о рецензиях
Прошу дополнить статью советами, которые могли бы помочь в данном направлении (важно Ваше мнение)
Отдельный вопрос (исходя из Вашего опыта):
Нужны ли такого рода рецензии жителям нашего сайта?
------------------------------------------------------
http://www.stihi.ru/2016/10/11/4462 (ссылка на статью)
Статья:
Человек, именуемый поэтом, пришёл на сайт и выложил свою работу.
Думаю, его преследует желание не только "пожать лавры", но и услышать критику, конструктивную критику о своей работе.
Может эта выдержка , взятая с другого ресурса (да простят мне их авторы)сможет помочь.
Написание рецензии на стихотворение - процесс индивидуальный.
Тем не менее, есть несколько составляющих, которых стоит придерживаться.
1. Техника написания.
Здесь обратите внимание на рифмовку и ритмику.
-----------
a. Что бы не говорили, стихотворение, в котором есть рифма - а тем более красивая, неожиданная - доставляет удовольствие и просто читателю, и рецензенту.
Указывайте автору на
- слабые или избитые рифмы,
- на обилие глагольных рифм, чем грешат все начписы.
Каждый случай такой рифмы не преступление, но если стихотворение состоит только из них - это плохо.
Не стесняйтесь предлагать свои варианты рифмовки.
-----------
b. Не менее важно прочесть произведение без запинки, на одном дыхании.
Ритм - это база стихосложения, то, что отличает стихи от прозы.
Начинающему рецензенту будет достаточно подсчитать количество слогов в рифмующихся строках.
Более продвинутые будут оперировать стопами.
Самые опытные рассмотрят строку - наиболее важную самостоятельную ритмическую единицу.
Лучше всего действовать наглядно - привести схему стиха, то есть чередование ударных и безударных слогов.
Если каждая строка будет разбита на слоги, сразу выявятся все огрехи.
И снова: подскажите автору как переделать ту или иную строку.
Часто использование инверсии решает проблему ритма. Однако, не стоит слишком увлекаться и этим приемом. Поскольку мы все здесь учимся, такой процесс принесет пользу и автору, и читателям.
Указывайте автору на несовпадение ритмического ударения со словарным, если таковое имеет место.
2. Следующим важным условием хорошего произведения является язык стихотворения.
Применение автором литературных приемов, тропов, риторических и стилистических фигур обогащает его творение, заставляет читателя задуматься.
Излишне говорить, что рецензент должен как минимум понимать эти термины.
Определите, не использует ли автор стилизацию, и нет ли слов, выпадающих из оборотов речи, характерных для данного стиля.
3. Если рецензент чувствует себя достаточно уверенным в области грамматики, пусть укажет на ошибки, хотя в случае пунктуационных неточностей, можно попасть впросак.
Лучше всего позвать на помощь стражей грамматики.
4. После того, как вы "разобрались" с начинающим автором, отвлекитесь от всего, что наговорили и постарайтесь определит:
- какую мысль автор хотел донести до читателя,
- для чего было написано стихотворение,
- посмотрите, соответствует ли его смысл названию,
- соблюдается ли какой-либо логический ряд от начала и до конца произведения - то, что в прозе называется сюжетом,
- попытайтесь найти сильные стороны стихотворения, увидеть индивидуальность автора, сравнить, по возможности, его творчество с произведениями известных поэтов.
-----------------------------------------------------------
* * *
Тебе хочется плакать?
Милая, мы все еще живы,
Несмотря на сообщения спутников -
Глупых метеоспутников
С глупыми именами...
Начинаем атаку!
С Луны к нам спешат приливы,
Забираются в мокрые тапочки...
Загораются первые лампочки
Между нами...
Тебе хочется смерти?
Милая, я все еще рядом...
Несмотря на нестойкую психику,
Принимать спазмолитики
Еще слишком рано...
Между первой и третьей
Баллистические снаряды
По касательной рвутся выше...
Звезды так же спокойно дышат
Нам на раны...
Тебе хочется верить
В то, что мы все еще живы,
Несмотря на сообщения датчиков -
Глупых нательных датчиков?
Три разряда
Перед нами открыли двери.
И за ними - всегда приливы!
И всегда только лето!
И не действуют пистолеты!
Ты не рада?!(с)
Рецензировать такие стихи всегда нелегко, потому что они опираются на авторские ассоциации.
