О тайном намерении Софии Палеолог. Часть 2

Тема: Кто из царского окружения способствовал забвению церкви Сергея Радонежского?

Доброе утро, судари и сударыни!

Из прошлого материала о жизни царицы Зои Палеолог Вы узнали об особенностях её характера, сформированого в суровых условиях жизни: трагическими событиями падения Константинополя; поведением её отца Фомы Палеолога, деспота Мореи, в час падения Византии; принятием каталицизма; воспитания в духе преданности католической веры кардиналом Виссарионом Никейским (архитектором унии 1439 года между православными и католиками), сватанием Софии за великого князя московского Ивана 3 Васильевича, противостояния московского окружения и собственных корыстолюбивых мыслей царицы Софии Палеолог...

    Чтобы более глубоко понять тайные помыслы Софии Палеолог необходимо хорошо разобраться с расстановкой действующих сил на политической сцене 15 века:
 
    В мире изменилась роль православной церкви, вызванное принятием Флорентийской унии 1439 года, подчиняющей православную византийскую церковь папе римскому и ослабляющей позиции православия во всём мире. Поэтому я поведаю вам, судари и сударыни, об этой унизительной унии в общих чертах, чтобы познали вы всю низость человеческого мышления, направленного со стороны пап к мировому господству любой ценой, даже ценой предательства чужой веры:

   "Главный спор шел об исхождении Св. Духа. Наши единоверцы греки держались учения, что Дух Святой исходит от Отца, а римляне прибавляли: и Сына. При этом они ссылались на некоторые древние рукописи, а греки утверждали, что они подложные. Пятнадцать раз сходился Флорентийский собор для прений об этом вопросе. Споры становились резкими. Марк Эфесский особенно горячо ратовал против латинской ереси, не позволявшей православным соглашаться на унию. Император и папа старались всеми мерами сдержать раздор; говорят, были пущены в дело даже угрозы и подкупы. Наконец греки уступили – согласились заключить Флорентийскую унию, признав учение западной церкви об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, а также и о том, что, кроме ада и рая, есть еще чистилище, где очищаются души от грехов для перехода в рай. Условия Флорентийской унии признавали также, что опресноки и квасный хлеб одинаково могут употребляться при священнодействии, а главное, чего добивался папа, признали, что он – наместник Христа и глава всей христианской церкви и византийский патриарх должен подчиняться ему." [1]

   Уважаемые судари и сударыни! Я перевожу ваше благосклонное внимание на поступки великого князя московского Ивана 3, после его женитьбы в 1472 году на византийской женщине Софии Палеолог, на те моменты его жизни, которые намекают нам косвенно на тайное влияние этой хитрой царицы на великокняжеский ум своего мужа:

   1) "В 1473 году Иван 3 забрал все города у своего умершего брата Юрия( Георгия)  Васильевича и со своими родными братьями не поделился;" [2]

   2) "В 1473 году Иван 3, желая подлизаться к своему брату Борису, отдал ему Вышгород;" [2]

   3) "В 1479 году Иван 3 покусился на одно из старинных прав удельных князей- право принимать к себе отъехавших бояр: Слуги Ивана 3 попытались схватить боярина, князя Ивана Лык- Оболенского, недовольного великим князем и отъехавшего к князю Борису, прямо посреди княжеского двора Бориса;" [2]

   4) "После этого Борис, соединившись с другим братом Андреем Большим (Горяем), выступил на великого князя. Братья, соединившись, двинулись с войском в Новгородскую область, а оттуда повернули к литовскому рубежу и вошли в сношения с польским королём Казимиром, который, впрочем, не помог им. Они рассчитывали было найти поддержку во Пскове, но обманулись. Желая разделить их интересы, великий князь посылал отдельно к Андрею, предлагая ему Калугу и Алексин, но Андрей не принял этого предложения. Нашествие Ахмата (1480) способствовало примирению братьев. Иван сделался сговорчивее и обещал исполнить все их требования, и Андрей с Борисом явились с войском к великому князю на Угру, где он стоял против татар. Примирение состоялось при посредничестве матери — инокини Марфы, митрополита Геронтия и епископов: Вассиана Ростовского и Филофея Пермского. Иван III отчасти удовлетворил требования братьев и заключил с ними мир. Князь Борис вначале претендовал на Суходол, но по договору получил только села, бывшее владение Марии Голтяевой, жены князя Ярослава Владимировича." [2]

