О, Крым! Замок Кыз-Куле!
находится неподалеку от пещерного города Эски-Кермен близ Бахчисарая.
Чтобы к ней попасть, необходимо подняться по довольно крутому подъёму,
вступив на который начинает кружиться голова и захватывает дыхание, словно пред вратами рая.
Об этом сооружении сложено множество легенд, существующих и ныне на Крымской земле,
но на самом деле это лишь часть, оставшаяся от крепости Кыз-Куле.
Башня стоит на краю плато Топшанлар, которое является верхней частью узкого каменного мыса
и добраться до неё весьма не просто - там нет ровных дорог и цветущих садов,
с обеих сторон башню окружают крутые обрывы, а спереди вырыт ров,
стены башни толщиной больше метра, а её высота - восемь метров.
Первая легенда «Девичьей башни» гласит о царице Сугдеи - Феодоре, которую полюбил военачальник Гиркас,
но та, не ответив взаимностью, дала обет безбрачия, отвергнув все ухаживания полководца, и в то же день и час,
чтобы отомстить царице, Гиркас вступил в сговор с генуэзской армией.
Он помог врагам при захвате города.
Феодора возненавидев Гиркаса ещё больше, прокляла его и бросилась с самой высокой башни,
разбившись о камни и уйдя в высший мир – мир без предателей - навсегда.
В этой легенде присутствует существующий в реальности факт того, что в прошлые века
в завоевании Сугдеи генуэзцами действительно присутствовало предательство некого военачальника.
Вторая легенда повествует о девушке, попавшей в плен к татарам -
во время нападения кочевников на русские земли.
Скучая по родным и близким, девушка не выдержала жизни вдали от дома и решила свести с ней счёты -
поднявшись на самую высокую башню, она прыгнула в пропасть, спасти её даже боги не смогли.
Это предание связано с известной легендой о Марусе Богуславке** - по легенде той
она стала истинной патриоткой -
вернула свободу своим землякам, попавшим в неравном бою в полын врагов, –
заплатила жизнью своей, освободив из плена запорожских казаков.
Башня названа «девичьей» благодаря легендам, сложенным в давние года.
Это сооружение охраняло въезд в замок, который располагался близ Эски-Кермена - пещерного города.
Близ башни была найдена при раскопках маленькая одноаспидная церковь, видимая когда-то издалека,
внутри которой высечены усыпальницы, действовала церковь с Х по ХIII века.
Археологами было установлено, что замок Кыз-Куле был стёрт с лица земли в XIV столетии при пожаре
и от него осталась только башня, овеянная поэтическими легендами и преданиями о той поре.
С ущелья к башне ведет тропа с вырубленными в скале лестницами - западнее Кыз-Куле.
Ущелье это обжито человеком ещё с древних времён.
В начале ущелья и в её западном отроге обнаружены следы стоянок каменного века.
Было здесь поселение и в средневековье. Здесь всегда раньше чувствовалось присутствие человека.
В окружающих ущелье скалах много естественных и искусственных пещер.
В одной из скал на южной окраине ущелья была высечена церковь – под домашнюю церковь размер,
в ней сохранились фрагменты фресковой живописи XII–XIV веков.
В литературе это место называют Храмом Донаторов*.
Возможно, и храм, и деревня в ущелье когда-то принадлежали хозяевам Кыз-Куле.
На стенах сохранились фрески - на центральной стене изображение самих донаторов,
их удивительный след на нашей земле -
изображение мужа с женой,
у алтаря - изображение Христа,
на потолке - другие различные изображения тех, кто здесь жил в давние времена неспроста.
К башне замка Кыз-Куле по склону горы подходила узкая дорога с юга, но не по земле.
Она представляла собой древнюю пешеходную тропу –
ведущие из другого ущелья, западнее башни, ступени, вырубленные в скале,
Чтобы попасть с северного дозорного комплекса Эски-Кермена на Кыз-Куле
надо спуститься с него на седловину и затем свернуть налево, к знаменитой скале.
Спускаться нужно осторожно по уступчатому склону, не отвлекаясь смотреть вбок,
на склоне в некоторых местах заметны следы искусственных подрубок.
К башне с юга по плато Топшан вела дорога,
прерывавшаяся перед воротами вырубленным в скале неглубоким рвом.
Чтобы его переехать, пользовались специально сооружённым здесь деревянным мостом.
Защищенная башней обширная территория мыса, которая практически лишена почвенного слоя,
служила, вероятно, убежищем для местного населения при возникновении военной угрозы или угрозы разбоя.
