Высоцкий у каждого свой. Глава из книги

  В Казани Владимир Семенович  побывал несколько раз. В 1977 году он провел в этом  городе целую неделю  . При его плотной занятости в театре и съемках в кино выделить семь дней на выступления в одном городе было настоящим подарком. Высоцкий себе его позволил.
Впервые Владимир Высоцкий посетил Татарстан летом 1974 года. С 24 июня по 4 июля в Набережных Челнах, на большой комсомольской стройке, прошли большие гастроли театра на Таганке. Молодой строящийся город с нетерпением ожидал легендарного Высоцкого, которого многие знали и любили  по многочисленным магнитофонным записям, переходившим из рук в руки.

Его популярность была просто фантастической! Так, как Высоцкого в Набережных Челнах, не встречали никого нигде и никогда. Артисты жили в гостинице «Кама». И на всем пути от гостиницы до ДК «Энергетик», где шли спектакли Таганки, из магнитофонов, выставленных в окнах домов, доносились песни Высоцкого.
- Вень , мне место займи ! – Высоцкий , шутя , конечно , махнул своему приятелю Смехову , заходящему в автобус с актерами . Сам прикурил и осмотрелся по обыкновению  . Эта  привычка  у  Володи  была  еще  со двора – незнакомое  место , необходимо осмотреться и сделать выводы для путей  отхода и лучшей атаки : этому учил послевоенный московский двор , где стычки с поножовщиной были в порядке  вещей . Автобус сначала ненавязчиво , а потом все  более настойчивее окружала  толпа  зевак . Высоцкий , не докурив , бросил сигарету и запрыгнул в транспорт. Двери тут же захлопнулись .
- Ребята , а как же  я ? – Опоздавшая актриса подпрыгивала  и  весело размахивала  руками .
- Владимир Семенович , можно автограф ? – Послышалось из толпы , окружившей  автобус  плотным кольцом .
-Володь , придется  выходить .- Съязвил Бортник .
- Мы другим пойдем путем ! – Высоцкий решительно схватился  за  окно , легко подтянулся и высунулся наружу .-  Вань держи меня! – вполоборота  , бросив  Бортнику , громко   и  без паузы  обратился к толпе :
- Подходи , подешевело ! Было рубель , стало – два! Кому автографы от московского гостя?!
    Через секунду  случилось то , чего никто не ожидал . В окне автобуса  никого не было . Бортник растерянно хватал   руками  воздух. Высоцкий  исчез .
     Тем временем ,  улюлюкающая  толпа  несла своего кумира на руках , а автобусу  пришлось плестись за ней .
- Ну , что , друг сердешный , - обратился  Смехов  к Золотухину , - Нас  с тобой понесут вот  так  когда – нибудь ?
- Только на кладбище , - отвернувшись , буркнул Валерий .
  ... В перерыве спектакля в курилке собрались актеры .
- Володь , тебе не страшно было в толпе , на руках - то ? - с детской наивностью в глазах на лице  матерого уличного уркагана спросил Бортник .
  Высоцкий , покосившись на Золотухина :
- Страшно , аж жуть!..
Все рассмеялись, Золотухин , бросив окурок , вышел .
- Чего это с ним ?
- Душа  актерская - потемки ...- философски констатировал Смехов .
- А если честно ? - придвинулся к Высоцкому  Филатов .
- Ты о чем это ? - попробовал отшутиться поэт , но увидев лицо Леонида , уже другим тоном добавил. - Испугался , конечно , но это по началу только . Потом  понесло меня куда -то , слова пришли ... Записать , жаль , не успел. А потом  забыл . Хороший был текст ...
         После спектакля  к Любимову подошел сопровождающий труппу человек  и предложил съездить в Елабугу на могилу Марины  Цветаевой . Труппа встретила предложение прохладно .
- Я поеду ! – Высоцкий  подошел к Любимову .
- Что значит , « я поеду» , - мы все  едем , - сгладил неловкую ситуацию Филатов .
     На катер запрыгивали с деревянных сходней , которые неуверенно держались  за  берег и все время раскачивались. Владимир стоял у  трапа  и подавал дамам руку . Николай Губенко решил перехватить инициативу , засучил джинсы  и вошел в воду , поддерживая представительниц слабого пола  по пути .
- Николаша , вылезай немедленно ! – заголосил дурным голосом Высоцкий , напугав одну  из актрис , балансировавшую на сходнях . – Простудисси  ведь , а на  тебе спектакль  целый !
     Всю поездку  на катере , с небольшим перерывом на перекур , Владимир пел свои песни  под гитару – «отрабатывал» катер .

