Любимой родины лицо в трёх частях

                ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА      (часть1)            
      
(Звенит звонок. В класс входит учитель экологии, далее эколог)

Эколог               
День добрый! Завуч мне велела…

1 ученик               
У нас история сейчас.
 
Эколог               
Любовь Петровна заболела,
А у меня свободен час.
Я попрошу достать листочки
Тетрадей явно у вас нет

2 ученик               
Вновь с расписаньем заморочки?    

Эколог               
Игру начнем «Вопрос - ответ»      
               
3 ученик               
Играть для нас неинтересно
 
Эколог               
Но вы должны меня понять
И вынужден признаться честно
Я должен чем – то вас занять.

4 ученик               
А, может быть, совместно с вами               
Сумеем тему разобрать

Эколог               
Какую?

5 ученик               
А прочтите сами
И нас сумеете понять.
   (на доске записана тема «Государственные символы России»)

6 ученик               
Василь Семеныч! Помогите
Вопрос нам этот разобрать
И Вы, истории  любитель,
Уж, нам ли этого не знать.

Эколог               
Да! Эта тема интересна
Трудна, местами не ясна.
Как никогда она уместна,
Сейчас, как никогда важна.
               
Пришлось трудов, статей громады
Прочесть, понять, перетрясти,
Теперь нам попытаться надо
В систему это привести

Хоть я эколог, не историк,
История не мой удел
Но эта тема… Того стоит
Хотел бы я, иль не хотел.

7 ученик               
Любить страну, быть патриотом
Нам долг гражданский так велит,
А, если безразличен кто – то
Не гражданин он – индивид.

Эколог               
Ну что ж, согласен я. Но тише.

Ученики               
Ура -а-а !!!

Эколог               
Да, тише! Я сказал,
А то на улице нас слышат.

8 ученик               
(полушепотом)
Директор наш пошел в спортзал.
               
Эколог               
Мне попадет, мне плохо будет,
И скажут, зря потратил час

Ученики               
Да нас директор очень любит
И мы заступимся за Вас.

Эколог               
(берет мел, подходит к доске)

Сначала цель поставим точно
Узнать историю Герба
Менялся иль держался прочно
И какова его судьба
               
(пишет задачи урока)
Теперь поставим мы задачи
Орел откуда взялся там,
Корона, всадник – это значит
Все мы изучим по частям.

И о щите, и его форме
Должны вы здесь мне рассказать
Цвета, какими он оформлен,
Мы тоже здесь должны узнать.
               
С чего начнем и кто нам сможет
Вопрос сей ясно осветить?
               
9 ученик               
Возможно Древний мир поможет
Нам корни ранние найти.

10 ученик               
Вначале лишь тотемы были
Иль покровители родов             
Считаю я, они служили
Зачатком будущих Гербов.

11 ученик               
А в Древнем мире поклонялись
Животным, видя в них святых,
И божества отождествлялись
Мы знаем с многими из них.

1 ученик               
И яркой памятью о прошлом
Остались и до наших дней
Лев, павиан, орел и кошка,
И жук – священный скарабей.

Эколог               
«Тамга» кочевников лохматых
Был знак и метили им скот
Все потому, что вороватым
Был, прямо скажем, тот народ.

2 ученик               
Скот из набегов пригоняли
Известно, был у них и свой,
И друг у друга угоняли,
Тамгой пометив родовой.

3 ученик               
И у славян они нередки,
Имел названья каждый знак
«Знамена», «Рубежи» и «Метки»
Тогда их называли так.

Конечно были и другие
Их много, всех не перечесть,
Но нам нужны лишь основные
И в этом списке они есть.

4 ученик               
Началом же герботворенья
Считают средние века,
Века турниров и веселья,
Походов, быстрого клинка.

А на турнирах, как известно,
Бойцы закованы в металл,
Чтоб не остаться неизвестным,
Знак себе каждый выбирал.

5 ученик               
И знак, прославленный в походах,
Добытый рыцарским трудом
Стал постоянным знаком рода
И называться стал Гербом.

6 ученик               
И в средние века считали,
Что мир зверей и даже птиц,
Как у людей, и полагали
Лев–царь зверей, орёл–царь птиц.

Эколог               
Орел как птица–гордый,сильный
И в этом мы убеждены
Он независимости символ,
Могущества любой страны.

Когда в Гербе он появился,
Еще идет ученых спор.
И где он раньше разместился
Впервые, спорят до сих пор.

7 ученик               
Одни считают в Византии
Имперский и о двух главах
Согласны с местом лишь другие,
Но ввел вселенский патриарх.

