Не осуждайте
Христос и грешница. В. Поленов. 1888.
Очень прошу вас: не осуждайте никого, это самый легкий способ не быть осужденным в будущем веке.
Из писем игумена Никона (Воробьёва)
Все мы хорошо знаем евангельскую заповедь не осуждать. Но как показывает опыт нашей жизни, именно ее мы чаще всего и нарушаем. Наше внимание и духовный взор постоянно обращены на жизнь других людей и их поступки. Меньше всего мы хотим строго и внимательно наблюдать за собой. Замечено, что ошибки других людей мы воспринимаем с позиции судей, а свои собственные прегрешения – всегда как адвокаты. Интересней оценивать поведение ближних и их судить – этим живет не только большинство неверующих людей, но и многие из нас.
Приведу пример. На исповедь к священнику стоят люди – самые разные. Большинство взрослые, но есть и немного молодых. После пожилой женщины, которую батюшка довольно быстро исповедовал, подходит молодая симпатичная девушка. С ней священник общается намного дольше. У людей в очереди возникает естественная реакция: девушка красивая, молодая – «наш батюшка увлекся, он ведь живой человек, с кем не бывает…» А всё объяснялось по-другому. Эта девушка страдала дефектом речи, заикалась и очень медленно и волнуясь называла свои грехи. Поэтому беседа с ней так затянулась. А некоторые люди уже поспешили осудить священника.
Отрицательный опыт человеку необходим и часто бывает полезен. Зная собственные ошибки, христианин признает свои ограниченность и неспособность правильно видеть чужую жизнь. Он реально убеждается в том, что может быть неправ. Для честного человека ошибки нужны, они научают смирению и помогают бороться с осуждением.
Нередко осуждение происходит в семейной жизни, в кругу самых близких людей, тех, кого мы, как нам кажется, больше всех любим. Недавно услышал такую историю. Женщина принесла домой для своей дочки два больших и очень красивых яблока. Девочка с радостью взяла яблоки и на глазах у матери сначала откусила одно. Мама ждала, что дочка предложит ей второе яблоко. Но она надкусила и его. На глазах у матери появились слезы: ей так хотелось внимания и любви от своей дочки. Она подумала, что не смогла научить ее самому главному – доброте и состраданию. Но осуждение ребенка было… поспешным. Когда девочка проглотила второй кусок, она протянула маме одно из надкусанных яблок и сказала: «Мамочка, возьми вот это яблоко: оно слаще, чем другое». Эта реальная история учит нас не спешить с выводами и оценками ближних, а стараться терпеливо «носить тяготы друг друга». Человек – существо постоянно изменяющееся, и нужно верить, что обязательно в каждом из нас рано или поздно раскроются лучшие душевные качества.
«Не верь себе» – золотое правило аскетики. Не верь тем помыслам, которые представляют людей с худшей стороны
В борьбе с осуждением очень важно отслеживать свои помыслы. Необходим для человека особый духовный «фильтр», который будет задерживать всё греховное и нечистое – то, что попало в душу и начинает осквернять человека через помыслы и чувства. Речь идет о внимании к своей внутренней жизни и – что важно – о недоверии своим помыслам. «Не верь себе» – золотое правило аскетики. Его исполнили очень многие христиане и через это достигли святости жизни. Не верь тем помыслам, которые показывают людей с худшей стороны и влекут к греху осуждения. Требуется большое внутреннее усилие, чтобы закрывать глаза на недостатки людей и видеть их лучшие качества. Такой духовный труд старец Паисий Святогорец называл «искусством доброго помысла».
Проиллюстрирую сказанное известным примером, где показано три разных взгляда на одного и того же человека. Как-то раз три брата, застигнутые ночью в поле, увидели одинокого путника. «Это вор, он вышел на ночное дело», – подумал первый. «По всей видимости, данный человек идет на свидание с женщиной, чтобы с ней согрешить», – решил второй. «Несомненно, этот странник держит путь в соседний город, где есть большой монастырь, чтобы утром с молитвой встретить христианский праздник», – рассудил третий брат. Несложно догадаться, что каждый из них мерил идущего собственной меркой. То же самое происходит в духовной и повседневной жизни, когда мы оцениваем поступки окружающих нас людей и доверяем своим помыслам.
Не только в мегаполисе, но и в маленьких городках мы часто видим людей в нетрезвом виде, плохо одетых, просящих подаяние. Рядом с нами живут опустившиеся на самый низ социальной лестницы, потерявшие работу, забытые собственными детьми, преданные любимыми супругами… А еще есть те, кто находится на принудительном лечении, стоит на учете в полиции, бродяжничает и годами сидит в тюрьмах. Все они живут на грани отчаяния, а иногда и самоубийства. Некоторые из них переступают эту страшную черту. Можем ли мы их осуждать? Имеем ли мы на это хоть какое-то право? Ответ напрашивается один: нет и еще раз нет. Как говорили древние мужи, прежде чем кого-либо в чем-то упрекнуть, надень его обувь, пройди его путь, споткнись обо все его камни и перенеси все тяготы, которые перенес он! Наверняка после этого нам не захочется осудить того, который минуту назад был страшно виновен в наших глазах!
