Матильда

Во славу русского балета
Легенд написано немало
Искусству танца дав начало
В эпоху яркого расцвета!

Пусть явь и сон слагают песни
О фуэте и пируэтах
О сногсшибающих балетах
И о полетах в поднебесье

О звездах танца, чьи таланты
Для всех сверкают вечным блеском
Заворожив фантазий всплеском
И драгоценных, как брильянты!

II

...Сверкают в вихре танца ножки
Под белой тканью тонких кружев
Не срезать доски бы до стружек
И не стереть носочки в крошки!

Второю будучи Кшесинской
Она вживалась тяжко в танцы
И чтобы взять для первой шансы
Крутилась сутками тростинкой

Не раз свои сбивала пальцы
В кровавые девичьи раны
Когда как грозные тираны
Учили танцам итальянцы

III

Но ей помог счастливый случай
С юнцом-наследником быть рядом
С ним обменявшись страстным взглядом
В одно мгновенье став везучей

И закрутившись в круг романа
Матильда оказалась феей
Любви изысканной лилеей
Богиней царской без изъяна

Помчались встречи, дни и ночи
В ампирных светлых залах в Зимнем
Где взгляды жаркие сквозь иней
Бросали в страстном блеске очи

IV

О, чудо! Вдруг краса проснулась
На сцене ожила Аврора
Чтоб после пробужденья Флоры
Она Венерой обернулась

Не зря мучительно уроки
Азы вбивали балерине
А ныне молодой богине
Открыв ей к славе все дороги

Ах, как пленили её нежность
И выразительные руки
И ножки, стали что упруги
Украсив техникою внешность

V

Сам Петипа, и сам Чеккетти
С божественной Вирджиньи Цукки
Узрев плоды своей науки
Матильде спели бы фугетте

Звезда блистала в марафоне:
«Эвника», «Эрос», «Баядерка»
Взрываясь брызгами фейерверка
И в Русском, в Лондоне, сезоне

И фуэте в тридцать два раза
Матильда первая в России
Свершила в знак любви усилий
В порыве страсти и экстаза

VI

И вот она - звезда балета
Став в Мариинке яркой примой
Самим царем боготворимой
Сверкнула в небе как планета

Что может выше быть полета
Когда небес взлетаешь выше
Когда блистаешь ты в Париже
И в танце жить всегда охота!

Как часто увлекает танец
В безумной быстрой круговерти
Где невзначай узрев лик смерти
Танцор вдруг подвернет свой палец

VII

Огни так гасятся арены
Когда промчится в жизни сказка
И вот финальная развязка
Уводит всех артистов сцены

Она, найдя покой навечно
Лежит в могиле с мужем, сыном
В Париже, ставшим ей чужбиной
Где жизнь свершилась скоротечно

Живя одною к танцам страстью
Она, горя в огне искусства
В балете воспевала чувства
Их покоряясь нежной властью

VIII

...Во славу русского балета
Танцуют новые легенды
Рождая звездные моменты
В лучах негаснущего света

Но будет страстью вдохновенной
Сверкать всегда звезда Кшесинской
Взлетевшей легкою снежинкой
Над русской театральной сценой

Еще не раз и не однажды
Возникнет вдруг красивый профиль
И вспыхнет взгляд, и вздрогнут брови
И в ней мечту увидит каждый

13-14 января 2018 г.

Матильда Кшесинская — российская артистка балета польского происхождения, прима-балерина Мариинского театра, заслуженная артистка Его Величества Императорских театров.
В 1890 году была принята в балетную труппу Мариинского театра, где поначалу танцевала как Кшесинская 2-я (Кшесинской 1-й официально именовалась её старшая сестра Юлия).
Она первая среди русских танцовщиц исполнила на сцене 32 фуэте подряд — трюк, которым до этого русскую публику удивляли только итальянки.
Роман между наследником, будущим императором  Николаем II и балериной длился около четырёх лет. А началось всё в 1890 году, когда царская семья во главе с Александром III присутствовала на выпускном спектакле балетного училища в Петербурге и где балерина и Николай оказались рядом за одним столом.
Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича, с которым вступила в морганатический брак и который усыновил её сына.
Матильда Кшесинская скончалась 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном.


Рецензии