Сейчас в это трудно поверить, но  в то  время  при таком ажиотаже в местных газетах не появилось ни одного материала об этих легендарных гастролях. Высоцкого  тогдашнее СМИ не жаловало . Только многотиражка «Рабочий КамАЗа» опубликовала несколько блиц интервью с ведущими артистами театра, в том числе и с Высоцким : «Меня здесь поразила даже не столько грандиозность, сколько чистота труда. Здесь я встретился с очень интересными людьми. Популярность театра подтверждает то, что нас понимают. А это главное».
Эти памятные гастроли навсегда вошли в историю Набережных Челнов: 19 сентября 1989 года площади перед гостиницей «Кама» было присвоено имя Владимира Высоцкого. А еще в январе 1988 года в самой гостинице у комнаты №38 была установлена мемориальная доска: «В этом номере в июне 1974 года жил поэт, актер и гражданин Владимир Семенович Высоцкий». В 1997-м здание гостиницы передали станции переливания крови. Мемориальную доску сняли. Зато 25 января 2003 года в Набережных Челнах открыли самый большой в России памятник Высоцкому высотой 8,5 метра.
Официально казанские  гастроли Высоцкого были запланированы  с 12 по 18 октября 1977 года.
         Владимир Семенович приехал в из Москвы на фирменном поезде «Татарстан» со своим администратором Владимиром Гольдманом. Поселились они в гостинице недавно открывшегося Молодежного центра. Высоцкий был простужен. С жалобой на больное горло он пришел в медпункт бассейна МЦ. В то время спортивным врачом там работал Юрий Алашеевский. Доктор осмотрел знаменитого пациента, прописал ему лекарства от ангины и процедуры. Всю неделю в Казани Высоцкий аккуратно исполнял назначения врача. А уезжая, подарил Юрию Алашеевскому свою фотографию с надписью: «Юре добра и успехов. В.Высоцкий».

Благодаря лечению Высоцкий дал в Казани все концерты. А было у него по четыре концерта в день! Причем первый начинался в 10 утра. Он выступал в киноконцертном зале Молодежного центра и Дворце спорта. Во Дворце спорта шли вечерние концерты - в 15, 18 и 21 час. И на каждом был аншлаг, несмотря на то, что зал вмещал семь тысяч зрителей! У Дворца спорта дежурила конная милиция.

Именно в Казани Высоцкий впервые исполнил свою новую песню «Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное- невероятное» из Канатчиковой дачи». Успех был ошеломляющий! Зрители хохотали до слез... С тех пор Дворец спорта неузнаваемо изменился. Не сохранился в прежнем виде и Молодежный центр. Концертный зал МЦ действует до сих пор, а вот в том корпусе, где размещалась гостиница, сейчас «Ак Барс банк».
       Вместе с Высоцким в этих концертах принимал участие ВИА «Шестеро молодых», звукорежиссером был тогда Александр Кальянов -  автор  и исполнитель шлягера  «Борода»
- Я сидел за звукорежиссерским пультом. Перед началом концерта ко мне повалил народ с магнитофонами. Люди просто умоляли подключить их к нашей аппаратуре, чтобы запись получилась более качественной. Магнитофонов принесли больше двадцати! Некоторые в знак благодарности преподносили бутылочку коньяка. После концерта я честно поделился с Высоцким подарками. Перед каждым концертом Владимир Семенович в качестве лекарства принимал чай с коньяком. Пропорция, как сейчас помню, - четверть стакана коньяка, три четверти - крепкого черного чая.

Был еще один забавный случай. Высоцкий всегда выходил на сцену с немного расстроенной гитарой. Ребята думали, что он просто не слышит, что гитара звучит как-то не так, и перед концертом незаметно ее настроили. Исполнив первую песню, Высоцкий вдруг призадумался. А затем при всех стал гитару расстраивать. В перерыве мы снова, втихаря , настроили инструмент. Концерт продолжился. Высоцкий взял один аккорд, второй, а потом вдруг прямо со сцены, обращаясь за кулисы, сказал: «Если кто еще , хоть разок мою гитарку подстроит - получит по морде. Ясно, нет?»
Поздно вечером 17 октября, после последнего концерта во Дворце спорта, Владимир Высоцкий провел творческую встречу в Доме актера. Ее организовала известная актриса, преподаватель Казанского театрального училища Юнона Карева - первая супруга друга Высоцкого, известного режиссера Станислава Говорухина. Юнона Ильинична познакомилась с Высоцким еще в 1966 году во время съемок фильма «Вертикаль». Она ездила на съемки  с их сыном Сергеем  , для  Говорухина  картина была дипломной работой …

