слепой джазовый музыкант Арт Тэйтум...
Биография
Артур «Арт» Тэйтум-младший (Arthur "Art" Tatum, Jr.) родился 13 октября 1908 года в Толедо, штат Огайо, США. Его отец, Артур Тэйтум- старший, был гитаристом и старшиной в пресвитерианской церкви, где его мать, Милдред Хоскинс, играла на фортепиано. Арт имел двух братьев, Карла и Арлин. С детства он страдал от катаракты, которая оставила его слепым на один глаз, а другой глаз еле видел. Множество хирургических процедур улучшили состояние одного глаза до такой степени, что он смог различать крупные предметы. Но зрение снова ухудшилось, когда Тэйтум подвергся нападению в 1930 году в возрасте 21 года.
Будучи вундеркиндом с абсолютным слухом, Арт Тэйтум учился играть на слух, выбирая церковные песнопения в возрасте до трех лет, мелодии с радио и копируя фортепианные записи на пластинках, которые имела его мать. Позже, в интервью «Голосу Америки», он опроверг распространенные слухи, что научился играть на пианино копированием записей, сделанных двумя пианистами. Арт разработал невероятно быстрый стиль игры, без потери точности. В детстве Тэйтум был также очень чувствительны к насройке пианино и настаивал, чтобы его часто настраивали. Кроме игры на пианино, Арт проявил невероятные умственные способности - он имел энциклопедическую память.
В 1925-м Татум пошёл в школу Columbus для слепых, где учился музыке и изучал азбуку Брайля. Впоследствии Арт обучался игре на фортепиано с Овертоном Г. Рейни либо в школе Джефферсона, либо школе музыки Толедо. Рейни, также имевший слабое зрение, вероятно, учили Тэйтума в классической традиции, без импровизации, и был обескуражен когда его ученик играл джаз. В 1927 году Тэйтум начал играть на радиостанции Toledo WSPD как «Артур Татум, слепой пианист из Толедо». Вскоре у Арта уже была своя программа. В возрасте 19 лет Тэйтум играл в клубе Bellmens. Слухи о невероятной игре молодого Тэйтума широко распространились и ведущие национальные исполнители, будучи в Толедо, в том числе Дюк Эллингтон (Duke Ellington), Луи Армстронг (Louis Armstrong), Джо Тернер (Joe Turner) и Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson), делали остановку, чтобы заглянуть в клуб и услышать «фортепианное явление».
Музыкальная карьера
Арт Тэйтум черпал вдохновение от пианистов Джеймса П. Джонсона (James P. Johnson) и Фэтса Уоллера (Fats Waller), которые были примером фортепианного стиля страйд, и от более "современного" Эрла Хайнса (Earl Hines), на шесть лет старше Тэйтума. Сам Арт упоминал Уоллера, как оказавшего наибольшее влияние, но, по словам пианиста Тедди Уилсона (Teddy Wilson) и саксофониста Эдди Бэйрфилда (Eddie Barefield), "любимым фортепианным джазовым музыкантом Art Tatum был Earl Hines. Он покупал все записи Эрла и импровизировал под них".
Одним из главных событий в стремительном взлете Тэйтума к успеху было его появление на конкурсе в 1933 году в баре Моргана в Нью-Йорке, с участием Уоллера, Джонсона и Вилли" Лео"Смита (Willie "The Lion" Smith). В конкурсе исполнялись стандарты "Harlem Strut" и "Carolina Shout" Джонсона, "Handful of Keys" Фэтса Уоллера. Тэйтум победил со своими аранжировками "Tea for Two" и "Tiger Rag", исполнение которых считается последним словом в страйдовом фортепиано. Джеймс П. Джонсон, потом вспоминая о дебюте Тэйтума, просто сказал: "Когда Татум сыграл Tea For Two ту ночь я предполагаю, что это был первый раз, когда я услышал, как это действительно надо играть". Дебют Тэйтума был историческим, потому что он переиграл элиту пианистов и возвестил о кончине эры страйда.