Сторонник церкви в этом споре
Возьмет Балканы как пример
И скажет нам, что априори
Был патриарх в том пионер.

Эколог               
Узнать, конечно, интересно,
Орла кто первым в Герб принял,
Но интересней (скажем честно)
Как он в Россию к нам попал.

8 ученик               
В историю свою калитку
Нам археолог вдруг открыл.
Нашел он при раскопках плитку,
На ней орел двуглавый был

В течение шести столетий
Междоусобицы, война.
В период этих лихолетий
Росла и ширилась Москва.

9 ученик               
Столица будущей России
Объединяла русский люд.
Князья кто сам, а кто и силой,
Но под крыло ее идут.

Эколог               
Ивана Третьего правленье
Чем характерно надо знать.

10 ученик               
Большие были измененья,
Но что важней – была печать.

Руси границы расширялись,
Росла она и вдоль и вширь.
Орде уже не подчинялись
Походы были и в Сибирь.

Эколог               
Князь внес в историю России
Огромный и бесценный вклад.
Россия стала крепкой, сильной,
Застроился и стольный град.

За десять лет он Кремль осилил,
Соборы строил князь Иван.
И иноземцы вклад вносили
Руффо, Солари, Феофан.

А небывалый взлет России
Привлёк купцов из разных стран.               
Послы к нам в гости зачастили,
Царем мог зваться Иоанн.

11 ученик               
Василь Семеныч, можно слово?

Эколог               
Не возражаю. Отличись!

11 ученик               
Мне показалось, что Вы снова
Так скажем, малость увлеклись.

Орел двуглавый, как известно.
На плитках найден был у нас.
А как в Гербе нашел он место?
Вот что интересует нас.

Эколог               
Простите, малость отклонился
(поднимает руку Сережа)
Сережа, что ты "раскопал"?

Сережа               
Он при Иване появился
И на печать к нему попал.

Эколог               
Князей Иванов было много.
Так у кого она была?

Сережа               
У Третьего, кого надолго
Восславили его дела.

Эколог               
Откуда? Адрес неизвестен
Сто лет назад и до сих пор.
Есть несколько сегодня версий
Не стих еще ученых спор.

Одна, что взят из Византии,
Наш князь жену оттуда взял,
Из Рима говорят другие
Орла у них он перенял.

А их противники иначе
Трактуют гербовый вопрос
У южных взят славян, а значит
Орла оттуда перенес.

Да, однозначного ответа
Увы, никто не может дать.
Хотя похвально, что про это
Смогли вы много разузнать.

1 ученик               
Узнал я о печати вскоре,
Что двусторонняя была
С одной – Георгий – змееборец,
С другой двуглавый знак Орла.

2 ученик               
Святой Георгий как воитель
В борьбе со злом всем помогал.
Он был небесный покровитель
Военных. Им он помогал.

3 ученик               
Удельные князья имели
Давно уж «Конную печать»
И независимость хотели
Печатью этой подтверждать.

4 ученик               
Она как подпись подтверждала
Все документы в те года.
Печать московская играла
Тогда еще и роль Герба.

5 ученик               
С опущенными вниз крылами
Тогда орел был гербовой
Короны с острыми зубцами
Одна над каждой головой.

Эколог               
Теперь пора определиться
И уточнить мы здесь должны
Святой Георгий – Герб столицы,
Орел двуглавый Герб страны.

Идут года , меняя власти,
Меняется страны судьба
На государственной печати
Менялся облик и Герба
 
Враги, конечно, досаждают,
Но не наглеют так, как встарь
Уже Россией управляет
Иван Четвертый – Грозный царь.

6 ученик               
При нем в Гербе все изменилось
Раскрылись клювы у орла,
Корона в центре разместилась
Большая, но одна была.

Щит золотой грудь прикрывает
На нём Святой Георгий, Змей.
Гербы по кругу представляют
Тринадцать титульных земель.

7 ученик               
Он стал воинственный, мобильный.
Один клюв будто говорил:
«Не лезь, побьют! И очень сильно",
Другой: «Так я ж тебя предупредил!»

8 ученик               
И это точно подтвердилось,
Кто шел с войной, тот был побит,
Кто с миром – проходи на милость,
Для всех друзей наш дом открыт.

Когда тот Герб мы изучали
К чему. Мы не нашли ответ
На реверсе мы увидали
Единорога силуэт.
               
Эколог               
Что ж, потрудились вы отлично
И тут я должен вам сказать
Печать та оказалась личной
Ивана Грозного печать.

