От Свадьбы до Венчания
Русские народные свадебные обряды,- что может быть прекраснее и оригинальнее их!
За каждым прошедшим столетием, стоят свои обычаи и ритуалы . В нашей не большой деревеньке, до восьмидесятых
годов прошлого столетия, народные свадебные обряды соблюдались строго и чинно.
Разыгрывалось целое театральное действие ,где каждому жителю была отведена своя особая роль.
Главными персонажами выступали :невеста и жених, свахи (порой несколько),
дружки, подружки, родители, крестные, приглашенные. Вся постановка свадебного обряда создавалась в нашем селе целыми
столетиями. Вековые традиции, сложились со дня образования нашей
деревушки, в начале восемнадцатого столетия ,основоположником которых
являлся народ.
В нынешние времена, свадебные обряды постепенно забылись.
Союз любящих сердец, скрепляется обоюдным соглашением двух сторон вступить в законный брак.
В каждом селении, есть обычаи ,присущие и характерные для данного селенья. Свадебный обряд , в каждом селенье, являлся укреплением двух родов, по взаимному соглашению сторон.
Существовала множество церемониалов, из которых слагалась свадьба .
«Сватовство, рукобитие, кладка, запой, осмотр дома жениха, девишник, баня, посещение подружками дома жениха, сборы невесты к венцу, приезд жениха за невестой , венчание,
встреча новобрачных от венца , праздничный стол в доме жениха и невесты ,в первый день поиски «ярки».
Такие свадебные традиции сохранялись в нашем селении ,до конца восьмидесятых годов.
Моя бабушка Анисья, рассказывала мне :что в каждом селении Карсунского уезда, Симбирской губернии существовали
свои варианты свадеб. И если жених, искал свою «ярку» ,в другом селе,
было принято учитывать сложившиеся традиции свадебных ритуалов .
В старые времена, к невесте ,было принято свататься до вечерних сумерек.
Бабушка Анисья рассказывала мне:
«В нашей деревне, своей церкви не было. Все сельчане, являлись прихожанами соседнего села.
В воскресный день, вся многочисленная семья моей бабушки отправлялась на богослужение в храм . Впервые, моя бабушка ,увидела своего будущего мужа в православном храме.
Молодые ,украдкой обменивались многочисленными взглядами. В один ,из субботних дней, в доме невесты
появилась сваха .Сваху приняли с почестями. На стол выложили своё лучшее угощение, дабы показать , что невеста не из бедных. Сваха, ненароком завела разговор о сватовстве.
Родители моей бабушки поддержали интересный разговор. Бабушке Анисье шёл в ту пору двадцать второй год. По деревенским меркам ,она считалась ,чуть ли не старой девой . А вскоре,
в доме появился жених с родителями, сваха , крестные жениха.
По словам моей бабушки: « при входе в дом невесты , жених , с родителями, садились под матку
на потолке. В те времена, в домах было много самодельной мебели. Вместо стульев ,были самодельные табуретки, в большинстве случаев стояли продолговатые лавки. Не дожидаясь приглашения родителей невесты, все сватья усаживались на лавку. Невеста ,как и принято было в те времена,
находилась в чулане.
С этого момента, начиналась основная кульминация сватовства. Крестные и сваха ,брали на себя ведущую роль свадебного церемониала .
Крестные:
« Нет ли у вас «молодой ярки?»
Родители невесты:
«Овец много, а вам какую?»
Крестные:
«Без осмотра стада мы не определим!»
Родители невесты :
« Ну смотрите: Овец только не распугайте!»
Сватья, крестные ищут невесту .
Находят, выводят к жениху и родителям .
Сватья: Ну ,вот и «ярочка!»
«Барашек ,у нас давно подрос!»
Посмотрите ка ,на него: самый статный и лучший в стаде. А шерсть -то ,колечками, гладкая!»
Лучшего барашка вам не сыскать!»
Торг завершился. «Барашек» нашел свою « ярочку». Родители жениха ставят на стол спиртное ,закуску.
Мой прадед Тимофей был человеком зажиточным. На столе ,ломилось от яств. Жених, в это не сводил глаз
с нареченной. Родители, сватья, несколько раз втихомолку шептали ему,
что мол него же ,так себя вести. Моя бабушка была росточка небольшого, но очень миловидная,ладненькая вся такая.. Она украдкой, из полуопущенных длинных ресниц посматривала на Егорушку.
За столом было шумно и весело . Сватовство сопровождалось: песнями и шутками.
Договаривались о «запое». В некоторых селеньях , запой был дважды . Один ,после сватовства.
Другой: перед венчанием.
Через неделю, в дом ,к родителям бабушки пришли с « запоем». В понедельник сватать не ходили: день считался тяжёлым. Среду, также обходили стороной: день был постный. В середине недели ,не разумно было начинать какие либо важные дела.
О «запое», сватья и родители никому из сельчан не говорили: боялись сглазу. Всякое могло случиться: бывало ,что жених отказывался от невесты . Могли произойти непредвиденные
обстоятельства . Жизнь селения, состояла из народных суеверий, колдовства, примет . Опозоренная невеста, становилась посмешищем для всех сельчан. Вряд ли , кто либо смог
предложить ей второе замужество: лишь вдовец, с кучей малых детей .
