Ища художественной правды...

Однажды моего товарища убили в смертной драке. Вижу, лежит он на земле голый, красивое мускулистое тело, и рана на голове. Помню, подумал тогда: вот если царевича Дмитрия писать буду, так его изображу. Василий Суриков. // …возникает образ Микеланджело, который ставил творчество выше жизни: «…а Бонаротти? Или это сказка тупой, бессмысленной толпы – и не был убийцею создатель Ватикана?» Александр Пушкин. // Ища художественной правды Золя не заботился о реакции прототипов своих персонажей, бывал беспощаден к друзьям и знакомым, к самому себе. Эдмон Гонкур возмущался: для творческих целей Золя использует даже предсмертную агонию близких людей. // Для красного словца не пожалеешь и отца. Поговорка. // Жерико хотел изобразить реальные страдания и деформации, что вносят в человеческий организм долгие дни лишений, болезнь и смерть. И он множит этюды с натуры, неутомимо пишет больных и умерших. Снимает мастерскую вблизи госпиталя, куда ему приносят трупы и отсечённые части человеческих тел, своего рода морг, где он хранит их до полного разложения. Жерико фиксирует трупные пятна, застывшие подтёки крови, ввалившиеся глаза, синеватую бледность кожи и палевую бледность губ, все жуткие гримасы смерти. До него никто из художников так пристально не вглядывался в лица мертвецов. Работает в обстановке, которую натурщики могли вытерпеть лишь недолго. Случайно встретив друга, заболевшего желтухой, приходит в восторг. «Дети в страхе убегали от меня, но я оказался прекрасен для живописца, искавшего всюду цвет, свойственный умирающему». Наконец Жерико уединяется в своей мастерской, обривает голову, чтобы не посещать светские вечера, и всецело отдаётся работе над огромным, семь на пять метров, полотном «Гибель «Медузы». Восемь месяцев напряжённо трудится с утра до вечера, видоизменяя многое на ходу. Посвятив уйму времени патологии, он почти не использовал свои мрачные этюды, сделав упор на психологию обречённых людей. // Во время любого соревнования следует действовать так, будто до самой последней минуты сохраняется вероятность проиграть его. Это относится к войне, политике, к чему угодно. Дуайт Эйзенхауэр. // Будь ты всегда так силён, как в минуты страстнейшего увлечения, ты был бы сильнейшим среди встреченных мной. Сёрен Киркегор.


Рецензии