22 января - день рождения Юрия Левитанского
родился –22 января 1922
умер – 25 января 1996 (74 года)
2018 г. – 96 лет со дня рождения
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
<<< 11 января написал заметку к «Старому Новому году» и выложил там
«ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ», строки из которой слышали все:
– Что происходит на свете?– А просто зима.
– Просто зима, полагаете вы?– Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
….
в Википедии даже есть отдельная статья, посвящённая этому произве-
дению, знакомому нам как песня. И вот сегодня – день рождения Ав-
тора её слов.
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
<<< смотрим в "Строфах века" (Антология русской поэзии / Составитель
Евг. Евтушенко/), с. 664–665:
(<<< прим.: Антология была завершена в 1995 году. Левитанский ещё
был жив.>>>)
ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
р. 1922, Киев
Учился в ИФЛИ. Во Вторую мировую был солдатом, офицером, военным корреспондентом. Первая
Книжка «Солдатская дорога» вышла в Иркутске в 1948 году. Поддержал первые поэтические шаги
составителя этой антологии во время его приездов на родину, с небывалым гостеприимством
разъезжая с ним на американской «амфибии» по Ангаре и окружающим болотам. Именно в разговорах
с поэтами военного поколения – Наровчатовым, Межировым, Слуцким, Левитанским и рождалась
идея этой антологии. Один из немногих представителей военного поколения, впитавший в себя
формальные приёмы поколения послевоенного плюс мартыновские и тоже завоевавший собственного
читателя, пожалуй, лучшей своей книгой «Кинематограф». Редкая восприимчивость помогла Левитан-
скому стать одним из лучших поэтических пародистов. Многие его стихи стали популярными песня-
ми – особенно в исполнении столь любимых студенческими аудиториями Татьяны и Сергея Никити-
ных. Левитанский, не взирая ни на какие неприятности, подписал добрый десяток писем в защиту
диссидентов, начиная с процессов Синявского и Даниэля.
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
СОН О РОЯЛЕ
Я видел сон - как бы оканчивал
из ночи в утро перелет.
Мой легкий сон крылом покачивал,
как реактивный самолет.
Он путал карты, перемешивал,
но, их мешая вразнобой,
реальности не перевешивал,
а дополнял ее собой.
В конце концов, с чертами вымысла
смешав реальности черты,
передо мной внезапно выросло
мерцанье этой черноты.
Как бы чертеж земли, погубленной
какой-то страшною виной,
огромной крышкою обугленной
мерцал рояль передо мной.
Рояль был старый, фирмы Беккера,
и клавишей его гряда
казалась тонкой кромкой берега,
а дальше - черная вода.
А берег был забытым кладбищем,
как бы окраиной его,
и там была под каждым клавишем
могила звука одного.
Они давно уже не помнили,
что были плотью и душой
какой-то праздничной симфонии,
какой-то музыки большой.
Они лежали здесь, покойники,
отвоевавшие свое,
ее солдаты и полковники,
и даже маршалы ее.
И лишь иной, сожженный заживо,
еще с трудом припоминал
ее последнее адажио,
ее трагический финал.
Но вот, едва лишь тризну справивший,
еще не веря в свой закат,
опять рукой коснулся клавишей
ее безумный музыкант.
И поддаваясь искушению,
они построились в полки,
опять послушные движению
его играющей руки.
Забыв, что были уже трупами,
под сенью нотного листа
они за флейтами и трубами
привычно заняли места.
Была безоблачной прелюдия.
Сперва трубы гремела медь.
Потом пошли греметь орудия,
пошли орудия греметь.
Потом пошли шеренги ротные,
шеренги плотные взводов,
линейки взламывая нотные,
как проволоку в пять рядов.
Потом прорыв они расширили,
и пел торжественно металл.
Но кое-где уже фальшивили,
и кто-то в такт не попадал.
Уже все чаще они падали.
Уже на всю вторую часть
распространился запах падали,
из первой части просочась.
И сладко пахло шерстью жженною,
когда, тревогой охватив,
сквозь часть последнюю, мажорную,
пошел трагический мотив.
Мотив предчувствия, предвестия
того, что двигалось сюда,
как тема смерти и возмездия
и тема Страшного суда.
Кончалась музыка и корчилась,
в конце едва уже звеня.
И вскоре там, где она кончилась,
лежала черная земля.
И я не знал ее названия -
что за земля, что за страна.
То, может быть, была Германия,
а может быть, и не она.
Как бы чертеж земли, погубленной
какой-то страшною виной,
огромной крышкою обугленной
мерцал рояль передо мной.
И я, в отчаянье поверженный,
с тоской и ужасом следил
за тем, как музыкант помешанный
опять к роялю подходил.
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
<<< а теперь посмотрим (с сокращениями) в Википедии:
Юрий Давидович Левитанский (22 января 1922, Козелец, Черниговская область, Украинская ССР –
25 января 1996, Москва)
Русский поэт и переводчик, мастер лирического и пародийного жанров. Лауреат Государственной
премии Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года. Участник Великой
Отечественной войны.
Окончив школу в 1938 г. в Сталино, Юрий Левитанский едет в Москву, где в 1939 г. Поступает в Ин-
ститут философии, литературы и истории(ИФЛИ).
С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса института добровольцем уходит на
фронт в звании рядового, служит в частях ОМСБОН, становится лейтенантом, затем военным коррес-
пондентом, начав печататься в 1943 г. во фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанс-
кий участвовал в боевых действиях в Маньчжурии. За время воинской службы был награждён орде-
нами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги»,
«За оборону Москвы»,
«За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией», двумя медалями Мон-
голии. Демобилизовался из армии в 1947 г.
В 1955—1957 годах Левитанский учится на Высших литературных курсах при Литературном инсти-
туте им. М. Горького. С 1957 года член Союза писателей. В 1963 г. он публикует сборник стихов
«Земное небо», сделавший автора известным.
В 1995 году на церемонии вручения Государственной премии Левитанский обратился к Президенту
России Ельцину с призывом прекратить войну в Чечне.
Юрий Левитанский скончался 25 января 1996 г. от сердечного приступа на «круглом столе» творчес-
кой интеллигенции, проходившем в московской мэрии, где он говорил о чеченской войне. Похоро-
нен на Ваганьковском кладбище в Москве.
25 сентября 2013 года установлена мемориальная доска в Донецке.
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
<<< на этом заканчиваю. Может быть 25-го ещё что-нибудь выложу.
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
З Н А Й « Н А Ш И Х » !
Сергей Мигаль Екб
http://www.stihi.ru/avtor/mc001
Свидетельство о публикации №118012201497