Слово изречённое
Сей бе искони к богу:
вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть.
В том живот бе, и живот бе свет человеком:
и свет во тме светится, и тма его не объят.
От иоанна святое благовествование. Зачало 1.
Написа же и титла пилат, и положи на кресте.
Бе же написано: иисус назорянин, царь иудейский.
Сего же титла мнози чтоша от иудей,
яко близ бе место града, идеже пропяша иисуса:
и бе написано еврейски, гречески, римски.
Глаголаху убо пилату архиерее иудейстии:
не пиши: царь иудейский:
но яко сам рече: царь есмь иудейский.
отвеща пилат: еже писах, писах.
От иоанна святое благовествование. Зачало 60.
В начале было Слово, и слово было к Богу. Но слово не изречённое, есть мысль, и зачастую мысль ещё не сформированная. Бог, в Его изначальном понимании, есть сила внешняя, сила необоримая, с которой надо жить в мире и согласии, ибо велика она и непознаваема.
Доброе утро Солнышко, доброе утро небо и земля, травы, деревья и облака, доброе утро Мир. Живите в мире, живите в согласии. Но осознавая себя, человек начинает осознавать и своё место в миру. Мысль начинает разветвляться и становиться всё причудливей. Человеку хочется освободиться от этого леса разросшегося в нём и он выпускает Слово наружу . Он произносит Его, он рождает мысль и слово оживает.
Боги создали людей, но прежде люди создали себе богов. Главный постулат: "В начале было Слово и Слово было к Богу и Слово было Бог ", трудно оспорить. Слово может повелевать, нести смерть и разрушение, но Слово может и лечить , и не только душевные раны. Отсюда следует, что Словом надо дорожить, и подходить к нему вдумчиво и осторожно. Но при этом Слово должно рождаться свободно, нельзя насильно заставлять поэта изрекать те словеса, которые ждёт от него толпа.
Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его...
«Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».
— Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.
А.С. Пушкин "Египетские ночи"
Намёки и ассоциации плетут стройную картину для того, кто ведает о всех нюансах заложенных в написанное. И хоть порой и сам поэт не в силах объяснить связь возникающих в его голове образов, однако, как говорила Анна Андреевна Ахматова:
"Ни разъяснять поэму, ни изменять ее я не буду. Еже писахъ — писахъ"
" Поэзия, голос поэтический, идея поэзии – она лишена признаков пола. Это не мужчина, не женщина, это – лирическое начало... Когда Муза диктует, она диктует и мужчине, и женщине. Но, я думаю, что в случае, когда она диктует мужчине, мужчина скорее заносится и начинает думать, что он – автор стихотворения. В то время как с женщиной, я думаю, это происходит несколько реже. По крайней мере, в творчестве Ахматовой заметно, что ей кто-то или что-то диктует. Она и сама об этом говорит довольно часто. Понятно, что это – троп, речевая фигура –- "мне кто-то диктует" – но, в ее случае, это нужно принимать буквальнее".
Иосиф Александрович Бродский
Поэта можно сравнить с пророком, они оба несут в себе тот поток информации, что формируется вне их, но чрез них изливается.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Г.Р. Державин.
Критик, человек рискующий взять на себя ответственность не только указать на естественные недостатки стихов, такие, как правила орфографии, ритмической или логической несостыковки, но зачастую и пытающийся разъяснить потаённый смысл произведения, должен подходить к тексту с большой осторожностью. Ведь он имеет дело с внутренним миром поэта, и одной голой логикой его не осилить. Ну как тут быть, если автор слова вложил смысл буквально в каждое слово, если нагромождение образов зашкаливает для обычного восприятия и произведение несёт в себе даже неопределяемую многослойность. А в стихах такая многоплановость не редкость, язык зачастую сам несёт в себе эту загадочность. Например понятие "Тройка"; это и цифра, и запряжённые лошади – символ свободы, (Н.В. Гоголь – "Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал? ", В.С. Высоцкий – "По-над пропастью, по самому, по краю"), и чрезвычайная комиссия – символ кровавого диктата пролетариата; или скажем "Туз" – карта, сильный мира сего или арестант (бубновый туз на робе) – возвышение или падение. Так есть ли необходимость в пояснении, если автор подразумевает сразу и то, и другое, тот калейдоскоп ассоциаций, проносящихся перед ним. – Да, говорит критик, обязан донести.
Обязан, Донести – и как будто окунаешься в прошлое, где все мы были "обязаны" идти в одном строю с единой мыслью в голове.
"Человек может верить и не верить.. . это его дело! Человек - свободен.. .
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -
человек за все платит сам, и потому он - свободен!. . Человек - вот правда!
Что такое человек?. . Это не ты, не я, не они.. . нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет.. . в одном! ...
Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы.. .
Всь - в человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное -
дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит.. . гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. .