Арт Тэйтум работал сначала в Толедо и Кливленде, а потом в Нью-Йорке в клубе Onyx в течение нескольких месяцев. Он записал свои первые четыре сольных концерт на лэйбле Brunswick в марте 1933 г. Арт вернулся в Огайо и играл на американском Среднем Западе - Толедо, Кливленд, Детройт, Сент-Луис и Чикаго - в середине 1930-х годов и играл на радио Флейшман в часовой программе при участии Руди Валле в 1935 году. Тэйтум также играл в Three Deuces в Чикаго и в Лос-Анджелесе играл в Трокадеро, Paramount и клубе Alabam. В 1937 году он вернулся в Нью-Йорк, где выступал в клубах и играл в национальных радиопрограммах. В следующем году Тэйтум выступил перед королевой Марией в Англии, где он гастролировал, играл в течение трех месяцев в клубе Ciro у бэндлидера Амброуза. В конце 1930-х годов он вернулся в США, чтобы играть и записываться в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
1940-е
В 1941 Арт Тэйтум записал две сессии для Decca Records с певцом Биг Джо Тёрнером (Big Joe Turner), первая из которых включала "Wee Wee Baby Blues", которая достигла национальной популярности. Два года спустя Татум занял первое место джазовой популярности в опросе Esquire Magazine. Тэйтум сформировал трио в 1943 году вместе с гитаристом Тини Граймсом (Tiny Grimes) и басистом Слэмом Стюартом (Slam Stewart), абсолютный слух которого позволял ему следовать за Артом. Тэйтум записывался с трио на протяжении почти двух лет, но оставил формат трио в 1945 году и вернулся к сольной работе на фортепиано. Хотя Арта боготворили многие джазовые музыканты, его популярность исчезла в середине-конце сороковых годов с появлением бибопа - движения, которое Тэйтум не принимал.
В последние два года своей жизни, Тэйтум регулярно играл в Keyboard Lounge Бейкера в Детройте, в том числе своё последнее публичное выступление в апреле 1956 года.
Смерть
Art Tatum умер 5 ноября 1956 года в медицинском центре в Лос-Анджелесе, Калифорния, от осложнений уремии (в результате почечной недостаточности).
Стиль и техника
Когда Арт начинал свою карьеру, он, естественно, не мог обойти стороной манеру страйд. Он сам признавал: «Фэтс - вот мой учитель. И вряд ли есть лучший образец, чем его игра». Страйд явно наложил отпечаток на его ранние записи. В частности, он прослеживается в четырех сольных пьесах, записанных в 1953 году. Так, как Art Tatum сыграл начало пьесы «Tea for Two» (за исключением быстрой смены тональностей в двенадцатом такте), мог сыграть и Уоллер. Остальная часть пьесы выдержана целиком в самобытной манере Тэйтума. Он уже использует арпеджио и другие пассажи, стремительно перекатывающиеся вверх и вниз по клавиатуре и ставшие потом отличительной чертой его стиля. Встречаются, правда, и угловатые фразы, неожиданно прерываемые на полпути совершенно другой, встречной фигурой. Эти «рваные» фигуры не столь фрагментарны, как у Эрла Хэйнса. Там, где Хэйнс прерывал фразу новой фигурой, а затем, не закончив ее, начинал третью, Тэйтум обычно давал новой фигуре развиться до конца. Это существенно отличает его стиль от стиля Хэйнса, влияния которого Арт не мог избежать в юности.
Пианизм Тэйтума развивался в одном направлении - от страйда к собственному стилю - иногда эксцентричному, изобилующему пассажами, арпеджио и неожиданными переходами в отдаленные тональности. Последнее новшество особенно заинтересовало боперов. Со временем он в своей игре все чаще и чаще внезапно переносил мелодическую линию в другую тональность, иногда лишь на полтона отличавшуюся от начальной. Иногда он менял тональность даже в пределах одного такта.
