Мозаика судьбы 3. Волгоград. Школа-интернат для де

    Сколиоз у меня обнаружили случайно в возрасте четырех лет. Мы ехали из Крымаиз военного санатория после отпуска родителей на фирменном поезде в купейном вагоне с мамой и папой. Маленькую сестрёнку, видимо, оставили у бабушки. У меня поднялась резко температура, на какой-то станции в небольшом городке вызвали врача через начальника поезда. Этот врач за несколько минут стоянки осмотрел меня, назначил лечение и, между прочим сказал родителям, что у меня искривление позвоночника в начальной стадии. Сколько ни ездили они по врачам следующие два года, никто не находил сколиоза, не подтверждал диагноз. А когда меня отдали на балет и в музыкальную школу, болезнь начала резко прогрессировать и ошибиться было уже невозможно. Причем, оказался самый сложный для лечения вариант: s-образный сколиоз, то есть в грудном отделе искривление вправо, а в поясничном - влево. Ещё два-три года, и я была бы с двумя горбами, и это уже невозможно вылечить. Родители были в отчаянии. Бросились искать места лечения. Специнтерната в СССР было два: в Москве для москвичей и в Волгограде для всей остальной страны. Поскольку к Москве мы никак не подходили - папа заканчивал службу на Украине в Старо-Константинове и переводился в Забайкалье в Читу - поехали пытать счастье в Волгоград. Очередь из желающих лечиться оказалась пять лет. Мама повалилась в ноги директору, добрейшему Борису Илларионовичу, и рыдала безутешно, понимая, что это последняя надежда. И случилось чудо, первое в моей жизни: меня взяли без очереди. Возможно, какую-то роль сыграли круглые пятерки в моем табеле или мое активнейшее участие во всех школьных мероприятиях.
Так или иначе, я осталась учиться, а родители с сестрёнкой уехали служить и работать  в Читу.
    Интернат стал великой любовью моей жизни. Большая  комплексная застройка была продумана до мелочей. Состав преподавателей и воспитателей невозможно было представить лучшим, и, действительно, оказалось, что эта школа занимала второе место в Российской федерации.
     Для лечения и стабилизации позвоночника предпринимались все методы, известные современной тогда медицине. Спали мы в гипсовых кроватках, отлитых по нашей спине и обновляемых каждые два-три месяца. Нелегко, конечно, спать только на спине в жесткой гипсовой кроватке, застеленной одной простыней и туго облегающей спину. Но красота стоила жертв. Утром - час лечебной физкультуры и час плавания. Уроки проводились лёжа на животе на специальных подставках под грудь, писали и слушали лежа. Поскольку в класс помещалось двенадцать  кушеток, то и учеников в классах было  по двенадцать, что, безусловно, способствовало лучшему усвоению материала и более тесной дружбе. Днём опять гимнастика и плавание. Ходили в корсетах, если приходилось вертикально ехать на экскурсию или предпринимать какую-то нагрузку. Было много кружков по разным предметам и направлениям.
     Но я больше всех после нашей классной воспитательницы Елены Михайловны Лобановой полюбила нашего дорого учителя химии Сергея Васильевича Софронова. Это был человек великого, не побоюсь этого сказать, человеческого (да и мужского) обаяния, разносторонних способностей, доведенных до совершенства. Всеми своими увлечениями он заразил и нас: мы стали заядлыми театралами и артистами, поэтами, певцами, походниками, а самое главное, как вы уже догадались, химиками! У нас работало восемь химических секций! Последний год учебы я была Председателем Химического общества и вела секцию занимательного эксперимента. Забегая вперёд, скажу, что когда я приехала в Москву поступать в Менделавочку, вся приемная комиссия , двенадцать человек, сбежалась слушать гениального ребенка из Волгограда.
    А как Сергей Васильевич пел! Как декламировал стихи и прозу! Какие стихи писал! Он был бессменным режиссером и сценаристом наших школьных постановок. На спектакли и поэтические вечера набивался переполненный зал. Он стал большинству из нас вторым отцом и вел переписку с родителями. Уже будучи на третьем курсе знаменитого физ-хима  в институте, получая повышенную стипендию, будучи старостой группы, я начала ездить на факультативные занятия на филфак и истфак МГУ и гневно объявила Сергею Васильевичу,  переехавшему в Москву, что своей любовью к химии, которой мы заразились, он испортил нам жизнь. Я стояла на коленях перед мамой, умоляя ее разрешить мне бросить институт и поступать в университет, ведь с технической на гуманитарную дисциплину нельзя было перейти без потери лет. А она стояла на коленях передо мной, умоляя получить диплом и дальше поступать, куда хочу.
    Химический кабинет в школе был оборудован лучше, чем в учебном институте и даже в  Институте Физической химии АН СССР, где я работала позже. Химию в школе любили все, и добрая треть поступивших училась в химических вузах. С ним же мы ходили в походы с ночёвками, человек сорок детей и Сергей Васильевич. Незабываемые эти годы.
    Поскольку плавали все, то городские соревнования по плаванию выигрывали наши ученики. Всю жизнь я плаваю, плавать мне легче, чем жить. После первого курса института мы были на практике на сланцеперерабатывающем комбинате в Кохтла-Ярве, а потом остались с подружкой на месяц на работу. Моя работа заключалась в основном в том, что я каждый день под новой фамилией сдавала нормы ГТО по плаванью, а в выходные нас возили на экскурсии в Ригу, Вильнюс, Таллинн. И сейчас я могу плавать без устали по шесть- восемь часов, отдыхая на воде и сменяя стили.
    Ещё я занималась стрельбой из пневматической винтовки и пистолета, выигрывала много соревнований, была мастером спорта. И до сих пор сын семнадцати лет и его друзья удивляются, что стреляю я и в пенсионном возрасте лучше большинства из них.
     Интернат дал мне очень много. Хоть я и скучала по родителям, конечно, особенно первое время. Каким-то образом получилось так, что однажды, когда родители передали мне через знакомых 45 рублей для оплаты интерната в шестом классе, я, вместо того, чтобы сдать эти деньги куда положено, купила билет на самолёт в Читу и прилетела перед майскими каникулами домой, сделав ещё в Новосибирске пересадку и посмотрев Академгородок и Новосибирскую ГЭС. Пришла около двенадцати ночи на нашу старую квартиру, а оказалось, что там живут чужие люди; они дали мне новый адрес родителей, которые переехали в большую квартиру, но на окраине. И когда в два часа ночи я позвонила в дверь, мама  вышла открывать и упала в обморок. Этот месяц я, конечно, проучилась, в Чите и там обрела замечательную подругу Валю Китаевич, с которой мы сначала полюбили День Победы, сразу и на всю оставшуюся жизнь ставший любимым праздником со слезами на глазах. Он проходил на центральном стадионе, а парад в центре города. Забайкальский военный округ выставил столько техники и войск в небе и на земле, такие душевные слова и песни звучали, столько ветеранов войны, счастливых, обласканных, зацелованых и задаренных было вокруг, что мы проревели несколько часов сряду, и этот праздник навсегда скрепил наши сердца любовью к родной земле и ее поразительным людям. А потом, летом, вышел на экраны фильм "Фантомас" с Жаном Марэ в главной роли. Не уверена, что детей пускали, но, может быть, просто мы ходили много раз и без денег, почему-то через задний двор и тряслись, как бы нас ни выгнали. С тех пор я заболела кино и начала собирать фотографии артистов...
    Так или иначе, сейчас трудно сказать, что перевесит на весах, если начать сравнивать плюсы и минусы жизни в интернате. И хоть каждый здравомыслящий человек скажет, что жизнь без родителей это безусловное горе и потеря, но я в этом не уверена, потому что, во-первых, спина моя сохранилась почти  в первозданной прямоте, и до сих пор любой врач, глядя на мои кривые снимки со сколиозом четвертой степени и на ровную практически спину, не верит своим глазам, и не один раз я слышала, что снимки, наверно, не мои. Мои! Дорогие доктора! Это чудо совершили врачи волгоградской школы-интерната для детей, больных сколиозом. А другое чудо совершили ее учителя, заполнившие ум безграничными захватывающими знаниями, душу - открытостью и любовью к людям, сочувствием, радостью жизни, смелостью и бесстрашием. Почти все наши учителя были бессемейными, жили в интернате в своих квартирах, но рядом с нами, и отдавали свою любовь и  заботу круглые сутки нам, чужим больным  детям. Все они были в пору моей учебы уже пенсионного возраста. Упокой, Господи, души моих любимых учителя химии Сергея Васильевича, учителя русского языка и литературы и воспитательницы Елены Михайловны, учителя истории Геннадия Алексеевича, директора Бориса Илларионовича и других.
   Стих, который я написала и прочитала на выпускном вечере:

