Краткие рекомендации к проведению балов и ассамбле
Танцы светского бального репертуара (есть и спортивные бальные танцы).
Примем за аксиому: участники бала собираются, чтобы культурно отдохнуть. Они вовсе не обязаны держать в голове все схемы изученных танцев. Более того, даже танцующий человек по одному только названию не всегда ориентируется, какой именно танец подразумевается. Поэтому, чем нагляднее будет продемонстрирован рисунок танца и порядок его фигур, тем с большей уверенностью участники пойдут танцевать и приглашать гостей.
Условно танцы светского бального репертуара можно разделить на три категории сложности.
В простых танцах (к ним можно смело отнести все бранли, многие польки, кадрили, сиртаки, вальс-миньон, вальс прибалтийский, падеграс) как правило используются приставные шаги, минимум фигур, четко выраженный ритм. У них несложная хореография, они легки в исполнении. Большинство их – с переменой партнеров, что позволяет привлечь максимальное количество участников. Такие танцы можно использовать в качестве бонуса для гостей, которые ко второй половине вечера исхитрились ни разу не станцевать. Часто такие гости робко надеются, что кто-нибудь сумеет вытащить их в общий круг почти насильно; они же испытывают самый большой восторг от участия в танце. Возможно объявить подарок для тех, кто сегодня еще не танцевал, сначала пригласить на круг дам, затем кавалеров, затем всех желающих, и подарить всем один из самых простых и веселых танцев.
Танцы средней сложности есть смысл ставить два раза подряд, как это принято в Европе. Есть опыт второй танец объявлять белым (вечер вальса 10 марта 2007 г.), по полученным отзывам довольны остались и дамы, которых на каждом балу две трети, и кавалеры. Более того, складывалось впечатление сбалансированности по составу участников, 50х50.
Танцы с большим количеством фигур, сложные по рисунку (алеманда леди Сесиллии, вальс Людовика XV) либо по ритму и хореографии, обязательно нужно включать в программу вечера. Они демонстрируют гармонию танцевального движения, осанку, правильное положение рук, благородство и изящество манер. Эти танцы –ориентир, стимул к повышению собственного танцевального мастерства. Именно эти танцы создают атмосферу Бала, поднимая его статус над уровнем просто танцевального вечера. Здесь не стоит привлекать в круг новичков, дабы не искажать выверенную линию и четкость рисунка. Это не показательный номер, но массовый танец для подготовленных, их возможность блеснуть умением (отмечу, что примитивные «два прихлопа-три притопа» приедаются довольно быстро, освоившись на паркете, человек стремится Танцевать).
Котильон.
Если организуется в две колонны, лучше ставить эти колонны лоб в лоб, дабы обеспечить больший простор танцующим парам в противоположных сторонах залах, а не стискивать танцевальное пространство в маленький кружок по центру.
Костюм.
Перчатки считаю важным аксессуаром прежде всего для кавалеров. Белые офицерские перчатки легко приобрести в любом гарнизонном магазине, они шьются из хлопчатобумажного трикотажа, гигроскопичны, позволяют руке дышать, не цепляются за бижутерию, не оставляют на себе затяжек в отличие от женских лайкровых, не рвутся подобно тонким «сеточкам», не скрывают дорогой маникюр… В конце концов, дамские ручки редко бывают излишне влажными или сухими, как правило, они тщательно ухожены и касаются при этом только ткани мужского костюма, а не кожи открытой спины.
Не все знают, что потреблять пищу в перчатках не принято, за столом перчатки снимают.
Кринолины на обручах гармоничны в степенных средневековых танцах, эротично покачиваются в румбе и добавляют пикантности в бранле «официальном». Однако следует учитывать, что в вальсе эти жесткие круги норовят бить по ногам и в стремительном повороте дают такой крен, что порой демонстрируют чулки аж «до подвязок».
Платья длиной в пол выглядят впечатляюще, но доставляют существенные неудобства. Не стоит винить кавалера в неловкости: вальсовый шаг начинается с мягкого снижения, и нужно быть виртуозом, чтобы не наступить на подол.
Почтенных дам исключительно украшают маленькие шляпки. Эти головные уборы, сшитые как часть конкретного костюма, абсолютно себя оправдывают.
Креативные прически типа «художественный беспорядок» в сочетании с бальным платьем выглядят просто беспорядком.
