Дзенские истории одноактная пьеса

Идут Учитель монастыря Дзен и его ученик Васю по тропинке. Путь им преграждает река,  на берегу которой стоит миловидная молодая девушка. Она не решается перейти её вброд. Не говоря ни слова, Учитель берёт девушку на руки и переносит на другой берег, продолжая затем свой путь. Васю следует за ним. До самого монастыря он о чём-то переживает, думает, порываясь временами спросить Учителя о том, что его мучит. Учитель всё понимает, но не показывает вида.
Васю: Учитель, я….  Да вот, всё думаю….  Я хотел…
Учитель: Что мучает тебя, Васю? Ты сегодня сам на себя не похож.
Васю: Учитель, никак не возьму в толк, Вы всегда нам говорили, что последователь Дзена не должен прикасаться к женщине и даже смотреть на неё! Зачем же вы взяли ту девушку на руки?
Учитель: Да, но я оставил её там, на берегу, а ты до сих пор несёшь эту девушку в своих мыслях! Осознай это, Васю.

Внутри монастыря сидят два других ученика, Семсю и Димсю, и о чём-то спорят

Семсю: Димсю, видишь флажок на крыше соседнего монастыря?
Димсю: Тот, что слева? Зелёный?
Семсю: Да там всего один флажок, приглядись точнее, дальтоник! Синий флажок! На самой верхушке!
Димсю: Допустим, и что?
Семсю: Вот скажи мне, дружище. Ты ведь дольше меня практикуешься в дзене. Этот флажок колышется от ветра, не так ли?
Димсю: Господь Будда с тобой, Семсю! Нужно смотреть вглубь вещей и явлений. Это ветер возникает в результате движений флажка.
Семсю: Эка куда хватил, умник! Разве ж может такой маленький флажок создать ветер! Говорю тебе – это в результате движения потоков воздуха развевается флажок!
Димсю: Ты, оказывается,  ещё зелен в тонких вещах, брат! Разве не известно тебе, что даже самый сильный смерч может начаться с малюсенького завихрения, созданного движением крыла бабочки?
Семсю: Что ты такое мелешь? Да разве ж флажок живой, как он может сам двигаться? Вижу твои восемь лет в монастыре пошли по ветру, созданному движением твоего флажка! Вон того, ха-ха-ха, зелёного, слева!
Димсю:
Спросим Учителя, пусть он нас рассудит по справедливости.

Учитель подходит к спорщикам, даёт им подзатыльники:
«О чём вы шумите, глупцы! Разве не учили вас, что только в созерцании и медитации можно найти зерно Истины? Ну-ка, перескажите мне суть вашего разговора.»
Учитель подсаживается рядом, поглаживая бороду, терпеливо выслушивает их аргументы, и затем отвечает:
«Послушай Семсю, ты очень горяч и нетерпелив, а ты, Димсю, слишком мечтателен и невнимателен. Но не это главное, что мешает вам постичь Дзен! Это не флажок создаёт ветер, и не ветер приводит его в движение. Просто мысли колышатся в ваших головах, осознайте это!»
Учителю сообщают, что в монастыре гость. Семсю и Димсю удаляются. Входит самурай в богатой, но изношенной одежде, в полном вооружении.