Мы в этом мире все не вечны
Довольно короток наш век
Ушел и он бесчеловечный,
Больной, несчастный человек.

9 ученик               
Трон принял Федор по наследству,
А правил хитрый Годунов,
Который, не стесняясь в средствах,
Убрал сначала всех врагов

10 ученик               
Не государственных, а личных
И претендентов всех на трон.
Властолюбив был неприлично
По трупам к власти рвался он.

11 ученик               
Обман, убийства и измена
Что ж. К власти путь тернист, суров.
Потомкам Рюрика на смену
На трон сел ловкий Годунов.

1 ученик               
Семь лет цареубийца правил
Интриг дворцовых сеть вязал.
Наукой лишь себя прославил,
Но Бог все видит – наказал.

2 ученик               
И умер он совсем не старым,
Ему еще бы жить, да жить,
Но за обедом дурно стало
Лишь сына смог благословить.

3 ученик               
Поляки тоже к трону рвались,
Мечта была всю Русь прибрать.
Войска Лжедмитрию собрали,
Вся шляхта стала помогать.

4 ученик               
Сын Годунова прожил мало
Семнадцать было лишь ему,
Но время смутное настало,
Он был удавлен на дому.

5 ученик               
Лжедмитрий все же  принял царство,
Князь Бельский в том ему помог.
Теперь российские богатства
Безмерно тратил демагог.

6 ученик               
С презреньем к русским относился
Одежду польскую носил.
Перед обедом не крестился,
А баню просто не любил.

7 ученик               
А при Лжедмитрии я вижу
Наш Герб серьезно изменен.
Меж двух корон и чуть повыше
Венец большой изображен.

8 ученик               
И крылья у Орла поднялись
Немного выше головы,
Они как будто  в небо рвались,
Чтоб прочь умчаться из Москвы.

9 ученик               
Но самозванцев всех прогнали
Период смуты пролетел
И нового царя избрали
Романов Михаил воссел.

10 ученик               
Теперь печать вновь изменилась
Орел стал без щита, темней.
И крылья снова опустились,
Построже стал и поскромней.
            
11 ученик               
Сын Алексей вступив на царство
Вёл с Польшей долгую войну.
Он Украину к государству
Прибрал, расширив тем страну.
               
1 ученик               
Двумя же землями по праву
Царь Алексей уж управлял.
Великоросов, Белоросов
Теперь и Малоросов взял.

2 ученик               
А это значит все славяне
Объединились наконец.
И над орлиными главами
Понятен каждый стал венец.

3 ученик               
Но есть других ученых мненье,
Что три венца в печати той
Имеют святости значенье,
Значенье  Троицы  Святой.

4 ученик               
Теперь России всей во славу
Царь самодержцем сильным стал.
Впервые скипетр и державу
Орел в когтях своих держал.

5 ученик               
Орел вновь крылья поднимает,
А по бокам шесть крепостей,
Что, видимо, обозначает
Шесть главных титульных земель.

6 ученик               
Орел стал золотистым, ярким
Цвет постоянства бытия.
Пурпурный цвет считался царским,
Как знак отваги и огня.

Эколог               
Давайте так договоримся,
Мы будем тот период брать,
Когда Герб с виду изменился
И это будем объяснять.

7 ученик               
Век восемнадцатый. Настала
Петра Великого пора,
Империей Россия стала.
Россия ширилась, росла.

8 ученик               
Любовью к Родине движимый
Границы спешно укреплял
Работая, как одержимый,
Отечественный флот создал.

9 ученик               
И двадцать с лишним лет на суше
Со шведами велась война,
Чтоб флот Российский стал могучим,
Чтоб вышла к Балтике страна.

10 ученик               
Своей энергией, упорством
Воздвиг он город на Неве,
Который стал морским форпостом
И конкурентом стал Москве

11 ученик               
И геральдмейстеров контора
Для составления Герба
По геральдическим канонам
Открыта при Петре была.

1 ученик               
Возглавил Колычев, а Санти
Из Рима приглашен к нам был,
И к описанию печати
Он тоже руку приложил.

2 ученик               
Знак Первозванного Андрея
Был за заслуги учрежден.
Он статус ордена имеет
Из трех частей составлен он.

3 ученик               
Крест скошенный его основа,
Святой Андрей на нем распят.
Крест цвета нежно – голубого,
Орел двуглавый фоном взят.

4 ученик               
Знак на цепи располагался,
А звенья очень не просты.
На них узор чередовался:
Орлы двуглавые, кресты.
               
