Конкурс 19 Лепестки сакуры Интуитивность в хайку
На протяжении двух конкурсов мы усиленно работали над исключением оценочной характеристики автора в хайку. Мы шли до минимализма в использовании прилагательных, исключили полностью наречия и... дошла очередь до самого главного - имени существительного.
Немного из теории:
"Масаока Сики называл хайку поэзией существительного.
В жанре трехстиший хайку сложилась своеобразная картина мира. Тема поэзии хайку - "поэт и его пейзаж", а цель - "создать многочисленные образы, человеческие и данные небом, связанные со сменой весны, лета, осени, зимы" [Масаока Сики, т.4, с.14]
В хайку представлен мир без его предыстории, его, так сказать, "географический" образ. История присутствует в хайку как история времен года, история круговорота, совершающегося в природе, причем смена времен года вовлекает в движение все предметы и события, названные в стихотворении, и принимает космический характер. Конкретные вещи, относящиеся к миру хайку, включены во всеобщность круговорота, в череду бесконечных изменений, в систему повторяемости явлений природы, так же как и конкретные однократные события, имеющие место в каждом стихотворении.
Люди и предметы, относящиеся к природе, предстают как объекты художественного наблюдения, а не как объекты действия. Мир хайку - это вполне обозримый, конкретный мир, ограниченный жесткими рамками канона. Предметы, названные в хайку, содержат в себе опосредованную соотнесенность человека и природы, то, что связывает "ближний" (конкретный) план стихотворения с "дальним" (всеобщим). Вещь существует в хайку, с одной стороны, как замкнутая внутри себя, являющаяся объектом пристального внимания, самоценная, а, с другой стороны, сама она является связью с рядом неназванных в хайку вещей, создавая дополнительную протяженности стихотворного пространства."
На прошлом конкурсе мы заметили, что не всегда имя прилагательное несёт в себе оценочную характеристику:
*
станция Зима
пешеходный переход
в уличную хлябь
(Арина Шик)
Действительно, уличная, пешеходный - относится к географическому признаку. Оценки автора нет. Есть описание городского пейзажа. Некоторые задались вопросом, а есть ли здесь вообще пейзаж? Если Вам дадут бумагу и карандаш, неужели Вам не захочется рядом с пешеходным переходом вдоль дороги нарисовать пару деревьев или хоть какую-нибудь растительность. Но не на это обратил внимание автор. Зима не приходит в полной мере - унылость и грусть. Ведь, если выйти в поле, не увидишь ни цветов, ни растительности - мокрый снег. Но сегодня мы обращаем внимание на существительное. Одно из них в представленной хайку "хлябь". Не оценка ли это происходящего? Т.е. автор посмотрел и навязал нам свою оценку через существительное.
В другой хайку автор использовал выражение "по сторонам заросли травы", это равнозначно "сторонам, заросшим травой", не правда ли? Домысливать нечего. Всё сказали за нас: хлябь, заросли травы, оберег семьи (в другой хайку)... А надо, читая хайку, включать интуицию, достраивать недостроенное, смаковать увиденное и обнаружить новое, которое является по сути когда-то давно забытым старым. Со случайным соприкосновением образом интуитивно, подсознательно, включится и память, затрагивающая в свою очередь и чувства. Да, не сразу. А кто торопится?
================
Итак, давайте поработаем над тем, чтобы исключая оценку автора полностью, мы смогли задействовать интуицию читателя и тем самым передать и наши чувства. Для этого мы не будем писать никаких ребусов и загадок. Пишем просто и непосредственно так, чтобы саму картинку понял даже ребёнок, смог представить себе, а вот дальше.. дальше домысливают взрослые, подключая свою интуицию. Иными словами, поработаем над ИНТУИТИВНОСТЬЮ. Присутствие автора должно быть опосредованным. Чтобы легче было справиться с поставленной задачей, перед тем, как написать хайку словами, напоминаю, напишите мысленно её на полотне, как художник, и мысленно отойдите, рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. И помните, в этот раз мы будем обращать внимание и на имена существительные, чтобы они тоже не содержали оценки автора.
Итак, задание для конкурса «ИНТУИТИВНОСТЬ В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ОЦЕНКИ АВТОРА ВО ВСЕХ ЧАСТЯХ РЕЧИ, ОСОБЕННО В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. А также будет приниматься во внимание фонетическое звучание, благодаря наличию АЛЛИТЕРАЦИИ И АССОНАНСАМ. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуются. Вместе с поставленной задачей не забывайте, что каждое слово в хайку должно быть на своём месте и незаменимо. И стараемся употреблять как можно меньше предлогов и союзов, и если употребляем, то не более 2-х и обязательно разные.
Для настроения рекомендуемая тема "ЗАНЕСЁННЫЕ СНЕГОМ". Но не обязательно.
Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
ignattur@gmail.com (можно послать сообщение на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ.
Призовой фонд:
1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Никакой навязываемой оценки автора!
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новые работы! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 30 ЯНВАРЯ 2018 года, вторник, или до 25 работ! После будет объявлено голосование!
Принято 21 хайку.
Ведущая конкурса Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №118011600720
Клуб Золотое Сечение 31.01.2018 00:47 Заявить о нарушении