Школьным учителям

Вы нам говорили, что трудно придётся,
Что жизнь - это штука совсем непростая.
Вы правы , родные,
И мчится наш поезд,
А детские годы вдали оставляет!

Уже мы немножко видали невзгоды
И радости тоже, но с сердцем открытым
Пойдём через годы навстречу открытьям,
Навстречу свершениям, счастью и бурям!
Но Вас никогда, никогда не забудем!

Все то, что хорошего есть в наших душах,-
Плоды ваших рук и бессонных ночей!
И жаркий огонь Вами в сердце разбужен:
Огонь устремлений в глазах у детей!

Все правда: вы много нам дали бесценного!
Мы только сейчас понимать начинаем
Учителя первого, и даже последнего,
Который нас в дальний полёт провожает!

Простите, коль редко вам будем писать,
Но это не важно, ведь сердцем хотим мы
За Ваше огромное сердце сказать
Огромное тёплое наше спасибо!

                1972 г.


Рецензии
Время подошло писать романы -
Наша жизнь сорвала якоря,
Через годы детство проступает
Радость встреч и тёплая земля!

Сколько скорби, ломок и потери
В нашей долгой жизни предстоят,
Перед Богом душу открывая,
В детство снова свой бросаем взгляд!

И по листику судьбу свою листая,
Видим - Божьим Промыслом живём!
Верой злые ветры отгоняя,
Всех любить зарок себе даём!

Будь же навсегда благословенно
Всё, что приключилося с тобой!
Лишь пройдя с сумой по жизни тленной,
Обретаем Веру и Покой!

Георгий Серебряков   05.02.2018 17:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.