Какое множество преданий старины глубокой,
что созданы когда-то на прекраснейшей земле,
переплелись здесь в «Девичьей башне» Кыз-Куле!
____
*Храм Донаторов в Крыму представляет из себя маленькую пещерную церквушку, которая изнутри была украшена росписью фресок, датированной XII–XIV столетиями, до нашего времени частично сохранилась лишь отдельные фрагменты живописи, в алтарной части можно узнать изображение исполнения литургии Святого Грааля. Церквушка стала столь известна благодаря картине, где она изображена. Помещение храма также служило в давно минувшие лета убежищем для святых людей. Сейчас храм практически пустой, внутри стоят лишь свечи и иконы, изредка проводятся литургии.
*Донатор (от лат. donator «даритель») — заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения. Слово употребляется преимущественно в отношении заказчиков-католиков и заказчиков-протестантов. В православной церкви и древневосточных церквях такое лицо называется ктитором. В широком смысле донатор - это вообще жертвователь на храм любой религии. В ещё более широком смысле - жертвующий что-либо человек.
** Легенда о Марусе Богуславке. Из исторических документов видно, что турки и татары зачастую нападали на Поросье в первой четверти XVII века. Поэтому похищение Маруси могло произойти около 1620 года. В этом году Богуславу было предоставлено Магдебургское право, и богатый город стал лакомой добычей для чужеземцев.
Маруся специально стала любимой женой турецкого паши, чтобы турецкий паша доверял ей ключи от темницы, в которой, как говорится в думе, тридцать лет мучились семьсот казаков-невольников. У Маруси Богуславки не угасла любовь к родной земле, о которой она каждый раз говорит «наша». Прощаясь с освобождёнными ею невольниками, Маруся просит их заехать в Богуслав и рассказать о ней отцу-матери, но не выкупать её.
Украинская дума о о Марусе Богуславке (дума была впервые напечатана украинском языке в 1856 году):
«…Що на Чорному морі,
На камені біленькому,
Там стояла темниця кам'яная.
Що у тій-то темниці пробувало сімсот козаків,
Бідних невольників.
То вони тридцять літ у неволі пробувають,
Божого світу, сонця праведного у вічі собі не видають.
То до їх дівка-бранка,
Маруся, попівна Богуславка,
Приходжає,
Словами промовляє:
"Гей, козаки,
Ви, біднії невольники!
Угадайте, що в нашій землі християнській за день
тепера?"
Що тоді бідні невольники зачували,
Дівку-бранку,
Марусю, попівну Богуславку,
По річах познавали,
Словами промовляли:
"Гей, дівко-бранко,
Марусю, попівно Богуславко!
Почім ми можем знати,
Що в нашій землі християнській за день тепера?
Що тридцять літ у неволі пробуваєм,
Божого світу, сонця праведного у вічі собі не видаєм,
То ми не можемо знати,
Що в нашій землі християнській за день тепера".
Тоді дівка-бранка,
Маруся, попівна Богуславка,
Теє зачуває,
До козаків словами промовляє:
"Ой, козаки,
Ви, біднії невольники!
Що сьогодні у нашій землі християнській великодная
субота,
А завтра святий празник, роковий день великдень".
То тоді ті козаки теє зачували,
Білим лицем до сирої землі припадали,
Дівку бранку,
Марусю, попівну Богуславку,
Кляли-проклинали:
"Та бодай ти, дівко-бранко,
Марусю, попівно Богуславко,
Щастя й долі собі не мала, Я
Як ти нам святий празник, роковий день великдень
сказала!"
То тоді дівка-бранка,
Маруся, попівна Богуславка,
Теє зачувала.
Словами промовляла:
"0й, козаки,
Ви, біднії невольникиі
Та не лайте мене, не проклинайте,
Бо як буде наш пан турецький до мечеті від'їжджати,
То буде мені, дівці-бранці,
Марусі, попівні Богуславці,
На руки ключі віддавати;
То буду я до темниці приходжати,
Темницю відмикати,
Вас всіх, бідних невольників, на волю випускати".
То на святий празник, роковий день великдень,
Став пан турецький до мечеті від'їжджати,
Став дівці-бранці,
Марусі, попівні Богуславці,
На руки ключі віддавати.
Тоді дівка-бранка,
Маруся, попівна Богуславка,
Добре дбає,—
До темниці приходжає,
Темницю відмикає,
Всіх козаків,
Бідних невольників,
На волю випускає
І словами промовляє:
«Ой, козаки,
Ви, біднії невольники!