- Это кто  это у нас такой глазастый? – Высоцкий подхватил маленького Сергея на руки . – Вылитый  папка !
- Володь , ну что ты , он же уже большой! – Попытался урезонить актера Говорухин .
- Я вижу , что большой ! Мужик  растет ! – Владимир поставил мальчика на землю . – Давай знакомиться : Высоцкий !
- Говорухин ! – звонко выкрикнул мальчишка и ловко пожал протянутую руку .
- Слав , ты ж знаешь , у меня глаз наметанный , толовый мальчишка  растет !
-Спасибо , Володь .
     Сергей Говорухин впоследствии стал известным кинорежиссером , продюсером и писателем . В 1994 году приступил к съёмкам фильма о  современных войнах в России. В феврале 1995 года в Грозном  при возвращении со съёмок был обстрелян чеченскими боевиками  и получил огнестрельное ранение, приведшее к ампутации   ноги . В 2011 году в возрасте  50 лет скончался  от инсульта .
     Владимир , конечно , не знал , что брак актрисы казанского театра им. Качалова и начинающего режиссера – бывшего работника казанского телевидения и выпускника университета  этого же  города –  уже трещал по швам .

         …Высоцкий опоздал почти на час. После выступления во Дворце спорта артисту стало так нехорошо, что пришлось вызывать «скорую помощь». Но люди, собравшиеся в Доме актера, не расходились. Они надеялись, что Высоцкий приедет. И он приехал около одиннадцати вечера. Владимир Семенович сразу вышел на сцену: «Добрый вечер, друзья! Здесь все свои? Ну, тогда можно немного расслабиться и похулиганить...»

Среди людей театра он чувствовал себя более свободно, разговор получился откровенным, иногда даже острым. Владимир Семенович много рассказывал о Таганке, Любимове, предстоящих гастролях театра в Париж. После концерта на сцену поднялся администратор Высоцкого Владимир Гольдман и сказал, что заметил в зале магнитофоны, на которые зрители записывали концерт. Он насчитал двенадцать магнитофонов и попросил, чтобы у Владимира Семеновича не было проблем, отдать все кассеты ему. Все кассеты были честно отданы. Но , несмотря на такие предосторожности, запись концерта в Казанском Доме актера существует и хорошо известна коллекционерам...

Эта история имела неожиданное продолжение. Позже один из организаторов казанских гастролей Высоцкого - директор Татарской госфилармонии Марат Тазетдинов и новый муж Ю. Каревой , вспоминал, что на следующее утро ему позвонили из КГБ: «Что за концерт был у вас в ВТО?» Тот уверенно ответил, что Высоцкий ничего запрещенного не пел. «Ладно-ладно, знаем, что он пел и что говорил. Но ничего, нам понравилось».

Еще одна любопытная деталь. В Казани Высоцкий записал одну странную фонограмму: он напел по одному куплету из шести своих песен. Оказывается, Татарская филармония, чтобы иметь вполне законную возможность заплатить Высоцкому гонорар за концерт, официально купила у него права на шесть песен. Клавира у автора не было, поэтому для финансовой отчетности сделали фонограмму , а также от руки был написан текст .
     До Дома актера Высоцкого подвез на своем «жигуле» известный казанский фотограф Евгений Буров.
     После концерта  по настоянию продюсера , Высоцкий ждал скорую . Но вскоре  за кулисами  актер почувствовал , что отпустило . Его звали на банкеты , совали какие –то подарки и бутылки , а  он сидел и отшучивался .  Потом заметил знакомого фотографа :
- Женя , на минутку . – Буров подошел .  Высоцкий поманил его заговорщицки , тот нагнулся к актеру .- Давай отсюда смоемся…
Вместе с  администратором  они выскочили на улицу. Сели в  машину.
В тот вечер выпал первый снег. Дорога была красивая, белая. Буров  лихо развернулся, и  авто  рвануло  к Дому актера. От крутого разворота Высоцкий, тоже автолюбитель, пришел в восторг: «Ой, как классно!» Судя по тому, что он был в хорошем настроении и шутил, самочувствие его намного улучшилось.

