ставите "двойку" и пишете "всё средне". Средне - это троечка. Но оставим пока технику, остановимся на другой составляющей: художественность. И тут Ваш вердикт: "слишком благостно". Простите, но на благостно (спокойно, успокаивающе) в тексте даже намёка нет. ЛГ переживает все тяготы знойного, удушливого, изнуряющего лета, даже вечером он не чувствует облегчения, да ещё грустная песня растревожила его душу до слёз...
Текст специально построен с разбивкой фраз, чтобы сложно читалось, с придыханием...

На Ваш вопрос: Как может что-либо окутать в небе – землю («в небе
ясном окутал землю…»)? Тоже отвечу вопросом: Неужели Вы забыли, что планета Земля - круглая, летит в космическом пространстве, а не стоит на трёх китах? Почему землю не может окутать черно-звездный плед, иными словами Вселенная?
Уж кому-кому, а поэту это должно быть близко и понятно.

Васина Валентина   08.02.2018 19:31     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Валентина!
Чтобы я не сказала сейчас, Вы всё равно вряд ли согласитесь с моими словами, ведь Вы искренне считаете свой стих замечательным, а все мнения по нему - придирками. Мы все так всегда считаем, касаемо своих стихов :-)
"Всё средне" я написала, когда у меня стояла 3 по Вашему стиху, но я перечитывала все стихи много раз, сидела над лонгом несколько дней - искренне пытаясь понять, может, я ошибаюсь и в большинстве своем стихи не такие слабые, как мне показалось с первого прочтения. Но, увы... А поскольку, после Вашего стиха я ставила еще 3-ки, но они были чуть выше Вашей - то пришлось поменять Вам оценку, а фраза осталась.
Меня всегда бесил вопрос "а зачем ты этот стих написал? что и кому он должен донести?" - пока я не поняла: а ведь и правда, стих должен, как минимум, кому-то быть интересен, вызывать какие-то чувства. У меня при прочтении возникло ощущение, что я где-то в прошлом, в смысле поэзии.
Придыхания в Вашем стихе нет, есть огромные смысловые разрывы фраз, в которых ломается восприятие.
И Вы правы, "благостно" не совсем тот термин, но как-то именно это слово у меня возникло, исходя из стиля стиха и лексики в нём (объяв, оросились).
Если Вы имели в виду образ планеты, окутанной звёздным пледом - надо было написать "Землю", иначе Ваш образ читается именно так, как его и прочитало большинство.
_____________
Я писала точно также и думала, что пишу здорово, красиво и наполненно смыслом - а еще и люди писали рецензии, хвалили, и я расплывалась и думала, что так и должно быть (Вы можете, если Вам будет интересно, почитать любое у меня в папке "начало", ну или даже позже - Вы поймете о чем я говорю).

Пока я не стала читать не тех, кто хвалил меня, а тех, кто ругал, стала ходить на крупные конкурсы и читать - и видеть разницу. Это не показатель, конечно, и субъективность есть всегда, что-то мне нравится, что-то не нравится - но я вижу уровень и стремлюсь к нему.
(Кстати, все те, кто хвалил меня и брал в избранные в самом моем начале на Стихире, как только я стала писать лучше, правильнее, осознаннее - всё меньше проявлялись и хвалили мои стихи, я просто вышла за их круг)
______________
Если честно, Валентина, этот стих - ни о чём, он не вызывает интереса, не заставляет задуматься, или хотя бы восхититься техникой. И к сожалению, в этом лонге таких стихов было большинство. И Ваш не самый из...
И если кроме того, что Вам это очень неприятно слышать, Вы не возьмёте ничего из этого конкурса - то пусть я останусь для Вас сволочной дамочкой, возомнившей о себе черте что :-)
Вам в любом случае будут писать рецензии, говорить, как все "тонко прочувствовано" и тд и тп - в кругу тысячной армии подобных стихов Ваши будут одними из многих.

Но разве не хочется стать особенной?!

___________________________
В любом случае, Валентина, я приношу свои извинения, за то, что резко высказалась по Вашему стиху.
Судя по тому, что я у Вас почитала на странице - это все-таки не лучший Ваш стих.