Кажу я вам, добре дбайте,
В городи християнські утікайте,
Тільки, прошу я вас, одного города Богуслава
не минайте,
Моєму батьку й матері знати давайте:
Та нехай мій батько добре дбає,
Грунтів, великих маєтків нехай не збуває,
Великих скарбів не збирає,
Та нехай мене, дівки-бранки,
Марусі, попівни Богуславки,
3 неволі не викупає,
Бо вже я потурчилась, побусурменилась
Для роскоші турецької,
Для лакомства нещасного!»
Ой визволи, може, нас, всіх бідних невольників
3 тяжкої неволі,
3 віри бусурменської,
На ясні зорі,
На тихі води,
У край веселий,
У мир хрещений!
Вислухай, боже, у просьбах щирих,
У нещасних молитвах
Нас, бідних невольників!»
_____
Русский текст думы о Марусе Богуславке:
«Что на Чёрном море,
На камне беленьком,
Там стояла темница каменная.
Что в той-то темнице пропадало семьсот казаков,
Бедных невольников.
Там они тридцать лет в неволе пребывают,
Божьего мира, солнца праведного в глаза свои не ведают.
Тут к ним девчоночка-невольница,
Маруся, поповна Богуславка,
Приходит,
Словом родным молвит:
"Эй, казаки,
Вы, бедные невольники!
Угадайте, что в нашей земле христианской за день
нынче? "
Как тогда бедные невольники услыхали,
Девчоночку- невольницу,
Марусю, поповну Богуславку,
По речи узнали,
Слова заговорили:
"Эй, девчоночка- невольница,
Маруся, поповна Богуславка!
Почём мы можем знать,
Что в нашей земле христианской за день нынче?
Тридцать лет в неволе пребываем,
Божьего света, солнца праведного в очах своих не ведаем,
Так мы не можем знать,
Что в нашей земле христианской за день нынче ".
Когда девчоночка- невольница,
Маруся, поповна Богуславка,
То услыхала,
Казакам речь держала:
"Ой, казаки,
Вы, бедные невольники!
Так сегодня в нашей земле христианской великая
суббота,
А завтра святой день, роковой день – великдень."
Как тогда те казаки то услыхали,
Белым лицом к сырой земле припадали,
Девчоночку- невольницу,
Марусю, поповну Богуславку,
Кляли-проклинали:
"Да чтоб ты, невольница,
Маруся, поповна Богуславка,
Счастье и судьбы себе не имела,
Зачем ты нам о святом празднике, роковом дне – великдне
сказала! "
И тогда девушка- невольница,
Маруся, поповна Богуславка,
То услыхала,
Слова молвила:
"0й, казаки,
Вы, бедные невольникии
Да не ругайте меня, не проклинайте,
Вот будет наш господин турецкий к мечети отъезжать,
И будет мне, девчоночке- невольнице,
Марусе, поповне Богуславке,
На руки ключи отдавать;
И буду я в темницу приходить,
Темницу отмыкать,
Вас всех, бедных невольников, на волю выпускать."
Вот на святой праздник, роковой день - великдень,
Стал господин турецкий к мечети отъезжать,
Стал девчоночке- невольница,
Марусе, поповне Богуславке,
На руки ключи отдавать.
Тогда девчоночка- невольница,
Маруся, поповна Богуславка,
О хорошем заботится -
В темницу приходит,
Темницу отмыкает,
Всех казаков,
Бедных невольников,
На свободу выпускает
И слова молвит:
«Ой, казаки,
Вы, бедные невольники!
Скажу я вам, хорошо живите,
В города христианские бегите,
Только, прошу вас, одного города – Богуслава -
Не проходите,
Моему отцу и матери знать дайте:
А пусть мой отец хорошо живёт,
Земель, больших имений да не продаёт,
Больших сокровищ не собирает,
И пусть меня, девчушку- невольницу,
Марусю, поповну Богуславку,
С неволи не выкупает,
Ибо я потурчилась, побасурманилась
Для роскоши турецкой,
Для лакомства несчастного!»
Ой, освободи - можешь - нас, всех бедных невольников
С тяжкой неволи,
С веры басурманской,
На ясные звёзды,
На тихие воды,
В край весёлый,
В мир крещёный!
Выслушай, Боже, в просьбах искренних,
В несчастных молитвах -
Нас, бедных невольников.»
Свидетельство о публикации №118020306691