В один из первых дней казанских гастролей Владимир Высоцкий дал большое интервью журналистам газеты «Комсомолец Татарии» Владимиру Герасимову и Феликсу Феликсону. Удивительно, но довольно острый материал был опубликован без купюр. Случай уникальный, если учесть, что имя Высоцкого упоминать в прессе было, мягко говоря, нежелательно.




« - Впечатления самые хорошие. Когда я собирался сюда на гастроли, многие друзья говорили: «Не пожалеешь, хороший там народ». В Татарии я не впервые: был на КамАЗе и уже оценил гостеприимство. Сейчас выступаю с большим удовольствием. Думаю, это не последние наши встречи».


Весной 1979 года Высоцкий вновь побывал в Казани. На этот раз он приехал только на один вечер по приглашению Казанского клуба самодеятельной песни и дал концерт в том же Молодежном центре.

- Мне было 34 года. – Рассказывает директор МЦ Бухараев  . - Причем это был мой первый рабочий день в должности директора МЦ. Около четырех часов вечера меня представили коллективу. А потом замдиректора по культмассовой работе спросила: «Сегодня у нас концерт Высоцкого, вы пойдете?» - «Конечно!» Перед концертом, минут за пятнадцать, она повела меня знакомиться с Высоцким. Там перед самой сценой была гримерка, так называемая комната президиума. Зашли. Владимир Семенович сидит один в черной водолазке, худощавый, я бы даже сказал, худой. Перед ним на столе бутылка водки, закуска. Меня ему представили: «Наш новый директор. У него сегодня первый рабочий день».

Высоцкий посмотрел на меня. Его характер сразу чувствовался во взгляде - цепкий, оценивающий. Ни слова не говоря, он налил мне три четверти стакана водки и протянул его: «А вот посмотрим, какой ты директор». Я растерялся от такого приема. Чуть-чуть пригубил. «Не-е-т, так из тебя нормального директора не получится». Что делать, пришлось махнуть стакан водки залпом. Он улыбнулся: «Вот теперь чувствую: получится директор. На концерт приходи!» 
      Помимо официальных концертов в Казани у Владимира Высоцкого было несколько неформальных выступлений. По некоторым сведениям, один из таких концертов состоялся в актовом зале здания КХТИ. Также говорят, что он побывал в гостях у кого-то из своих казанских знакомых где-то в районе проспекта Ибрагимова. Был у Высоцкого концерт, вроде бы даже не один, и в Зеленодольске, где до сих пор ходят легенды о пребывании Высоцкого в их тихом городке. Одну из них, очень похожую на правду, рассказал «КВ» известный казанский журналист Сергей Федотов:

- В Зеленодольске Высоцкий выступал в ДК «Родина». Он спел три песни и быстро ушел со сцены - видимо, опаздывал на концерт в Казани. Зрители были в недоумении. Они пришли на Высоцкого, заплатили по три рубля за билет! По тем временам хорошие деньги. А вместо любимого актера стал выступать какой-то народный ансамбль.

Один пожилой человек с досады ругнулся и чуть не плача вышел из зала. А в фойе столкнулся с самим Высоцким. Тот спокойно прохаживался в ожидании машины. Дядя высказал все претензии артисту прямо в лицо: «Володя, билет три рубля стоит, а спел ты только на рубль!» Высоцкий отреагировал моментально: «Пойдем, спою еще на два рубля!» Они поднялись в гримерку, и Высоцкий пел для него одного около получаса, пока не подошла машина.
     В квартире у Каревой на Театральной , 13  Владимир увидел медаль с изображением Пушкина . Этот Пушкин отличался от хрестоматийных изображений какой – то разгневанностью , ожесточением на лице .
- Что , Володь , рассматриваешь ? – Подошла  Юнона .
- Прекрасное изображение , подари! – заволновался вдруг Высоцкий .
- Володечка , ты же знаешь , все  , что хочешь , забирай , а это авторская работа , она  всего в двух экземплярах .
- Что это такое? — повторяет Володя и тычет пальцем.
- Медаль...
- Я вижу, что медаль! Кто сделал? Когда?
- Это Пушкин, — объясняет Юнона, — сделала эту медаль наша подруга, художник по металлу Неля Севастьянова, кстати, москвичка.
Володя, заглядывая Юноне в глаза, ласково просит:
-  Подарите, ребята, а...
-  Володя, — объясняет Юнона, -  это подарок. Московский худсовет эту работу у Нели зарубил. Не «наш», мол, Александр Сергеевич, слишком злой. А на худсовет отливают заказ в двух экземплярах. Вот один она нам и подарила... Не можем, Володя.
-  Две медали в мире, две медали в мире...
С этими словами Володя сел за стол. Посыпались тосты. Время от времени Володя бросал взгляд на злого Пушкина. Конечно, уговорил он хозяев, и подарили они эту медаль Володе. При этом Юнона ласковым голосом попросила:
-  Володя, ты после последнего концерта сможешь приехать на встречу с казанскими артистами в Дом актера? Но это бесплатно...
Глаза у Владимира  вспыхнули, но он подавил настроение:
- Если ты надеешься, что я разозлюсь и верну медаль, — напрасно. Я разозлился, но медаль останется со мной. А в Дом актера приеду с удовольствием. Во сколько?
- Как сегодня. Где-то в двенадцать.
-  Договорились, — бросил Высоцкий и больше к этому не возвращался...

