Символы славянской жизни. Часть 1
Добрый вечер, судари и сударыни!
Я познакомлю вас в этот замечательный вечер с основными символами жизни наших светлых предков, наших пращуров, живших на территории современной Белоруссии в постоянном трудолюбии и благоденствии.
Своим помощником в путешествии по времени жизни я возьму светлую книгу "Послания предков", созданную корифеями белорусской мысли: редактором "Белорусской Энциклопедии имени "Петруся Бровки" А.М. Коршаком и фотокомпозиторами: А.П. Дрыбасом, М.С. Кацаром, Г.Л. Лихтаровичем, Я.М. Сахутом и В.У. Харченком.
Вот о чём они пишут на беларусском языке в предисловии книги:
"Многiя з нас хацелi пачуць галасы сваiх продкау, даведацца, пра што думалi, аб чым марылi у старажытнасцi пакаленнi беларусау, што яны любiлi, чаго баялiся, каго паважалi i што хацелi , расказаць нам, сваiм насчадкам. Гэта магчыма дзякуючы старадаунiм тканым i вышываным вырабам, якiя захавалiся да нашага часу. Калi уважлiва прыглядзецца да чароуных узорау, то у iх шмат чаго можна "прачытаць". Паколькi у арнаменце часта праяулялася асаблiвая фантазiя майстрых, то у кнiзе падаюцца найбольш пашыраныя сiмвалы i iх варыянты."
Давайте же и мы последуем за глубочайшей мыслью Коршака и проникнем в святую святых, в трудолюбивое сердце наших славных предков, и подумаем о славянских символах, помогающих нам стать более трудолюбивыми, добрыми и честными людьми.
"На тканях и вышитых изделиях наши предки оставили послания: в старожитное время от языческих богов, с принятием христианства до единого Христианского Бога, а также до своих предков, детей, родных и до будующих поколений. В этих посланиях сконцентрированы просьбы, мечты, надежды, добрые пожелания родным и близким, ощущения счастья или печали и многое другое. Тканные и вышитые рушники,* украшеные узорами,- это своеобразная летопись жизни их мастериц (производством обычно занимались женщины), запись их судьбы и мыслей. " ( Из книги "Беларускi арнамент. Ткатства. Вышыука." М.С. Кацара. 2009 год ).
"В каждом вытканом сантиметре тканины, в каждом стежку узора был заключен глубокий смысл. Рукодельные орнаменты считались волшебными. Наши предки, создавая их, пробовали что-то изменить вокруг себя, в своей жизни, судьбе, воздействовать на силы природы и на других людей." [1]
"Слово "орнамент" происходит от латинского "украшение" - нарисованный узор, сотворённый ритмическим повторением одного или нескольких элементов." [1]
"Белорусский орнамент- геометрический, но в нём часто присутствуют растительные и животные мотивы, мифологизированные предметы, сотворённые человеком, и другое. Все мотивы белорусского орнамента объеденены главным: во всех случаях они имеют добрый положительный смысл, мирный и благожелательный характер." [1]
"В старожитное время считали, что орнамент защищает от беды, был обращением до Богов, чтобы они благоприятствовали в жизни, чужим людям рассказывал о том, какие люди живут в той или иной местности и какое мировоззрение господствует у них, и вообще позволял белорусам "выделиться" среди иных народов." [1]
"При создании белорусского орнамента чаще использовались три цвета: красный, чёрный ( как небольшие дополнения) и белый ( обычно как фон)". [1]
Дорогие читатели, из курса нашей истории вы знаете, что "жизнь наших предков зависила от того, уродит ли рожь на поле, будет ли что есть детям? Самыми распространёнными мотивами на белорусских рушниках и покрывалах являются образы урожая и урожайности, среди которых: Ярила- Юрий, Житень, Спарыш, Рай, Житняя Баба, Богач, Полевик, капля- дождинка, зерно и другие. Изображая их, люди просили у Богов урожая или
выссказывали им свою радость и благодарность за благополучие. Символы урожая на тканных и вышитых изделиях часто соединяли один с одним, а также с иными узорами, например, хлеба, зерна или труда." [1]
"Мотив хлеба имел вид ромбов, вставленных один в один, или многогранников- кругов." [1]
"Символ зерна- это крестик. Каждое зерно- крестик могло быть акцентировано ещё четырьмя крестиками и помещена в стилизированную растительную гирлянду. Такие элементы равномерно "рассыпали" по поверхности тканного или вышитого изделия на одинаковом расстоянии один от другого." [1]
"Узор труда показывали в образе пчелы, которую в народном представлении связывали с трудолюбием и прилежанием, или условными символами." [1]
Пчела и зерно.
Много в мире пчёлок есть,
Всю родню не перечесть,
Но одна из них мила
И огнём любви полна.
Чуть забрезжит божий свет,
Чуть раскроется рассвет,
Как она лёгким крылом
Оглашает мир кругом.
Поработав час другой,
Пчёлка мчится на покой,
Но далёко путь лежит
И она на рожь летит.
Вот поспелое зерно
Лучиком озарено,
Песнь выводит в небеса,
Умножая голоса:
"Пчёлка, пчёлочка, пчела,
Где же утром ты была?
Что ты видела там- там,
Где смолкает птичий гам?"
Отвечает пчёлка ей:
- Я сбирала мёд с полей
И летела в улей свой,
И присела на покой.
Зёрнышко ей говорит:
- Ветер в небесах не спит.
Он резвится шалуном
И скрывает путь в твой дом.
- Как унять ветрову спесь
Подскажи, зерно, мне весть?
- Очень просто, о, пчела!
Я его с ума свела!
Я спою ему куплет
О любви, чей хрупок след.
Он услышит песнь мою
И заснёт в лучах, в раю.
Ты зря время не теряй,
А вдоль поля пролетай,
Возвращайся в свой удел
По лучам великих дел.
1) Примечание [1]- Источник текста взят из книги Коршак А.М. "Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, старонкi 2; 12
2) Примечание: Сама фотография узора зерна, пчелы и хлеба взята из той же книги Коршака А.М. ""Пасланнi ад продкау" РУП "Выдавецтва "Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броукi", 2017 года, на старонке 12.
Свидетельство о публикации №118011009483