Самурай: Я кланяюсь вам, о великий мастер Дзен! Слава о вас облетела всю Поднебесную империю. Меня зовут Митсю, я странствую несколько лет в поисках скрытого смысла Бытия. Где бы я ни был, всюду мне говорили о Вас, о том, что Вы можете посвятить страждущего в тайны Дзен.
Учитель: Зачем они тебе, Митсю?
Митсю: Я ищу ответ на вопрос, где находятся врата ада и врата рая?
Учитель: И ты полностью можешь мне довериться?
Митсю: Конечно, Мастер! Я уверен, что Вы можете указать мне Путь.
Учитель: Ну, тогда иди на задний двор, покопайся в навозной куче, что лежит возле стойла, может там ты найдёшь то, что ищешь.
Митсю (вытаскивая меч из ножен): Да как вы можете говорить мне такое! Мне – самураю!
Учитель: Вот сейчас ты стоишь у ворот Ада!
Митсю (ошеломлённо): У-у-ух, да что это на меня нашло? Учитель, простите меня, я был не в себе…  Чем мне заслужить снова вашу милость?
Учитель: А вот теперь ты находишься у ворот Рая!
Митсю (смиренно склоняясь): О, сенсей, позвольте мне быть вашим последователем!
Учитель: Оставайся Митсю. Пойдём, я познакомлю тебя с другими монахами.
На небольшой полянке возле пруда сидят ученики. При появлении Учителя они прекращают свою дружескую возню и с интересом разглядывают новичка.
Семсю и Димсю (наперебой): Учитель, что мы сегодня будем изучать? Дайте нам задание посложней!
Васю: Просим, Учитель! Ваши задания так интересны, а советы мудры…
Семсю: Да и новый монах, чай, сообразителен и сметлив. Он наверняка быстрее всех решит задачку, которую Вы нам сегодня предложите.
Учитель: Тише вы, расшумелись, как сороки! Поразмыслите-ка, лучше, и опишите мне звук хлопка одной ладони.
Семсю: Я знаю, я знаю!..
Учитель: Но ты даже не подумал.
Семсю: Но я сразу понял. Даже не думая! Вы ведь говорили нам недавно, что мысли только мешают знать Истину. Вот я и увидел в своём безмыслии…  Это звук лёгкого шлепка ладонью по воде!
Учитель: Да?
Семсю: Нет!
Учитель: Похоже, ты попал в состояние бессмыслия, а не безмыслия. Кто ещё может ответить?
Митсю: Это похоже на звук крыла планирующей мухи!
Семсю: Ты большой оригинал, братец! Если ты это только в шутку сказал…  Да ведь муха упадёт, коли не будет без устали махать крылышками!
Димсю: А ты проверял, может и не упадёт, она же лёгкая. Значит, планировать будет почти бесшумно!
Учитель: А ты сам как себе представляешь это звук?
Димсю (возвышенно и пылко): Это подобно прикосновению материнской ладони!
Васю: Это сравнимо со звуком снежинки, падающей на землю
Учитель (с лёгкой иронией): До Истины полшага, Васю. Ты всегда мало говоришь, но много знаешь. Точнее…
Васю: Ну, тогда звук двух снежинок, Учитель.
Димсю: Я понял, сенсей. Это похоже на едва слышный издалека шум водопада, низвергающего свои потоки с высокого обрыва.
Семсю (подражая Учителю): Ты опять невнимателен, Димсю! Этот звук не тише, чем те, что от падения двух снежинок, или прикосновения ладони матери! На самом деле, это звук барабана из соседнего монастыря!
Учитель: Поясни
Семсю: От нас до него достаточно далеко, к тому же, говорят, там барабанщик безрукий. Звук хлопка ладонью сравним с его игрой.
Учитель даёт ему подзатыльник
Семсю: За что, Учитель? Я ведь просто пытаюсь найти ответ
Учитель замахивается ещё раз, но сдерживается и гладит его по голове
Семсю: О, я понял! Это звук вашего второго подзатыльника.
Учитель: Семсю, это забавляется твой блуждающий ум. Нельзя так шутить.
Димсю (мечтательно): Я думаю, что звук шлепка одной ладони подобен мягким лунным лучам, льющимся на землю в летнюю полночь!
Учитель (похлопывая его по спине): Ничего,  ничего, на сегодня достаточно, давайте лучше медитировать.

От автора: Ученики вошли в медитацию. А когда их сознание поднялось к высотам непроявленного, где начинаются и заканчиваются все звуки, они услышали абсолютную тишину, что и было звуком хлопка одной ладони. И они все получили состояние «сатори – Просветление.


Рецензии