5 ученик               
Сам орден был больших размеров
С ним голубая перевязь
Как символ христианской веры,
Как поколений наших связь.

6 ученик               
И желтый фон, и цвет имперский
Был у двуглавого орла,
Что для Европы было дерзким
Корона имперской была.

7 ученик               
Короны все соединялись
Извитой лентой голубой,
А власти символы остались,
Чуть изменив лишь облик свой.

8 ученик               
Бежало время, торопилось,
Уж семь десятков лет прошло
И семь правителей сменилось,
Смениться и Гербу пришлось.

9 ученик               
Пять лет лишь правил Павел первый,
Мальтийский Орден опекал.
Стал рыцарем – госпитальером,
Потом магистром даже стал.

10 ученик               
И символы магистра принял
Корону, мантию и меч,
А также крест мальтийский с ними,
Но не об этом будет речь.

11 ученик               
Он Герб российский не улучшил.
Зачем сменил? Вот в чем вопрос.
Когда традиции нарушил,
Чужие атрибуты внес.

1 ученик               
Все знаки, что внес Петр Первый,
С Герба российского убрал
На символы госпитальеров
В Гербе бездумно поменял.

2 ученик               
При Александре Первом снова,
Я выяснил у знатоков,
Вернулась прежняя основа,
Добавилось лишь шесть Гербов.

3 ученик               
И странным показалось многим,
Что не в столице, а вдали
Скончался тихо в Таганроге,
Легенды разные пошли

4 ученик               
А так как был еще бездетным,
То по столице слух ходил,
Что он в Сибири, в Томске где – то,
Как старец Федор жизнь дожил.

5 ученик               
Считаю, это было мифом,
Брат Николай его сменил.
Он Герб Фамильный с красным грифом
Официально утвердил.

6 ученик               
И этот Герб потом вносили
В Герб государственный тогда
Основу же не изменили
Она осталась навсегда.

7 ученик               
Вновь Александр на престоле,
Но  звался Александр Второй.
Освободил крестьян, дал волю,
Разрушив многолетний строй.

8 ученик               
Он разослал везде указы
Всех крепостных освободить.
Не догадался только сразу
Тяглом и плугом их снабдить.
               
9 ученик               
Ему, хоть был и человечен,
Крестьянин не воздал хвалу.
Пахать и не на чем, и нечем,
Опять попал он в кабалу.

10 ученик               
Болгарам посчитал он долгом
Помочь  страну освободить.
От турок и Россию долго
Болгары очень будут чтить.

11 ученик               
Барону Кене он предложил
Гербы различные создать
Большой, поменьше, малый тоже,
Их сообразно применять.

1 ученик               
Я понял. В разные моментыВ России применяли их.
Большой для важных документов,
А средний с малым для

2 ученик               
Посмотрим, что там изменилось.
На малом вид Орла другой,
Щитов побольше появилось,
Хвоста узор совсем иной.

3 ученик               
На среднем Герб Москвы темнеет,
А снизу обрамляет щит
Цепь Первозданного Андрея,
Чуть ниже Орден сам висит.

4 ученик               
А сверху этот щит венчает
Святого Александра шлем,
Его и Невским называют.
Чем знаменит, известно всем.

5 ученик               
А мантия здесь служит фоном
И сень с девизом «Съ нами богъ».
Венчает это все корона,
Над ней хоругвь с большим Гербом.

6 ученик               
Архистратига Михаила
Внесли, он слева держит щит,
А справа видим Гавриила,
Архангел здесь с крестом стоит.
               
7 ученик               
Герб замыкала полукругом
Венка витая канитель
Из разных веток: лавра, дуба,
Переплетаясь, словно хмель.

8 ученик               
Я думаю, не для оправы
Барон венок изобразил.
Он силу, мужество и славу
России олицетворил.

9 ученик               
А на венке расположились
Гербы восьми важнейших царств
Хотя и княжества здесь были,

Эколог               
А чей же в центре здесь у нас?

10 ученик               
Признаться долго мы искали,
Историю Руси прочли.
В других источниках «копали»,
Но все же кое – что нашли.

 11 ученик               
Щит самый нижний в центре прямо,
Из двух частей он состоит,
И слева на щиту багряном
Грифон, поднявшийся стоит.

1 ученик               
Захарьин – Юрьев, дальний предок,
Ему основу заложил.
Исток эмблемы нам неведом,
В Гербе Романовых он был.

2 ученик               
Романов герцог был по праву
Немецкой северной земли,
И потому на части правой
Мы тех земель Гербы нашли.