На запой, приходили самые близкие родственники жениха и невесты . По обычаю селения, рядом
с невестой ,сидели подружки. Гости садились за стол, а невесту, через определенное время, подружки выводили из чулана. Невеста здоровалась и кланялась гостям. Подружки, запевали
в это время песню. Затем ,подружки брали «выкуп» с жениха за невесту .На подносе лежали перчатки, связанные невестой. Жених, рассчитывается деньгами, за каждую перчатку. Подруги отводят жениха и невесту в чулан. За столом ,родственники жениха и невесты одаривают друг друга подарками . Запой сопровождался шутками, прибаутками. Молодежь, в конце запоя спешили на улицу, на гулянье. Подружки, с невестой провожали жениха до дому. После запоя,
начиналась подготовка к свадьбе.
Моя бабушка росла в зажиточной, обеспеченной семье. Была единственной дочерью у своих родителей. Старшие сыновья давно обзавелись своими семьями. Мой прадед Тимофей не скупился на приданое для своей «Онюшки». Многочисленные домочадцы: бабки, мамушки,
няньки бегали целый день в хлопотах, готовились к свадьбе .Кололи гусей, кур. Набивали
пером наволочки. Сушили пуховую перину на печке. Шились всевозможные наряды для невесты. Расшивали узорами занавески, тонкие сорочки, подзорники. Прадед Тимофей был строгим человеком и любил во всем порядок. На коптильне коптили окорока. Погреба, ломились от запасов.
Для любимой доченьки «Онюшки", готовилось достойное приданое.
Каждый вечер, Егорушка, с дружками навещал невесту .Приносил многочисленные гостинцы
для подружек. В разных селениях, такие вечера назывались по разному: девишниками, вечорками.
Моя бабушка, всей душой полюбила своего жениха ,но в тоже время её страшило расстава
ние с родителями. Бабушка, имела красивый мелодичный голос. Вечерами ,она , вместе
с подругами пела грустные песни о горькой доле. Перед венчанием, становилось особенно
тоскливо и грустно. В этот день, по обычаю селения, невесте ,устраивали «баню». До «бани», подружки невесты ехали к жениху с « рубашкой». В разных селениях, этот день назывался по разному :"ходить с зеркалом", "ходить за веником." Мать жениха встречала подружек невесты у крыльца. Провожала гостей в дом. Обычно на поднос клали «рубашку», поверх перчатку. Просили выкуп. Из чулана , по одному , выходят друзья жениха ,а затем и сам жених . Для выкупа он выносит курник. Подружек невесты угощают сладостями. Подруги, вместе с женихом идут на поклон к невесте. По дороге, молодежь хлестала друг друга веничком. Приговаривали: "От жениха, да к невесте, и нам, рядышком найдется место." Веничек, доходил до невесты изрядно потрепанным. Невеста встречала их шуточным причитанием .Жених становился рядом с невестой .Друзья жениха одаривали девушек лентами, платочками, сладостями. Сами приговаривали: Попарьте-ка невесту веничком, а мыльце и конфеты ей в придачу. Подруги ,вместе с невестой, шли в баню.
Как полагается мыли и парили невесту. Между делом, гадали, когда же им и самим придётся выйти замуж.
В ночь, перед венчанием, подружки оставались ночевать в доме невесты. Утром, они помогали собраться невесте к венцу: проводить невесту из девичьей жизни, в бабью жизнь.
Моя бабушка Анисья прожила более двадцати лет с моим дедом ,в счастливом браке. В 1941 году, его призвали на войну. В сорок первом Егор геройски погиб. Моя бабушка была счастлива с ним все эти годы.
О своём знакомстве с моим дедом, рассказывала каждый раз с улыбкой. Все время о нем говорила, как о живом. В селении, в те времена, не принято было показывать свои чувства
на людях. Бабушка , с детьми , встречала моего деда с работы. Он обнимал их, весело
смеялся . Так в обнимку, вся семья шла по селу до дома. Бабушка ,считала прожитые годы
с Егором ,лучшими в жизни.
Свадьбы в нашем селении играли больше всего на Михайлов день».
Михайлов день, испокон века, являлся престольным праздником в нашем селении. Урожай
с полей давно лежал в закромах. До Рождественского поста ,оставалось немного времени. Потому , и торопились сельчане отыграть свадьбы . В мои времена, кое что из свадебных ритуалов долгое время в селении сохранялось. Все больше деревенские свадьбы играют в кафе. Никто давно не ищет «ярку», не засылает сватьев. Селение живёт своей жизнью. Вековые традиции забылись и спрятались в глубине веков. Мало кто из сторожилов, по настоящему знает о свадебных традициях. Иногда, открою альбом, смотрю на фотографию моей бабушки и деда, вздыхаю и говорю: Вам повезло ,куда больше! ,чем нам!
Свидетельство о публикации №118012201683
таких простых и тем великих -
обрядов русских многоликих,
сплетающих земной венец.
А в них проглядывает стать -
небесная первооснова,
её по Воле Божьей снова
средь Истин Вечных нам искать.
Когда объявят города,
что нет Святого в них Завета,
Земля вздохнёт за лесом где-то
и возрождением года...
Лида, пиши, как и о чём Душа просит. Она лучший советчик, хорошо получилось, интересно. Если хоть одному человеку стало от наших слов теплее и захотелось Жить, Слава Богу!
Лидия Поберевская 15.04.2020 15:49 Заявить о нарушении
Благодарю от всей души за все твои душевные пожелания!
С уважением и теплом!
Лидия Алашеева 15.04.2020 16:15 Заявить о нарушении