И да, и нет
Игорь Стравинский. Хроника моей жизни.
Но жить прошлым разве не может быть настоящим и быть устремлённым в будущее также...?????
Может не надо противопоставлять одно другому таким образом, а скорее говорить о расширении своего настоящего - когда прошлое и будущее не отсекаются., а присутствуют и значит есть объём у твоего "настоящего", а не одна лишь сиюминутность дня.
Ну что-то наподобие - не прошлое, которое уже схлынуло и не будущее там вообще, отсылающие туда, неизвестно куда от меня сегодняшнего, а скажем "до сих пор актуальное прошлое", ну например, которое болит, или будущее, которое зовёт и собирает меня прямо сегодня как открытый простор.
Вот эта вот "истина сегодняшнего дня" - каким образом она предполагает моё такое прошлое и моё такое будущее?
Ну да, есть линейка назад за мою спину, называемая прошлым и я действительно не хочу её знать, это календарные дни, и есть такая же линейка вперёд и я туда же хочу её послать с большой радостью. Вот Стравинский и посылает. Но тут ещё не всё решено. Потому что кроме календарных дней, я сам существо - "вечно прошлое" и "вечно будущее". Это же как себя надо собрать из того и из другого в истину сегодняшнего дня, чтобы она была истиной? Возможно, сие под силу одному лишь Богу? Ни за кем не тянутся хвосты, ни над кем не насмехается судьба? Собственное повторение? Как я покидаю самого себя, если нет веяния будущего?
Когда Данте идёт вслед за своей Беатриче, а Петрарка до конца дней славит Лауру - живут ли они истиной настоящего дня? В таком смысле я приму эту истину и со всем соглашусь, но никак не меньше. А воображение художника или поэта - не из прошлого ли, не из будущего? Стоит ли бояться того и другого как огня? Моё настоящее подвижно и движется куда хочет, и двигаясь назад в прошлое, оно не менее идёт вперёд, чем простираясь в будущее напрямую. И в будущее устремляясь, не образуем ли мы возможность вернуться назад, на новом витке плодотворного воспоминания и возвращения?
Познавать - вспоминать, это Платон. Развиваться - это приближаться к своему детству и корням для нового рождения?
Я сам есть истина сегодняшнего дня. Значит, обратившись к своему прошлому, я волен сделать его истиной, как Пруст в своём романе "В поисках утраченного времени", или же волен считать, что там лишь дата моего рождения и прочих "знаменательных" событий, которые "прошли"...
Вообще, строго говоря, истиной сегодняшнего дня живёт только животное. Оно просыпается и живёт "текучим моментом", не зная ни того, что это момент, ни того, что оно инстинктивно придерживается его "истины", то есть воспринимаемого положения дел. Человек же по своему существу - всегда некоторый объём и прошлого, и будущего - находящийся прямо в "здесь" и "сейчас", в противном случае, он бы и человеком не мог быть. Значит, прошлое и будущее "извечно" и неотделимо в нас присутствуют, хотя бы в бессознательном виде, не улавливаемом нами, мы всегда во времени "стоим", сколько бы не мерещилось нам обратное. Но ведь зачастую они присутствуют и прямо в сознании. Ошибка ли это? И не следует ли нам избавляться от всех этих мыслей о непонятно каком будущем и непонятно куда ушедшем прошлом? Нет, это не ошибка, это человечность, как она есть сама по себе, как мы уже сказали, и в ней нет никакой ошибки, наоборот, есть единственная правда. Ошибки же наши всегда возникают в конкретике, то есть в целом, как люди вообще, мы не ошибаемся когда думаем об этом. А конкретно ошибаемся очень часто и вот в чём - мы берём и прошлое, и будущее, в основном как внешние для нас субстанции, а в таком виде, они действительно чужды человеку. Мы "приставляем" их к тому, что происходит с нами сейчас - извне и каким-то формальным внешним образом. Но будучи не нашим "органическим" будущим - будущим, не произведённым нами самими, "отчуждённое будущее" является такой страшной силой, которое способно убивать наповал. Приведу пример. В восточных байках про Ходжу Насреддина есть отлично подходящий эпизод - когда молодую девчушку посылают принести из подвала масло, а она что-то долго не идёт. И час проходит, и два, а её всё нет. Тогда за ней идут родители и видят, что девушка сидит и плачет. Думают, что же с ней случилось? А девочка им и говорит: вот подумала я - вырасту большой, выйду замуж, нарожаю детишек, пойду им масла приносить в подвал, поскользнусь на ступеньках и убьюсь, а детишки сиротами останутся. И давай дальше рыдать...