3 ученик               
Хоть император он Российский,
Но по родству он выходил
Наследником Шлезвиг – Голштинским.
Все это титул отразил.

4 ученик               
А шесть щитов, что там остались,
Они с Гербами областей,
Что в полный титул добавлялись
Правителя России всей.

5 ученик               
А следом Александр Третий
Гербы все эти утверждал,
А, между прочим, здесь заметим
Он их почти не изменял.

6 ученик               
Но революция, как ветер,
Все напрочь символы смела.
И только через пятилетье
Страна свой Герб приобрела.

Эколог               
Не все отметили моменты,
Забывчив кто–то малость стал.
Кто в Петербурге на Монетном
Федеративный Герб создал.

7 ученик               
Я вспомнил, Васютинский это
Тогда был главный медальер,
И время года помню–лето,
Он в этом деле-пионер.

8 ученик               
Серп с молотом на нем сияют
В рассветных солнечных лучах,
А щит колосья обрамляют,
Пониже лента кумача.

9 ученик               
Девиза буквы там теснятся
Про пролетариев всех стран,
Что надо всем объединяться,
Что изменить мир шанс нам дан.

10 ученик               
Тогда в стране все верой жили
Про социализм и коммунизм,
А вот сейчас установили,
Что это все анахронизм.

11 ученик               
Когда Союз образовался,
Герб вновь пришлось нам изменять.
Четыре раза изменялся,
И вот это удалось узнать.

1 ученик               
Из – за республик Герб менялся,
Точнее из–за их числа,
То кто–то  присоединялся,
Потом Финляндия ушла.
 
2 ученик               
Пятнадцать их потом осталось,
И больше быть уж не могло,
А лента та, что обвивалась,
Обозначала их число.

3 ученик               
Макет Земли изобразили
По центру в солнечных лучах,
С девизом тем же ленты были
На всех союзных языках.

4 ученик               
Витками лента обнимала
Колосья с каждой стороны,
А наверху звезда сияла
Как символ Армии страны.

5 ученик               
Сегодня новая Россия.
Все символы возрождены.
Герб – независимости символ
И суверенности страны.
               
                ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА     (часть2)

Эколог               
Теперь поговорим о флаге
Из символов он всех важней,
Но раньше появились стяги
Как символ власти у князей

1 ученик               
В то время стяг, как нам известно,
Был по устройству очень прост,
И занимал там флага место
Пучок волос иль конский хвост

2 ученик               
Из веток даже стяги были,
К шестам их стали прикреплять
Высоким , чтобы все узрили,
Могли сигнала роль играть.

3 ученик               
Но время шло и стяги стали
Из ярких тканей, попестрей
Стяговиками выбирали
Лишь воинов – богатырей.
               
И жарче бились возле стяга.
А если он еще стоял,
Уставшим воинам отвагу
И даже силу придавал.

4 ученик               
Но, если падал при сраженьи,
И хуже, если враг забрал,
Считалось это пораженьем,
И в битве наступал финал.

5 ученик               
В десятом веке Русь крестили
Днепровской чистою водой.
С тех пор на стягах поместили
У нас Господен Крест Святой.

6 ученик               
Теперь святыней стали стяги,
Над нами Божья благодать,
Мы с Божьей верой, а отваги
Уж русичам не занимать.

7 ученик               
Знамена появились позже,
И в этот перечень входил:
Штандарт, бунчук и вымпел тоже,
Хоругвь, и даже прапор был.   

8 ученик               
А цвет знамен был тоже разный:
Коричневый и голубой,
Зеленый, желтый, чаще красный,
Любили русичи такой.

9 ученик               
И формы тоже различались:
Косые кверху или в клин,
С «хвостами», с «языком» встречались,
Могли быть непомерных длин.

10 ученик               
У князя Дмитрия, к примеру,
Шестиметровой был длины.
Сейчас не встретить тех размеров,
Мы были так удивлены.

11 ученик               
Они, под ветром колыхаясь,
Вселяли бодрость и задор,
На бой с врагами вдохновляя.
И Русь давала всем отпор.

1 ученик               
Когда на поле Куликово
Князь Дмитрий войско выводил
Со знаменем шестиметровым,
На нем Спасителя лик был.

2 ученик               
Одним истории мгновеньем
Та битва, спорить не берусь
Для предков наших как знаменье –
Шла к независимости Русь.

Эколог               
Теперь слова: и стяг, и знамя –
Одно значение несли,
А с вами мы сейчас узнали:
В боях  нам очень помогли.

