джаз уникальное явление в мировой культуре...

Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник.

Характерные особенности джаза


Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:

Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
Ритмичная пульсация музыки – бит.
Комплекс отклонения от бита – свинг.
Постоянная импровизация в композициях.
Богатство гармоник, ритмов и тембров.
Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:

Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.
В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.


Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)

Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру. Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно).

Новый Орлеан (1910—1920-е)

Классический джаз появился в начале ХХ века в южных штатах Америки, а конкретно – в Новом Орлеане (что логично, ведь именно на юге была распространена работорговля).
Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы. Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер. Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт.

Чикаго (1910—1920-е)

В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.


Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)

Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.


Бибоп (1940-е)

Отход свинга от традиций раннего джаза и, в частности, классических африканских мелодий и стилей, вызвал недовольство в среде знатоков истории. Биг-бэндам и свинговым исполнителям, все больше работавшим на публику, начала противопоставляться джазовая музыка маленьких ансамблей чернокожих музыкантов. Экспериментаторы ввели сверхбыстрые мелодии, вернули долгую импровизацию, сложные ритмы, виртуозное владение сольным инструментом. Новый стиль, позиционировавший себя как эксклюзивный, стали называть бибоп. Иконами данного периода стали эпатажные джазовые музыканты: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Бунт чернокожих американцев против коммерциализации джаза, стремление вернуть этой музыке камерность и уникальность стали ключевой точкой. С этого момента и от этого стиля начинается отсчет истории современного джаза. В это же время в малые оркестры приходят и руководители биг-бэндов, желающие отдохнуть от больших залов. В ансамблях под названием комбо такие музыканты придерживались свинговой манеры, но получали свободу для импровизации.



Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.



Свободная музыка (1960-е – наше время)

После «джазового Ренессанса» в середине 1950-х годов, когда данный стиль сравнялся с прочими стилями музыки, произошло своеобразное освобождение джаза. Проводились эксперименты по поиску новых импровизаций, появились новые жанры (фьюжн – совмещение с рок-музыкой – джаз-рок и поп-музыкой – джаз-поп, фри-джаз – отказ от регуляции тона и ритма). Творцами новой музыки стали Орнетт Коулман, Сесил Тэйлор, Пат Метэни, Уэйн Шортер, Ли Райтнаур. Развивался джаз и в СССР, а после – в СНГ, где главными представителями были Валентин Парнах (создатель первого оркестра в стране), Александр Варламов, Олег Лундстрем, Константин Орбелян. В современном мире продолжаются подобные эксперименты в джазовой музыке, создается совершенно новая стилистика при вкраплении новых культур и смешении с другими стилями. Сейчас развиваются такие таланты, как Мэтс Густафсон, Эван Паркер, Бенни Грин, Чик Кориа, Элвин Джонс.

                ***

                всё началось с рейгтайма
                негры зажигали
                о,как они плясали
                американцы в шоке
                берут они уроки
                без джаза жить уже нельзя
                вы понимаете,друзья
                Чик Кориа сегодня на плаву
                и Эван Паркер
                по морю джаза я плыву
                о, как мне жарко...
               


Рецензии
Эллен,большое спасибо за столь интересный рассказ о джазовой музыке и о американских джазовых музыкантах.Но хочу добавить,что и в бывшем СССР, и в современной России,блистали и покоряли своей игрой немало талантливых,джазовых исполнителей.
Назову здесь только несколько из множества великолепных музыкантов:
Георгий Гаранян,Алексей Козлов,Игорь Бриль,Вячеслав Ганелин,Борис Рычков, и это только вершина айсберга.
Вспоминаю их с большим чувством благодарности за то удовольствие, которое они дарили любителям джаза

Борис Зарубинский   03.02.2018 17:17     Заявить о нарушении
Мерси,Борис,за эту информации.

***

а вот цитаты известных людей о джазе
«Джаз — это музыка для знатоков, я бы даже сказал, для избранных"
Владимир Познер, российский журналист

***
«Джаз прибыл в Америку три века назад в оковах"
Пол Уайтмен, американский джазовый скрипач

***

«Джазовая музыка — это освобождение"
Франсуаза Саган, французская писательница
***

«В чем главное различие между классической музыкой и джазом? В классической музыке музыкальное сочинение важнее, чем его исполнение, а в джазе наоборот"
Андре Превен, немецкий композитор
***

«Джаз — это ужасный реванш негритянской культуры над европейской"
Игнаций Падеревский, польский пианист

**8

«Так что у меня тут джаз. То есть музыка для тех, кто отлюбил!"
Евгений Гришковец, российский писатель

***

«Если ты не знаешь, что это, значит — это джаз"
Алессандро Барикко, итальянский писатель
***

«Подлинный джаз — искусство самовыражения. Самовыражения одновременно личности и нации"
Сергей Довлатов, писатель

***

«Лучше поварского дела только хороший джаз и долгий секс»
Януш Вишневский, польский писатель

Эллен Бали   03.02.2018 18:36   Заявить о нарушении
Сравнение джазовых композиций с долгим сексом вполне легитимно.
Не сказал бы, что одно заменяет другое,но очень хорошо дополняют:)))

Борис Зарубинский   03.02.2018 18:45   Заявить о нарушении
джаз музыка для
знатоков
так будь готов
включи и наслаждайся
а хочешь,сексом занимайся...


Эллен Бали   03.02.2018 18:52   Заявить о нарушении