   5) "В 1485 году князь Борис Волоцкий, вместе с братом Андреем Большим, участвовали в походе великого князя московского Ивана III на Тверское княжество. В 1486 г. был заключены новые договора великого князя с братьями. В нем Иван III выступает уже не как старший брат, а как господин. Младшие братья отказывались от претензий на получение доли во вновь приобретенных землях;" [2]

   6)"В 1491 году князь Андрей был заточен в тюрьму. Князь Борис был вызван в Москву 7 октября, он ожидал участи брата, но вымолил помилование и 10 октября выехал из Москвы." [2]

   7) "Весной 1477 года в Москве собралось некоторое количество жалобщиков из Новгорода. Среди этих людей были два мелких чиновника — подвойский Назар и дьяк Захарий. Излагая своё дело, они назвали великого князя «государем» вместо традиционного обращения «господин», предполагавшего равенство «господина великого князя» и «господина великого Новгорода». Москва немедленно ухватилась за этот предлог; в Новгород были отправлены послы, потребовавшие официального признания титула государя, окончательного перехода суда в руки великого князя, а также устройства в городе великокняжеской резиденции. Вече, выслушав послов, отказалось принять ультиматум и начало подготовку к войне."  [2]


   8) "9.10.1477 года великокняжеская армия отправилась в поход на Новгород. К ней присоединились войска союзников — Твери и Пскова. Начавшаяся осада города выявила глубокие разногласия среди защитников: сторонники Москвы настаивали на мирных переговорах с великим князем. Одним из сторонников заключения мира являлся новгородский архиепископ Феофил, что давало противникам войны определённый перевес, выразившийся в отправлении к великому князю посольства с архиепископом во главе. Но попытка договориться на прежних условиях не увенчалась успехом: от имени великого князя послам были заявлены жёсткие требования («Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти, посаднику не быти, а государство нам своё держати»), фактически означавшие конец новгородской независимости. Столь явно выраженный ультиматум привёл к началу в городе новых беспорядков; из-за городских стен начался переход в ставку Ивана III высокопоставленных бояр, в том числе военного предводителя новгородцев, князя Василия Гребенки-Шуйского. В итоге решено было уступить требованиям Москвы, и 15.1.1478 года Новгород сдался, вечевые порядки были упразднены, а вечевой колокол и городской архив были отправлены в Москву." [2]

   9) "В 1482 году Михаил Андреевич Вирейский, двоюродный брат отца Ивана 3, дал обещание, что после его смерти Белоозеро вновь вернётся Московским князьям. Своей уступчивостью он не давал повода Ивану 3 проявить свой гнев и отобрать у него Верейский удел. Однако Иван 3 всё-таки нашёл повод к чему придраться. Случилось, что у сына Михаила, Василия, были найдены некоторые вещи первой жены великого князя, Марии Тверской (Василий получил их в приданое за своей женой). Иван 3 велел отобрать у него женино приданое, у самого Михаила за вину сына отобрал Верейскую волость. Позже правда он вернул её в виде пожалования, без права передачи по наследству. После смерти Михаила Верея была присоедина к Москве." [2] 

  10) "Выяснив, что хан Ахмат двигается к границе Великого княжества Московского, Иван III, собрав войска, также направился на юг, к реке Оке. На помощь великокняжескому войску пришли также войска тверского великого князя. В течение двух месяцев готовая к бою армия ждала противника, однако хан Ахмат, также готовый к бою, не начинал наступательных действий. Наконец, в сентябре 1480 года хан Ахмат переправился через Оку южнее Калуги и направился по литовской территории к реке Угре — границе между московскими и литовскими владениями.
30 сентября Иван III оставил войска и выехал в Москву, дав распоряжение войскам под формальным командованием наследника, Ивана Молодого, при котором также состоял его дядя, удельный князь Андрей Васильевич Меньшой, двинуться в направлении реки Угры. Одновременно князь приказал сжечь Каширу. Источники упоминают о колебаниях великого князя; в одной из летописей даже отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро»." [2]