3 ученик               
А знамя – стяга продолженье,
И, отдавая Богу дань,
Несло Христа изображенье,
С ним Иван Грозный брал Казань.

4 ученик               
Полки стрелецкие создали,
А сотням цвет знамен был дан,
И соответственно всем дали
Такого цвета и кафтан.

5 ученик               
Я думаю, не хватит ночи
Нам о цветах всех рассказать,
И, полагаю, будет проще
Их просто взять и показать.

6 ученик               
Во времена войны Ливонской
Иван  IV  приказал
Изладить срочно стяг московский,
Его размер всех поражал.

7 ученик               
Длиною десять с половиной,
Да и два метра шириной,
Откос был кверху очень длинный
С основой нежно – голубой.

8 ученик               
Там на лазоревом квадрате
Христос в короне на коне
И воинов небесной рати,
Что помогали нам в войне.

9 ученик               
Святого воинства главою
Архангел Михаил стоял.
Держал он меч одной рукою,
Другой, крест кверху поднимал.

10 ученик               
Почел я, что хоругви были
И первая была проста,
Когда лик Божий прикрепили
На поперечину шеста.

11 ученик               
Знамен различных больше стало
И назначений, и мастей,
Одно царя сопровождало,
А были войсковых частей.

1 ученик               
Когда Романовых до трона
Судьба,склоняясь к ним,довела,
То на Российские знамена
С гербов  символика пришла.

2 ученик               
Пришла на знамя царской власти,
Под ним короновался царь.
Другие были разной масти,
Цвета такие же,как встарь.

3 ученик               
С тех  пор гербовые знамена
Готовили царям одним.
Бери любого поименно –
Короновался под своим.

4 ученик               
Неоднократно изменялась
Знамен и форма, да и цвет.
А армия уж превращалась
В наигрознейшую тех лет

5 ученик               
Петра в народе явно чтили,
Хотя он тоже деспот был.
И люди дружно говорили:
Он трёхполосный флаг внедрил.

6 ученик               
В среде ученых разногласье,
Установили наконец:
Да,в этом есть Петра участье,
Но первым был его отец.

7 ученик               
При нем от грабежей на реках
Торговля начала страдать,
Царь от лихого человека
Флот на Оке велел создать.

8 ученик               
Когда о флагах запросили,
Определив для них места,
Он взял любимые в России
Традиционные цвета.

9 ученик               
Прислал материи им синей,
Еще и красной, в белый цвет,
И триколор тот для России
Стал государственным с тех лет.

10 ученик               
А Пётр продолжил это дело
И мощный флот морской  создал.
На море бился дерзко, смело,
Народ ему за то воздал.

11 ученик               
Петру как командиру флота
Имперский создан триколор,
На фоне бело – черно – желтом
Орел там крылья распростер.

1 ученик               
Знак Первозванного Андрея
Ввел, в честь движимого Христом.
С тех пор над кораблями реет
Флаг белый с голубым крестом.

2 ученик               
А при приемниках Петровых
Вновь стал имперским триколор.
И красно – сине – белый снова
Покинул, но лишь царский двор.

3 ученик               
Служить на море продолжая,
Торговый флот он представлял.
На четверть века, полагаю,
Он для страны опальным стал.

4 ученик               
Лишь Александр третий снова
Вернул Петровские цвета,
Флаг государственной основой
Вновь стал на долгие лета.

5 ученик               
Промчалось тридцать четыре года.
Две революции прошло,
Война как страшная погода –
Все символы тогда смело.

6 ученик               
Тогда и герб, и флаг убрали,
Про гимн уже не говорю,
Соборы, церкви поломали
И казнь устроили царю.

7 ученик               
Пошел войной на день вчерашний
День новый, вся в крови страна.
Для нас период самый страшный:
Идет гражданская война.

8 ученик               
И мчались русские на русских,
Коней своих вводя в азарт.
И ненависть горела в узких,
Как щель, прищуренных глазах...

9 ученик               
Сын на отца и брат на брата
Скакали,  шашки обнажив.
Все  Божьи заповеди как – то
Вдруг, в одночасье позабыв.

10 ученик               
Тогда истории машина
Прошлась по жизни, как катком,
Где чьи – то семьи разделила,
Где друга сделала врагом.

11 ученик               
Одни империю спасали,
Над ними вился триколор.
Другие красный флаг держали,
Гоня коней во весь опор.

1 ученик               
Красноармейцы победили,
Стал эмигрантом триколор.
Советов власть установили,
Стал кранным флаг наш с этих пор.

