Интервью с Борисом Терновским
Встреча в Борисом Терновским в редакции журнала «Меллон», 2001 год.
Нашего сегодняшнего гостя мы знаем прежде всего благодаря «Ордену рыцарского единения (в просторечии «Орден белого единорога»), именно они и представили его «широкому игровому миру».
Нам всем известны его баллады о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Именно они более всего распространены в фонотеке Человека Играющего. Гораздо реже встречаются славянский или пиратский циклы песен. Мало кто слышал песни булгаковского цикла (он ещё даже не закончен).
Его песни требуют от слушателя достаточно много внимания и сосредоточения. Этим словам хочется отдать всего себя без остатка, и немудрено понять, отчего тому многое дано, кто владеет Словом.
Сегодня в гостях у редакции «Меллона» Борис Терновский.
Как всегда, мы были не оригинальны в выборе первого вопроса...
– Расскажите, пожалуйста, как и когда Вы начали писать?
– Писать я начал, в общем-то, давно. Ещё до того, как я пришёл в ролевое движение. Наверно, лет с восемнадцати.
Наработано было много. Я не рассчитывал писать «рыцарские» песни. В 1995 году «Орден рыцарского движения» готовился к выступлению на Андреевском спуске. Тогда я впервые попробовал играть песни балладного плана. Уже после того, как эти песни понравились слушателям, работа продолжилась. Был создан цикл «Смерть короля Артура». Поскольку эта легенда очень многоплановая, и она меня интересовала ещё раньше (правда, я никогда не думал, что буду писать на эту тему), я хотел сделать цикл песен так, чтобы этот момент гибели короля Артура и Камелота был освещён с различных точек зрения. С точки зрения короля, Ланселота Озёрного, сэра Мордреда, феи Морганы... Цикл был закончен и записан в 1997 году. Приходила заинтересованная, доброжелательная почта. Записи более-менее разошлись. Я считаю, что пока не исчерпал тему.
– Перед какой аудиторией Вам приятнее всего выступать?
– Я не делаю различий «по направлениям» аудитории. Аудитория, которая любит чисто бардовскую песню или ролевое движение... Для меня, в принципе, важно, чтоб мой слушатель был способен думать и сопереживать. Неравнодушный слушатель. С ним всегда можно найти некие «общие моменты». Очень многие люди, которые практически случайно оказывались на рыцарских турнирах, просто зрители подходили, интересовались и даже делали выступления в тех же школах. Учителя для своих учащихся. Я хотел бы, чтобы мои произведения воспринимались как песни с достаточно серьёзной смысловой нагрузкой. В наше время это не для всех. Сейчас привыкли к лёгким песням, не требующим внутренней работы. Моя главная задача – заставить человека задуматься.
– Судя по Вашему стилю исполнения, Вам очень дорог Высоцкий, и Вы уважаете его личность. Насколько верно данное впечатление?
– Верно, мне дорог Высоцкий. Когда я только начинал учиться играть на гитаре (стихи я начал писать несколько раньше), я послушал Высоцкого и прикинул, что гитара способна подчеркнуть особые моменты в тексте. Именно тогда я начал усиленно осваивать гитару.
Да, он мне близок. Но когда мою манеру петь начинают полностью отождествлять с Высоцким, я считаю, что люди не очень хорошо знакомы с творчеством самого Высоцкого. Это во-первых.
Во вторых, я считаю, что направление бардовской песни, которое он задал, совершенно безосновательно заброшено. Мало кто развивает именно эту стилистику. Её отдали на откуп тем, кто пытается работать в жанре городского романса. Я считаю, что это неправильно и ситуацию надо исправлять.
– Вас вдохновляют легенды о короле Артуре и рыцарская культура вообще. Что нужно современному человеку, чтобы стать истинным рыцарем?
– Наверно, ему надо просто-напросто усвоить именно рыцарский кодекс отношения к жизни, заострять внимание не на том моменте, насколько провозглашаемый в своё время рыцарский кодекс и его идеалы не соответствовали тому, что творилось в реальной жизни, а стремиться именно к его идеальной стороне.
– Какая из легенд артуровского цикла и какая личность из них импонируют Вам больше всего?
– В артуровском цикле мне дороги многие персонажи. В самом же цикле мне близко то, на что, как мне кажется, мало обращают внимание и в версиях в стиле «фэнтези» и в других: многоплановость действия и каждого героя вообще.
Наиболее близок мне король Артур. Причём именно по-человечески. Когда я писал Артура, я прежде всего старался затушевать мистические варианты, которые существуют, и выдвинуть именно борьбу Добра и 3ла в каждом человеке, которая там представлена.
– Встречались ли Вам в жизни люди, достойные рыцарского звания?
– Будем считать, что да.
– Вы достаточно давно общаетесь с «игровой» публикой. Кто они для Вас, и что Вы от них получаете или теряете в моральном смысле?
– Для меня они – люди, которым я хочу что-то дать. Я уповаю на то, что какие-то мои слова остаются с ними, несмотря на то, что люди с возрастом меняются, и кто-то даже отходит от игрового движения.
Получаю я от них очень много. В игровой среде есть достаточно много людей начитанных и эрудированных, от которых я могу получить информацию, критические замечания, даже темы песен в том числе. В моральном плане я, слава Богу, ничего не теряю.
– Вы ездите на игры просто как гость или избираете себе роль?
– У меня отношение к ролевым играм вот какое. Поскольку я там бард или менестрель, то, я считаю, моя первоочередная задача – быть именно менестрелем. В отношении наших игр – я считаю их недостатком несоздание соответствующей атмосферы. То-есть на полигоне должны присутствовать не только прекрасные дамы, отважные рыцари или разбойники, благородные или неблагородные. Должны присутствовать и другие представители средневекового общества. Средневековье без менестрелей и трубадуров представить сложно. Эта часть средневекового общества должна честно играть свою роль и воссоздавать атмосферу эпохи.
– Что человеку могут дать игры?
– Игры могут многое дать человеку. И не в каком-то прикладном смысле – «насколько хорошо он владеет мечом», а как возможность раскрыть в себе что-то новое даже для самого себя.
– Должно ли что-то измениться в играх?
– Мне кажется, что негативный аспект игр постепенно отойдёт. Им является неполное осознание теми, кто сейчас ездит на полигон, чем они, собственно, занимаются. Во многих случаях Игры превращаются в туристический выезд за город, отягощённый доспехом. И, соответственно, это представляет собой обыкновенное тусовочное собрание. Насколько мне известно, на Играх, которые происходят в России, Игры как начались, так и продолжаются круглосуточно. Даже по бытовым вопросам игроки обращаются друг к другу, не выходя из образа. А у нас, как только смеркается, - события не имеют отношения к Игре.
– Согласны ли Вы с идеей Бердяева о грядущей «эре нового средневековья»?
– Я не анализировал для себя этот аспект и не пытаюсь быть пророком в этой части. Я просто пытаюсь реагировать в меру своих сил на те изменения в мире, которые происходят. Но, если считать, что события развиваются по спирали, то – вполне возможно. Посмотрим...
--------------------------------
Все песни автора можно прослушать по адресу:
https://www.youtube.com/channel/UCwGxbp5iXm2MAvhk-aBS-Ew
Или просто: Youtube. Борис Терновский.
Свидетельство о публикации №118011410039
Вот тоже кусочек сказки... http://youtu.be/65O8W6O4tJI ❤️❤️ с Улыбкой )))
Инесса Елисеева 20.03.2018 23:13 Заявить о нарушении