Смена тональности - это яркий прием. Теоретически он призван подчеркнуть новый музыкальный период. Но частые короткие модуляции Тэйтума служат иной цели. Они усиливают колорит музыки, удивляют, заставляют на какой-то момент вспыхивать ярким блеском фрагмент музыкальной ткани. Кроме того, ему нравилось подменять стандартные аккорды, к которым привыкли исполнители на духовых инструментах, аккордами новыми, непривычными. (Следует отметить, что во многих произведениях аккорды, традиционно используемые музыкантами, могут отличаться от тех, что обозначены в нотах.) Порой он исполнял целую серию аккордов, полностью отличавшихся от первоначальной гармонической структуры композиции, но логически связанных друг с другом и в определенный момент возвращавших его к основной мелодии.
В целом Арт Тэйтум не просто импровизировал на определенной гармонической основе, как это было принято в джазовой практике. Он перекраивал всю гармоническую структуру мелодии. Его способность обрамлять мелодию последовательностями нестандартных аккордов без искажения мелодической линии изумляла его коллег. К 1933 году, когда Тэйтум сделал свои первые записи, он был непревзойденным мастером джазовой гармонии.
Но совершенное владение гармонией - это лишь часть его возможностей. Он обладал фантастической техникой, повергавшей всех в изумление. Он мог исполнять пассажи двойных тонов и сложные арпеджио в темпах, доселе неведомых в джазе, и делал это легко, элегантно, без малейшего напряжения. Среди его первых записей есть пьеса «Tiger Rag», которая исполняется в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Мало кто из джазовых пианистов мог выдержать этот темп, а Тэйтум практически не допускает отклонений от него. В 1949 году на концерте он сыграл композицию «I Know That You Know» в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту - это означает, что в некоторые моменты играл до тысячи тонов в минуту! И это не было для Тэйтума упражнением в скорости: налицо были представлены все характерные черты его стиля. Просто он играл быстрее других джазовых пианистов.
Вне работы
После очередного выступления в клубе, Арт Тэйтум приходил в нерабочие часы в клубы, чтобы пообщаться с другими музыкантами, играли друг для друга. Биограф Джеймс Лестер отмечает, что Тэйтум любил слушать других пианистов и предпочитал играть последним. Он часто играл часами до рассвета, в ущерб своей семейной жизни. Арт, как говорили, был более спонтанным и творческим в той свободной форме ночных сессий, чем во время запланированных выступлений. Свидетельство тому можно найти в 20th Century Piano Genius, эта запись состоит из 40 мелодий, записанных на частных вечеринках в доме голливудского музыкального руководителя Ray Heindorf в 1950 и 1955 гг.
Арт Тэйтум был глубоко скрытным человеком. Даже самые близкие люди говорили, что мало знают его. Он редко критиковал других, был трудолюбив, уступчив, глубоко предан музыке, его любили и уважали коллеги. Он обладал удивительной работоспособностью: мог с небольшими перерывами играть два дня подряд. Трудно поверить, но даже в 50-х годах он регулярно играл гаммы и упражнения, чтобы поддерживать в рабочем состоянии свою феноменальную технику. Иными словами, для Тэйтума не было различия между музыкой и жизнью - для него они составляли единое целое.
Работа в группе
Арт Тэйтум, как правило, работал и записывался без сопровождения, отчасти потому, что сравнительно немногие музыканты могли идти в ногу с быстрыми темпами его и передовыми гармоническими фразами. Другие музыканты выражали недоумение и поражались, выступая с Артом. Барабанщик Джо Джонс (Jo Jones), который записал в 1956 году три сессии с Тэйтумом и басистом Рэдом Каллендером (Red Callender) рассказывал «я даже не играл на этой сессии [...] все, что я делал - просто слушал. Я имею в виду, что я могу добавить? [...] Я чувствовал, что моя проклятая барабанная установка на огне». Кларнетист Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco) сказал, что играть с Тэйтумом был"как погоня за поездом". Сам Арт говорил о себе:"группа мешает мне".