   11) "Серьёзная борьба между сторонниками самостоятельности и приверженцами Москвы развернулась в начале 1480-х годов в сохранившей значительную автономию Вятке. Первоначально успех сопутствовал антимосковской партии; в 1485 году вятчане отказались участвовать в походе на Казань. Ответный поход московских войск не увенчался успехом, более того, из Вятки был изгнан московский наместник; наиболее видные сторонники великокняжеской власти были вынуждены бежать. Лишь в 1489 году московские войска под командованием Даниила Щени добились капитуляции города и окончательно присоединили Вятку к Российскому государству." [2]

   12) "Практически утратило свою самостоятельность и Рязанское княжество. После смерти в 1483 году князя Василия на рязанский престол взошёл его сын, Иван Васильевич. Ещё один сын Василия, Фёдор, получил Перевитеск (он умер в 1503 году бездетным, оставив владения Ивану III). Фактической правительницей княжества стала вдова Василия, Анна, сестра Ивана III. В 1500 году рязанский князь Иван Васильевич умер; опекуншей малолетнего князя Ивана Ивановича стала сначала его бабка Анна, а после её смерти в 1501 году — его мать Аграфена. В 1520 году со взятием москвичами в плен рязанского князя Ивана Ивановича фактически Рязанское княжество окончательно превращается в удельное княжество в составе Российского государства." [2]

   13) "Отношения с Псковской землёй, оставшейся в конце правления Ивана III практически единственным независимым от Москвы русским княжеством, также проходили в русле постепенного ограничения государственности. Так, псковичи теряют последние возможности влиять на выбор князей-великокняжеских наместников. В 1483—1486 годах в городе произошёл конфликт между, с одной стороны, псковскими посадниками и «черными людьми», и, с другой стороны, великокняжеским наместником князем Ярославом Оболенским и крестьянами («смердами»). В этом конфликте Иван III поддержал своего наместника; в конечном итоге, псковская верхушка капитулировала, выполнив требования великого князя." [2]

  14) "Следующий конфликт между великим князем и Псковом разгорелся в начале 1499 года. Дело в том, что Иван III решил пожаловать своего сына, Василия Ивановича, новгородским и псковским княжением. Псковичи расценили решение великого князя как нарушение «старины»; попытки посадников в ходе переговоров в Москве изменить ситуацию привели лишь к их аресту. Только к сентябрю того же года, после обещания Ивана соблюдать «старину», конфликт был разрешён." [2]

  15) @Наиболее глубокий характер носили перемены, постигшие Новгородскую землю. Отличия общественного строя Новгородского государства от московских порядков носили куда более глубокий характер, нежели в прочих новоприсоединённых землях. В основе вечевых порядков лежало богатство новгородской боярско-купеческой аристократии, владевшей обширными вотчинами; огромными землями также располагала новгородская церковь. В ходе переговоров о сдаче города великому князю московская сторона дала ряд гарантий, в частности, было обещано не выселять новгородцев «на Низ» (за пределы новгородской земли, на собственно московскую территорию) и не конфисковать имущество."  [2]

  16) Но великий князь Иван 3 не сдержал своих обязательств, а поступил иначе:

      "Сразу после падения города были произведены аресты. Была взята под стражу непримиримая противница Московского государства Марфа Борецкая, огромные владения семьи Борецких перешли в руки казны; схожая участь постигла ряд других вождей пролитовской партии. Помимо этого, был конфискован ряд земель, принадлежавших новгородской церкви. В последующие годы аресты были продолжены: так, в январе 1480 года под стражу был взят архиепископ Феофил; в 1481 году попали в опалу недавно принятые на государеву службу бояре Василий Казимир, его брат Яков Коробов, Михаил Берденев и Лука Фёдоров. В 1483—1484 годах последовала новая волна арестов бояр по обвинению в государственной измене, в 1486 году из города было выселено пятьдесят семей. И, наконец, в 1487 году было принято решение о выселении из города всей землевладельческо-торговой аристократии и конфискации её вотчин. Зимой 1487—1488 года из города было выселено около 7 000 человек — бояр и «житьих людей». В следующем году из Новгорода было выселено ещё более тысячи купцов и «житьих людей». Их вотчины были конфискованы в казну, откуда частично были розданы в поместья московским детям боярским, частично переданы в собственность московским боярам, а частично составили владения великого князя. Таким образом, место знатных новгородских вотчинников заняли московские переселенцы, владевшие землёй уже на основе поместной системы; простой народ переселение знати не затронуло. Параллельно с конфискациями вотчин была проведена перепись земель, подведшая итог земельной реформы. В 1489 году таким же образом была выселена часть населения Хлынова (Вятки)." [2]

