О стихах Таками
Заболев неизлечимой болезнью, Таками написал в блокноте:
«Когда мне пошел пятый десяток, я оказался в больнице. И тогда стихи, покинутые мною ради прозы, пришли навестить меня в палату. И с больничной койки я протянул руку вернувшимся ко мне стихам. Как двадцать лет назад, я стал записывать их карандашом в школьную тетрадку.»
Далеко за стенами больницы остался пестрый, разноликий мир. В больничном уединении происходила переоценка прошлого. Путь прозаика Таками к поэзии – путь к себе, поиски первопричин и основ бытия. Быть может, Таками казалось, что поэзия больше, чем проза открывает истину, что она свободнее от внешнего, случайного ? Ведь именно на пороге смерти создает Таками самые совершенные из своих стихов, вошедшие в последние поэтические сборники. Таками умер 17 августа 1965 г.
Традиционный для японской литературы дискурс во многом определил характер стихов Таками. Выявление сущности человека, не замаскированной словами и лицемерием, проходит через всю поэзию Дзюна Таками.
В блокнотах Таками рядом со стихами – рисунки деревьев, листьев, цветов. В природе он видел ту естественную гармонию, разрыв с которой остро ощущается человеком урбанизированного мира. Именно в природе искал он чистоту, освобождение от фальши, свойственной окружающему поэту обществу, обществу голого практицизма, расчета, суетной погони за иллюзорными ценностями. В стихотворении «Дюрер» и деревья» он пишет, что дерево «создает красоту без фальши». И само название лирического сборника Таками – «Школа деревьев» призывает человека учиться у природы.
Дзюн Таками постоянно сопоставляет творчество природы и человеческое творчество, преодолевающее болезнь и смерть красотой и правдой. Искусство для него – высшая реальность, бескорыстное превращение повседневного, будничного в духовное, постижение вечности в преходящем мгновении и в конечном счете бессмертии. Символ непоколебимости, возникновение красоты из неприглядного – побеги дерева, оживающие в конце зимы.
Стойкая слива,
Сейчас, еще зимой,
Хочет явить красоту, которую молчаливо копила
В суровом, замерзшем мире.
О ЭТОТ СТРАСТНЫЙ ДУХ КРАСОТЫ!
(«Слива»)
Философское осмысление жизни и традиционное мироощущение дают яркий и глубоко оригинальный сплав в поэзии Таками. Искусство, приближающееся в своем совершенстве к творениям самой природы, бескомпромиссно. В стихотворении «Автопортрет с ушами» Дзюн Таками пишет:
Картины Ван Гога не удавалось продать при его жизни,
Он не хотел писать картины на потребу черни.
Вот свидетельство силы духа!
И для самого поэта понятие сила духа заключается не в том, чтобы добиться благополучия и признания в мире потребления, а в том, чтобы сохранить человеческое достоинство и нравственную чистоту.
Вызовом буржуазному обществу звучит стихотворение «Я слаб»:
Я слаб,
Я не могу бороться,
Я не могу заманивать других в ловушку, чтобы выжить…
В стихах последних лет мало событий, лишь иногда проскальзывают воспоминания о войне. Их сила в духовном напряжении, в остроте ощущений, в углубленном исследовании собственной жизни, в стремлении постичь основы человеческого бытия. Пока душа в движении – человек жив.
- И. Мотобрывцева. Из сборника "Дзюн Таками". Москва, Молодая гвардия, 1976
Свидетельство о публикации №118020504672