2 ученик               
Лишь через семьдесят три года
Вернули прежние цвета,
А съезд избранников народа
Решенье принял навсегда.

3 ученик               
Лицо мы к предкам повернули,
Вернув символики набор,
Мы стяг Андреевский вернули,
И герб, и  прежний триколор.

4 ученик               
А я на праздник – День России –
Услышал вот такую весть,
Что всем вооруженным силам
Знамена новые уж есть.

5 ученик               
В геральдике последней точкой
Акт их созданья ныне  стал.
Об этом в новостях я ночью
От президента услыхал.
               
А знамя белое, как вата,
Как чистый снег на целине,
По центру крест там отпечатан,
Святой Георгий на коне.

6 ученик               
Создали их довольно много:
Две тысячи сто тридцать пять.
Теперь торжественно и строго
Их будут всем частям вручать.

Эколог               
С Гербом и Флагом все понятно
Вопрос лишь с символом одним
Узнать всем было бы занятно
Менялся ли с рождения Гимн.

                ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА    (часть3)

(На доске плакаты с символами российской государственности: Герб, Гимн, Флаг.
Звучит Гимн России.)

Эколог               
Прослушали мы Гимн России,
Торжественно он прозвучал.
Его вы знаете, учили,
Но он таким не сразу стал.

Сегодня нужно разобраться,
Мы постараемся понять,
Откуда Гимн мог первый взяться,
Что можно Гимном называть?

1 ученик               
Гимн – это… что–то вроде оды,
И в нем  должны отражены
Заслуги, подвиги народа,
Богатства, красота страны.

А на вопрос, откуда взялся,
Ответов однозначных нет,
Скорей всего наш Гимн рождался
Не сразу. а с теченьем лет.
 
2 ученик               
Когда еще князь Русью правил,
И, если князь вдруг погибал,
На тризне каждый князя славил,
Походы, битвы вспоминал.

Народ хранил рассказы эти,
Героев битв запоминал.
Потом в течение столетий
Потомкам их передавал.

3 ученик               
Так были созданы былины,
Враспев всегда читали их,
Был это первый Гимн старинный,
Героев воспевали в них.

Скорей не Гимн, героям ода.
Не мог он гимном быть страны,
Краса Земли и роль народа
В нем не были отражены.

4 ученик               
Мы долго Гимна не имели,
Трудна была судьба страны.
На торжествах все люди пели
Лишь православные псалмы.

5 ученик               
Да! Сложно было с Гимном нашим.
И при Петре он был пока
Прекрасным, но всего лишь маршем
Преображенского полка.

И лишь, когда Екатерина
Российский заняла престол,
Пошел процесс рожденья Гимна,
Пусть потихоньку, но пошел.
 
Цари, султаны мир кромсали.
У нас шла с турками война.
И на весь мир тогда звучали
Героев наших имена.

6 ученик               
Императрица закрепила
Дворцовый строгий ритуал,
И всем в обязанность вменила
Являться на придворный бал.

Когда над Измаилом павшим
Российский Флаг затрепетал,
В честь операции блестящей
Был во дворце устроен бал.

Марш «Гром победы, раздавайся»
На том балу и прозвучал.
Поэт Державин постарался.
Тот марш на время Гимном стал.

7 ученик               
А музыку к нему Козловский
Юзеф Антонович сложил,
И награжден был по-геройски
Ну, что ж …, наверно, заслужил.
               
               

8 ученик               
Когда пришел к престолу Павел
Он гимн тот сразу отменил,
И на духовный гимн «Коль славен»
Без сожалений заменил

Ревниво относился к славе
Великой матери своей,
Но это, скажем не лукавя,
Бич всех царей и королей.

Был недоверчивый, упорный,
Все проверялось лично им.
«Коль славен» - этот Гимн духовный
При нем уж был как светский Гимн.

А вот при Александре  Первом
Гимн государственным уж стал
И по английскому примеру
Его Жуковский написал.

«Молитва русских» назывался,
Английской музыка была.
И он недолго продержался,
Чужая музыка не жгла.

10 ученик               
Слова Жуковского остались,
А Львову царь заданье дал.
Конечно, время тоже дали,
Чтоб к Гимну ноты написал.

И Гимн прекрасным оказался,
Все в этом мнении сошлись.
На бис не раз он повторялся,
Слова и музыка сплелись.
               
Всего шесть строк, шестнадцать тактов,
Коротким самым в мире был.
И повторялся троекратно.
До революции дожил.