Тэйтум не легко адаптировался или терпел других музыкантов в ансамбле. В начале своей карьеры он был обязан сдерживать себя, когда он работал аккомпаниатором для вокалиста Аделаиды Холл (Adelaide Hall) в 1932-33 гг. Может быть, потому, что Татум считает, что существует ограниченная аудитория для фортепианоного соло, он сформировал трио в 1943 году – меньше музыкального ансамбля просто не существует. Позже он записывался с другими музыкантами, в том числе заметные сессии 1944 года Esquire Jazz All-Stars, которая включала Луи Армстронга, Билли Холидей (Billie Holiday) и других звёзд джаза, на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке. Он также записал памятную групповую сессию для Нормана Granz в середине 1950-х годов.
Репертуар
Репертуар Тэйтума состоял в основном из музыки Great American Songbook - Tin Pan Alley, Broadway и другой популярной музыки 20-х, 30-х и 40-х. Он играл собственные обработки нескольких классических фортепианных пьес, а также, наиболее известный Humoresque no. 7 Дворжака и "Элегия" Массне. Эти интерпретации являются непревзойденными в концепции и изобретательности. Хотя Арт не был известен как композитор, его версии мелодий были настолько оригинальны, чтобы граничили с композициями.
Вне конкуренции
Фортепианный джазовый Mainstream пошёл в другом направлении, чем пионер Тэйтум. Тем не менее, транскрипции Татум популярны и часто практикуются. Но, может быть, потому что его игру было настолько трудно скопировать, только горстка музыкантов - таких как Оскар Питерсон (Oscar Peterson), Джонни Коста (Johnny Costa), Джонни Гварнери (Johnny Guarnieri), Адам Макович (Adam Makowicz), Лютер G. Уильямс (Luther G. Williams), Стивен Майер (Steven Mayer) и Кристофер Джордан (Christopher Jordan), и, за пределами обычного списка джазовых пианистов, Андре Превин (Andre Previn)- пытались подражать или серьезно оспаривать Тэйтума. Несмотря на то, Бад Пауэлл (Bud Powell) из движения бибоп, с его плодовитым и захватывающий стилем, указывал на влияние Тэйтума.
Великий русский композитор Сергей Рахманинов, говорят, как-то попытался сыграть одну из тэйтумовских пьес, но, не доиграв, отодвинулся от рояля: нет, сказл он, Тэйтум сыграет лучше. О нем с восторгом говорил еще один великий русский - пианист Владимир Горовиц, который ходил на концерты Тэйтума, а уж дождаться от сардоничного и циничного Горовица похвалы было не то что непросто - практически нереально.
Он не просто бил по клавишам невероятно быстро, не теряя мелодической линии. Он обрамлял ее нестандартными, но очень интересными аккордами, да еще и с необыкновенной легкостью. И это при невероятном по тому времени темпе - в 1949-м он сыграл пьесу I Know That You Know в темпе 450 bpm, не упражняясь при этом в скорости.
Записи
Арт Тэйтум делал коммерческие записи с 1932 года почти до самой смерти. Хотя возможности для записи были не всегда в большей части его карьеры в связи с его сольными выступлениями, Арт оставил множество записей. Он записывал для Decca (1934-41), Capitol (1949, 1952) и для лэйблов, связанных с Норманом Гранцем (1953-56). Тэйтум продемонстрировал замечательную память, когда записал 68 сольных треков для Нормана Гранца в течение двух дней, и все, кроме трех треков в один дубль. Он также записался с рядом групп, среди прочих, Бен Уэбстер (Ben Webster), Джо Джонс, Бадди ДеФранко, Бенни Картер (Benny Carter), Гарри Свит Эдисон (Harry Sweets Edison), Рой Элдридж (Roy Eldridge) и Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton).
***
слепой музыкант
был бы талант
в нотах он жил
их он ловил и отдавал
импровизировал,классно играл...
Свидетельство о публикации №118020305358