Читатель же чаще всего не воспринимает авторских связей и видит в стихах свое - личное, или не видит ничего и отправляет стихи в корзину.
Но, на мой взгляд, всякое произведение имеет право на жизнь.
Надо дать ему этот шанс – быть прочитанным.
Замечу, с первого раза стихи мне не очень понравились по той причине, что я отдаю предпочтение классическим формам стихосложения, но не отрицаю и с удовольствием знакомлюсь с новаторскими произведениями.
Хотя можно ли здесь говорить о новаторстве?
Такие формы используются поэтами уже давно.
Я согласна с челябинской поэтессой Ниной Ягодинцевой в том, что просторы классической поэзии давно освоены.
- Не то чтобы они освоены отдельными авторами, а в принципе освоены, - пишет Н. Ягодинцева.
Чтобы не топтаться на месте, надо идти вперед, экспериментировать, находить что-то новое – не использованное никем прежде.
Мне кажется, что автор рецензируемого стихотворения сделал такую попытку, и хочется похвалить его за это, но завершился эксперимент, с моей точки зрения, не совсем удачно.
В чем же дело?
Я понимаю, что формальные критики, которые обычно:
- считают слоги в строках,
- определяют стихотворный размер и точность рифмы,
- следят за соблюдением всех норм стихосложения, в этом случае оказались не у дел.
Можно было бы заняться ритмом стихотворения. Кстати, ритм как раз и является первым китом стихосложения, а не рифма, как многие думают.
Мне кажется, ритм соблюден в строфах, хотя могу и ошибиться. Я не приверженница дотошного подсчета ударных и безударных слогов.
И рифма в стихотворении присутствует, правда не везде и часто довольно слабая:
Живы – приливы, тапочки – лампочки, именами – между нами, рядом – снаряды, выше – дышат, разряда – не рада, рано – раны, лето – пистолеты - это разного рода рифмы.
Но спутников – метеоспутников, психику – спазмалитики, датчиков – датчиков - рифмами назвать сложно.
Хотя в поэзии имеет место прием использования омонимов как рифмы.
Не могу на память воспроизвести, но что-то вроде:
Станет небо голубей,
Если стая голубей
Взмоет вверх…
Но даже невооруженным глазом видно, насколько отличаются эти образцы.
Показалось даже, что повторы в стихе притянуты искусственно, чтобы выровнять количество строк.
В последнем десятистишии (весьма оригинальная форма и редкая) я бы могла оправдать двойное использование слова «датчики» авторским замыслом, но тогда получается, что и в первом десятистишии та же ситуация. Тем не менее, на меня это не произвело должного впечатления.
Кстати, мне показалось, что стихи написаны не новичком.
Немного озадачили эпитеты: тапочки почему-то мокрые от лунных приливов, а использование эпитета «глупые» трижды несколько утомило и, на мой взгляд, применительно к именам или названиям спутников - еще туда-сюда, но к самим спутникам – не очень подходит.
Особой метафоричности я в стихотворении не нашла, разве только -
«Звезды…. Дышат нам на раны», да эти самые мокрые тапочки.
Может быть, по замыслу автора, все стихотворение – это одна большая метафора?
Не могу поручиться.
Сначала подумалось, что поэт ассоциирует с войной страсть, взрывающуюся в героях, как снаряды или баллистические ракеты.
Параллель между отношениями полов и военными действиями не нова, но автор разворачивает сюжет стихотворения в другом направлении и, читатель (т.е. я) начинает размышлять о том, что же на самом деле с героями происходит.
Последнее десятистишие изменило мое представление, мне пришло в голову, что герои погибли от ракетных залпов, тем более что речь к тому же идет о смерти во втором десятистишии, и о потустороннем мире - в третьем. И это логично.
- А причем же здесь лампочки? Может, это биороботы? Тогда откуда спазмалитики?
Их я пристроить никуда не смогла.
Почему-то вспомнилось название фильма-катастрофы «2012 год»
Даже поразмыслив над стихотворением, так и не смогла определиться, что же предполагал автор, а отражения своих переживаний я там не нашла.
Только первые две строчки первоначально резанули по нервам… до спутников, а потом сюжет свернул не в мою сторону
Тебе хочется плакать?