  17) "Ликвидация господства старой землевладельческо-торговой аристократии Новгорода шла параллельно с ломкой старого государственного управления. Власть перешла в руки наместников, назначавшихся великим князем, и ведавших как военными, так и судебно-административными делами. Потерял значительную часть своей власти и новгородский архиепископ. Им после смерти в 1483 году архиепископа Феофила (арестованного в 1480 году) стал троицкий инок Сергий, сразу восстановивший против себя местное духовенство. В 1484 году его сменил назначенный из Москвы архимандрит Чудова монастыря Геннадий Гонзов, сторонник великокняжеской политики. В будущем архиепископ Геннадий стал одной из центральных фигур в борьбе против ереси «жидовствующих»." [2]

  18) "Перемены в положении великого московского князя, превратившегося из правителя одного из русских княжеств в повелителя обширной державы, не могли не привести к переменам в титулатуре. Как и его предшественники, Иван III пользовался (например, в июне 1485 года) титулом «великого князя всея Руси», что потенциально означало ещё и претензии на земли, находившиеся под властью великого князя Литовского (также именовавшегося, помимо прочего, «великим князем русским»). В 1494 году литовский великий князь выразил готовность признать этот титул. В полный титул Ивана III были включены также и названия земель, вошедших в состав России; теперь он звучал как «государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных». Ещё одним нововведением в титулатуре стало появление титула «самодержец», являвшегося калькой византийского титула «автократор». К эпохе Ивана III относятся и первые случаи использования великим князем титула «царь» (или «кесарь») в дипломатической переписке, — пока только в отношениях с мелкими германскими князьями и Ливонским орденом. Этот факт чрезвычайно показателен: со времён начала монголо-татарского ига «царём» именовался хан Орды; к русским князьям, не имеющим государственной самостоятельности, такой титул почти никогда не применялся." [2]

  19) "Помимо принятия новых титулов и символики, заслуживают внимания также появившиеся в правление Ивана III идеи, составившие идеологию государственной власти. Прежде всего стоит отметить идею преемственности великокняжеской власти от византийских императоров; впервые эта концепция появляется в 1492 году, в труде митрополита Зосимы «Изложение Пасхалии». По мнению автора этого сочинения, Бог поставил Ивана III, как и «новаго царя Константина новому граду Констянтину, — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя». Чуть позже подобное сравнение обретёт стройность в концепции «Москва — третий Рим», окончательно сформулированной монахом псковского Елизарова монастыря Филофеем уже при Василии III." [2]

  20) "Ещё одной идеей, идеологически обосновывавшей великокняжескую власть, была легенда о регалиях Мономаха и о происхождении русских князей от римского императора Августа. Отражённая в несколько более позднем «Сказании о князьях владимирских», она станет важным элементом государственной идеологии при Василии III и Иване IV. Любопытно, что, как отмечают исследователи, первоначальный текст легенды выдвигал в качестве потомков Августа не московских, а тверских великих князей." [2]
 

   Какие же выводы приходят на ум по прочтении тайного влияния властолюбивой царицы Софии Палеолог на ласковый ум царя Василия III? А вот какие:

  1) Вывод: Жена Ивана 3 София Палеолог, обладая глубоким, острым и хитрым умом,и имея под своим началом умных греческих советников, исподкишка вмешивалась в государственные дела своего мужа. Кроме этого, она способствовала колосальному наплыву византийских священников, лишённых своих церковных уделов на землю русскую, из- за того, что они стали никому не нужны и потеряли свои церкви благодаря падению Византийской империи в 1453 году ( более 1000 византийских священников получили епархии на земле русской ).

  2) После падения Новгорода Вечевой колокол и весь новгородский архив с русскими берестяными грамотами, описывающими истинную историю земли русской был отправлен в московские объятья царицы Софии Палеолог. Почему? Как вы считаете, мои проницательные читатели? Не для того ли, чтобы переписать историю Руси на коварный византийский манер, то есть на свой собственный лад?

 3) Дворцовый круг Софии Палеолог был в оппозиции к дворцовому другу Елены
Волшанки, стремящеся продвинуть царевича Василия на царствование и оттеснить царевича Дмитрия от власти.

1) [1]:
2) [2]: Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван III Васильевич


Рецензии