уважать надо!"
Алексей Максимович Пешков (Максим Горький)
Человек, бывает, говорит прямым текстом одно, а намекает при этом на ряд вызываемых этими образами ассоциаций. При том надо учесть, что он всегда пишет только о себе. О своих ощущениях и своём отношении к ним. Его воспоминания, начиная с детского возраста, цепляются за колючие тернии прошлого и возвращают к ним раз за разом. И если попытаться окинуть взглядом всё написанное, то откроется картина становлении личности. Это будет один роман, но писанный фрагментарно. Порой одна и та же страница переписывается бесконечно, пока не сложится в затейливый узор. И как можно выхватить один, или несколько фрагментов и по ним судить о цельности образа. Но критик, есть критик, он ведь тоже автор и волей – не волей подгоняет под себя чужое платье. Пока он молчит, он зритель, но родив слово, он переходит в авторы, а художник на время обсуждения, становится зрителем и критиком уже критика, творящим своё слово. И здесь намечается презабавная метаморфоза. Критик извлекает из себя наружу все свои бытовые проблемы; неудовлетворённость своим состоянием, духовным и материальным; свой жизненный опыт и наконец своё мировосприятие. И всё переносит на предмет подвергаемый критики. И от того, сумеет ли он отстраниться от своей личности, своего Я, зависит результат разбора. Но здесь его опять поджидает затыка. Одной логикой можно только классические образы понять.
Зеленая прическа,
Девическая грудь.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
С. А. Есенин
Автоматы выли,
Как суки в мороз;
Пистолеты били в упор.
И мертвое солнце
На стропах берез
Мешало вести разговор.
М. Л. Анчаров.
Мои мачты — как дряблые руки,
Паруса — словно груди старухи.
В. С. Высоцкий.
Всё это образы, рождённые художником. Он имеет право на них и странно прозвучали бы вопросы о возрасте берёзки, номере её бюста, стройности стана. Да и сама мысль оживить дерево не пугает, как не пугает "стеклянный взгляд", "одеревеневшие руки". Но вот возникает строка "Заря скользнула тихой сапой по разомлевшему стеклу", и критик уже указует на невозможность сего образа, так как "стекло хрупкое, разомлевшее стекло – это оксюморон, семантическая ошибка, ... использование слова в неправильном значении". Но у Рэй Брэдбери "И камни заговорили...", а у В.В. Маяковского солнце вообще ведёт беседу с поэтом, да и море у многих, дышит как живое. Значит - можно, можно представить раннее утро, сонное состояние, когда навь уступает место яви, и лукавый луч, скользнув по стене на подушку, начинает свой танец на чутких, но ещё пьяно-сонных веках человека. Ему кажется, что сам воздух начинается плавиться вокруг него, и разомлевшее от жары стекло медленно тает, уступая новому дню.
Почему же в одном случае это образ, а в другом – недоразумение. Или как у И. А. Крылова "А ларчик просто открывался". У критика, как любого человека есть свои слабости и приоритеты. Свой ученик всегда дороже чужака. И об истинной объективности разговора быть не может по определению. Каждый человек неповторим и чтоб до конца понять его, надо по крайне мере прожить его жизнь. Ведь зачастую мы творим себе кумиров, когда чувствуем необходимость в них, и многие произведения, вошедшие в "Золотой фонд", оказались там по одной банальной причине, они были востребованы своим временем. Нет, я вовсе не хочу сказать, что они не заслужили своих пьедесталов, но сколько творческих потуг вовремя не дошло до слушателя, а затем просто уже стали не интересны ему.
Так перед нами опять встаёт вопрос поставленный Александром Сергеевичем. Имеет ли право общество, или отдельный критик указывать художнику, что и как он должен донести. Обязан художник подгонять себя под зрителя, или зритель, как и творец, имеет право выбора, и то, что им не воспринимается, просто обойти стороной, без ни кому ненужных разборов... И ответ, как не странно, прост. Если замечание дельное и автор с ним согласен, то произведение может быть улучшено. Если же критик показывает своё бессилие и непонимание, то тем самым укрепляет в своей правоте автора.
Любая зрелая личность несёт в себе комплекс мировосприятия, и как говаривал Козьма Прутков: "Никто не обнимет необъятного", или проще: – Господь не познаваем, но поскольку СЛОВО и есть Бог, согласно Благовестию Иоанна, то значит Слово не познаваемо по определению и не терпит указаний, как и где ему прозвучать. Можно конечно заняться подчисткой и тогда вместо "И Слово было к Богу, и Слово было Бог", мы вдруг услышим "и слово было убого"... Именно услышим, хотя и написано оное раздельно, но изречённое слово порой меняет свою сущность и начинает свой самостоятельный путь. И как мудро тут может прозвучать детская поговорка: "первое слово, дороже второго".
Свидетельство о публикации №118012104327