Милая, мы все еще живы,
Несмотря на…
Мне бы хотелось прочесть::
Тебе хочется плакать?
Милая, мы все еще живы,
вопреки обидам, подозрениям и сомнениям…
Назло сплетникам, злопыхателям и завистникам…
Мы все еще живы, но мир наш уже расколот,
И трещина становится все шире и выпускает воздух
Но это уже другая тема…
Можно было бы не замечать всех тех мест, о которых я пишу в рецензии.
Но тогда надо назвать стихотворение идеальным.
Думается, что все со мной согласятся: от идеала эти строки далеки. Следовательно, есть этому свои причины,
Не хотелось, чтобы кто-то решил, что стихи совсем уж никуда негодные, но, к сожалению, оказались не «моими», поэтому два других произведения я рецензировать не взялась.
http://www.stihi.ru/avtor/fedoraloginov
© Copyright: Сбгева, 2016
Свидетельство о публикации №116101104462 Наталия Уралова
Свидетельство о публикации №118020304649
Дополнение для добравшихся:
Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).
Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке.
Стремление к объективности рецензии определяет и особенности ее стиля. Ему противопоказана излишняя эмоциональность, использование острой лексики, грубых сравнений и т.п. Объективность рецензии обеспечивается ее доказательностью. Автору рецензии необходимо обосновывать свое отношение к ее предмету, и здесь аргументами служат факты – цитаты из литературного произведения, указание на стиль, форму, лексику, рифму т.д.
Виды рецензий
1) Развернутая аннотация - в ней раскрывается содержание произведения, особенности композиции;
2) Небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера) - в ней рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
3) Эссе - в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
4) Авторецензия - излагается взгляд автора на свое произведение;
5) Обзор (обозрение) - рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединенных по тематическому, сюжетному, хронологическому или другому признаку.
Уровни рецензий:
1. Рецензия одного произведения вне связи с творчеством писателя;
2. Рецензия произведения в контексте творчества писателя;
3. Рецензия произведения в контексте литературного процесса эпохи.
Рецензия первого уровня даёт возможность оценить своеобразие конкретного литературного произведения, выявить его достоинства и недостатки.
Рецензия второго уровня позволяет проследить рост мастерства писателя, изменение его художественной манеры, осмыслить творческие искания на определенном этапе его литературной деятельности.
Рецензия третьего уровня позволяет увидеть самобытность писателя в освоении и разрешении актуальных тем и проблем эпохи, выявить традиционное и новаторское в его творчестве, оценить место писателя в литературном процессе.
План написания рецензии
Рецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты:
1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания;
2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление);
3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия;
— анализ его формы и содержания;
— особенности композиции;
— мастерство автора в изображении героев;
— индивидуальный стиль писателя.
4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии;
— актуальность тематики произведения.
Советы как писать рецензию
• В рецензии следует рассматривать качество написания художественного произведения - занимательность сюжета, соответствие речи автора и героев жанру произведения;
• На всём протяжении тон изложения авторской речи должен быть однородным - он может быть назидательным, познавательным, весёлым;
• В рецензии обязательно надо отметить все грамматические ошибки - это пойдёт на пользу автору;
• Обязательно следует отметить удачи и художественные находки автора - это стимулирует автора к работе над новыми произведениями;
• В рецензии можно отражать чувства рецензента, вызванные прочтением произведения;
• Излагайте подробно и обосновано. Рецензия - не комментарий, где можно написать: «Обожаю!», «Это пять», «Отлично!» и т.п.;
• Рецензия не должна содержать ненормативную лексику, призывать к насилию, распрям.
Типичные ошибки в написании рецензии
• Подмена анализа и интерпретации произведения пересказом;
• Подмена рецензии комментарием или отзывом;
• Отсутствие аргументации;
• Фамильярное именование автора произведения по имени-отчеству;
• «Оригинальничанье» в ущерб содержанию и логике работы;
• Неясность позиции рецензента;
• Перегруженность рецензии второстепенными деталями (в частности, биографическими и историческими сведениями, которые не становятся опорными точками анализа произведения);
• Преобладание в анализе произведения идейно-тематических характеристик текста в ущерб вниманию к его эстетической стороне;
• Неграмотное или формальное использование понятий теории литературы, литературоведческих терминов.
Князев Дмитрий Юрьевич 03.02.2018 12:02 Заявить о нарушении