Светлые тона в костюме, по моим наблюдениям, более выигрышны; темные, особенно черные платья, прячут свою хозяйку. Белый цвет интересен в оттенках, либо при цветной отделке и дополнениях, либо в дорогой фактурной ткани; чисто белое платье, взятое напрокат в свадебном салоне, выглядит сегодня весьма скромно, как дежурный вариант.
Мужчины выглядят впечатляюще во фраках, светлых костюмах и парадной военной форме. Обувь, как ни странно, не привлекает особого внимания, когда соответствует костюму, при несоответствии заметна гораздо больше, чем кажется порой владельцу.
Полиграфия.
Программу вечера уместно оформлять на большом формате и использовать как элемент оформления зала: постоянно заглядывать в маленькую бальную книжку, чтобы узнать, каков следующий номер программы, чрезвычайно неудобно. Кроме того, пожилые люди часто дальнозорки, а акустика доступных сегодня залов оставляет желать лучшего, понимать ведущую часто приходится по наитию и действиям гостей, которые расположились ближе к центру.
Медальки-комплименты на самоклеящейся бумаге, весьма популярные на сегодняшних балах, часто наклеиваются непосредственно на голое тело (руки и зона декольте), что без сомнения доставляет удовольствие кавалерам. Однако это жест скорее вульгарный, нежели светский. На ткани костюма (платья) медали держатся ненадежно и, подобно дешевой бижутерии, опрощают образ, часто создаваемый с большим тщанием. Лично я считаю гораздо более приличным вклеивать медали в бальную книжку дамы, для чего оставлять свободными от текста несколько последних листов. Бальная книжка остается на память и может представлять собой современный вариант дамского альбомчика для стихов, комплиментов, автографов, телефонов и адресов электронной почты. Чтобы книжка не терялась в суете праздника и могла быть возвращена владелице, необходимо вписывать фамилию сразу, при раздаче полиграфического материала. Считаю удачным опыт издания бальной книжки в виде веера, как это имело место быть на консульском балу 2006 года. В этом случае следует предусмотреть возможность крепления книжки-веера на шнурке, для размещения его либо вокруг талии, чтобы веер свободно висел вдоль складок платья, либо на запястье, но тогда веер должен быть более изящным. Кавалеры чаще держат книжку в кармане, для них более уместен чуть уменьшенный А5 формат.
Киоск.
На раутах достаточного представительского уровня может быть востребован киоск, предлагающий к продаже бальные аксессуары: перчатки, галстуки-бабочки, шейные платки (мужчина в шейном платке цвета костюма своей дамы – изыск, достойный подражания). Бижутерия в виде колец, браслетов, колье, гарнитуров, заколок для волос (дополнения к костюму, которые надеваются сразу) может послужить спонтанным подарком понравившейся даме, благодарностью за танец, памятным подарком. Вещь, подаренная на балу, надолго сохраняет аромат праздника, и этим фактом не должно пренебрегать.
Фуршет.
Совершенно необходимы на период всего мероприятия постоянные дежурные у фуршетных столов и, отдельно, у чайного столика (стола с напитками). Эти люди не просто обеспечивают порядок и эстетический вид столов, они – живой образец любезности, тона, деликатные консультанты по всем мелким вопросам, от правил застольного этикета до состава предложенных блюд. Они же тщательно отследят и своевременно проинформируют шефа о недостающих компонентах и забытых в спешке мелочах.
Отмечу, что предложенные на фуршете салаты и фрукты питают и освежают танцующего, обилие же мучного и сахарного отяжеляет желудок и провоцирует к пассивному наблюдению вместо активного участия в танцах.
Скрывать фуршет от обозрения до его открытия лично мне представляется излишним. Человеку, вышедшему из советского застоя, времен очередей и дефицита, вид красиво и обильного накрытого стола радует глаз, создает праздничное настроение. Само ожидание открытия фуршета подобно детскому ожиданию подарка от Деда Мороза, который уже поставил свой большой мешок. Об этом не принято говорить, но стоит ли отнимать у нашего, живого и конкретного, гостя эту маленькую радость? Великий авиаконструктор говорил «в авиации нет мелочей». Праздники - состоят из мелочей. Если удалось создать нужную атмосферу и настроение, праздник состоялся.
Свидетельство о публикации №118020603534