22 января - день памяти Александра Вознесенского

Александр Сергеевич Вознесенский (настоящая фамилия Бродский)
родился – 28 февраля (11 марта) 1880
умер – 22 января 1939 (58 лет)
2018 г. – 79 лет  со дня смерти

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
                <<< прошедшего 21 декабря, перед Новым годом, в череде других заметок
                под девизом  «году собаки», я опубликовал заметку,  в которой был и 
                приведённый ниже стих  «Nihil».  Стихотворение очень  понравилось,
                дата оказалась «в поле моего внимания». Посмотрел в «Антологию» –
                вот так и началось моё знакомство с Александром Вознесенским.

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
                <<< смотрим в "Строфах века" (Антология русской  поэзии / Составитель
                Евг. Евтушенко/), с. 93:


АЛЕКСАНДР ВОЗНЕСЕНСКИЙ
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
1880, Вознесенск Херсонской губ. – 1939, с. Новая Шульба Семипалатинской обл.

В предреволюционные годы был ещё один А. Вознесенский,  писавший довольно пошлые стихи
(«Шоколад» и т.д.). А этот,  автор «Nihil»,  в  жизни  носил  фамилию…  Бродский:  в  наши  дни
это сочетание кажется шуткой из рассказа Х. Л. Борхеса. Его сборник «Путь Агасфера» вышел
в 1914 году с предисловием Леонида Андреева. После революции работал для кино,  был репрес-
сирован.
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------

               NIHIL*

Я часто прохожу к себе во флигель
И вижу каждый раз под будкой у ворот
Собаку старую с латинской кличкой Nihil.
Студенты звали так, и дворник так зовет.

Умело брошена студенческая кличка.
Вы знаете ли взгляд, когда еще он жив,
Но в нем уже “ничто”? И если б не привычка
Дремать здесь у ворот, на лапы положив

Свою спокойную всезнающую морду,
Собака старая издохла бы давно:
Так всеми благами пресыщенному лорду
Бывает – жить ли, умереть ли – всё равно.

Я никогда не видел столько безразличья
Ко всем и ко всему. Такой покой нельзя
Напрасно нарушать, но – чудится – покличь я,
Она не шевельнет зрачком, по мне скользя.

Вдаль простирая взор и старческие скулы,
Поросшие седой лохматой бородой,
Она молчит. Слышны ль ей городские гулы,
И лай собак, и хохот дворни молодой?

Над ней рой жалящих, звенящих насекомых.
Взмахнуть на них хвостом... да стоит ли того?
Она похожа на кого-то из знакомых,
Но только вспомнить не могу я, на кого.

1915
* Ничто (лат.).
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
                ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
                <<< в интернете о нём не много, поэтому почти всё (кроме перечня произве-
                дений) из Википедии:

Александр Сергеевич Вознесенский (настоящая фамилия Бродский, 28 февраля (11 марта) 1880,
Вознесенск,   Елисаветградский уезд,   Херсонская губерния — 22 января  1939,   Новая Шульба,
Семипалатинская  область,  Казахская ССР) — русский драматург,  сценарист  и  педагог,  поэт, литературный критик.  Переводчик с польского (произведения  С. Пшибышевского,  Ю. Словац-
кого и др.).

Биография:
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------Юрист по образованию.

Печатался в альманахе «Союз», сборнике «Прометей», «Новой жизни», «Новом журнале для всех»,
«Свободных мыслях», «Одесских новостях», «Одесском листке».

В 1911 году К. А. Марджановым в МХТ была поставлена его пьеса «Слёзы». В 1914 году «Слёзы»
были экранизированы А. А. Ханжонковым и имели большой успех. Вознесенский много работал в
кино,  по его сценариям  поставлено  более 10 картин,  в том числе  «Королева экрана»  («Великий
немой»). Первый русский профессиональный киносценарист,  идеолог  психологического  кинема-
тографа как «искусства будущего». В 1917 открыл в Петрограде студию экранного искусства (впо-
следствии кинотехникум), затем был директором такой же студии в Киеве.

Как драматург Вознесенский испытал сильное влияние Леонида Андреева и Пшибышевского, а так-
же идей К. С. Станиславского, у которого учился.

Собрал большую коллекцию фотографий и автографов, написал воспоминания (не опубликованы).
Репрессирован. Умер в 1939 году в селе Новая Шульба Семипалатинской области.

***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
                ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
                <<< на этом можно было-бы и закончить, но заметил три момента в Антологии
                Евтушенко, на которые хочется обратить внимание:
                1) Евгений Александрович выделил интересным  сочетание  двух  элементов:
                «Бродский» и «Вознесенский»,  а я бы  добавил третий  – «Александр Сер-
                геевич».
                2) Евтушенко говорит о «пошлости» стихотворения «Шоколад», написан ного
                «другим А. Вознесенским». Но я, в интернете нашёл  несколько  сайтов,  на
                которых приведены стихи, которые будто-бы из сборника Александра Воз-
                несенского «Путь Агасфера», так вот там  –  этот  самый  «Шоколад».  Мне
                правда кажется, что «Шоколад» написан другим человеком – мало того, что
                «тема» – дешёвенькая, а во вторых – язык… – ну никак не верится,  что  это
                писал тот-же человек, что и написавший «Nihil». Кстати там (на найденных
                мной сайтах)  –  ещё одно стихотворение  мне показалось «выбивающимся»
                из общего ряда – «Пенсне короля». Жаль,  но мне  нигде  не  удалось  найти
                другие сайты, или достоверного  «Содержания»  сборника  Александра Воз-
                не-сенского «Путь Агасфера», чтобы сделать другие выводы.
                3) В «Антологии» приведён только один стих А. Вознесенского. И у меня
                есть повод показать пару стихотворений, понравившихся мне:
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------

               О  СЕБЕ
 
   О чём бы ни писал поэт,
   Он пишет о себе.
   Его слова - всегда ответ
   Смеющейся Судьбе.
 
   Тоска цветов, и снежность гор,
   И Разин на ладье -
   Один и тот же приговор
   Неправому судье.
 
   Душа поэта - княжий сад.
   Но ночью сторожа
   Впускают бережно отряд
   Питомцев мятежа...
 
   И скоро в башне гаснет свет,
   Но кровь горит в борьбе...
   О чём бы ни писал поэт,
   Он пишет о себе.
 
------ ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------

               ***
 
   Мне кажется, что я пишу стихи
   Не потому, что я люблю их мерность,
   И сладость рифмы, тонкой, как духи,
   И строгой мысли лёгкую неверность.
 
   Когда звучит напев моих стихов,
   Стихи других мне кажутся певучей.
   А рифму - звон нежнейших из оков -
   Я нахожу среди простых созвучий.
 
   Но музыка иная есть во мне:
   Она живёт немолчной жизнью моря
   И в днях моих, и в беспокойном сне,
   С их явностью своею тайной споря.
 
   И в дни и в ночи, бледные, как дни,
   Она струит загадочно-могучий
   Зовущий свет, поющие огни,
   Маячащие в высоте над кручей.
 
   Мне чудится, что я пишу стихи -
   И близок свет из бездны музыкальной,
   Что я уже, как древле пастухи,
   К нему бреду от явности печальной...

------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------
***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** ***** *****
               З Н А Й   « Н А Ш И Х » !

               Сергей Мигаль Екб
               http://www.stihi.ru/avtor/mc001
------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- ------- -------


Рецензии