Aвва Дорофей описывает историю[1], когда двух маленьких девочек работорговцы продали разным женщинам. Одну девочку купила добрая вдова, а другую – распутница. Каждая воспитывала малюток по-своему. Вдова – в страхе Божием и благочестии, другая научила разврату и греху. Перед нами тайна Божия. Кто может объяснить это? Одна девушка с годами узнала о Боге и вечной жизни, другая никогда не видела и не слышала ничего доброго, а только одно скверное и пошлое. Как же возможно, чтобы обе девочки были судимы одним судом?
Грех осуждения тесно связан с любопытством. Нужно меньше интересоваться, как живут другие
Грех осуждения тесно связан с таким недугом нашей души, как любопытство. Нужно меньше интересоваться, как живут другие, не расходовать на это попусту очень ценные внутренние энергии и силы. Любопытство всегда порождает смущение от чужой жизни, поэтому человек обязательно теряет свое душевное спокойствие. Видение лучшего приводит сначала к зависти, которая определяется как «скорбь о благополучии ближнего». А потом зависть дает импульс для развития греха осуждения. Присмотритесь к людям, которые никого не осуждают: они живут строго и не рассеянно. Они мало расспрашивают о чужой жизни, стараются не видеть как недостатков, так и успехов ближних. Мы очень слабы, чтобы, по апостолу Павлу, «радоваться с радующимися» (ср.: Рим. 12: 15). Радостям других мы по большей части завидуем. А вот недостатки ближних мало кто из нас покрывает великодушием – большинство впадает в осуждение. Отсюда делаем правильный вывод: нужно хранить свои чувства, особенно глаза и уши, бороться с любопытством и меньше судачить о жизни ближних.
Предлагаю историю, которая подтверждает сказанное. Одна семья вынуждена была сменить жилье. Переселившись на новое место, жена не изменила старой привычке часто смотреть в окно на других людей. Однажды она с удивлением заметила, что соседка повесила сушить совершенно грязное белье. Видеть это было довольно странно, и женщина сразу осудила ленивую и неряшливую соседку. Та же история продолжалась несколько дней: грязное белье вновь и вновь вывешивалось во дворе, и это снова и снова рождало грех осуждения. Однажды в солнечный день женщина воскликнула, обращаясь к мужу: «Гляди-ка: сегодня наконец-то в соседском дворе висит совершенно чистое белье!» На что муж с грустью ответил: «Да нет, просто сегодня я встал рано утром и хорошенько помыл наши окна!»
Как бы хотелось, чтобы из уст христиан никогда не было слышно ни малейшего осуждения в адрес даже самых нехороших людей. Древняя еврейская мудрость гласит: «Оправдай каждого». Это значит, что не нужно искать подтверждения своим плохим мыслям о человеке, но, наоборот, надо заботиться о том, чтобы понять его и оправдать в своем сердце.
Если мы будем в этом упражняться, тогда недуг осуждения будет слабеть в нашей душе. Осуждение как страсть перестанет мучить. Прекратится страдание, которое рождалось от этой страсти. Евангельская заповедь не осуждать, как и любая другая, способна при ее исполнении дать человеку внутренний мир и духовную радость. Исполнение заповеди через труд самопринуждения – это всегда маленькая победа над самим собой, а такие победы всегда совершаются вместе со Христом, Который «близ есть». В противном случае мы будем пожинать плоды нашего неверия Богу и страдать. Как страдают малые дети, которые не слушаются взрослых.
Из своего детства я вспоминаю историю, которую предлагаю в заключение нашей беседы. Однажды в жаркий летний день к нашему дому подъехал добрый сосед дядя Саша, который всегда катал нас, детей, на мотоцикле с коляской. Он указал мне на выхлопную трубу, блестевшую на солнце, и ласково сказал: «Она очень горячая, не трогай ее». Однако едва он зашел в дом, я подбежал к мотоциклу и дотронулся босой ногой до запрещенной трубы. В одну секунду получив ожог от раскаленного металла, я закрутился на месте и опрометью бросился домой.
Вот и вопрос: мог ли я кого-то осудить в своем ожоге? Мне было ясно сказано: не дотрагивайся, иначе тебе будет больно. Так и случилось. Но если нарушение очевидных законов мира физического обычно приводит к страданию нашего тела, то нарушение законов духовных наносит вред и причиняет боль нашей бессмертной душе. А она у нас одна. Сказанное более чем актуально и в отношении греха осуждения, с которым будем с Божией помощью бороться.
Протоиерей Андрей Овчинников
http://www.pravoslavie.ru/110185.html
Свидетельство о публикации №118013011960