О, Крым! Массандровский дворец!

  Массандровский дворец  - жемчужина Южного берега Крыма.
Красота дворца прекрасна, даже если вокруг царит зима!
   Массандровский дворец - воплощение аристократического вкуса и многогранной стилистики,
А перечень его обладателей содержит самые известные имена!
При них с дворцом свершалось великое преобразующее действо:
принц Карл Нассау-Зиген*, Потоцкие, Никитины, Воронцовы, Нарышкины и само императорское семейство.
  За каждой династией стояло определенное историческое событие,
которое накладывало свой отпечаток и на архитектонику дворцового ансамбля и его бытие.
    В изначально задуманном как средневековый замок  Массандровском дворце  сплелись вычурное барокко,
строгий классицизм, элементы готики и игривое рококо.
   Строительство началось ещё в 1881 году.
Граф Воронцов** был большой знаток и ценитель французской средневековой архитектуры. А это немало!
Поэтому вопроса, в каком стиле будет построено его новое имение в Крыму  – вообще не стояло.
  По задумке, дворец должен был напоминать величественные замки королей Франции.
Наверное, так бы оно и случилось.
Однако жизнь по-другому распорядилась.
    Судьба улыбнулась архитектурной судьбе, строение купил сам император Александр III.
Скалистая возвышенность, убегающий вдаль горизонт, близость моря –
Всё располагало к тому, чтобы именно здесь проводить свой летний отдых, где очаровывает Чёрного моря заря!
   Дворцовый ансамбль сохранил размеры и стиль прежнего строения,
но, используя новые декоративные материалы и приёмы, до неузнаваемости преобразился меж тем,
превратившись из аскетичного рыцарского замка в сказочный терем.
   Сам дворец был построен в местности, усеянной скалистыми гротами и источниками.
Задуманный как классический замок, дворец впоследствии был украшен маленькими башенками,
всевозможными трубами, витыми лестницами, огромными окнами,
многочисленными террасами и балконами, открытыми галереями.
   Для отделки стен дворца была  подобрал жёлтая плитка, а для кровли - особый чешуйчатый шифер.
После завершения работ по возведению сказочного дворца под Ялтой, в качестве очаровывающего взор дара
на территории был заложен парк площадью сорок два гектара,
в котором, помимо традиционных кипарисов, сосен и можжевельников, теперь там их – огромная семья,
посадили лимонные, оливковые, апельсиновые деревья.
    Дворец был предусмотрен для отдыха. Именно поэтому невысокие потолки в комнатах преобладают,
во дворце множество дверей, которые комнаты дворца соединяют.
каждая комната оборудована  камином – для тепла и уюта, где они незримо обитают,
   Согласно модным веяниям периода возведения здания, мужские комнаты строились в северной части дома,
в то время как женские – в южной, что каждому во дворце было знакомо.
Всё это придумано потому,
чтобы можно было быстрее и проще проходить большое количество комнат, не мешая никому.
   Здание гармонично соединило в себе не только наиболее яркие черты популярнейших стилей,
но и отличается тем, что сберегло в себе некоторые «послания» русской истории тех дней:
на самом верху южнобережной резиденции Александра III, как раньше называли Массандровский дворец,
водружён двуглавый орёл – всех славянских государств тогда и покровитель, и отец.
   Во дворце находятся уникальные предметы быта:  камин из цельного куска коричневого мрамора,
люстры ручной работы, сохранилась встроенная мебель (из красного дерева) и зеркала изначального интерьера.
   При О. С. Нарышкиной*** в Массандре в 1822 году
был заложен парк в английском стиле в тишине дубово-грабового леса,
в лесу были проложены дорожки, устроены аллеи, разбиты цветники, повсюду – чары, чудеса!
    В парке были посажены можжевельники, кедры, кипарисы, средиземноморские сосны,
а также экзотические фруктовые деревья - фиги, лимоны, апельсины, маслины.
    Здание дворца окружено кедрово-сосновым садом, все деревья  – изящнейшие,
сад органично разбавляют экзотические насаждения, даже сегодня плодоносящие.
  На дворце, возле него и в парке  расположено множество глиняных скульптур:
величественные сфинксы - настолько оригинальные, что некоторые имеют бюст аристократов того времени,
как будто лепились с их натур,
там же - и греческие боги, и весёлые сатиры, и, конечно, в стиле тех времён, необыкновенные химеры.
Это одна из черт пышного стиля барокко, показывающего даже скульптуры, отражающие  потусторонние миры!
К тому же считалось, что каменные «существа» способны выступать в роли оберегов.
И вся это неповторимое разнообразие и  красота – у восхитительных крымских берегов!

______
* Карл Нассау-Зиген -  адмирал российского гребного флота екатерининской эпохи.
** Граф Семён Романович Воронцов (1744-1832) — русский дипломат из рода Воронцовых, в 1784-1806 гг. посол в Великобритании. Один из наиболее последовательных русских англоманов (англомания - страстное почитание всего английского, будь то искусство, литература, история и т. д., и т. п., которое выражается в желании всячески подражать быту англичан и возвеличивать его), на протяжении полувека жил в Лондоне - брат княгини Екатерины Дашковой и канцлера Александра Воронцова. Автор обширной переписки с видными деятелями своего времени.
***  О. С. Нарышкина - дочь польского магната Станислава Щенсного Потоцкого; он - воевода русский (1782-1788), генерал-лейтенант польской армии (1784), генерал коронной артиллерии (1788-1792), староста белзский, грубешовский, сокальский, гайсинский и звенигородский; фактический руководитель пророссийской Тарговицкой конфедерации - союза польских магнатов.


Рецензии