Вот такая, казалось бы, на наш первый взгляд глупая байка, и очень, очень глупая девушка. Но если мы посмотрим на эту байку символично и отвлечёмся от её намеренной, чтобы и последнему дураку было понятно о чём идёт речь, утрированности, то мы обнаружим, что сами не раз и не два, оказывались в положении этой девушки. Как часто человек хочет что-то сделать, но представления о будущем, о том, что у него ничего не получится и всё только смеяться будут, останавливает его и он не решается. Нас останавливают страхи, возможности стыда, картины собственных неудач - и всё это, представьте себе, нас останавливает из будущего. Ведь мы забегаем в будущее при этом, вживаемся в него, и затем этим будущим себя тормозим.
И точно такие же, подобные ужасные отношения у нас могут быть и с прошлым. С тем, что прошло, и уже больше не наше. С тем, которое мы не ощущаем больше "родным", но оно всё равно есть, и оказывает на нас отчуждённое влияние. К сожалению, мы редко и мало анализируем самих себя, иначе мы бы быстро увидели как часто бывает, что прошлое держит нас в плену, а будущее нас пугает.
Вот против таких довлеющих над человеком сил прошлого и сил будущего, очевидно, и высказался Стравинский, и его высказывание может найти в наших сердцах горячий отклик, ведь мы хотим быть свободными, а не притеснёнными тем, что называется временем в самом общем смысле слова. Бросить клич: освободись, от держащего тебя в плену прошлого и не бойся будущего и живи сейчас! - конечно здорово! Однако... Восприняв этот клич, мы тут же спешим наделать теперь глупости иного рода - выбросить любое прошлое, любые мысли о нём и любое будущее, и заниматься в основном тем, что у нас перед носом. Так через пламенный призыв и вроде бы верную установку - мы мельчаем. Поскольку выход заключается не в том, чтобы навсегда отсечь от себя и прошлое, и будущее, а чтобы они были твоими. Как сказал бы Хайдеггер - чтобы вы ни взяли - прошлое ли, будущее ли, или же настоящее - если вы его правильно возьмёте, то получите и остальные две позиции времени. Правильно взятое будущее "возрождает" и прошлое, и настоящее. И верно обретённое прошлое тут же "родит" вам настоящее и будущее. Они друг без друга не ходят, и потому, некоторым образом бессмысленно говорить - что нужно жить лишь настоящим, истиной настоящего дня. Можно жить и прошлым и при этом быть великим и свободным человеком, как жили многие гениальные умы нашим историческим прошлым, и как Пруст, опять же, жил своим личным, индивидуальным прошлым. Можно жить и будущим, а ощущать вечность - то есть целокупное время, а не наше обрывочное. Не кусок сейчас, а время как всё... Время как и прошлое, и настоящее, и будущее - вместе. А это и есть вечность. Не обязательно брать настоящее, можно взять и прошлое, и будущее, но - по-настоящему(вот такой вот словесный пассаж). Тут главное не ЧТО мы берём, а качество того, КАК мы берём. Какую бы часть, в проекции вперёд или же назад мы ни взяли, она будет сразу же и двумя остальными частями времени. Ты только ухвати хотя бы одну за хвост...
Почему мы всегда попадаем в рабство по отношению к прошлому и будущему(а значит находимся в рабстве и в настоящем - не стоит обманывать себя)? Потому что нам не хватает сил взять их подлинным, совершенным, человеческим образом, а не как чуждые нам, нейтральные субстанции. И мы не направляем наше внимание на нашу неспособность, а глупо обижаемся потом на время - будь оно будущим либо настоящим. Мы хотим что-нибудь вытворить с ним и что-нибудь отсечь, чтобы нам легче было с ним управляться. И сами себя ещё больше загоняем в безнадёжные тупики времени. Потому что время не любит "усечений".
Когда же приходит вечность, нельзя ошибиться - это другое состояние. Она организует все свои проекции "органическим образом" - как языки пламени или единые "экстазы" по Хайдеггеру. В соответствии с пониманием Хайдеггера, прошлое - всего лишь один "экстаз" времени(ещё точнее вечности),в который оно впадает, и также настоящее - другой "экстаз", и будущее - третий. Как языки одного пламени. Когда "экстазы" едины - время стоит. Оно не движется или же движется по кругу и мы говорим - момент вечности, и даже способны иногда его переживать.
Свидетельство о публикации №118013112302