11 ученик               
Потом февраль-и «Марсельеза»,
Октябрь – «Интернационал»,
А с третьего по счету съезда
Официальным Гимном стал.

Служил он Гимном четверть века,
Потом с фашистами война,
И в огнедышащее пекло
Вновь ввергнута моя страна.
 
1 ученик               
Нам не забыть солдат погибших,
Всех не узнали мы имен,
Но все равно найдем, отыщем,
По–христиански погребем.

И россияне в них узнают:
Кто деда, кто-то земляка,
А в храме свечки им поставят
И их запомнят на века.

2 ученик               
Но шла война. Войска к Берлину
Стремительно с боями шли.
И всё же для созданья Гимна
Мы время все – таки нашли.

Комиссия, в ней был и Сталин,
Решила. Был приказ таков,
Чтоб к гимну новый текст писали
Эль-Регистан и Михалков.

3 ученик               
И композитор Александров
Тогда был тоже привлечен.
Как мастер песенного жанра
Был широко известен он.

И с музыкой проблем не стало.
Был музыкальный текст готов.
Гимн до войны еще писал он
Для  партии большевиков.

4 ученик               
Уже в годах семидесятых
Поправки в гимн внес Михалков.
И до союзного заката
Он постоянно был таков.
               
5 ученик               
Сейчас нам новый гимн создали,
И текст в нем изменился весь,
А ноты к музыке остались,
Его прослушали мы здесь.

Эколог               
Вы всё неплохо изучили,
Что вам еще сказать в ответ?
Сегодня мы установили
Связь поколений разных лет.



Пояснительная записка

Авторская разработка тематического вечера «Любимой Родины лицо», созданная учителем экологии МОУ «Карповской средней общеобразовательной  школы» Даниловым Василием  Семеновичем, является в то же время и исследовательской работой. В процессе создания данного мероприятия им было изучено, исследовано множество литературных источников по истории символики нашего государства (список прилагается).
Основная идея данной методической разработки - патриотическое воспитание учащихся, знание истории своей Родины вообще и истории создания символики государства в частности.  Формирует  у учащихся объективное отношение к различным моментам истории своего государства.
Поэтому целью данной разработки является  создание целостной картины эволюции нашей символики. Становится понятно, с какими ключевыми моментами истории связаны были изменения в Гербе, Флаге, Гимне. Это вызывает чувство гордости за свою Родину, пережившую такие потрясения и сохранившую независимость и государственность.
В целом произведение способствует получению знаний об истории Герба, Флага, Гимна, символах цвета, о геральдике.
А знание героического прошлого и настоящего нашей страны вызывает чувство защищенности,  сопричастности к своей истории.
Для лучшего запоминания материала  участниками спектакля, текст написан автором в стихотворной форме.

Литература

1.  Голубева Т.С.  Государственная символика России
Ж  «Начальная школа» №7 2001 г.
2. Дуров В.А.  Государственная символика России  XVIII-XIX в.в.
«Гербовед 1997 - №14»
3. Иванова Л.Ф.  Пятиклассники изучают символику России
Ж. «Преподавание истории и обществознания в школе» №8  2002 г.
4.  Карамзин  Н.М.  «Об истории государства Российского»
Москва «Просвещение»  1990 г.
5. Ключевский  В.О.  «Исторический портреты»
 Москва «Правда»   1990 г.
6. Пашков  Б.Г.  «Русь. Россия. Российская империя»
 Москва Центр. Ком  1997 г.
7.  Пчёлов  Е.В.   «Государственные символы России: герб, флаг, гимн»
Москва «Русское слово» 2002 г.
8.  Рожков М.Б., Семшова Г.В., Хлыстова Н.Л.  Государственные символы России
Ж. «Преподование истории и обществознания в школе» №1 2003 г.
9.  Ривина Е.К.  Герб и флаг России 
Москва 2002 г.
10. Романовский  В.К.  «Символы Российской государственности»
 Москва «Русское слово» 2002 г.
11.  Свердлов Я.М.  О национальном флаге РСФСР
Свердлов Я.М.  Избранные  произведения        Москва 1959 г.
12. Семар  Г.М. «Среди монет»
Москва «Просвещение»  1990 г.
13. Соболева Н.А.  Русские печати
Москва  1991 г.
14.  Соболева Н.А.  Герб и флаг России  X-XX в.в.
Москва 1997 г.
15. Положение о Государственном гербе РФ от 30 ноября 1993 г. № 2050
16. Положение о Государственном флаге РФ от 11 декабря 1933 г.
17. Энциклопедический словарь
Москва 1984 г.


Рецензии