Лана Юрина   08.02.2018 20:47   Заявить о нарушении
Интересно Вы обосновываете выставленные двойки, рассказывая о себе, о трудном начале творческого пути на поэтическом поприще, как нужно воспринимать критику. А теперь, мол, и я могу высказать своё "фи" - не нравится стих и всё тут.
Занимательное отступление и никакой конкретики относительно стиха.
А у меня сложилось мнение, что судья выставляя двойки, в первую очередь ставит оценку себе: за неумение читать чужие стихи, за нежелание вникнуть в суть сюжета, за пренебрежительное обращение с текстом и неуважительное отношение к автору.

Васина Валентина   08.02.2018 21:21   Заявить о нарушении
Вот об этом я и сказала - мы все будем зубами и когтями защищать свои тексты, вместо того, чтобы посмотреть на них глазами других людей.
Ну, тогда еще раз, но коротко, без лирических отступлений:
1) Неуважения к Вам, Валентина, нет никакого - я с Вами ранее не встречалась и, соответственно, не имею никаких причин Вас не уважать.
2) В стихе очень слабая техника: стиль 19 века (слова: окоем, объяв, оросились, жаждала, бездонье), инверсии (тоской надтреснутые звуки, и тд), простейшие рифмы (след-плед, тишина -вышина), не совсем рифмы (пейзаж-жар),смысловые разрывы строк и т.д.
3) Отсутствие сюжета, для пейзажного стиха - отсутствие интересных образов.

Теперь, Валентина, я пояснила в сухом остатке, что меня заставило поставить такие оценки?
Но Вы можете считать, что это моё неуважение к тексту и нежелание вникать в сюжет.
А вообще, всё действительно субъективно, поэтому это - только моё восприятие стиха. Уверена, что другим стих понравился гораздо больше.

Лана Юрина   08.02.2018 21:40   Заявить о нарушении
Валентина, извините, но я не приглашаю в жюри людей, которые не умеют читать и воспринимать поэтические тексты. Вы неправы.

Юлия Ермилова   08.02.2018 21:46   Заявить о нарушении
Юлия, не переживайте, идёт обыкновенное обсуждение оценок, не нарушающее правил конкурса.
У меня ещё один вопрос.
"Инверсия - тоской надтреснутые звуки"
Как должна звучать эта фраза правильно, без инверсии?

Васина Валентина   08.02.2018 21:56   Заявить о нарушении
В данном случае: звуки, надтреснутые тоской.
_____________
Хоть Вам и не нравятся мои отступления, для примера: мне вчера указали, что на восприятие стиха сильно повлияли инверсии "ливнем осенним" и "ладонью теплой" - т.е. вообще минимальные, на мой взгляд, а ведь вот как...

Лана Юрина   08.02.2018 22:05   Заявить о нарушении
Но в данном случае нет никакой инверсии и Вы это прекрасно понимаете.
Определение может стоят перед главным словом. В вашем варианте фраза звучит смешно.

Васина Валентина   08.02.2018 22:18   Заявить о нарушении
А вот другой вариант я рассматривала:
"С тоской, надтреснутые звуки"

Васина Валентина   08.02.2018 22:23   Заявить о нарушении
Валентина, я не буду спорить... У Вас там, в принципе, много инверсий (еще одна, к примеру: "Звенящая душила тишина")
Но по факту есть утверждение на все случаи - автор всегда прав. Поэтому если Вы считаете эти фразы удачными, пусть будет так.

Лана Юрина   08.02.2018 22:49   Заявить о нарушении
К инверсиям отношусь спокойно. Неизвестно, кто придумал гонение на один из поэтических методов. Совершенствоваться поэтическое слово должно, но не стоит впадать в крайности.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Уберите две инверсии и от классика ничего не останется.

Васина Валентина   08.02.2018 23:06   Заявить о нарушении
Ну, я тоже не бегу от них в диком ужасе, но стараюсь всё-таки обойти, если есть возможность :-)
Ну а классики - синоним "гении" - им вообще много чего можно было, чего у нас не оценят и не простят. Время меняет все, и поэзию тоже.

Чтобы как-то сгладить осадок от моих невысоких оценок, скажу, что на Вашей страничке есть стихи, гораздо более симпатичные :-)

Лана Юрина   08.02.2018 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.