Непроизвольно  Тазетдинову Марату – автору книги  о Высоцком , из которой я взял некоторые  цитаты -  вспомнился и такой  случай, когда его жене, Юноне Каревой, предложили сняться в небольшом эпизоде в фильме «Место встречи изменить нельзя»...
«  Съемки проходили в Одессе. Слава Говорухин, режиссер фильма, был в отъезде, и съемки эпизода проводил сам Высоцкий. Возвращаясь в гостиницу вечером, Юнона попросила Высоцкого помочь купить для Сережки джинсы.
- Подожди,— удивился Володя,— сколько Сережке лет? Я же на съемках «Вертикали» качал его на руках...
- Шестнадцать, Володя, уже на девчонок заглядывается...
Утром Володя заносит в номер Юноны джинсы. Юнона пыталась заговорить о деньгах, но Володя прервал ее, причем не самым корректным образом:
- Я твоего сорванца, мать, на коленях качал, а ты суешь мне деньги.
Извини, но джинсы еще сыроваты, но до Казани долетишь — высохнут. Ну, привет Сережке.
И только тут Юнона увидела, что Володя одет в спортивный костюм. Значит, ночью стирал свои джинсы.
  ...В филармонии, когда они остались одни, Володя, не скрывая неприязненного отношения к разговору, сказал:
- Понимаешь, Марат, ты мужик, и мне легко говорить с тобой на эту тему... Я нормально зарабатываю. Как все. На жизнь хватает, но когда Марина приезжает в Москву, я должен принять ее «на уровне», как она меня в Париже. Я от нее принял единственный подарок — машину. Ну, не мог отказаться.
- Знаю,— прервал его Марат, — а свой «жигуленок» подарил Славке Говорухину, и тот приклеился к машине.
- Так вот, чтоб сохранить перед Мариной свое реноме... А реноме мое ты знаешь  - девять рублей с концерта...»
   Да , еще одно лирическое  отступление : на концерте в Доме актера по приглашению Юноны Ильиничны Каревой удалось побывать и мне автору этих строк , в  то время студенту театрального училища , педагогом и мастером моим  была Народная артистка Ю. Карева . Позже в том же Доме актера мне удалось побывать на встрече с А.Мягковым , Е. Киндиновым , О. Басилашвили , Е.Камбуровой , но такого впечатления ,которое осталось от встречи с Высоцким больше не было .
       Уже потом, после смерти Володи,  из квартиры Высоцкого его мама с друзьями сделала музей, где хранятся его любимые вещи. Каково же было удивление Марата и Юноны, когда на кухне, где Володя обычно писал свои песни, на полке, на самом видном месте они увидели медаль Пушкина. Внизу табличка: «Автор — Неля Севастьянова».
Позвонили Неле и рассказали всю эпопею с ее работой. Неля поехала в музей-квартиру Высоцкого, увидела свою медаль — и бегом в экспериментальную мастерскую по отливке произведений из металла. Спрашивает, не сохранилась ли форма отливки Пушкина. Рабочие смеются. Да мы их, этих Пушкиных, уже около тысячи продали. Вечером в гостиницу приехала Неля и торжественно вручила Юноне и Марату еще теплую медаль Пушкина…
      29.01.2015 г.


Рецензии